Информационное и библиотечное обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное и библиотечное обеспечение



Библиотека является структурным подразделением Института, обеспечивающим образовательный и научно-исследовательский процессы научными, учебными, учебно-методическими и иными документами и информационными ресурсами.

Библиотека проводит целенаправленную работу по комплектованию библиотечного фонда, объем которого на 30.11.20 составляет 53788 экз. (в т.ч. 33303 экз. книг и брошюр, 20485 электронных документа). За 5 последних лет приобретено 1742 экз. учебной, учебно-методической и научной литературы в бумажном виде и на электронных носителях. Комплектование фонда учебной литературой проводится с учетом требуемого норматива для библиотек УВО. Кроме этого в Институте ведется большая работа по изданию учебной литературы, имеется лицензия на издательскую деятельность.

На 01.12.2020 в библиотеке Института числится 688 читателей, за 2020 фактически обслужено 1032 читателей, которым выдано 1042 экз. различных документов на бумажных и электронных носителях, выполнено 353 библиографических, фактографических и тематических справок.

В библиотеке имеется абонемент и читальные залы на 90 посадочных мест, что составляет 100% от количества студентов, обучающихся в Институте на очной (дневной) форме обучения. Один читальный зал оснащен мультимедийным оборудованием. Имеется читальный зал для научной работы и 4 электронных читальных зала. Современный интерьер и высокая техническая оснащенность в читальных залах и других структурных подразделениях библиотеки создают хорошие условия для самостоятельной работы студентов и профессорско-преподавательского состава. Общая площадь и количество посадочных мест в читальных залах соответствует нормативным требованиям Министерства образования Республики Беларусь.

Справочно-поисковый аппарат (СПА) включает: 2 традиционных каталога (алфавитный и систематический), 12 картотек, электронный каталог книг (10980 библиографических записей), 3 базы данных. Справочно-поисковый аппарат строится по единой методике формирования библиографической записи, соответствующей действующим стандартам и нормативным документам. Систематизация документов производится по УДК.

Студенты заочной формы обучения получают по комплекту учебно-методических материалов и контрольных заданий, предусмотренных программой каждой дисциплины. С целью контроля за книгообеспеченностью учебных дисциплин разработаны «Картотека книгообеспеченности» и «Карты обеспеченности дисциплин кафедр Института», которые ежегодно обновляется. Для решения проблемы полноценного информационного обеспечения образовательного процесса разработаны электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам, изучаемым в УВО, которые бесплатно предоставляются студентам.

Вывод: работа библиотеки в целом соответствует требованиям нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Анализ обеспеченности образовательного и научно-исследовательского процессов необходимой литературой и информационными ресурсами свидетельствует о достаточности информационного и библиотечного обеспечения в целом по УВО и по специальностям подготовки для ведения образовательного процесса, научно-исследовательской работы; требования критериев, предъявляемых к УВО, осуществляющим подготовку кадров по группе специальностей «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» I и II ступени высшего образования в части информационного и библиотечного обеспечения, выполняются.

1.7.Организация и качество образовательного процесса

Подготовка специалистов в частном учреждении образования «Институт парламентаризма и предпринимательства» осуществляется по специальностям: 1-23 8 07 «Политология» (магистратура),1-23 01 06 «Политология (по направлениям)», 1-26 80 04 «Менеджмент» (магистратура), 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование», 1-26 02 04 «Документоведение (по направлениям)».

Основными структурными подразделениями, обеспечивающими подготовку специалистов, являются социально-экономический факультет, учебно-методический отдел, кафедра политологии и экономики.

По состоянию на 1 октября в Институте обучается 670 студентов: 78 студентов очной формы обучения и 592 заочной формы обучения. Из них по специальности «Менеджмент» и «Политология» (магистратура) – 31 человек.

Подготовка специалистов осуществляется на основании образовательных стандартов и типовых учебных планов.

Обучение студентов, поступивших на обучение в 2016-2020 годах для получения высшего образования по специальностям, осуществляется на основании типовых учебных планов и разработанных на их основе учебных планов специальностей, которые рассмотрены на заседании Совета УВО и утверждены ректором. Учебные планы заочной формы обучения разработаны на основе учебных планов очной формы обучения специальностей. Соотношение аудиторных занятий на заочной форме обучения составляет 22-26 % от очной (дневной) формы обучения.

В 2013 году учебные планы очной и заочной форм получения образования I ступени разработаны в соответствии с «Порядком разработки и утверждения учебных планов для образовательных программ высшего образования I ступени», утверждённым Приказом Министра образования Республики Беларусь №405 от 27.05.2013.

По всем дисциплинам специальностей Института имеются учебные программы, разработанные на основе типовых учебных программ в соответствии с «Порядком разработки и утверждения учебных программ и программ практики для реализации содержания образовательных программ высшего образования», утвержденным Министром образования Республики Беларусь 27.05.2019. По 99% дисциплин специальностей разработаны учебно-методические комплексы.

    Обучение студентов в Институте организуется в соответствии с графиком образовательного процесса, который ежегодно составляется учебно-методическим отделом и утверждается ректором. График образовательного процесса на 2020-2021 учебный год утвержден приказом ректора 28.05.2020 № 31.

Расписание занятий составляет методист УМО, руководствуясь Положением об учебных расписаниях в частном учреждении образования «Институт парламентаризма и предпринимательства», утвержденного приказом ректора № 54 от 14.09.2017. Для студентов очной формы получения образования расписание занятий составляется на семестр на основе годовых учебных планов специальностей. Расписание занятий для студентов заочной формы получения образования составляется исходя из количества часов аудиторных занятий в период сессий, предусмотренных учебными планами, продолжительности сессий. В период сессий читаются лекции на текущий семестр, проводятся практические занятия, установочные занятия на будущий семестр.

Образовательный процесс в Институте осуществляется в форме учебных занятий, самостоятельной работы, управляемой самостоятельной работы, контрольных мероприятий.

В образовательном процессе применяются современные технологии обучения, основанные на мультимедийных компьютерных технологиях. Так, практически по всем дисциплинам специальностей можно отметить следующее:

- все лекции обеспечены презентациями;

- все практические занятия – мультимедийные;

Внедряются инновации в методику проведения традиционной классической лекции-информации. Из развивающихся новых форм лекций– проблемная лекция, лекции в электронном формате при помощи скайпа и платформы ZOOM.Используются в обучении методы проблемно-ориентированного обучения, метод проектов и др.; обучение ориентируется на работу в группе, команде.

Итоговая аттестация проводится в виде защиты дипломных работ и магистерских диссертаций, сдачи комплексного государственного экзамена. Магистерские диссертации и дипломные работы выполняются согласно требованиям Методических рекомендаций по организации подготовки и защиты дипломной работы для обучающихся I и II ступени. Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры, Учебно-методического совета и утверждены ректором 25.09.2020.

Организация практической подготовки студентов регламентируется «Положением о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь», утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.06.2010 № 860 (с изменениями и дополнениями), и Положением о практике студентов, утвержденным приказом ректора Института № 44 от 01.09.2020.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра. Программы практик на 2020-2021 учебный год для студентов всех специальностей рассмотрены на заседании кафедры и утверждены ректором и по своему содержанию полностью соответствуют требованиям образовательных стандартов специальностей.

Руководителями практики являются ведущие преподаватели кафедр, обеспечивающие подготовку студентов. Со стороны принимающей организации, обеспечивающей базу прохождения практики, к этой работе привлекаются начальники управлений, отделов и другие ведущие специалисты.

В качестве баз для проведения практик студентов Института являются предприятия, организации различных форм собственности, соответствующие профилю подготовки специалистов, с которыми ежегодно заключаются договоры.

Все студенты перед началом практики получают индивидуальные задания и дневники практики. Индивидуальные задания по практике разрабатываются в рамках программы с учетом конкретного места ее прохождения. После завершения практики студенты представляют своему руководителю письменный отчет вместе с дневником и сдают дифференцированный зачет.

Вопросы организации, проведения и итогов практики систематически рассматриваются на заседаниях кафедры, Совета факультета и Совета УВО.

С целью совершенствования образовательного процесса, стимулирования мотивации к получению системных знаний студентов, повышения уровня объективности оценки знаний с 2010 года в Институте действует рейтинговая система оценки знаний студентов, которая регулируется «Положением о рейтинговой системе оценки знаний студентов на первой и второй (магистратура) ступенях высшего образования в частном учреждении образования «Институт парламентаризма и предпринимательства» (актуализированное утверждено приказом ректора №44 от 01.09.2020).

Текущая аттестация проводится в соответствии с Правилами проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь №53 от 29.05.2012, и Правилами проведения аттестации студентов частного учреждения образования «Институт парламентаризма и предпринимательства» при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденными приказом ректора №44 от 01.09.2020, которое учитывает особенности организации образовательного процесса в ИПП.

    Студенты, получившие неудовлетворительные оценки или не явившиеся на зачет или экзамен, получают письменное разрешение на пересдачу. Контрольные работы для студентов заочной формы получения образования проводятся в форме компьютерного тестирования как в период зачетно-экзаменационной сессии, так и в межсессионный период по расписанию дней заочника.

    Порядок обращения ведомостей определен «Правилами регистрации, учета, выдачи и возврата зачетно-экзаменационных ведомостей частного учреждения образования «Институт парламентаризма и предпринимательства», утвержденными приказом ректора Института №44 от 01.09.2020.

Все зачетные и экзаменационные ведомости оформлены должным образом и хранятся в деканате. Учет успеваемости по каждой учебной группе за весь период обучения студентов ведется в электронной системе «Студенты».

    Ежегодно приказом ректора осуществляется закрепление дисциплин за кафедрами. На 2020-2021 учебный год дисциплины закреплены за кафедрами приказом ректора от 01.09.2020 № 46.

    Нагрузка ППС института планируется на основе требований учебных планов и норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ. Нормы времени ежегодно обсуждаются на ректорате, Совете УВО и утверждаются приказом ректора (на 2020-2021 учебный год – приказ от 30.09.2020 №47).

Средняя учебная нагрузка ППС за последние три года составляет 750 часов (профессор – 700 часов; доцент – 740 часов; старший преподаватель, преподаватель – 790 часов).

Заведующий кафедрой на основе расчетов и в соответствии со штатным расписанием распределяют учебную нагрузку среди профессорско-преподавательского состава кафедр. Распределение учебной нагрузки подписывается заведующим кафедрой, деканом и утверждается ректором Института.

Планирование работы штатных преподавателей осуществляется в индивидуальных планах, где предусматривается объем выполнения учебной, учебно-методической, учебно-организационной деятельности, научно-исследовательской, идеологической и воспитательной работы.

Анализ выполнения учебной работы показал, что в 2020-2021 учебном году штатными преподавателями выполняется 72 % учебной нагрузки.

Институт поддерживает систему менеджмента качества проектирования, разработки и осуществления образовательной деятельности в области гуманитарного и экономического образования, проведения идеологической и воспитательной работы в рабочем состоянии.

Система контроля качества образовательного процесса включает: контроль посещения занятий студентами, взаимопосещение занятий преподавателями, посещение занятий заведующим кафедрой, деканом, представителями ректората, проверку учебно-методической работы кафедр учебно-методическим отделом и деканатом, аттестацию студентов по результатам текущей успеваемости, анализ итогов работы и качества выполнения учебных планов по семестрам и за год.

С целью изучения уровня преподавательского мастерства профессорско-преподавательского состава, качества проводимых занятий, соответствия их передовым методикам подготовки специалистов данного профиля на кафедре планируется проведение открытых занятий в течение учебного года.

Один раз в семестр на кафедрах проводятся взаимопосещения занятий каждого преподавателя. Результаты взаимопосещений отражены в журналах взаимопосещений и регулярно обсуждаются на заседании кафедры. Проводятся также контрольные посещения занятий заведующим кафедрой и председателями предметно-методических комиссий.

Выполнение учебных планов контролируется учебно-методическим отделом на основе ежемесячных отчётов кафедр. Результаты выполнения учебных планов за год рассматриваются Советом Института.

Выполнение учебной и других видов работы преподавателей отражается в их индивидуальных планах. Учебная нагрузка преподавателей фиксируется также в кафедральном журнале учета педагогической нагрузки преподавателей.

Контроль выполнения нагрузки преподавателей осуществляет заведующий кафедрой и учебно-методический отдел. Вопросы организации и качества образовательного процесса систематически рассматриваются на заседаниях кафедры, Совета факультета, ректората и Совета УВО.

Журналы учебных групп хранятся в деканатах, ведутся в соответствии с установленными требованиями. Количество учебных часов по дисциплинам, отмеченных в журналах групп, совпадает с учебными планами.

Все ведомости текущей аттестации ведутся в электронной системе «Деканат», они оформлены должным образом и хранятся в деканате. На каждого студента заведены личная и учебные карточки в электронной системе «Студенты», в которых выставляются оценки по всем дисциплинам учебного плана, сведения о предоставленных академических отпусках, поощрения, взыскания.

Наличие в деканатах в достаточном количестве современной оргтехники позволяет вести делопроизводство и подготовку информационных документов для образовательного процесса на должном уровне.

Вывод: в целом организация учебной работы соответствует требованиям нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь по организации образовательного процесса в УВО; уровень подготовки специалистов по группе специальностей «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» I и II ступени высшего образования соответствует требованиям образовательных стандартов.

1.8. Научно-методическое обеспечение координируется Учебно-методическим советом (далее – УМС), работа которого регламентирована Положением об Учебно-методическом совете, утвержденным приказом ректора №44 от 01.09.2020 года, приказами и решениями ректора и Совета ИПП.

Организация образовательного процесса по всем специальностям высшего образования основывается на образовательных стандартах высшего образования I и II ступени, типовых учебных планах и учебных планах по специальностям. На основании типового учебного плана разработаны, утверждены и введены в действие учебные планы для очной и заочной форм получения образования, в том числе по образовательным программам, интегрированным с образовательными программами среднего специального образования. Все указанные нормативные документы утверждены в срок в установленном порядке.

Учебные программы разработаны, утверждены в установленном порядке и имеются в полном объёме по всем учебным дисциплинам учебных планов специальностей I и II ступеней высшего образования.

Выводы: научно-методическая деятельность, организованная в ИПП, обеспечивает образовательный процесс необходимой документацией и объективно способствует повышению качества подготовки специалистов; требования критериев, предъявляемых к УВО как виду в части научно-методического обеспечения, выполняются; деятельность Учебно-методического совета, созданного в ИПП для повышения эффективности научно-методического обеспечения, следует признать позитивной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.032 с.)