Структура булинга как формы девиантного поведения и параметры эмпатии старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура булинга как формы девиантного поведения и параметры эмпатии старшеклассников



 

Соловьева Е.В.¹

solovyeva.ev205@gmail.com¹

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославль, Россия

 

Актуальность: В настоящее время общество столкнулось с разными видами социальных угроз. Пандемия как дестабилизирующий фактор тоже влияет на социальную адаптацию не только в образовательной среде, но и во всех других. Стали актуальны вопросы: скулшутинга (перевод с англ. школьная стрельба), буллинга (травли), и других видов отклоняющегося поведения старшеклассников. Какие есть способы совладания с девиантными формами поведения?

Научная новизна: В работе рассматривается не только конструктивное содействие параметров эмпатии на структуру буллинга, но и его деструктивное воздействие. Эмпатия имеет «темную» сторону воздействия, которая имеет сплочение с девиантным поведением старшеклассников.

Цель исследования: Найти деструктор буллинга, который будет разобщать структуру и изолировать агрессоров. Гипотезой исследования выступило предположение, что подобным деструктором являются эмпатические способности старшеклассников.

Материалы и методы: Исследование проводилось в старших классах (9-е и 10-е классы) с помощью опросниковых методик: В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» и методики на выявление «буллинг-структуры» Е.Г. Норкиной []. В общем количестве испытуемых – 103 человека.

Результаты и их обсуждение: В результате статистической обработки были получены данные, характеризующие интер-структурные связи.

 

Рис. 1. Структура буллинга и параметров эмпатии старшеклассников в школе.

Обозначения: Ин – Идентификация, ПС – Проникающая способность в эмпатии, У – установки, способствующие эмпатии, ИК - Интуитивный канал эмпатии, ЭК – эмоциональный канал эмпатии, РК – рациональный канал эмпатии, Общая – Общий уровень эмпатии, ИА – инициатор агрессии, П – помощник инициатора агрессии, З – защитник жертвы, Ж – жертва буллинга, Н – наблюдатель.

 

Исходя из представленных результатов, можно наблюдать, что эмпатические способности не только разъединяют структуру буллинга у старшеклассников, но и сплочают её (см. табл.1). Интуитивный канал эмпатии чаще проявляется у Помощников агрессора. Самой полезной способностью в эмпатии является Проникающая способность, поскольку она положительно взаимосвязана с ролью Защитника жертвы буллинга (см. рис.1).

 

Таблица 1. Индексы организации структуры буллинга и эмпатии у старшеклассников.

Индекс когерентности структуры

42

Индекс дивергентности структуры

40

Индекс организованности структуры:

2

 

Можно предположить, что эмпатия имеет многоуровневое строение, и интуитивное, имплицитное, неразвернутое понимание часто приводит к импульсивным поступкам. Возможно, также что старшеклассники, склонные к помощи агрессорам, обладают более когнитивно-простым мышлением, склонны к легкому принятию иррациональных установок, внушаемы. Нужно изменять установки на интуитивное принятие решений на более последовательное и рациональное.

Выводы: Установлено, что эмпатическое взаимодействие в виде интуитивного постижения даже положительно взаимосвязано с травлей у старшеклассников. Важно понимать многоуровневую природу эмпатии, чтобы нивелировать ее «темные» стороны.

Список литературы:

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.

2. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. 2016. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата обращения: 30.09.2021).

3. Карпов, А.В. Психология профессиональной адаптации: монография / А.В.Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Тернопол. - Ярославль: Институт “Открытое общество”, РПО, 2003. – 161 с.

4. Смирнов, А.А. Психотехнологии социальной адаптации в образовательном учреждении// 1-е изд. – Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2012. – 52с.

5. Роговин, М.С., Залевский, Г.В., Верифицируемое и интуитивное познание психического // СПЖ. 2001. №14-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verifitsiruemoe-i-intuitivnoe-poznanie-psihicheskogo (дата обращения: 30.09.2021).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.004 с.)