Выразительные средства информационного фильма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные средства информационного фильма



Кинообозрение может решать актуальные задачи

оперативно, броско, убедительно.

Р.Борецкий

Изобразительное решение обзорного фильма целиком подчиняется законам жанра: обзорность, ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ будет у вас главным решением видеоряда: о чем пою, то и показываю. Мы привыкли несколько свысока, довольно пренебрежительно относиться к иллюстративности в документальном кино. Но иллюстративность как прием неприемлем в жанрах образной, художественной документалистики. Именно как прием, потому что без иллюстративного обозначения объектов съемки нельзя обходиться вовсе в экранном киноискусстве, на одних образах фильм не построишь.

В информационных фильмах иллюстративность – это творческая норма. Здесь иллюстрация функционально выполняет свою задачу по прямому предназначению жанра: это адекватность, соответствие информации слова и видеоряда, изображения. Но иллюстративность тоже может быть разной, как скучной, так и выразительной. Здесь уместно напомнить о двух важных, изначальных моментах кинематографа: понятие и образ. Художественное кино оперирует образами, художественными образами. Документальному и научно – популярному кинематографу сложнее: тут есть и образ и понятие, задача которого – дать представление о предмете или явлении. Например: стол, человек, дождь, туман, листопад…Вы зафиксировали на пленке предмет, явление, - вы дали о нем понятие. Но вот мы усложняем задачу: дать образ дождя, тумана, листопада, человека. Как только потребовалось создать образ, вы неизбежно зададите себе вопрос: какой он, тот предмет, явление, который мне нужно заснять, создать его образ? Чтобы дать ясный ответ, нужно в снимаемом объекте выделить что – то главное в характеристике предмета и найти его кинематографический эквивалент. Вот тогда вы создадите образ.

В информационном, обзорном фильме один автор, оператор обо всем снимаемом дает только понятие, его подача материала буднична, банальна, невыразительна, сугубо хроникальна. Нет в таком фильме живинки, изюминки, все правильно, но скучно. Другой оператор тот же материал снимает увлеченно, ищет выразительный ракурс, работает со светом и цветом, и те же объекты смотрятся уже совсем по – другому.

Наиболее часто применяемые методы съемок информационного фильма: наблюдение, привычная камера, репортаж, синхронная съемка, скрытая камера, реконструкция факта.

В звукоряде может быть как дикторский текст, так и авторский комментарий, и озвучивание от имени героя; возможно озвучивание актерами; синхроны в кадре и интервью с персонажами фильма. Достоверность и выразительность фильму придает использование естественных шумов, характеризующих среду, в которой действуют персонажи, передающих атмосферу события. Музыкальное оформление в обзорных фильмах спокойное, ненавязчивое, оно не должно быть эмоциональнее слова и видеоряда, не должно тянуть «одеяло на себя»

Закадровому тексту в информационном, обзорном фильме придается огромное значение, информационная насыщенность здесь выходит на первый план. Подавать информацию нужно предельно доступно, тон разговорный, доверительный, образно-выразительный. Informo – осведомляю, сообщаю новое! Нельзя информировать, не сообщая нового и конкретного. При этом язык сообщения должен быть образным, незатертым, не шаблонным.

Четкая логика и предельна ясность – следующее требование к закадровому тексту фильма. Всегда автору текста следует помнить, что речь воспринимается на слух, и длинные предложения и сложные обороты здесь неуместны. Нужны краткость и выразительность разговорной речи.

Цифровые данные часто в обзорном фильме бывают необходимы. С ними нужно обращаться очень осторожно и бережно. Брать их предельно мало, только самые необходимые; стараться переводить их в образный, зрительный эквивалент. При написании закадрового текста помнить арабскую поговорку: «Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания». Кстати, о молчании, паузе в тексте также не стоит забывать. ЭТО очень сильное кинематографическое средство звукоряда фильма. Полная тишина и статичность, когда, кажется, все замерло, создают атмосферу напряженного ожидания, концентрируют внимание зрителя.

При написании закадрового текста, нужно хорошо знать, что вы хотите сказать всем фильмом, куда движется ваша мысль, вся ткань вашего фильма в целом – тогда и писать будет легче, и текст придумается интереснее. Несмотря на то, что в обзорном фильме нагрузка на закадровый текст весьма существенна, тем не менее, не следует фильм забивать им. Словом нужно пользоваться экономно, давать зрителю рассмотреть видеоряд. Абстрактно рассуждая, в секунду можно внятно сказать и воспринять ДВА слова. Однако, если вы будете писать закадровый текст, исходя из этих расчетов, вы «заговорите» ваш материал, он потонет в словах. Достоверность информации в тексте должна быть абсолютной, не подтасовывайте факты и явления в угоду своей идее. Вспомните злую миниатюру М.Жванецкого о подтасовке фактов в документальном кино: руки английской королевы, разрез глаз – японки, обстановка дома – из музея мебели и т.д. – все в целом – жизнь моей скромной персоны. Не давать повода сатирикам для таких злых миниатюр.

При кажущейся легкости информационные, обзорные фильмы делать так же трудно, как любой другой документальный фильм. Нужно точно отобрать материал, сценарно организовать его, соразмерить эпизоды, чтобы один какой – то не был особенно длинным, затянутым по сравнению с другими. СОРАЗМЕРНОСТЬ ЭПИЗОДОВ – это очень важное требование при размещении материала в сценарии фильма. Здесь, конечно же, исходить надо, прежде всего, из общей задачи фильма, из его идеи. Наиболее продолжительными должны быть те эпизоды, которые работают на главную идею; второстепенный материал не должен затмевать главного, не должен больше привлекать к себе внимание зрителя.


Вопросы для самопроверки

 

1. Специфика использования выразительных средств в информационных фильмах.

2. Какие материалы в основе сюжета фильма вызывают особый интерес у зрителей?

3. Специфические особенности драматургии обзорного фильма.

4. Какие задачи надо решить автору на этапе формирования замысла?

5. Что такое поэтапное и блочное раскрытие темы фильма?

6. Какие сценарные ходы вы могли бы предложить для обзорного фильма?

7. На какие вопросы необходимо ответить автору самому себе, выстраивая композицию фильма?

8. Что такое «информационный образ фильма», из чего он складывается?

9. В чем специфика изобразительного решения обзорного фильма?

10. Методы съемок информационного, обзорного фильма.

11. Роль закадрового текста, требования к нему.

12. Что такое «соразмерность эпизодов» в обзорном фильме?

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.009 с.)