Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура булинга как формы девиантного поведения и параметры эмпатии старшеклассников
Соловьева Е.В.¹ solovyeva.ev205@gmail.com¹ Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославль, Россия
Актуальность: В настоящее время общество столкнулось с разными видами социальных угроз. Пандемия как дестабилизирующий фактор тоже влияет на социальную адаптацию не только в образовательной среде, но и во всех других. Стали актуальны вопросы: скулшутинга (перевод с англ. школьная стрельба), буллинга (травли), и других видов отклоняющегося поведения старшеклассников. Какие есть способы совладания с девиантными формами поведения? Научная новизна: В работе рассматривается не только конструктивное содействие параметров эмпатии на структуру буллинга, но и его деструктивное воздействие. Эмпатия имеет «темную» сторону воздействия, которая имеет сплочение с девиантным поведением старшеклассников. Цель исследования: Найти деструктор буллинга, который будет разобщать структуру и изолировать агрессоров. Гипотезой исследования выступило предположение, что подобным деструктором являются эмпатические способности старшеклассников. Материалы и методы: Исследование проводилось в старших классах (9-е и 10-е классы) с помощью опросниковых методик: В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» и методики на выявление «буллинг-структуры» Е.Г. Норкиной []. В общем количестве испытуемых – 103 человека. Результаты и их обсуждение: В результате статистической обработки были получены данные, характеризующие интер-структурные связи.
Рис. 1. Структура буллинга и параметров эмпатии старшеклассников в школе. Обозначения: Ин – Идентификация, ПС – Проникающая способность в эмпатии, У – установки, способствующие эмпатии, ИК - Интуитивный канал эмпатии, ЭК – эмоциональный канал эмпатии, РК – рациональный канал эмпатии, Общая – Общий уровень эмпатии, ИА – инициатор агрессии, П – помощник инициатора агрессии, З – защитник жертвы, Ж – жертва буллинга, Н – наблюдатель.
Исходя из представленных результатов, можно наблюдать, что эмпатические способности не только разъединяют структуру буллинга у старшеклассников, но и сплочают её (см. табл.1). Интуитивный канал эмпатии чаще проявляется у Помощников агрессора. Самой полезной способностью в эмпатии является Проникающая способность, поскольку она положительно взаимосвязана с ролью Защитника жертвы буллинга (см. рис.1).
Таблица 1. Индексы организации структуры буллинга и эмпатии у старшеклассников.
Можно предположить, что эмпатия имеет многоуровневое строение, и интуитивное, имплицитное, неразвернутое понимание часто приводит к импульсивным поступкам. Возможно, также что старшеклассники, склонные к помощи агрессорам, обладают более когнитивно-простым мышлением, склонны к легкому принятию иррациональных установок, внушаемы. Нужно изменять установки на интуитивное принятие решений на более последовательное и рациональное. Выводы: Установлено, что эмпатическое взаимодействие в виде интуитивного постижения даже положительно взаимосвязано с травлей у старшеклассников. Важно понимать многоуровневую природу эмпатии, чтобы нивелировать ее «темные» стороны. Список литературы: 1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с. 2. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. 2016. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата обращения: 30.09.2021). 3. Карпов, А.В. Психология профессиональной адаптации: монография / А.В.Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Тернопол. - Ярославль: Институт “Открытое общество”, РПО, 2003. – 161 с. 4. Смирнов, А.А. Психотехнологии социальной адаптации в образовательном учреждении// 1-е изд. – Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2012. – 52с. 5. Роговин, М.С., Залевский, Г.В., Верифицируемое и интуитивное познание психического // СПЖ. 2001. №14-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verifitsiruemoe-i-intuitivnoe-poznanie-psihicheskogo (дата обращения: 30.09.2021).
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.004 с.) |