Разработка инновационных дидактических материалов для преподавания иностранных языков в школе: методы, виды, формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка инновационных дидактических материалов для преподавания иностранных языков в школе: методы, виды, формы



Разработка инновационных дидактических материалов для преподавания иностранных языков в школе: методы, виды, формы

30 октября 2021 года

 

Факультет иностранных языков и регионоведения

 

 


 

Проект «Университетская среда для учителей» – новый проект Департамента образования города Москвы, направленный на укрепление взаимодействия московских школ и вузов в столичном образовательном и социокультурном пространстве с целью совершенствования образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. В рамках данного проекта в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова проводятся лекции, мастер-классы, круглые столы для педагогов Москвы.

 

 

Аннотация мероприятия

«Разработка инновационных дидактических материалов для преподавания иностранных языков в школе: методы, виды, формы»

Данное мероприятие предназначено для преподавателей и учителей иностранных языков, где вас познакомят с новейшими интерактивными методами и подходами в обучении иностранных языков, реализующимися на базе цифровых и мобильных технологий. Профессорско-преподавательский состав факультета иностранных языков и регионоведения проведет интерактивные мастер-классы, на которых познакомит вас с актуальными способами визуализации знаний, с методикой проектирования веб-задания, с использованием вики-технологии для организации разновидных индивидуальных и групповых заданий в условиях смешанного и дистанционного обучения. А также с современными подходами к созданию учебных материалов в рамках обучения английскому языку как иностранному в школе.

 

 

Подробнее узнать о других мероприятиях проекта «Университетская среда для учителей» можно на сайте Городского методического центра г. Москвы: http://mosmetod.ru и http://konkurs.mosmetod.ru.


Проектирования веб-заданий
для обучения иностранным языкам

 

 

Существует большое количество подходов к описанию учебных заданий в зависимости от ключевого критерия:

· языковые/условно-речевые/речевые (цель задания с точки зрения этапов становления умений или навыков);

· учебные/условно-коммуникативные/коммуникативные (моделирование аутентичной ситуации или учебной среды);

· рецептивные/продуктивные (превалирование продуктивных или рецептивных умений);

· монофукциональные/полифункциональные (развитие одного или нескольких навыков или умений) [Соловова, 2008; Китайгородская, 2009; Щукин, 2006].

Вне всякого сомнения, именно речевые задания и упражнения, обычно полифункциональные по своей природе, позволяют обучающимся решать ту или иную коммуникативную задачу, создают новые, аутентичные ситуации общения, способствуют развитию речевой независимости при учете индивидуально-личностных особенностей обучающихся [Пассов, 1989].

Создание и реализация заданий для развития коммуникативных стратегий и умений, лежащих в основе различных видов речевой деятельности, должно базироваться на требованиях ФГОС ПО 3+ к учебно-методическому обеспечению курса, а именно:

· организация самостоятельной работы обучающихся;

· организация групповой проектной или поиско-исследовательской работы;

· реализация интерактивных форм учебной деятельности;

· обеспечение быстрой обратной связи;

· использование нетрадиционных форм контроля и оценивания;

· использование мультимедийных обучающих и аутентичных веб-ресурсов.

Особенность при проектировании заданий с использованием ЦТ и ООР состоит в том, что необходимо также учитывать так называемые технические условия реализации, а именно:

· тип цифрового устройства или ТСО - мобильное устройство, компьютер или интерактивная доска,

· доступность используемой платформы или приложения,

· необходимость доступа в Интернет,

· способы осуществления оперативной обратной связи.

Помимо этого, новым в проектировании подобного типа заданий является учет таких параметров, как ИК компетенция обучающихся и интеграция ООР. Предлагается выделить в соответствии с уровнями ИК компетенции педагогов пользовательский, общепрофессиональный и предметно-профессиональный уровни ИК компетенции обучающихся. Большинство описанных заданий рассчитаны на пользовательский уровень.

Таким образом, при проектировании веб-заданий учитывались следующие параметры:

1. Цель задания: развиваемые виды речевой деятельности или навыки, а также стратегии и умения, лежащие в основе развиваемых у обучающихся компетенций. Заданий с применением ООР и ЦТ обычно являются полифункциональными, т.к. направлены одновременно на развитие целого спектра компетенций и их компонентов в соответствии с образовательными стандартами и уровнем владения иностранным языком.

2. Уровень ИК компетенции обучающихся: пользовательский, общепрофессиональный и предметно-профессиональный уровни ИК компетенции обучающихся.

3. Использование ООР: список ООР обычно включается в формулировку задания.

4. Использование веб-платформ или мобильных приложений. 

5. Технические условия: вид ТСО, платформы или приложения для осуществления, необходимость доступа в Интернет, способы осуществления оперативной обратной связи.

6. Уровень владения языком: указывается предполагаемый диапазон уровней владения языков по общеевропейской шкале оценивания от А1 до С2.

7. Формулировка задания: установка задания для учащихся отражает цель, которую поставил преподаватель.

8. Этапы реализации задания: процесс реализации творческих, проблемно-поисковых и проектных веб заданий требует четкого описания его этапов.

9. Планируемый результат: соотносится с целью задания, обычно предполагается создание цифрового продукта обучающимися.

10. Организация работы: самостоятельная/в парах/группах, те форма организации учебной работы. 

11. Время выполнения: долговременные/кратковременные.

12. Критерии оценивания заданий.

Из множества возможных форматов отобраны наиболее эффективные и структурированы в соответствии с первичной целью каждого из них, а именно:

· закрепление языкового материала и развитие языковых навыков (фонетика, грамматика, лексика),

· формирование различных видов речевой деятельности (говорение, письмо, аудирование, чтение);

· развитие социокультурной и коммуникативной компетенций.

 

 

Примеры веб-задания для развития языковых навыков и речевых умений

ФОНЕТИКА

ГРАММАТИКА

Спроси Людвига (Ask Ludwig)

· Цель задания:

ü развитие коммуникативной компетенции: грамматических навыков, письменно-речевых умений;

ü развитие профессиональных компетенций: умения использовать инструменты ИКТ для профессиональной деятельности;

ü развитие системных компетенций: навыков и умений совместной работы, умения подбирать и использовать материалы для самостоятельного обучения, умения организовать свою учебную деятельность для достижения целей с учетом своих личностных характеристик и имеющихся открытых образовательных ресурсов.

· Уровень ИК-компетенции обучающихся: пользовательский.

· Уровень ИК-компетенции педагога: общепедагогический.

· Использование веб-инструментов:

Ask Ludwig https://ludwig.guru

· Технические условия: компьютер или мобильное устройство, доступ в Интернет.

· Уровень владения языком: A1-А2.

· Формулировка задания: используя интерактивный словарь на сайте Ask Ludwig, составьте по одному предложению на различные случаи употребления модальных глаголов must и have to. Проверьте правильность составленных предложений, используя раздел Clarify your doubts in English. Внесите коррекции в свои предложения с помощью раздела Compare your sentence.

· Этапы реализации задания:

ü Преподаватель заводит свою учетную запись на Ask Ludwig https://ludwig.guru, следуя инструкции на сайте, знакомит обучающихся с дидактическими возможностями данной платформы.

ü Обучающиеся создают собственные фразы с указанными формами или словами, совершенствуют их, используя словарь, грамматический справочник, примеры употребления данных слов или конструкций.

ü Обучающиеся представляют устно созданные предложения в классе.

· Планируемый результат: развитие грамматических навыков, продуктивных речевых умений.

·  Организация работы: групповая работа в классе.

· Время выполнения: 15-20 минут.

· Критерии оценивания: правильность употребление грамматической конструкции, правильность употребление лексических единиц, наличие развернутого контекста в предложении; произносительное оформление речи:фонематичность, беглость, стабильность, автоматизм; лексико-грамматическое оформление речи.

ЛЕКСИКА

ГОВОРЕНИЕ

1.Угадай место  (Guess the place)

Цель задания:

ü совершенствование устно-речевых умений; развитие лексико-грамматических навыков;

ü развитие профессиональных компетенций: умения использовать инструменты ИКТ для профессиональной деятельности, способности находить, понимать и передавать новую информацию при работе со справочными материалами на изучаемом языке.

Уровень ИК компетенции обучающихся: пользовательский.

Уровень ИК компетенции педагога: общепедагогический.

Использование веб платформ:

Geoguessr https:// geoguessr. com /

Технические условия: компьютер или мобильное устройство, интерактивная доска, доступ в Интернет.

Уровень владения языком: А2-В1.

Формулировка задания: Работая в группах, просмотрите место, которое предлагает вам GeoGuessr. Опишите, что вы видите. Собирайте факты, позволяющие идентифицировать место, попытайтесь угадать: континент, страну, штат, город. Объясните свою догадку, опираясь на собранные факты.  

Этапы реализации задания:

ü Преподаватель знакомит обучающихся с игрой на визуализированной карте GeoGuessr;

ü Обучающиеся регистрируются на сайте, начинают игру, просматривая предложенное место;

ü Обучающиеся делают записи, собирая факты, угадывают географическое место;

ü Обучающиеся объясняют устно свою догадку, опираясь на собранные факты.

Планируемый результат: развитие умений строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность.

Организация работы: групповая в классе.

Время выполнения: от 20 до 30 минут

Критерии оценивания: произносительное оформление речи: фонематичность, беглость, точность, стабильность, автоматизм; лексико-грамматическое оформление речи: правильность употребления грамматических форм, количество и идиоматичность употребленной лексики.

АУДИРОВАНИЕ

ЧТЕНИЕ

ПИСЬМО

Цели:

ü развитие коммуникативной компетенции: продуктивных речевых умений;

ü развитие профессиональных компетенций: умения использовать ИКТ для создания текста, для поиска и анализа иноязычной информации, способности находить информацию при работе со справочными онлайн материалами на изучаемом языке;

ü  развитие системных компетенций: навыков и умений совместной работы, умения подбирать и использовать материалы для самостоятельного обучения, умения организовать свою учебную деятельность для достижения целей с учетом своих личностных характеристик и имеющихся ресурсов; способности к творчеству, порождению инновационных идей.

Уровень ИК-компетенции обучающихся: пользовательский.

Уровень ИК-компетенции педагога: общепрофессиональный.

Использование веб платформ:

Telescopictext http://www.telescopictext.org/

Технические условия: компьютер или мобильное устройство, доступ в Интернет, интерактивная доска.

Уровень владения: A1-В1.

Формулировка задания: Работая в группах, добавьте новые детали в предложенные преподавателем тексты, работая на базе http://www.telescopictext.org/. Представьте созданные тексты с помощью интерактивной доски на занятии. 

Этапы выполнения задания:

ü Преподаватель знакомит обучающихся с дидактическими возможностями telescopictext;

ü Преподаватель пишет на странице http://www.telescopictext.org/write/ исходное предложение, которое подлежит расширению за счет добавления деталей;

ü Обучающиеся, работая в группах, расширяют предложенный текст;

ü Обучающиеся демонстрируют созданный текст с помощью интерактивной доски.

Планируемый результат: развитие умений расширения текста с помощью лексических и грамматических конструкций.

Организация работы: групповая работа в классе.

Время выполнения задания: от 10 до 20 минут.

Критерии оценивания: лексико-грамматическое оформление письменного текста: разнообразие лексики и грамматических структур, правильность их употребления.

Цели:

ü развитие коммуникативной компетенции: продуктивных речевых умений, лексических и грамматических навыков;

ü развитие профессиональных компетенций: умения использовать ИКТ для создания текста, для поиска и анализа иноязычной информации, способности находить информацию при работе со справочными онлайн материалами на изучаемом языке;

ü  развитие системных компетенций: навыков и умений совместной работы, умения подбирать и использовать материалы для самостоятельного обучения, умения организовать свою учебную деятельность для достижения целей с учетом своих личностных характеристик и имеющихся ресурсов; способности к творчеству, порождению инновационных идей.

Уровень ИК-компетенции обучающихся: пользовательский.

Уровень ИК-компетенции педагога: общепедагогический.

Использование веб-платформ:

Meetingwords http://meetingwords.com/

Технические условия: компьютер или мобильное устройство, доступ в Интернет.

Уровень владения: A2-В1.

Формулировка задания:

ü Работая в группах, напишите стихотворение на http://meetingwords.com/. Представьте созданные тексты на занятии.

  Этапы выполнения задания:

ü Преподаватель знакомит обучающихся с дидактическими возможностями http://meetingwords.com/;

ü Обучающиеся заводят учетную запись на http://meetingwords.com/, дают право доступа всем участникам группы для совместного редактирования;

ü Обучающиеся, работая в группах, совместно создают стихотворение;

ü Обучающиеся демонстрируют на занятии созданное стихотворение;

ü Обучающиеся оценивают стихотворения, созданные членами группы, по предложенным критериям.

Планируемый результат: развитие умений создания поэтического текста, умений взаимооценивания.

Организация работы: групповая работа в классе.

Время выполнения задания: от 20 до 30 минут.

Критерии оценивания: лексико-грамматическое оформление письменной речи: разнообразие лексики и грамматических структур, правильность их употребления, соблюдение рифмы и размера стихотворного текста.

 

3. Напиши эссе по шаблону (Writ е an essay using a template)

Цели:

· Развитие коммуникативной компетенции: продуктивных речевых умений (умений написания эссе по предложенному шаблону);

· Развитие профессиональных компетенций: умения использовать ИКТ для создания текста, для поиска и анализа иноязычной информации, способности находить информацию при работе со справочными онлайн материалами на изучаемом языке,

· Развитие системных компетенций: умения подбирать и использовать материалы для самостоятельного обучения, умения организовать свою учебную деятельность для достижения целей с учетом своих личностных характеристик и имеющихся ресурсов; способности к творчеству, порождению инновационных идей, способности к самостоятельному обучению.

Уровень ИК-компетенции обучающихся: общепрофессиональный.

Уровень ИК-компетенции педагога: предметно-педагогический.

Технические условия: мобильное устройство, доступ в Интернет.

Уровень владения языком: В1-С1

Разработка инновационных дидактических материалов для преподавания иностранных языков в школе: методы, виды, формы

30 октября 2021 года

 

Факультет иностранных языков и регионоведения

 

 


 

Проект «Университетская среда для учителей» – новый проект Департамента образования города Москвы, направленный на укрепление взаимодействия московских школ и вузов в столичном образовательном и социокультурном пространстве с целью совершенствования образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. В рамках данного проекта в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова проводятся лекции, мастер-классы, круглые столы для педагогов Москвы.

 

 

Аннотация мероприятия

«Разработка инновационных дидактических материалов для преподавания иностранных языков в школе: методы, виды, формы»

Данное мероприятие предназначено для преподавателей и учителей иностранных языков, где вас познакомят с новейшими интерактивными методами и подходами в обучении иностранных языков, реализующимися на базе цифровых и мобильных технологий. Профессорско-преподавательский состав факультета иностранных языков и регионоведения проведет интерактивные мастер-классы, на которых познакомит вас с актуальными способами визуализации знаний, с методикой проектирования веб-задания, с использованием вики-технологии для организации разновидных индивидуальных и групповых заданий в условиях смешанного и дистанционного обучения. А также с современными подходами к созданию учебных материалов в рамках обучения английскому языку как иностранному в школе.

 

 

Подробнее узнать о других мероприятиях проекта «Университетская среда для учителей» можно на сайте Городского методического центра г. Москвы: http://mosmetod.ru и http://konkurs.mosmetod.ru.


Проектирования веб-заданий
для обучения иностранным языкам

 

 

Существует большое количество подходов к описанию учебных заданий в зависимости от ключевого критерия:

· языковые/условно-речевые/речевые (цель задания с точки зрения этапов становления умений или навыков);

· учебные/условно-коммуникативные/коммуникативные (моделирование аутентичной ситуации или учебной среды);

· рецептивные/продуктивные (превалирование продуктивных или рецептивных умений);

· монофукциональные/полифункциональные (развитие одного или нескольких навыков или умений) [Соловова, 2008; Китайгородская, 2009; Щукин, 2006].

Вне всякого сомнения, именно речевые задания и упражнения, обычно полифункциональные по своей природе, позволяют обучающимся решать ту или иную коммуникативную задачу, создают новые, аутентичные ситуации общения, способствуют развитию речевой независимости при учете индивидуально-личностных особенностей обучающихся [Пассов, 1989].

Создание и реализация заданий для развития коммуникативных стратегий и умений, лежащих в основе различных видов речевой деятельности, должно базироваться на требованиях ФГОС ПО 3+ к учебно-методическому обеспечению курса, а именно:

· организация самостоятельной работы обучающихся;

· организация групповой проектной или поиско-исследовательской работы;

· реализация интерактивных форм учебной деятельности;

· обеспечение быстрой обратной связи;

· использование нетрадиционных форм контроля и оценивания;

· использование мультимедийных обучающих и аутентичных веб-ресурсов.

Особенность при проектировании заданий с использованием ЦТ и ООР состоит в том, что необходимо также учитывать так называемые технические условия реализации, а именно:

· тип цифрового устройства или ТСО - мобильное устройство, компьютер или интерактивная доска,

· доступность используемой платформы или приложения,

· необходимость доступа в Интернет,

· способы осуществления оперативной обратной связи.

Помимо этого, новым в проектировании подобного типа заданий является учет таких параметров, как ИК компетенция обучающихся и интеграция ООР. Предлагается выделить в соответствии с уровнями ИК компетенции педагогов пользовательский, общепрофессиональный и предметно-профессиональный уровни ИК компетенции обучающихся. Большинство описанных заданий рассчитаны на пользовательский уровень.

Таким образом, при проектировании веб-заданий учитывались следующие параметры:

1. Цель задания: развиваемые виды речевой деятельности или навыки, а также стратегии и умения, лежащие в основе развиваемых у обучающихся компетенций. Заданий с применением ООР и ЦТ обычно являются полифункциональными, т.к. направлены одновременно на развитие целого спектра компетенций и их компонентов в соответствии с образовательными стандартами и уровнем владения иностранным языком.

2. Уровень ИК компетенции обучающихся: пользовательский, общепрофессиональный и предметно-профессиональный уровни ИК компетенции обучающихся.

3. Использование ООР: список ООР обычно включается в формулировку задания.

4. Использование веб-платформ или мобильных приложений. 

5. Технические условия: вид ТСО, платформы или приложения для осуществления, необходимость доступа в Интернет, способы осуществления оперативной обратной связи.

6. Уровень владения языком: указывается предполагаемый диапазон уровней владения языков по общеевропейской шкале оценивания от А1 до С2.

7. Формулировка задания: установка задания для учащихся отражает цель, которую поставил преподаватель.

8. Этапы реализации задания: процесс реализации творческих, проблемно-поисковых и проектных веб заданий требует четкого описания его этапов.

9. Планируемый результат: соотносится с целью задания, обычно предполагается создание цифрового продукта обучающимися.

10. Организация работы: самостоятельная/в парах/группах, те форма организации учебной работы. 

11. Время выполнения: долговременные/кратковременные.

12. Критерии оценивания заданий.

Из множества возможных форматов отобраны наиболее эффективные и структурированы в соответствии с первичной целью каждого из них, а именно:

· закрепление языкового материала и развитие языковых навыков (фонетика, грамматика, лексика),

· формирование различных видов речевой деятельности (говорение, письмо, аудирование, чтение);

· развитие социокультурной и коммуникативной компетенций.

 

 

Примеры веб-задания для развития языковых навыков и речевых умений

ФОНЕТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.087 с.)