Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Франции 1958 г .

Поиск

Авторы Конституции 1958 г. исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего предполагалось стаби­лизировать политическую систему путем "большей сбалан­сированности" всех видов власти и усиления независимо­сти исполнительной власти от политических маневров раз­личных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источни­ком только "мандат народа" (т. е. выборы). Однако еще бо­лее эффективным средством укрепления системы властво­вания должен был стать институт главы государства. Президент должен был выражать выс­шую волю государства по проблемам первостепенного зна­чения.

Эти идеи были четко проведены в тексте нового основ­ного закона. Свидетельством этому является сама структу­ра конституции, построенной по схеме президент - прави­тельство - парламент.

Центральным звеном всей полити­ческой системы стал президент. Ему была отведена роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства. Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. Он был наделён полномочиями, имеющими исключительный ха­рактер.

 Президент назначал главу правительст­ва, а по его предложению - остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете националь­ной обороны, в Высшем совете магистратуры. Президенту предос­тавлялись полномочия главы вооруженных сил, право на­значения на высшие гражданские и военные должности.

Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной сфере:

он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдель­ных его статей;

право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции;

право пе­редавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент;

право обращаться к парламенту с посла­ниями, которые не подлежат обсуждению;

право принимать ордонансы, имеющие силу закона.

  Президент получил так­же право роспуска нижней палаты парламента, что не характерно для чисто президентских республик. Он пред­ставлял Францию в международных отношениях, наделял­ся значительными прерогативами в области внешней поли­тики.

Помимо указанных полномочий, президент получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда "установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или вы­полнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено".

Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автома­тический созыв парламента, запрос мнения Конституцион­ного совета и т. п.).

 Деятельность президента в пери­од чрезвычайного положения никем не контролировалась. Свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в дей­ствие исключительных полномочий, передача законопроек­тов на референдум и ряд других - президент осуществлял единолично.

 Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом.

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политиче­ской практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть.

Второе место в государственном механизме Пятой рес­публики было отведено правительству. Прави­тельство должно определять и осуществлять "политику нации", распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр должен руководить деятельностью пра­вительства, нести ответственность за оборону страны, обес­печивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.

Таким образом, высшая исполнительная власть, по кон­ституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависе­ли от согласованности их действий при стратегическом вер­ховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.

 

На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он со­стоял из двух палат - Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избирае­мый путем косвенного голосования коллегиями выборщи­ков, должен был обеспечивать представительство террито­риальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции.

Специальный раздел Конституции был посвящен взаи­моотношениям между парламентом и правительством, в ко­тором отчетливо закреплялась доминирующая роль прави­тельства.

Акты парламента могли регулировать строго опреде­ленный и сравнительно небольшой круг вопросов (структу­ра и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать норматив­ные акты, имеющие силу закона (ордонансы), но только с разрешения парламента

Правительство обладало также значительными полно­мочиями по контролю над законодательным процессом. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклоне­нию внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения.

Конституция 1958 г. устанавливала ответственность правительства перед парламентом..

Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики, наиболее сущест­венные полномочия в определении и проведении государст­венной политики были переданы президенту. Режим Пятой республики стал в теории именовать­ся смешанным "президентско-парламентским" или "косвен­ным президентским" режимом, получившей в политической науке наименование "полупрезидентская республика".

Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосре­доточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов.

В юрисдикцию административных судов входит реше­ние вопросов о соответствии закону актов и действий ис­полнительных органов и должностных лиц, на практике - от решений муниципалитетов до актов президента

Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала сис­тему местного управления. Вместе с тем французская (кон­тинентальная) модель местного управления стала образцом для подражания в большинстве стран мира. В ней опреде­ленным образом сочетаются прямое государственное управ­ление на местах и местное самоуправление, причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов.

 Одно­временно нижестоящие звенья системы подчиняются вы­шестоящим. В этой сфере Конституция 1958 г. следовала распространенной теории, согласно которой существуют "ес­тественные" административно-территориальные единицы (село, город и др.), которые могут и должны формировать свои органы самоуправления, и "искусственные" образова­ния, т. е. созданные актами центральной власти (регион и т. п.), в которых управление осуществляется только пред­ставителями центральной власти.

 По конституции, местны­ми коллективами республики являются коммуны, департа­менты, заморские территории, которые свободно управля­ются выборными советами. Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления - муниципальный совет. В департа­ментах избираются генеральные советы. "Искусственным образованием", не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.

Вопрос 30

Организация местного самоуправления и судебной системы в современной Франции; правовые основы и принципы.

Вся система местных органов Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Они представлены коммунами, департаментами и регионами.

Основу территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает приблизительно 36 тыс. человек, управляется муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной власти. Совет управляет делами коммуны. Он принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы ее граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и т.д.).

Основной единицей административно-территориального деления Франции являются департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и так называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом департамента. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета (ранее это называлось службой префекта). Председатель подготавливает и исполняет решения Совета, несет ответственность за управление департаментом, является распорядителем кредитов, а также главой административных и технических служб департамента.

Самой крупной единицей в административном делении Франции является регион. В принципе, регион похож на департамент. У них примерно одни и те же органы власти и управления. Однако в отличие от департамента в каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

В Париже государство представлено двумя должностными лицами - Комиссаром Республики и Префектом полиции. Париж одновременно представляет и коммуну, и департамент, а его органом является Совет Парижа.

Французское местное и региональное управление строится на основе сочетания управления и самоуправления. Управление осуществляют назначаемые чиновники (комиссары Республики, супрефекты и др.). Самоуправление предоставлено выборным органам. Комиссар Республики назначается в каждый департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики наиболее значительного департамента является комиссаром региона. Финансовый контроль осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет счета местных коллективов, их законность и «надлежащее использование кредитов, фондов и ценностей.

 

 

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.

Система общих судов во Франции включает в себя Кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов. Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их принято именовать советниками), 36 советников-докладчиков различных категорий, а также генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов (все они являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора). Еще одна категория служащих Кассационного суда — аудиторы, которые вместе с советниками-докладчиками, имеющими совещательный голос и более высокий статус, участвуют в подготовке дел к слушанию.

Постановления Кассационного суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей трех палат, либо пленумом. Большинство дел рассматривается только в одной из палат. В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, но не обязательно, исчерпаны возможности обжалования в обычном, апелляционном, порядке.

По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного.

Апелляционные суды во Франции насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пять апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и по социальным вопросам.

Палаты по уголовным делам в составе председателя палаты и двух членов суда рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках (приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат).

Палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами (в частности, торговыми трибуналами).

Суды первой инстанции подразделяются применительно к разбирательству гражданских дел на трибуналы большого процесса и трибуналы малого процесса, а применительно к разбирательству уголовных дел — на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы.

Трибуналы большого процесса имеются как минимум по одному в каждом из 96 департаментов Франции. В их состав входят председатели и различное число судей. В трибунале с числом судей свыше пяти образуются палаты во главе с вице-председателями трибунала. В компетенцию трибунала большого процесса входит разбирательство гражданских дел имущественного характера с суммой иска свыше 30 000 франков, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и др.

Трибуналы малого процесса расположены в главных городах всех департаментов и всех округов, а также в некоторых крупных кантонах. В каждом трибунале малого процесса имеется либо один судья, либо достаточно большое их количество, но дела всегда слушаются судьями единолично. В компетенцию этого трибунала входит разбирательство определенных категорий дел, в том числе по искам имущественного характера на сумму до 30 000 франков (решения по делам с суммой иска до 13 000 франков не подлежат апелляционному обжалованию).

Суды присяжных, в исключительную компетенцию которых входит рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях, заседают в Париже и в каждом департаменте и носят соответствующие названия. В состав каждого суда входят трое профессиональных судей во главе с председателем (членом апелляционного суда) и девять присяжных заседателей, призываемых к отправлению этих обязанностей по департаментскому списку избирателей путем жребия после отбора специальными комиссиями. В отличие от решений всех других судов первой инстанции приговор суда присяжных считается после его вынесения принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит, а оправдательный приговор не может быть обжалован обвинением и в кассационном порядке.

Исправительные трибуналы рассматривают по первой инстанции дела об уголовных деликтах. В качестве исправительного трибунала может выступать трибунал большого процесса, попеременно разбирающий то гражданские, то уголовные дела. Некоторые категории уголовных дел, связанных с нарушением правил дорожного движения, охоты и рыболовства и др., могут рассматриваться единоличными судьями. В то же время в процессах, рассчитанных на длительное разбирательство, в состав коллегии могут быть назначены запасные судьи, полномочные заменить судью, выбывшего из процесса по болезни или по другим причинам.

Полицейские трибуналы рассматривают по первой инстанции дела о наименее значительных уголовных деяниях — проступках, за которые может быть назначен штраф на сумму до 10 000 франков либо же, в ограниченном числе случаев, арест на срок от одного дня до двух месяцев. Дела в них рассматриваются единоличными судьями трибунала малого процесса. В систему общих судов в качестве специализированных подразделений входят учреждения юстиции по делам несовершеннолетних.

  Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает обвинения в тяжких преступлениях, предъявленные несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. Он состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных. Дела об уголовных деликтах и о наиболее серьезных проступках несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет, а также тяжких преступлениях подростков 13 — 15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, создаваемыми в округах трибуналов большого процесса.

Отличительная особенность французской системы уголовной юстиции — наличие в ней фигуры судьи по исполнению наказаний, который вправе активно вмешиваться в процесс отбывания наказания осужденными, в том числе и к лишению свободы. Он организует надзор за осужденными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осужденных к лишению свободы, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном досрочном освобождении и т.д.

К системе общих судов, примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на разбирательстве определенных категорий дел. К их числу относятся торговые трибуналы, советы прюдомов, комиссии по социальному страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по морской торговле и др.

Торговые трибуналы рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др.

Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. Советы прюдомов рассматривают дела в коллегиях из двух или четырех представителей каждой из сторон под председательством судьи трибунала малого процесса.

Военные суды — исправительный трибунал и суд присяжных — рассматривают дела в соответствии с Кодексом военной юстиции. В военное время, а также во время осадного или чрезвычайного положения действуют территориальные трибуналы вооруженных сил и высший трибунал вооруженных сил.

Особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия. Он создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей. Расследование этих обвинений и предание обвиняемых Высокому суду правосудия осуществляется только по решению обеих палат парламента.

Независимо от системы общих судов, возглавляемой Кассационным судом, существует самостоятельная система органов административной юстиции. В них рассматриваются жалобы на действия и акты органов государственного управления, затрагивающие права и интересы частных лиц. Возглавляет систему административной юстиции Государственный совет, который одновременно является органом государственного управления — консультативным учреждением при правительстве

Основную массу жалоб на действия и акты органов управления и должностных лиц по первой инстанции рассматривают административные трибуналы округа которых охватывают территории нескольких департаментов (от двух до семи).

Расследование большинства преступлений осуществляется судебной полицией, офицеры которой имеют право на проведение самостоятельного предварительного дознания, а агенты и иные должностные лица — на проведение лишь отдельных процессуальных действий Предварительное следствие, осуществляемое обычно после полицейского дознания, проводится следственным судьей. Оно обязательно по делам о тяжких преступлениях, может быть проведено по делам об уголовных деликтах и лишь в исключительных случаях проводится по делам о проступках

Прокуратура во Франции представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под руководством министра юстиции. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками, главный из которых носит звание генерального адвоката. Генеральный прокурор при Кассационном суде со своим аппаратом занимает особое место в системе органов прокуратуры, поскольку его функции ограничены выступлениями в этом суде.

Защищать обвиняемого в уголовном процессе и представлять интересы сторон в гражданском и административном процессах могут адвокаты. При каждом трибунале большого процесса имеются коллегии адвокатов, возглавляемые советом и старейшиной.

Вопрос 31

Конституция Японии 1946 (1947г.): основные положения.

Либерально-демократические преобразования в области государственного строя Японии были утверждены новой конституцией.
Работа над проектом будущей японской конституции началась весной 1946 г., она была поручена оккупационными властями дворцовым кругам. Политические партии подготовили свои проекты, центральное место в которых занял вопрос об отношении к императорской власти.
Проект оккупационных властей исходил из неукоснительного соблюдения следующих требований: Япония должна отказаться от войны и уничтожить свои вооружённые силы; суверенитет должен быть передан народу, а палата пэров - упразднена; собственность императорского дома должна поступить в распоряжение государства. Японские министры назвали этот проект "устрашающе радикальным", заявив, что он совершенно противоречит японским традициям. Особенно бурное возражение консервативных кругов вызвали требования о запрете на войну и вооружённые силы, о передаче собственности императорского дома государству, которая, как они утверждали, "нарушит национальную структуру". Подготовленный в марте 1946 г. официальный проект конституции был основан на проекте оккупационных властей.
Формально Конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как изменённая старая Конституция. Но это была принципиально новая Конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии.
В 1947 г. конституция вступила в действие.
В преамбуле Конституции был закреплён принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением.
Конституция сохраняла династическую преемственность императорского трона.
В явном противоречии со ст. 4 Конституции, отказывающей императору в праве осуществлять государственную власть, за ним был закреплён ряд конституционных полномочий: он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного Суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию (официальное опубликование) поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламентских сессий, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и некоторое другое.
Все действия императора могут предприниматься и приобретать законную силу с одобрения кабинета министров, который несёт за них ответственность перед парламентом. Конституция подразумевает под государственными делами императора лишь обязанности процессуального характера. Но он по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны, в чём его прямо не ограничивает Конституция.

Конституция подрывала не только политические, но и экономические позиции императорского дома. Имущество императорской фамилии было передано государству, национализированы императорская земельная собственность, капиталы в виде акций компаний, банковских вкладов, облигаций. Доходы императорской семьи ограничиваются ныне бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом.

Таким образом, Конституция отвела императору роль английского монарха, который "царствует, но не управляет"..
Конституция установила парламентскую монархию. Парламенту при этом была отведена роль " высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны".

Японский парламент состоит из палаты представителей и палаты советников.
Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в нижнюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза осёдлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты. Верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями при роспуске нижней палаты, во время созыва её чрезвычайной сессии, "если это крайне необходимо в интересах страны".
Устанавливается следующий порядок принятия законов: проект обсуждается в палатах и после его принятия обеими палатами становится законом. Принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством 2/3 голосов присутствовавших депутатов. Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников принял по бюджету решение, отличное от решения палаты представителей, и если соглашение между палатами не достигнуто или палата советников не приняла окончательного решения в течение 30 дней, решение палаты представителей становится решением парламента (ст. 60).
Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов. Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседаниях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъяснений.

Парламент наделён правом создавать из числа депутатов суд для рассмотрения в порядке импичмента дел тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении их от должности.
Исполнительная власть вручается Кабинету министров, который должен её осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов, и далее он уже номинально назначается императором.

Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета, а соответственно и по определению его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранить их от должности, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, обладает правом законодательной инициативы, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.
В Конституции закреплена система "парламентских кабинетов". Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уйти в отставку в случае выражения ему недоверия.
Подчинённое положение министров по отношению к премьер-министру подчёркивает ст. 70 Конституции, согласно которой министры должны уйти в отставку в полном составе, если должность премьер-министра становится вакантной.
Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр. Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. Правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание.
Принцип разделения властей особенно отчётливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.
Судебная власть находится у Верховного Суда, состоящего из Главного судьи и установленного законом числа судей, и судов низшей инстанции.

 Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению Кабинета министров. Остальные судьи назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным Судом. Судьи независимы, действуют согласно "голосу своей совести" и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей.

Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела о которых находились ранее в ведении административных судов.
Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод.
К числу этих прав отнесено и равенство перед законом, свободу мысли и совести, свободы собраний, слова, печати.
Конституция закрепляет в качестве главнейших гарантий свобод граждан демократические принципы уголовного права и процесса: право на разбирательство дела в суде; право на адвоката; запрещение произвольных арестов, обысков, применения пыток.
Провозглашены демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя; никто не может быть осуждён в случае, когда единственным доказательством против него является его собственное признание и т. д.
Социальные права в Конституции перемежаются с политическими. Среди них - запрещение принудительного труда, право на труд, на создание организаций трудящихся, включающее право "коллективных переговоров" и "коллективных действий", свобода научной деятельности и др.
Японская Конституция провозгласила также в качестве важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъёма и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия".

Конституция декларировала отказ Японии на "вечные времена" от войны, а также "... от угрозы применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров"

Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны.

Однако вопреки Конституции, вскоре после её принятия, под наименованием "силы самообороны" были созданы современные армия и флот.
Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Органы местного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

 

Вопрос 32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.016 с.)