Тема 1.1 Определение направлений в море. Использование навигационных приборов и пособий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1 Определение направлений в море. Использование навигационных приборов и пособий.



Для определения направления на судне служат магнитный компас и гирокомпас.

Магнитный компас представляет собой жестко связанную систему магнитных стрелок, свободно плавающих в 40% спиртовом растворе. Система стрелок и раствор помещены в немагнитный сосуд диаметром 127 мм, закрытый сверху прочным стеклом. Котелок крепится на специальном кардановом подвесе, предохраняющем его от воздействия качки. Система магнитных стрелок своим северным концом стремится показывать направление на северный магнитный полюс Земли. Если поместить магнитную стрелку в эту точку, то она будет стремиться занять вертикальное положение. Магнитный полюс не совпадает с географическим и к тому же он медленно перемещается по поверхности Земли. Из-за этого магнитный компас имеет ряд неудобств для его использования в судовождении и поэтому выступает в качестве запасного.

Во-первых, он показывает направление на магнитный полюс Земли, и для получения истинного направления на север в его показания требуется вносить поправку за склонение (угол между направлениями на географический и магнитный полюсы). А во-вторых, за счет его размещения на стальном корпусе судна, магнитный компас дает ещё одну погрешность в своих показаниях, называемую девиацией. Это требует таких специальных работ, как уничтожение девиации и определение остаточной девиации магнитного компаса, которые обычно выполняет специалист гидрографической службы.

В качестве основного курсоуказателя на судне выступает гирокомпас. В основе его работы лежит свойство свободновращающегося гироскопа сохранять первоначально приданное ему положение. Поэтому он и будет показывать направление на северный географический полюс Земли.

Его преимуществами перед магнитным компасом является то, что не смотря на некоторые погрешности, он дает более точные показания требуемых направлений (курса судна и пеленгов - направлений на ориентиры); показания основного прибора транслируются на несколько приборов - репитеров ГК; работа гирокомпаса не зависит от магнитного влияния корпуса судна и надстроек, более устойчива при работе на качке судна.

Недостаток гирокомпаса заключается в специальном электропитании напряжением 110 В, частотой 400 Гц, что требует в его комплектации наличие преобразователя питания.
Тема 1.2 Навигационное оборудование морских путей.

Навигационное оборудование морей предназначено для решения следующих основных задач:

1. Обеспечения опознания районов морского побережья, а также навигационных определений места судна;

2. Обеспечения безопасного следования судна по фарватерам или рекомендованным курсам, по каналам, в узкостях и на акваториях портов;

3. Указания положения навигационных опасностей, отдельных точек и районов на воде.

Существуют береговые и плавучие средства навигационного оборудования (СНО).

К береговым СНО относятся маяки, навигационные и створные знаки.

Маяк представляет собой фундаментальное строение башенного типа, оборудованное в верхней части специальным световым аппаратом. Маяк не только предупреждает об опасности, но и служит для определения места судна в море. Для того чтобы мореплаватель мог опознать маяки, их строят различной приметной формы и придают огню каждого маяка особую световую характеристику. Это помогает судоводителю безошибочно определить местонахождение своего судна (в том случае, если он детально изучил предстоящий район плавания).

Отличительной характеристикой маяка являются: характер и цвет огня; число проблесков или затмений; период проблесков; Дальность видимости маяка в милях для высоты глаза наблюдателя в 5 м; обслуживаемый маяк пли нет; сведения о техническом вооружении маяка; сведения об имеющихся лоцманских и спасательных станциях и средствах связи.

Огонь маяков бывает: постоянным, проблесковым, группопроблесковым, постоянным с проблесками, постоянным с группой проблесков. Огонь маяка может быть цветопеременным, т. е. меняющим цвет.

Для обеспечения безопасности плавания во время тумана и ограниченной видимости на маяках подают звуковые сигналы при помощи сирены, тифона, наутфона, колокола, предупреждающие судоводителя о близкой навигационной опасности.

Навигационные знаки — специальные сооружения различной конструкции, по размерам значительно меньше маяков. Они могут быть освещаемыми и неосвещаемыми. Включение огня на знаках производится обычно автоматически при помощи фотоэлементов. Знаки постоянно не обслуживаются. Освещаемые навигационные знаки имеют отличительную от других знаков района световую характеристику, которая, как правило, бывает проблесковой, постоянной или группо-проблесковой. Кроме того, освещаемые знаки различаются по цвету огня. Само расположение знака и характеристика его огня наносятся на навигационную карту. Дальность видимости огней таких знаков достигает 6—8 миль при ясном состоянии атмосферы.

Створные знаки устанавливаются на берегу для указания судового хода на фарватерах и в узкостях. Они служат для обеспечения безопасности прохода судов в районах со стесненными условиями плавания. Кроме того, створные знаки устанавливаются при оборудовании мерных линий для обозначения направления движения судна и секущих направлений для замеров скорости хода судна на различных режимах работы двигателя. Знаки бывают деревянными, металлическими, каменными, освещаемыми и неосвещаемыми. Днем на белых (черных) трапециевидных щитах отчетливо видны черные (белые) вертикальные полосы, а ночью в верхней части щитов зажигаются огни, чаще всего красного или зеленого цвета, чтобы их легко было отличить от любых случайных огней населенного берегового пункта. Направление линий створов на фарватере, узкости или мерной линии нанесено па навигационной карте. Линия девиационных, ограничительных и поворотных створов на карте обозначается точечным пунктиром, а ходовые направления— сплошной линией. Значения направления створов даются на карте только истинные.

В отличие от береговых плавучие СНО не настолько надежны, так как нет гарантии, что они находятся на штатном месте. К ним относятся плавучие маяки, буи, вехи и т.п.

Плавучий маяк – это судно специальной постройки, конструкция которого позволяет использовать его длительное время на якоре в открытом море, с размещенными на борту СНО, предназначенными для обозначения входа в узкость, ограждения навигационных опасностей и ориентирования по нему судов.

Плавучие маяки применяются для ограждения опасностей или для указания подходных точек каналов и фарватеров в таких районах, где эта задача не может быть решена другими СНО.

Морские буи применяются для предостережения судов об опасности на относительно больших расстояниях в дневное и ночное время при любом состоянии моря, а при наличии на буях ревуна они служат ориентиром и в условиях плохой видимости.

По размерам и массе они подразделяются на:

· большие морские буи, которые ставят в открытом море на больших глубинах(20 ÷ 70 м);

· средние морские буи – ставят ближе к берегу;

· малые морские буи – ставят в закрытых районах и бухтах.

Канальный буй предназначен для обозначения бровок или осей каналов в защищенных от волнения мелководных районах (обычно конической формы) и используются только в период навигации.

Ледовые (зимние) буи применяются для обеспечения безопасности плавания в течении всего года (обтекаемой, сигарообразной формы).

Буи могут быть светящиеся (электрические или ацетиленовые) и несветящиеся. Огни буев действуют автоматически. На буях устанавливают технические приспособления для подачи звуковых сигналов (колокол, ревун и др.). Иногда на них устанавливают световые отражатели.

Вехи применяют как СНО в качестве самостоятельных знаков, а также в качестве дополнительных на особо опасных участках и контрольных знаков у буев для их дублирования и облегчения отыскания места установки буя в случае его смещения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)