Типичные промахи журналистов по С. Муратову. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные промахи журналистов по С. Муратову.



Журналиста трудно считать профессионалом при следующих промахах.

ü - Если он начинает беседу, превознося гостя в его же присутствии.

ü - Если способен на полуслове прервать партнера по диалогу, не позволив ему закончить мысль. Уметь прервать его так, чтобы он не почувствовал и тени обиды, -вот профи!

ü - Если отвечая ведущему, собеседник оказывается спиной к зрителям или другим участникам – его можно заподозрить в бестактности.
 - Если по ходу разговора журналист не задаёт того единственно вопроса, на который рассчитывал собеседник, соглашаясь на интервью.

ü - Если он не задаёт вопроса, с которым бы хотели обратиться к приглашенному большинство телезрителей.

ü - Если бросает взгляд на часы: нам не хватает времени, - но именно от него зависит организация времени.      

ü Если он не способен закончить беседу, и каждый новый вопрос возвращает ее к уже пройденным темам.

ü - Если эмоции в разговоре исходят не от собеседника, а лишь от журналиста.

ü - Если в словах журналиста превалируют личные обиды и раздражение.

ü - Если журналист обольщается, что на экране всего важнее его глубокие и проницательные вопросы, а нет ответы того, к кому они адресованы.

ü - Если у зрителя складывается впечатление, что журналист симпатизирует одному из участников и настроен против другого (тон, взгляд, поза).

ü Если журналист не может скрыть своей робости в присутствии власти или знаменитостей.

ü - Если журналист позволяет уходить от ответа на острую тему, когда собеседник отделывается общими фразами, шутками или меняет предмет разговора.

ü Если позволяет себе «не понять» собеседника или истолковывает его ответ в нужную для себя сторону.

ü - Если интервьюируя участников общественных беспорядков, журналист позволяет им произносить оскорбляющие вкус тирады, не замечая, что именно этого добиваются собеседники.

ü - Если журналист позволяет себе агрессивный тон и развязные замечания - пусть даже в ответ на подобное поведение собеседника. Спокойная вежливость подчёркивает бестактность партнёра.

ü Чем критичнее вопрос, тем корректней он должен звучать в эфире: вежливость к вопросам, заключающим в себе критику, – ЭТО главное! Этика сейчас исчезла! Телевидение приглашает конфликтные характеры, истероидные натуры, которые слышат только себя. Эпицентричность равно синоним безвкусия. Скандалисты – герои экрана (20, с.175-176)).


Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение интервью как метода и как жанра.

2. Назовите разновидности интервью как полилога.

3. Американские подходы к определению жанра интервью.

4. Российская классификация жанров интервью.

5. В чём заключается подготовка журналиста к интервью?

6. Что такое двухходовое интервью?

7. Что важно знать журналисту о собеседнике?

8. Каков идеальный образ интервьюера?

9. Что такое социально-психологические аспекты интервью?

10. Что включает в себя экологическая характеристика интервью?

11. Что такое комфортная дуга общения?

12. Четыре дистанции общения, их характеристика.

13. Что такое личное пространство?

14. Охарактеризуйте методики созидания собеседника и себя.

15. Дайте характеристику методик отрицание собеседника и себя.

16. Характеристика вопросов по их форме.

17. Характеристика вопросов по их воздействию на собеседника.

18. Характеристика вопросов по их функции.

19. Зависимость стиля и формы вопросов от вида интервью.

20. Что такое закон триады?

21. Заповеди успешного интервьюирования.

22. Типичные ошибки интервьюера.


 

ГЛАВА 5. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ХРОНИКЕ

Мы тем путем уж не пойдем, как в старину.

Ведь буйной молодости пыл позорит седину.

Честертон

Третий, современный этап развития отечественного информационно – хроникального кинематографа демонстрирует стабильность усвоенных журналистами приемов освещения событий. Каждый телевизионный канал (федеральный, региональный, местный), каждая телекомпания выработали свою определенную информационную политику, и по мере сил и таланта своих сотрудников они реализуют ее на практике. А наблюдения за этой практикой показывают, что информационные новостные программы конструируются практически по одним лекалам и мало чем отличаются друг от друга. Но творческая мысль не стоит на месте.

В 2007 году на прилавках крупного книжного магазина в Кемерове появилась работа Константина Гаврилова «Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом», изданная в Санкт-Петербурге. И пособие, и его автор заслуживают отдельного разговора.(21).

Биографическая справка об авторе: на Ленинградском телевидении появился в 1986 году, т.е. к моменту выхода книги, отработал на ТВ уже 20 лет. За эти годы он отснял более 2000 сюжетов, шесть документальных фильмов, два игровых сериала; работал корреспондентом известных ленинградских программ «Монитор», режиссером служб новостей Информ-ТВ и ОРМВ; был постановщиком цикловых программ «Телекурьер», «Пари-Прогноз», «У всех на виду», «5 вечеров», «Мужские истории»; сотрудничал с программами «Адамово яблоко»; «До и после полуночи», «Музобоз»; плотно сотрудничал с телевидением Дании… Этот мощный перечень творческих работ свидетельствует о мощном творческом потенциале журналиста. К. Гаврилов глубоко знает и понимает природу ТВ, природу хроникального вещания в том числе. Долго и плотно занимаясь новостями, Гаврилов сумел найти новые подходы в работе над сюжетом, нашел универсальный ключ – формулу создания успешного сюжета. Он щедро поделился в книге своим опытом, предлагаемая им методика оригинальна и выстраивается в стройную нетривиальную систему работы над документальным материалом для хроникального  сюжета.  Основные положения работы сводятся к следующему.

5.1. Элементы успешного сюжета.

 

В основе сюжета всегда лежит какое-то событие. Вся жизнь - это цепь событий, уникальных и рядовых, микроскопических и гигантских, исторических и частных. Чтобы событие было достойно хроникального сюжета, достойно того, чтобы попасть на экран, в нем обязательно должна быть информационная значимость, оно должно обладать особыми качествами, которые выделяют его из обыденности. Таких качеств – семь. Запомним их:

ü Исключительность – важнейшее качество события.

ü Неожиданность события, оно неожиданно потому, что либо очень редкое, либо уникальное, новое.

ü Общественная значимость события, т.е. последствия его значимы для большого количества людей, от него не отмахнешься.

ü Действенность события, т.е. в событии есть активное действие.

ü Новизна события: оно происходит сейчас, а не вчера и не завтра.

ü Визуальность события: в нем есть насыщенная картинка, есть, что показать зрителям.

ü Драматичность события, тогда оно обязательно привлекательно для зрителя. Лучший материал для сюжета тот, который вызывает мгновенный эмоциональный отклик – это драматическое событие.

Итак, сюжет будет успешным, интересным, если концентрирует в себе семь перечисленных критериев информационного качества. Если в сюжете, событии, которое легло в основу сюжета, нет ни одного из этих качеств, - тогда нет и не будет сюжета.

Информационный повод сюжета

События в жизни многогранны, сложны, запутаны. Чтобы определить, как снимать событие, что из него взять в сюжет, нужно определить в событии информационный повод: почему я беру это событие в сюжет? Чтобы понять это, нужно ответить себе на вопрос: «А что в сюжете происходит?» Для этого необходимо составить короткое утвердительное предложение, употребив глагол в настоящем времени действительного залога. В этом предложении должно быть 5-7 слов, не более. В этом предложении вы передаете одно, главное действие события, на котором вы делаете акцент, которое и станет основой сюжета. Например, проходит летняя спартакиада по легкой атлетике. Что показать в сюжете? На чем сделать акцент? Спортсмены борются за звание чемпиона страны в пятиборье – это предложение определило действие в событии и направление вашего сюжета.

а) Информационный повод дает ответ на вопрос: что происходит в сюжете? Информационный повод задает угол зрения материала, это выбор смысла события, это компас для автора, который не дает ему сбиться с пути. Информационный повод расставляет части события по значимости, выделяет главное, оставляет за бортом второстепенное. Правильное определение информационного повода – гарантия успешного сюжета.

б) В любом событии можно найти несколько разных информационных поводов, которые позволят сделать непохожие сюжеты. Какой повод выберете, такой и будет сюжет.

в) Информационный повод определяет границы смысла сюжета. Полезность его в том, что он сразу определяет что-то вроде заголовка сюжета, выявляет суть, определяет границы сюжета.

г) Семь важнейших информационных качеств события идеально подходят для информационного повода сюжета.

Сюжет – это история

Коренное правило новостей гласит: сюжет – это история

Событие – это материал сюжета.

Информационный повод – форма сюжета.

История – это содержание сюжета, т.е. сам сюжет.

Зрители равнодушны к сухой информации, но если в сюжете присутствует история, они будут смотреть его, как зачарованные.

ü История вызывает, пробуждает чувства, эмоции. Всякое событие состоит из конкретных фактов. Выявить нужные факты помогает информационный повод. Из фактов складывается история. Факты = история. Каковы факты, такова и история.

ü История в сюжете развивается по закону единого драматического действия. Чтобы развить историю, необходимо найти героя. В любой истории есть герой, без героя история невозможна! Герой закручивает историю. Найти героя! – задача автора. Это может быть:

отдельная личность, конкретный человек;

группа людей (бастуют авиадиспетчеры);

целый народ (арабы против евреев в Палестине);

герой - обезличенное обстоятельство (закрывается завод);

животное (в зоопарке родилась панда).

Поскольку есть герой, то должен быть и антигерой, то, с чем (кем) герой борется. Героя и антигероя связывает конфликт. Гаврилов предлагает 7 вариантов связки герой-антигерой:

а) герой – личность и антигерой – личность (соперники на выборах, в спорте);

б) герой – личность, антигерой – стихия, жизненное независимое обстоятельство;

в) герой – группа, антигерой – личность (забастовщики – директор);

г) герой – группа, антигерой - группа (фанаты разных клубов);

в) герой – личность, антигерой – группа (свой среди чужих);

г) герой – группа, антигерой – стихия (альпинисты – лавина);

ж) герой – стихия, антигерой – группа (ураган Катрин – мародеры)  
Как грамотно построить сюжет?

Выбрать событие.

Найти информационный повод, сформулировать его.

Продумать конфликт, в котором столкнутся герой и антигерой.

Через конфликт раскрывать событие.

Факты в сюжете автор сталкивает как две противоборствующие стороны (герой и антигерой)

Конфликт развивается по классической схеме:

Экспозиция – ввести в курс дела, назвать информационный повод.

Завязка – столкновение героя и антигероя, зрителю разъясняют, какая история его ожидает.

Развитие действия – конфликт набирает обороты, приводятся новые факты,  (подробности события), зритель начинает сопереживать герою.       

Кульминация – дается факт наивысшего развития конфликта, который вызывает у зрителя максимальный всплеск эмоций.

Развязка – подводится итог конфликту, завершается история, делается какой-то вывод Элементы композиции могут быть не все, но интрига должна сохраняться. Интрига создается неизвестностью, столкновением интересов героя и антигероя. Поэтому итоговые выводы оставлять на финал; если финал открытый – зритель включит ТВ завтра, будет думать о материале, сопереживать. Автор, репортер всегда на стороне героя!

Великая формула сюжета

Автору всегда хочется сделать хороший, интересный сюжет, у него малый объем времени, необходимо успеть в минутном сюжете рассказать о событии и показать его. При создании любого сюжета возникают вопросы: «Сколько событий может быть в сюжете? Сколько найти информационных поводов? Сколько историй? Сколько идей и эмоций?» Великая формула сюжета, предложенная Гавриловым, отвечает точно: всего должно быть по одному!   

Сюжет = 1 событие = 1 информационный повод = 1 история = 1 эмоция = 1 мысль Вы берете одно главное событие, остальные факты, действия, события, происшествия – будут дополнительные, как бы разъясняющие основное, главное, единственное событие. Затем вы находите единственный информационный повод, который направит развитие действия в нужное русло. Затем – одна история, один конфликт в этой истории, который разворачивается между одним героем и одним антигероем. По мере развития истории у зрителя возникает определенная эмоция: страх, ужас, любовь, ненависть, сочувствие, жалость, волнение или умиротворение. И в конце одна мысль – зрителю должно быть ясно, что хотел сказать автор. Великая формула хороша тем, что она отсекает все лишнее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.028 с.)