Структура булинга как формы девиантного поведения и параметры эмпатии старшеклассников
Соловьева Е.В.¹
solovyeva.ev205@gmail.com¹
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославль, Россия
Актуальность: В настоящее время общество столкнулось с разными видами социальных угроз. Пандемия как дестабилизирующий фактор тоже влияет на социальную адаптацию не только в образовательной среде, но и во всех других. Стали актуальны вопросы: скулшутинга (перевод с англ. школьная стрельба), буллинга (травли), и других видов отклоняющегося поведения старшеклассников. Какие есть способы совладания с девиантными формами поведения?
Научная новизна: В работе рассматривается не только конструктивное содействие параметров эмпатии на структуру буллинга, но и его деструктивное воздействие. Эмпатия имеет «темную» сторону воздействия, которая имеет сплочение с девиантным поведением старшеклассников.
Цель исследования: Найти деструктор буллинга, который будет разобщать структуру и изолировать агрессоров. Гипотезой исследования выступило предположение, что подобным деструктором являются эмпатические способности старшеклассников.
Материалы и методы: Исследование проводилось в старших классах (9-е и 10-е классы) с помощью опросниковых методик: В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» и методики на выявление «буллинг-структуры» Е.Г. Норкиной []. В общем количестве испытуемых – 103 человека.
Результаты и их обсуждение: В результате статистической обработки были получены данные, характеризующие интер-структурные связи.

Рис. 1. Структура буллинга и параметров эмпатии старшеклассников в школе.
Обозначения: Ин – Идентификация, ПС – Проникающая способность в эмпатии, У – установки, способствующие эмпатии, ИК - Интуитивный канал эмпатии, ЭК – эмоциональный канал эмпатии, РК – рациональный канал эмпатии, Общая – Общий уровень эмпатии, ИА – инициатор агрессии, П – помощник инициатора агрессии, З – защитник жертвы, Ж – жертва буллинга, Н – наблюдатель.
Исходя из представленных результатов, можно наблюдать, что эмпатические способности не только разъединяют структуру буллинга у старшеклассников, но и сплочают её (см. табл.1). Интуитивный канал эмпатии чаще проявляется у Помощников агрессора. Самой полезной способностью в эмпатии является Проникающая способность, поскольку она положительно взаимосвязана с ролью Защитника жертвы буллинга (см. рис.1).
Таблица 1. Индексы организации структуры буллинга и эмпатии у старшеклассников.
| Индекс когерентности структуры
| 42
| | Индекс дивергентности структуры
| 40
| | Индекс организованности структуры:
| 2
|
Можно предположить, что эмпатия имеет многоуровневое строение, и интуитивное, имплицитное, неразвернутое понимание часто приводит к импульсивным поступкам. Возможно, также что старшеклассники, склонные к помощи агрессорам, обладают более когнитивно-простым мышлением, склонны к легкому принятию иррациональных установок, внушаемы. Нужно изменять установки на интуитивное принятие решений на более последовательное и рациональное.
Выводы: Установлено, что эмпатическое взаимодействие в виде интуитивного постижения даже положительно взаимосвязано с травлей у старшеклассников. Важно понимать многоуровневую природу эмпатии, чтобы нивелировать ее «темные» стороны.
Список литературы:
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
2. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. 2016. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата обращения: 30.09.2021).
3. Карпов, А.В. Психология профессиональной адаптации: монография / А.В.Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Тернопол. - Ярославль: Институт “Открытое общество”, РПО, 2003. – 161 с.
4. Смирнов, А.А. Психотехнологии социальной адаптации в образовательном учреждении// 1-е изд. – Ярославль: Яр. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2012. – 52с.
5. Роговин, М.С., Залевский, Г.В., Верифицируемое и интуитивное познание психического // СПЖ. 2001. №14-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verifitsiruemoe-i-intuitivnoe-poznanie-psihicheskogo (дата обращения: 30.09.2021).
|