Глава 7. Информационно-описательный или 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Информационно-описательный или



ОБЗОРНЫЙ ФИЛЬМ

Делая фильм, приходится постоянно

 заботиться о том, чтобы преодолеть

 барьер безразличия зрителей.

И.Беляев.

Информационно-описательный или обзорный фильм всегда был одним из ведущих жанров экранной документалистики. Это фильмы о городах, районах, заводах, банках, о благоустройстве, реформе, скажем, ЖКХ, о социально-культурном развитии современного села или иной отрасли народного хозяйства. Задача всякого обзорного фильма – дать информацию о каком-то явлении в жизни общества. Специфической чертой этого жанра является именно информационная насыщенность фактическим материалом. Он призван нарисовать общую картину, дать общее представление о предмете разговора.

Сценарное решение материала

 Информационный фильм вообще зачастую носит именно обзорный характер: обилие информации, фактов, объектов; каскад событий и лиц; постоянная смена объектов, максимально широкая панорама жизни. Здесь идет накопление материала, деталей, выразительных зарисовок – все это способствует проникновению в суть, вглубь материала,- и кто сумеет в данном случае найти границу, где закончился информационный фильм, и начался обзорный очерк, который уже относится не к информационному, а к образно-документальному кино? В реальной практике очень часто происходит диффузия жанров: в информационный фильм вторгается публицистика со своим образным строем материала, за которым просматривается авторская позиция. Межжанровая граница часто носит формальный, больше теоретический характер. Тем не менее, в основных чертах жанровая специфика помогает автору найти более точное сценарное решение фильма, его композиционное построение и набор выразительных средств для раскрытия темы и художественного замысла. В чем же специфика работы над информационно-описательным, обзорным фильмом или фильмом-обозрением, как его еще достаточно часто называют?

Нужно сказать, что зачастую подобные фильмы бывают заказными, носят презентационный, представительский, рекламный характер, являют собой как бы парадный портрет объекта съемок. И здесь стоит подробнее остановиться на «подводных рифах», с которыми может столкнуться автор при работе над заказным обзорным фильмом.

Заказчику нужен 15-20-минутный фильм, в который он стремится втиснуть максимум информации – история, техническое оснащение, деловая и культурная жизнь, лучшие люди, традиции и новации и пр. и пр. Как хороший профессионал вы знаете, что при таком хронометраже фильма в нем может быть 7-10 эпизодов, не более, если делать именно фильм, а не скакать «голопом по европам», ограничиваясь беглым упоминанием объектов. Поэтому наипервейшая задача автора обзорного фильма: 1) определить четкие тематические рамки;2) обговорить подробности, т.е. определить степень важности тех объектов, на съемках которых настаивает заказчик. Если нужен исторический экскурс, – какие период; если люди, – какие именно; 3) составить предварительный сценарный план и прикинуть, сколько экранного времени отводится в фильме этим запланированным объектам, - все эти вопросы обсуждаются вместе с заказчиком. Окончательный вариант этих договоренностей включается в договор, подписывается ответственным лицом со стороны заказчика и заверяется печатью организации заказчика. Даже если обзорный фильм не заказной, а авторский, - в любом случае эти вопросы должны быть решены в первую очередь.

Урегулировав эти вопросы, вы приступаете к набору материала: встречаетесь с людьми, читаете книги, изучаете документы, архивы, статистику, хронику, осматриваете места будущих съемок и т.д. – овладеваете материалом в полном объеме. Теперь вы лицом к лицу с главной проблемой авторской работы – написание сценария. Обзорный фильм нельзя снимать только по сценарному плану, как это допустимо при съемках событийного фильма. Жанр требует полного литературного сценария с четким сценарным решением, продуманными переходами от эпизода к эпизоду, с концептуально обоснованным набором выразительных средств. Вам предстоит, прежде всего, найти сценарный ход – это самый важный момент в сценарной работе.

Сценарный ход – это ключ к организации материала в фильме, это стержень, становой хребет, который будет соединять в единое целое весь материал, все эпизоды фильма. И при этом он должен быть свежим, занимательным, привлекательным для зрителя. Какими могут быть ориентировочные сценарные ходы?

Это может быть хронологическое раскрытие материала, поэтапное раскрытие темы. Этот простой, незатейливый путь предлагает вам информационно-описательная драматургия, которая по-родственному напрашивается в информационно-описательный фильм. На заре документального кинематографа фильмы по этой простейшей форме были широко распространены, да и по сей день они далеко не раритетное явление. Однако современная драматургия далеко шагнула вперед, и вам покажется не очень интересно располагать материал по схеме: вчера – сегодня – завтра; было так – стало эдак; после этого – значит вследствие этого. Здесь четкое выстраивание материала по логической схеме, но искусство как раз бывает так привлекательно своей алогичностью…

Возможна тематическая подача материала. Здесь вы разносите весь материал по тематическим блокам, как – то: а) промышленные гиганты города; б) культурные достопримечательности; в) самые красивые уголки города и т.д. Тоже свежестью сценарный ход не блещет и недалеко ушел от предсказуемой драматургии первого типа.

Сценарным ходом может стать экскурсия, которую может провести профессиональный экскурсовод. А можно привнести элементы игрового кино, пригласить актеров, которые отыгрывают сценку: в гости к девушке (к парню) приезжает друг (подружка),- и это иная форма экскурсии, где два ведущих, на два голоса ведут повествование, и у каждого своя роль: любопытство, любознательность одного и осведомленность другого. Интересный сценарный ход придумала у нас на кафедре одна студентка – заочница, которая в качестве своей квалификационной дипломной работы заявила обзорный фильм о городе Омск. Омичи чтят память жены генерал-губернатора Омска, которая на заре становления и развития города много для него делала: по ее воле в городе строились приюты, театр, больница, школа. Легенда гласит, что губернатор души не чаял в юной супруге, и ее пожелания исполнялись с превеликой охотой. Местный скульптор увековечил ее образ: в театральном сквере на чугунной скамейке сидит задумчивая молодая женщина в наряде дамы позапрошлого столетия…Студентка решила оживить ее и провести по новому, уже незнакомому бывшей губернаторше городу. Однако заказчикам подобный ход показался легкомысленным, и чугунной губернаторше не суждено было ожить и прогуляться по Омску. А жаль. Думается, это ход был бы все – таки интереснее традиционного рассказа по хронологической схеме. Однако сценаристу всегда следует помнить: какой бы сценарный ход вы не придумали (т.е. нашли форму своему фильму), содержание его и задачи остаются неизменными: дать обзор, создать широкую панораму по теме фильма.

В поисках сценарного хода фильма, вы выстраиваете его структуру, вам нужна четкая композиция, основанная на продуманном отборе фактов, точная разработка каждого эпизода в отдельности. Для себя вы должны ответь на вопросы:

-какова главная художественная мысль этого эпизода?;

-как она работает на основную художественную мысль фильма в целом?;

-какими выразительными средствами эта мысль будет донесена до зрите ля?.

Шаг за шагом, продумывая сценарное решение, распределяя материал по эпизодам, вы ищете и общую концепцию фильма, то единство визуальных, словесных, шумовых, музыкальных, цветовых, световых, монтажных и пр. компонентов, которые создадут вкупе  эмоциональный информационный образ фильма, а, значит, принесет фильму успех у зрителя. Добиваясь этого, вы можете воспользоваться практически всеми типами сюжетосложения, типами драматургии кино, как-то: информационно – описательным типом, драматургией статических конфликтов, драматургией действия, жизненного потока, внеигровой, драматургией мысли. В обзорном информационном фильме может появиться и драматургия сопоставлений, как способ сопоставления, сравнения мировоззренческих позиций, как открытая борьба соперников и их дел. По такому принципу был построен фильм «Борьба за космос», созданный совместно российскими и американскими кинодокументалистами, где показана напряженная борьба двух сверхдержав за лидерство в освоении космоса. С одной стороны команда советских ученых во главе с С.Королевым, с другой стороны – американцы во главе с плененным в свое время немцем фон Брауном. Шаг за шагом, в хронологической последовательности и временной точностью прослеживается эта битва умов, кто вперед успеет послать человека в космос.

Итак, обзорный фильм не отличается сложной структурой, она прочитывается с первых эпизодов: либо хронология, либо по темам, либо в сопоставлении располагается материал. Здесь нет игры в прятки со зрителем. Просто по избранному вами сценарному принципу вы информируете, рассказываете о чем – то зрительской аудитории. Но не исследуете, не внедряетесь вглубь темы, не ставите никаких проблем. Вы можете назвать, обозначить те проблемы, которые стоят перед городом, предприятием, отраслью хозяйства, - вы назвали проблемы, проинформировали зрителя об их существовании, но и только. Исследовать проблему, изучать ее корни, искать пути решения, давать экспертную оценку, - эта задача стоит перед более сложными жанрами документального кино – перед публицистикой.

Далее. В вашем фильме неизбежно будут люди. И здесь в знакомстве с человеком у вас тот же сугубо информационный подход: вы бегло знакомите с ним зрителя, сообщаете какие – то биографические данные (почетный гражданин города, герой и т.д.), включаете его синхроны по теме фильма, - но глубокого, детального знакомства с ним не происходит, - это задача фильма – портрета либо социально – психологического фильма.

Далее. Вы не даете в обзорном фильме яркой авторской интерпретации, комментариев специалистов о тех событиях, явлениях, фактах, о которых рассказываете. Это компетенция проблемного очерка либо репортажа. Вы эмоционально, заинтересованно рассказываете об объектах фильма, у вас тон и стиль хорошего экскурсовода: ваша задача, дать максимально объективную информацию о предмете фильма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.005 с.)