Основные этапы английской революции и изменение формы правления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы английской революции и изменение формы правления.



Часть 2

Вопрос 1

Основные этапы английской революции и изменение формы правления.

Английская буржуазная революция имела ряд особенностей, отличающих ее от последующих буржуазных революций. К числу таковых особенностей следует отнести:

 а) "религиозный" характер революции - одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические "партии" революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.),;

 б) относительная кровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии (даже в ходе гражданской войны, сопровождавшей фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, а среди солдат и офицеров);

 в) фактическое невмешательство европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в 30-ти летнюю войну,

 Главными задачами революции было:

а) установление новой, более совершенной формы правления (не обязательно республик), учитывающей интересы в первую очередь буржуазии, а не феодального класса;

 б) ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле, сельском хозяйстве; в) очищение англиканской церкви от пережитков католицизма.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов:

Гг. - мирный, конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаиванием пока на минимальном ограничении королевской власти;

Гг. - гражданская война между сторонниками короля и сторонниками парламента;

Период республики;

4. 1653-1658 - протекторат Кромвеля (военная диктатура);

5. 1660 г. - реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I) - возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем - к началу 18 в. - конституционной, парламентарной монархии)

Начало революции.
1628г. Карл 1 просит денег у Парламента. Парламент предъявляет ему петицию о праве: претензии и осуждение попыток короля самостоятельно собирать налоги. Карл 1 его принял, распустил Парламент, новый не собирал 11 лет.
30-е года 17 века – восстание в Шотландии. Шотландия объединена с Англией личной унией (король Англии является королем Шотландии).
1639 год – восстание перекинулось в Северную Англию, корона не смогла его подавить.
1640 год – Карл 1 собирает Парламент, чтобы взять у него деньги на подавление восстания. Парламент денег не дает, Карл 1 распускает его (Парламент назван "коротким").


1. Ноябрь 1640 года – Новый созыв Парламента, формально просуществовавшего 13 лет ("долгий Парламент"). Эта дата считается началом революции.
Парламентское большинство – в оппозиции к королю; ограничило права Тайного Совета, сократило права королевской администрации. Парламент распускает королевскую армию и создает парламентскую (строгая дисциплина, ответственность военнослужащих перед военным судом).
Дело графа Страттфорда (был в оппозиции, потом стал сторонником короля, за что его ненавидел Парламент). Юридически неуязвим для Парламента. Парламент вынес ему "Билль об опале" Карл 1 пожертвовал графом (его казнили), что окончательно развязало руки Парламенту. Парламент начал активное наступление на права короля.
1641 год – "Великая Ремонстрация" Парламента: король обвинен в наступлении на права Парламента (в действительности ситуация была обратной).

Требования Парламента:
1) назначение должностных лиц короля с ведома Парламента. Король протестует.
2) "трехгодичный акт": регулярный созыв Парламента не реже 1 раза в 3 года.

Революция проходит под лозунгом борьбы с религией, то есть революция была антирелигиозной.

Выделяюттри политических течения:

Пресвитериане - хотели уничтожить официальную английскую церковь, заменить ее государственной по шотландскому образцу; выражали интересы крупной земельной аристократии.

Индепенденты - хотели очищения церкви от остатков католицизма, не шли далее некоторых незначительных изменений в ритуале богослужения; считали себя избранниками божьими; выражали интересы средних слоев буржуазии и свободного крестьянства.

Левеллеры (уравнители) - не посягая на право частной собственности, добивались формального равенства граждан независимо от их имущественного положения; равенства перед законом; равенства прав; всеобщего мужского избирательного права; их идеал - демократическая республика. Интересы мелкой буржуазии (принципы свободы, равенства).

«Народное соглашение» между индепендентами и левеллерами (программа действий): роспуск Долгого парламента; выборы с участием всех мужчин; равенство всех перед законом и т.д.

Вопрос 2

Хабеас корпус акт.

Закон о гарантии неприкосновенности граждан или закон Хабеас корпус акт, был принят парламентом 26 мая 1679 г., когда виги - представители буржуазии и среднего дворянства, имели большинство в парламенте. Во времена принятия этого закона, его непосредственное значение заключалось в том, что он служил гарантией неприкосновенности для членов вигского парламента и их приверженцев от преследования королевской власти. Однако, парламент сохранил право в случае народных волнений и военных действий, приостанавливать действие Хабеас корпус акт.

Согласно Хабеас корпус акт, любой арестованный лично, а равно как и через своих родственников или знакомых, мог обратиться в любой Высший суд Англии, для рассмотрения его дела. После этого согласно гл. II, арестованного или задержанного ответственные должностные лица должны были доставить в течение 3х дней лорду-канцлеру, лорду-хранителю печати Англии или к судьям. Суд мог вынести решение либо полностью снять обвинения с арестованного и освободить его, либо отдать на поруки, либо отпустить по залог, либо оставить под арестом. Освобождение под залог до суда в Англии практиковалось и ранее, однако, по Хабеас корпус акт, за неисполнение этого закона наказывались должностные лица - шерифы, тюремщики и даже судьи (отказавшиеся выдать приказ о Хабеас корпус), а именно - достаточно большому штрафу в размере до 500 фунтов стерлингов, в пользу обвиняемого. А при повторном нарушении должностное лицо признавалось недееспособным занимать исполняемую должность. Так же согласно гл. VI этого закона, заключенный освобожденный судом, впредь не мог преследоваться по этому же делу.

Под юрисдикцию этого правового закона не попадали лица, которые арестованы за государственную измену или тяжкое уголовное преступление (гл. VII), а также лица, арестованные за долги или другим гражданским делам (гл. VIII).

Что касается формулировки «предупреждения заточения за морем», то согласно гл.XII Хабеас корпус акт, «…ни один из подданных английского королевства не может быть сослан в заточение в Шотландию, Ирландию, Джерсей… или крепости за морями…».

Таким образом, Хабеас корпус акт урегулировал особую процедуру, цель которой заключалась в определении правового положения лица, находившегося под стражей до суда. До его издания, порядок обеспечения личной неприкосновенности арестованных лиц имел серьезные недостатки.

 

Билль о правах.

Хабеас корпус акт в свое время был утвержден королем Карлом II, при условии занятия престола Яковым II, но он открыто проводил антибуржуазную политику и был смещен. Новый король (Вильгельм Оранский, возведен на престол в 1689г.) и подписал «Декларацию о праве», где утверждалась верховенство парламента в области законодательства, а также и то, что политическая власть как и в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, соблюдающих интересы буржуазии.

Согласно этой декларации следовало:

- королевское повеление приостанавливать или отменять какие-либо законы, без согласия парламента - незаконно;

- взимание каких-либо податей или сборов в пользу короны без согласия парламента или иным порядком, чем установлено парламентом - незаконно;

- требование чрезмерных штрафов, залогов, наказаний - не допустимо;

- выборы в парламент должны быть свободными;

- свобода слова и прений в парламенте. Преследование за них - незаконно;

- набор и содержание постоянной армии в мирное время без согласия парламента - незаконно;

- подданные могут безнаказанно обращаться к королю с хододайствами;

- присяжные, решавшие судьбу человека в делах об измене - должны быть

свободными землевладельцами.

«Билль о правах» наделил парламент большими полномочиями в законодательстве. Хотя у короля оставалась в значительной части исполнительная и судебная власть.

Трёхгодичный акт.

Новый трёхгодичный акт принят в 1694 г., из которого следовало, что парламент должен созываться каждые три года и продолжительность его работы - три года. Из исключительного права короля - созыв и роспуск парламента - теперь это было его обязанностью. Первый такой акт был принят еще 15 февраля 1641г. В нем указывалось, что «… до 10сентября ближайшего третьего года после конечного дня последнего собрания и заседания настоящего парламента…» парламент должен быть созван, в противном случае, лорд-канцлер или лорд-хранитель печати Англии, не дожидаясь указа короля, должны издать указ о созыве нового парламента. И ни один парламент не должен быть распущен или отсрочен в течение 50 дней, после времени, назначенного для его собрания.

Акт об устроении.

Вопрос 3

Протекторат Кромвеля. Орудие Управления: общие положения.

С роспуском Малого парламента республика фактически была ликвидирована. Контрреволюционная буржуазия прибегла к открытой военной диктатуре победоносного генерала Оливзра Кромвеля. Комиссия под руководством генерала Ламберта составила новую конституцию, так называемое «Орудие управления» (полное название — "Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими", 16 декабря 1653 г.).

«Орудие управления» устанавливало внешне республиканскую, а по сути диктаторскую систему власти.

Верховная власть делилась между лордом-протектором, Государственным советом в составе 15—21 члена и народом, представленным в парламенте. Кромвель объявлялся пожизненным лордом-протектором, руководил всеми внутренними и внешними делами при содействии членов Госсовета — командовал милицией и войсками на суше и на море во время заседаний парламента и делал это "для достижения мира и благоденствия трех наций", с согласия парламента либо Государственного совета.

Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учрежденном лорде-протекторе.

 Парламенту принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати.

 Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно, нельзя было распускать его ранее 5 месяцев работы.

Избирательное право устанавливалось на новых основах, где главными были только имущественный ценз (в 200 фунтов стерлингов) и возрастной (21 год). Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения».
Рядом с парламентом учреждалась власть лорда-протектора. Выбор на этот пост производился Государственным советом (членов которого в числе 15, в свою очередь, избирал парламент).

Лорд-протектор имел право утверждать или откладывать законы парламента. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления («содействовал» ему в этом только Совет численностью от 13 до 21 члена). Протектор считался главнокомандующим армией, ему полностью принадлежали права в сфере внешней политики (включая право вести войну и заключать мир, при согласии Совета). От его имени проводились впредь все назначения должностных лиц. Он обладал также правом помилования. Только назначения высших правительственных чинов требовали согласия парламента или Совета – так возродился отстаиваемый на первом этапе революции принцип ответственного правительства.
Особой статьей конституции полномочия лорда-протектора пожизненно закреплялись за О. Кромвелем.

 Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций, свобода вероисповедания в Бога через Иисуса Христа объявлялась гарантированной, все статуты, противоречившие этой свободе, признали ничтожными и недействительными. Кроме того, был введен ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора.

Конституция была очень краткой — всего 42 статьи. Новая конституция, формально больше всего заботившаяся о «разделении властей», на деле привела к полному сосредоточению власти в руках протектора. Кромвель был главнокомандующим армии и флота, он контролировал финансы и суд, руководил внешней политикой и в перерывах между сессиями парламента издавал ордонансы, имевшие силу закона.

 

Вопрос 11

Вопрос 14

Установление консульства и империи во Франции.

 

Государственный переворот Наполеона Бонапарта. Пришедшая к власти крупная буржуазия вскоре оказалась между двумя противостоящими социально-политическими силами. С одной стороны, городские трудящиеся, страдавшие от безработицы и постоянного ухудшения уровня жизни. С другой стороны, активизировалась дворянская реакция — зрели роялистские заговоры, ставившие своей задачей реставрацию монархии. Это вынуждало термидорианцев бороться на два фронта. Выступая против народа, буржуазия искала поддержки справа; страх перед дворянской реакцией заставлял ее заключать временные соглашения с левым крылом демократов. «Политика качелей», как называли ее современники, свидетельствовала о внутренней непрочности термидорианской республики.
Свое политическое спасение правящие круги видели в создании режима военной диктатуры. Предельно централизованное государство, возглавляемое «сильной личностью», могло силой оружия защитить интересы крупных предпринимателей от опасности справа и слева. Стабилизация была нужна и значительной части крестьянства, стремившегося сохранить приобретенную в ходе революции землю.
Наибольшую поддержку получил генерал Наполеон Бонапарт, ставший чрезвычайно популярным благодаря победам, одержанным французскими войсками под его командованием (особенно в Италии и Египте).
В 1799 г. (9-10 ноября, или 18-19 брюмера VIII года по республиканскому календарю) Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.


Консульство. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.
Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.


Конституция 1799 г. Конституция юридически закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.
В качестве органов законодательной власти учреждались: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул. Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов, Трибунат их обсуждал, Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений, Охранительный сенат утверждал. Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

Не менее существенные изменения претерпело и избирательное право. Все мужчины, имеющие французское гражданство, должны были принимать участие в выборах по коммунам. Избранию подлежала десятая часть граждан коммуны, которые включались в список избранных по всем коммунам дистрикта. Они избирали из своего состава также десятую часть. Аналогичным образом избиралась десятая часть по департаментскому списку и далее по национальному списку. Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня (из коммунального списка — на должность в коммуне, из департаментского — в департаменте и т. д.). Такая система ликвидировала все прогрессивные завоевания времен революции в области избирательного права. Выборы являлись фикцией, так как «кандидатов» было столько, что чиновники имели полную свободу выбора при назначении на соответствующие должности. Подобная система в целом стала известна как «представительство по плебисциту». С парламентским строем было покончено, минимум имевшихся демократических свобод уничтожен.


Спустя год упраздняется и выборное местное самоуправление. Подтверждалось административное деление страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Вся полнота власти в департаменте вручалась назначаемому правительством префекту, а в дистрикте — супрефекту. Правительство назначало мэров и членов совещательных советов коммун и городов. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.


Провозглашение империи.

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).
Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска — императорская гвардия.
Особое значение в государстве имела полиция, собственно даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция. Была введена строгая цензура. В каждом департаменте фактически разрешалось издание лишь одной газеты, находившейся под контролем префекта.
Наполеоновское правительство заключило соглашение (конкордат) с главой римско-католической церкви. Католицизм признавался «религией большинства французов». Все чины церковной иерархии назначались правительством, а затем утверждались Ватиканом. Духовенство стало получать жалованье от государства. В свою очередь церковь отказалась от всех претензий на земли, изъятые у нее в годы революции.
Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными рычагами императорской власти.
История империи — это история непрерывных войн, носивших захватнический характер. В 1812 г. Наполеон вторгся в Россию. В ходе освободительной, Отечественной войны наполеоновские армии были разгромлены. В 1814г. русские войска совместно с войсками союзников (австрийскими, прусскими, английскими) вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

Вопрос15

Вторая республика

Революция 1848 г. Зимой 1848 г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к нему послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола.


Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры.
Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением.
Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Недовольство крестьян правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.


Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией — мобилями (мобильной гвардией).


Конституция 1848 г.

Основными принципами установленного Конституцией государственного строя стали республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление.

 Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему предоставлялось исключительное право принятия законов, включая формирование бюджета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы.

 Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием.


В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет.
Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте.


Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста.

Специальная глава Конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Между тем Конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых «противовесов» в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом Конституции возможны лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой.


Либерально-демократические положения Конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы.

Вопрос 17

Вопрос 18

По форме правления Германия стала конституционной монархией. Германским императором - кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Социальную базу новой империи составило высшее прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной буржуазией. Законодательная власть по конституции вверялась парламенту, состоявшему из двух палат.


Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из представителей государств, входящих в состав союза. Они назначались правительствами союзных государств, а нормы представительства определялись самой конституцией. Из 58 голосов в союзном совете 17 принадлежало Пруссии, 6 - Баварии, по 4 - Саксонии и Вюртенбергу, по 3 – Бадену и Гессену, остальным членам союза по 1 голосу (ст. 6).


Нижняя палата - рейхстаг - избирался на 3 года (с 1887 г. на 5 лет) "посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов" (ст. 20). Депутаты рейхстага работали бесплатно. Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось "согласие большинства и в том и в другом собрании". При этом к компетенции общеимперского законодательства конституция относила:
• постановления, касавшиеся прав гражданства, выбора места жительства, свободы переселения и т.п.;
• налоговое, таможенное и торговое законодательство;
• законы, определявшие денежную систему, системы мер и весов;
• общее законодательство в области судопроизводства, уголовного и гражданского права;
• постановления в области авторского, патентного, банковского права, в отношении свободы печати и союзов;
• законодательство о путях сообщения и связи;
• военное законодательство и постановления в области внешнеполитических отношений и др.

Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала и рядом исполнительных функций. Она назначала некоторых имперских чиновников, издавала общие административные распоряжения и инструкции для исполнения законов, принимала решение об экзекуции (принуждении) отдельных членов союза к соблюдению конституционных обязанностей. Во главе исполнительной власти стоял император, который осуществлял президентство в империи и являлся главой государства.

Он обладал весьма широкой компетенцией:
• назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя союзного совета - канцлера (ст. 15, 18);
• имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением (ст. 17);
• выступал представителем империи в международных отношениях (заключал мир, подписывал международные договора, с согласия союзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал послов (ст.11);
• являлся главой вооруженных сил (ст.63, 64);
• мог контролировать деятельность парламента, т.к. имел право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия верхней палаты досрочно распускать нижнюю (ст. 12,24).
Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Канцлер был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями.
Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами.

Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела. Император был связан контрасигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению.

Таким образом, исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.

Вопрос 19

Вопрос 22

Вопрос 23

Билль о правах

В ходе ратификации штатами принятой Конституции был поднят вопрос о необходимости дополнения принятого текста положениями о гражданских правах. Идея всемерной гарантированности гражданских прав и политической свободы в качестве главного государствообразующего принципа восходила к Декларации независимости 1776 г.

 Конституция 1787 г. содержала лишь общие положения о судебных и общезаконодательных гарантиях статуса и прав гражданина в духе строгой законности: граждане США имели право на законное судебное разбирательство совершенного ими преступления, включая обвинения в государственной измене, при соблюдении требования о суде присяжных и при запрете на придание закону обратной силы, ограничивалось применение конфискации имущества, за ними признавалась привилегия процедур.
В конституциях штатов гражданские права и свободы были закреплены тогда значительно шире, чем в общефедеральной. В 10 из 13 конституций присутствовал специальный билль о правах, первоначальным образцом которых послужила знаменитая Декларация прав штата Виргиния 1776 г.
Под предлогом отсутствия в Конституции билля о правах граждан некоторые штаты отказывались ратифицировать конституцию. Это вызвало общие опасения федералистов в ее судьбе. Хотя первоначально творцы конституции полагали отнести регулирование гражданских прав и свобод к компетенции штатов, теперь была признана необходимость компромисса. Инициатором выступил Д. Мэдисон. В июне 1789 г. он предложил первому конгрессу федерации проект общегосударственного билля о правах. Проект в особенности поддержал Джефферсон. Конгресс затянул обсуждение поправок к Конституции до августа 1789 г. Согласованный проект с некоторыми изменениями был одобрен 25 сентября 1789 г. в качестве десяти поправок к основному тексту Конституции.

К декабрю 1791 г. они были ратифицированы штатами. Провозглашенные в билле права и гарантии были существенно уже того, что заключалось в конституциях большинства штатов, однако они были всеобщими и создавали высокую для XVIII в. степень общегосударственного демократизма.

 

Поправки имели двойную цель:

1. они создавали сферу общефедерального контроля и законодательства в отношении гражданских прав и свобод,

2. впервые в сфере политического законодательства поправки были построены как запреты и ограничения, налагавшиеся в том числе и на законодателей.

 

В Билле о правах были закреплены основные демократические права и свободы политического характера: свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций.

 

Народу гарантировалась гражданская и личная неприкосновенность: личности, жилища, бумаг и имуществ, свобода от постоев. Существенной гарантией гражданской свободы должно было стать право ношения оружия, которое признавалось «необходимым для безопасности свободного государства» и не могло ограничиваться властями.

 

  Цикл поправок был посвящен судебным и уголовно-правовым гарантиям: гражданам предоставлялось неотъемлемое право на разбирательство в суде присяжных при гарантировании презумпции невиновности (никто не мог понуждаться свидетельствовать против самого себя),

без суда никто не мог лишаться жизни, свободы или собственности, обвиняемому обеспечивались права процедуры при запрете на чрезмерные залоги; устанавливалась неотчуждаемость частной собственности для общественных нужд без «справедливого вознаграждения».

 

 Принятие Билля о правах явилось несомненной побе­дой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания по­лучили подробнейшее истолкование в многочисленных ре­шениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.

 

 

В совокупности с тем, что было провозглашено в Конституции, Билль о правах закрепил на конституционном уровне высокую степень демократизма сформировавшегося американского нового государства.


Сложившаяся в 1787-1791 гг. Конституция Североамериканского государства сохранила свою силу более чем на 200 лет и стала основой последующего государственно-политического развития США.

Ее главнейшим началом было всестороннее закрепление представительной демократии, гарантированной организацией власти и управления на основе разделения властей, выборностью самых разных институтов власти в стране – от общегосударственных до органов самоуправления и полицейской деятельности.

Вопрос 24

Вопрос 28

Конституция Японии 1889 г.

 

Завершением реформ явилось принятие Конституции. Ее создатели провели большую подготовительную работу, тщательно изучив конституционный опыт многих стран. Признавалось целесообразным использовать конституционные нормы других государств, апробированные на практике и наиболее адекватно отвечающие целям правящих кругов Японии.

Будущая конституция должна была юридически закрепить статус императора как главы государства, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями, особенно в области военной и исполнительной власти, при разделении законодательной власти между ним и парламе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.073 с.)