Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.



С первых же дней революции Национальное, а затем Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии.

 Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом. На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами (“люди рождаются и остаются свободными и равными в правах”. Именно “забвение прав человека”, пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, “причинами общественных бедствий и пороков правительств”.

 В число естественных прав включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: “Свобода и собственность - вот крик природы”.

Идея свободы была центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным естественным правом, которое объявлялось в этом документе “неприкосновенным и священным”. Незыблемость частной собственности была гарантирована: “Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости. Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.).

В декларации была осуществлена своеобразная “национализация” государственной власти. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по “вверенной ему части управления”. Закон рассматривался как “выражение общей воли” (, причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам “сообразно их способностям” в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей.

 Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан (“право высказываться, писать и печатать свободно”; “право выражать свои мнения, в том числе религиозные”).

Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на “твердой основе закона”.Согласно ст. 5 Декларации, все, “что не воспрещено законом, то дозволено”, и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.

Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Поэтому в четко формулировались принципы новой уголовной политики:Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения”. Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: “закон не имеет обратной силы”.

 Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом Указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное.

Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, “задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться”. Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.

Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 “общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено, разделено властей, не имеет конституции”.

 Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ “для всех народов и на все времена”. При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии.

Вопрос 14

Установление консульства и империи во Франции.

 

Государственный переворот Наполеона Бонапарта. Пришедшая к власти крупная буржуазия вскоре оказалась между двумя противостоящими социально-политическими силами. С одной стороны, городские трудящиеся, страдавшие от безработицы и постоянного ухудшения уровня жизни. С другой стороны, активизировалась дворянская реакция — зрели роялистские заговоры, ставившие своей задачей реставрацию монархии. Это вынуждало термидорианцев бороться на два фронта. Выступая против народа, буржуазия искала поддержки справа; страх перед дворянской реакцией заставлял ее заключать временные соглашения с левым крылом демократов. «Политика качелей», как называли ее современники, свидетельствовала о внутренней непрочности термидорианской республики.
Свое политическое спасение правящие круги видели в создании режима военной диктатуры. Предельно централизованное государство, возглавляемое «сильной личностью», могло силой оружия защитить интересы крупных предпринимателей от опасности справа и слева. Стабилизация была нужна и значительной части крестьянства, стремившегося сохранить приобретенную в ходе революции землю.
Наибольшую поддержку получил генерал Наполеон Бонапарт, ставший чрезвычайно популярным благодаря победам, одержанным французскими войсками под его командованием (особенно в Италии и Египте).
В 1799 г. (9-10 ноября, или 18-19 брюмера VIII года по республиканскому календарю) Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.


Консульство. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.
Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.


Конституция 1799 г. Конституция юридически закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.
В качестве органов законодательной власти учреждались: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул. Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов, Трибунат их обсуждал, Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений, Охранительный сенат утверждал. Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

Не менее существенные изменения претерпело и избирательное право. Все мужчины, имеющие французское гражданство, должны были принимать участие в выборах по коммунам. Избранию подлежала десятая часть граждан коммуны, которые включались в список избранных по всем коммунам дистрикта. Они избирали из своего состава также десятую часть. Аналогичным образом избиралась десятая часть по департаментскому списку и далее по национальному списку. Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня (из коммунального списка — на должность в коммуне, из департаментского — в департаменте и т. д.). Такая система ликвидировала все прогрессивные завоевания времен революции в области избирательного права. Выборы являлись фикцией, так как «кандидатов» было столько, что чиновники имели полную свободу выбора при назначении на соответствующие должности. Подобная система в целом стала известна как «представительство по плебисциту». С парламентским строем было покончено, минимум имевшихся демократических свобод уничтожен.


Спустя год упраздняется и выборное местное самоуправление. Подтверждалось административное деление страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Вся полнота власти в департаменте вручалась назначаемому правительством префекту, а в дистрикте — супрефекту. Правительство назначало мэров и членов совещательных советов коммун и городов. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.


Провозглашение империи.

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).
Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска — императорская гвардия.
Особое значение в государстве имела полиция, собственно даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция. Была введена строгая цензура. В каждом департаменте фактически разрешалось издание лишь одной газеты, находившейся под контролем префекта.
Наполеоновское правительство заключило соглашение (конкордат) с главой римско-католической церкви. Католицизм признавался «религией большинства французов». Все чины церковной иерархии назначались правительством, а затем утверждались Ватиканом. Духовенство стало получать жалованье от государства. В свою очередь церковь отказалась от всех претензий на земли, изъятые у нее в годы революции.
Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными рычагами императорской власти.
История империи — это история непрерывных войн, носивших захватнический характер. В 1812 г. Наполеон вторгся в Россию. В ходе освободительной, Отечественной войны наполеоновские армии были разгромлены. В 1814г. русские войска совместно с войсками союзников (австрийскими, прусскими, английскими) вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

Вопрос15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.007 с.)