Законодательство фашистской Германии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство фашистской Германии.



С первых дней при­хода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом — ставилась задача сплотить немцев в некую "народную общность", на втором — превра­тить ее в "общность боевую".

Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от "чужой крови", преодо­леть классовые, конфессиональные, идеологические проти­воречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных "фюреру и рейху", а также путем "унификации государственного аппарата" и пр. Проделав эту "внутреннюю работу", Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе "внешней", важней­шей задачей которой являлось завоевание жизненного про­странства, вытеснение живущих там народов, главным об­разом народов Восточной Европы, путем беспощадной, крово­пролитной войны. Решением задач первого этапа фашист­ское государство и НСРПГ занимались в основном до 1935 г. С этого времени началась тотальная подготовка к войне, а затем и сама война.

Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры.

На вершине пирамиды власти стоял Адольф Гитлер. На съезде юристов в 1936 году д-р Ганс Франк сказал: «Сегодня в Германии есть лишь одна власть, и это власть фюрера».

 

Органы управления, через которые Гитлер осуществлял свою власть, состояли из четырёх канцелярий: президента (хотя после 1934 года этот титул перестал существовать), канцлера (титул ликвидирован в 1939 году), партии (которая контролировала исполнение личных распоряжений Гитлера и выполняла специальные задачи) и фюрера.

Непосредственная перестройка государственных органов проводилась с декабря 1933 г. до начала 1935 г. В это время создавались главные звенья государственного аппарата и определялись все основы его деятельности. К числу важнейших законодательных актов, оформивших государственный строй фашистской Германии, относились:

закон от 1 декабря 1933 г. «Об обеспечении единства партии и государства», объявляющий фашистскую партию "носительницей немецкой государственной мысли". В соответствии с этим законом лично Гитлером формировался и фашистский рейхстаг (на основе списков, "одобренных" плебисцитом), а на посты министров и другие должности назначались только лица из нацистской партийной верхушки. Более того, впоследствии было предписано, что любое назначение на государственную должность, произведенное без согласия соответствующего органа фашистской партии, будет считаться недействительным;

февральский декрет 1933 г., названный "В защиту народа и государства", отменил свободу личности, слова, печати, собраний;

декрет, названный " В защиту германского народа ", наделил неограниченными правами полицию. На коммунистов и социал-демократов обрушились репрессии. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. В марте 1933 г. компартия была вообще запрещена, ее пресса закрыта. В итоге право на существование и господство получила одна лишь национал-социалистическая партия. Профессиональные союзы были распущены, средства их конфискованы. Взамен нацисты создали свои собственные профсоюзы, которые находились под контролем партии.

 

  закон от 24 марта 1933 г. «О ликвидации нищеты народа и рейха» (закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий)разрешил императорскому правительству, не спрашивая санкции парламента, издавать акты, уклоняющиеся от конституции;

 

закон от 24 марта 1933 г., "О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств", разрешал подвергать уголовной ответственности в виде тюремного заключения до двух лет подлежали все лица, которые допускали "грубое искажение действительности, высказывали суждения, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию империи или отдельным германским землям, или авторитету правительства империи или — 'отдельных земель и правительственных партий". Каторга грозила тому, кто своим деянием наносил "тяжелый ущерб империи";

 

закон от 7 апреля 1933 г. "0 слиянии областей с империей" во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями;

 закон от 14 июля 1933 г.,«Против образования новых партий», карал как тяжкое преступление попытки создания других (кроме национал-социалистской) партий;

закон от 30 января 1934 г. «О новом устройстве государства» (о ликвидации автономии земель);

закон от 14 февраля 1934 г. "0 ликвидации рейхсрата " был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте — рейхсрат;

закон от 2 августа 1934 г.,«О верховном главе государства», ликвидировал должность президента республики. Его полномочия передавались фюреру, который также оставался главой правительства. Фюрерназначен пожизненно, он ни перед кем не нес ответственность и мог назначать себе преемника;

закон от 30 января 1935 г. "Об имперских наместниках". Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "представителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой;

В 1935 г. положением "0 германских общинах" были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов.

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего.

В гитлеровской Германии существовала связь между правящей нацисткой партии, государством и монополиями. По закону от 27.02. 1934г. в стране учреждались хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их поставлены крупнейшие банкиры и промышленники. Палатам предоставлялись полномочия регулировать экономическую жизнь и социальные отношения. В результате средняя продолжительность рабочего дня возросла с 8 до 10-12 часов. Палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными.

" Закон о порядке национального труда " от 20.03.1934 г. объявил высшей инстанцией для рабочих данного предприятия предпринимателя - "фюрера". В его компетенцию входило установление продолжительности рабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов, увольнение за проступки. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность.

С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона “Об имперской обороне” был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство — Управление генерального уполномоченного по военной экономике.

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего.

Так, наряду с продолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в задачу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями.

Германия была разделена на 32 партийные области во главе с партийными гауляйтерами, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, администрация которых продолжала существовать и играть большую роль в проведении в жизнь нацистских планов.

 

Идеологическая пропаганда

Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении министерства общественного просвещения и пропаганды была "имперская палата культуры", контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Культурная политика "Третьего рейха" была направлена на создание "идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом плане", на превращение литературы и искусства "в боевое оружие партии". Из академии литературы изгонялись либерально и демократически настроенные лучшие представители немецкой культуры, а также "расово-недостойные" лица, получившие впоследствии название "недочеловеков". Одной из первых акций "имперской палаты культуры" была реорганизация немецкой академии литературы с повальной проверкой ее членов, когда каждый член академии должен был дать ответ на вопрос, намерен, ли он "участвовать в решении национальных культурных задач". Все члены академии должны были также заполнить специальную анкету, как профессиональные чиновники, в которой одно из требований заключалось в предоставлении доказательств "арийского происхождения".

 В мае 1933 г. была проведена публичная акция сожжения книг противников национал-социализма и "расово-чуждых" авторов. Особое внимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умонастроением которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями (Юнгфольк, Гитлерюгенд" и др.).

 

Фашистская партия имели особое устройство. Ее члены были обязаны безусловно подчиняться местным фюрерам, которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), особые воинские части боевиков. Совершенные членами партии преступления рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях).

 

Штурмовики. СА стали важнейшим орудием борьбы с антифашистским движением, фашистское руководство запретило полиции вмешиваться в действия штурмовых отрядов, предоставив им полную свободу. Штурмовые отряды занимали значительное место в системе карательных органов. Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отводилась роль в распространении фашистской идеологии. По мере, усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1940 г. военная подготовка населения.

Служба безопасности. Особое место среди карательных органов фашистской Германии занимали отряды СС. Они осуществляли «охрану внутренней безопасности империи». В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "специальные отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима.

Судебная система. Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия.

 Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами, в которых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.

Особое место в системе репрессированного аппарата занимала государственная тайная полиция (гестапо). Деятельность гестапо была не чем иным, как легализованным произволом и расправой. Гестаповцы бросали в концентрационные лагеря не только коммунистов и антифашистов, но и лиц, не угодных нацистскому режиму, всех инакомыслящих для их последующего физического у

 

Вопрос 37

"Новый курс" Ф.Рузвельта

Участие в первой мировой войне способствовало расширению государственного контроля над производством, увеличению полномочий исполнительной ветви государственной власти. Был создан военно-административный аппарат, состоявший из Военно-промышленного управления, Военно-трудового управления, Управления военно-трудовой политики. Необходимость усиления государственного контроля возросла в период острейшего экономического кризиса 30-х годов, поставившего перед американским обществом задачу поиска путей дальнейшего развития капитализма.

В период экономического кризиса 1929-1933 гг. объем промышленного производства сократился почти в два раза, произошло расстройство финансов, разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм. В частности, прекратили свое существование пятая часть банков, тысячи фермерских хозяйств. Безработица возросла до 20 млн. человек - треть рабочих.

Президент Ф.Рузвельт, избранный в 1932 г., разработал и осуществил серию экстренных мероприятий, получивших название "Новый курс", основные реформы которого были проведены в период первых "ста дней" его президентства, когда Кон­гресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

Суть его заключалась в возрастании роли государства в управлении экономикой, внедрении элементов плановости.

 В первую очередь были приняты меры по восстановлению расстроенной банковско-финансовой системы. На основании принятого конгрессом всего лишь через 6 часов после внесения чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был установлен полный государственный контроль над золотом, находившимся в обращении. Это дало государству возможность определить золотое содержание доллара и вместе с тем порядок возобновления деятельности банков, их реорганизации, а также влиять на денежную активность банков с помощью кредита, который предоставлялся им через федеральную резервную систему.

В середине 1933 г. был принят закон о восстановлении промышленности (НИРА), который предусматривал самоограничение различных отраслей "кодексами честной конкуренции", которые фиксировали нормы производства и сбыта продукции, устанавливали уровень товарных цен, условия коммерческого кредита. Был создан специальный государственный орган - Национальная администрация восстановления промышленности. Для снятия социальной напряженности было провозглашено право рабочих на создание профсоюзов, коллективный договор, на стачку. Предпринимателей обязали соблюдать условия трудового законодательства о продолжительности рабочего дня, оплате и т.д.

Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА) предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельскохозяйственного производства. С целью балансирования спроса и предложения проводилось планомерное сокращение посевных площадей с выплатой компенсации за необработанные земли. Для сохранения высоких цен уничтожали готовую сельскохозяйственную продукцию. Были облегчены условия ликвидации финансовой задолженности фермеров. Они получили льготный кредит более чем в 2 млрд. долларов.

Вместе с политикой сокращения посевных площадей еще в 1936 г. стала проводиться политика восстановления плодородия почв. В 1936 г. эта политика была законодатель­но оформлена принятием Закона о сохранении плодоро­дия почв и о квотах внутреннего рынка. Закон предусмат­ривал выплату премиальных платежей собственникам зем­ли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех куль­тур, которые ее истощали, что должно было, с одной сторо­ны, повысить цены на продукцию сельского хозяйства, с другой - поднять плодородие почв.

Завершающим правовым актом аграрной политики "но­вого курса" стал Закон 1938 г., который усиливал государ­ственный контроль за поступлением на рынок основных сельскохозяйственных продуктов, поддержание цен на ко­торые отныне должно было достигаться не уничтожением "излишков", а их хранением с соответствующими государ­ственными выплатами фермерам в счет еще не проданного урожая.

Для борьбы с безработицей были организованы массовые общественные работы. С целью смягчения социальных противоречий были гарантированы права рабочих союзов. В законе о трудовых отношениях (закон Вагнера, 1935 г.) перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие "несправедливой трудовой практики" предпринимателей. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в деятельность профсоюзов. "Новый курс" способствовал менее болезненному выходу США из кризиса.

 

Вокруг экономической политики "нового курса" раз­вернулась ожесточенная борьба уже в 1934 г. Против нее выступали и правые силы, которые считали "новый курс" чрезмерно радикальным, и левые, считавшие его (в силу продолжающегося бедственного положения значительных слоев населения, безрезультатности попыток правительст­ва решить проблему безработицы и пр.) недостаточно решительным.

Не помогли кардинальному решению проблемы безра­ботицы ни принятие еще в 1933 г. Закона о сокращении до 30 часов рабочей недели на крупных предприятиях (что привело к освобождению 6 млн. рабочих мест), ни создание Администрации по реализации общественных работ (АРОР), призванной проводить в жизнь программу строительства объектов инфраструктуры, в том числе военно-стратегического характера, ни израсходованные в процессе осуществ­ления этих программ 13 млрд. долл.

Правая оппозиция "новому курсу" особенно сильна была среди представителей корпоративного капитала. Крайним проявлением этих оппозици­онных настроений стало требование отказа от всяких ре­форм. Поддерживал оппозицию и Верховный суд США, который с консервативно-индивидуалистических позиций невмешательства государства в сферу частного предпри­нимательства объявил в мае 1935 г. о неконституционности НИРА, а затем в 1936 г. - ААА вместе с еще 9 законами.

Эти решения Верховного суда касались поставили на пове­стку дня более исторически важную проблему - о пределах вмешательства государства в экономику с целью ее урегулирования, в том числе и не в последнюю очередь за счет проведения социальных программ. Перед страной и ее президентом встал вопрос: куда идти - дальше, вперед по пути углуб­ления реформ, или повернуть назад. Ф. Рузвельт пошел впе­ред. В 1936 г. ему предстояли выборы на второй президент­ский срок.

Вопрос 38

 СОВРЕМЕННАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США: принципы организации правосудия.

В США функционируют параллельно единая федеральная система судов и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.026 с.)