Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок выполнения практической работы

Поиск

 

1. Отработка терминов и понятий.

2. Выполнение работы, решение заданий.

3.Выводы по работе

4. Выполнение тестового задания.

 

Задание 1. Повторите понятия экосистема, агроэкосистема, продуценты, консументы, редуценты.

Задание 2. Изучите описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы(продуценты, консументы, редуценты). Составить 5 цепей питания характерные для данной экосистемы (просмотрите пример, но ваша цепь должна быть другой).

Биоценоз лиственного леса характери­зуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, оби­тающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в расти­тельных сообществах выделяют несколь­ко «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самые светолю­бивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яб­лоню. Третий ярус состоит из кустарни­ков лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи расте­ний. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покро­ва. Одна группа трав, называемая эфе­мерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на де­ревьях и поверхность почвы ярко освеще­на. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустив­шихся деревьев развиваются теневынос­ливые растения. Кроме растений в лесу обитают многочисленные виды других групп организмов: в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кус­тарниковом ярусах сплетают свои сети па­уки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопря­дов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верх­них слоях почвы встречаются кроты.

Задание 3. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей поля на 3 группы(продуценты, консументы, редуценты). Составить 5 цепей питания характерные для данной агроэкосистемы.

Рассмотрим агроценоз пшеничного поля. Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки. Животных на пшеничном поле обитает значительно меньше, чем в естественных условиях. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются насекомые, зерноядные и хищные птицы, лисы. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. Таким образом, в агроценозе существуют те же пищевые группы, что и в природной экосистеме: продуценты, консументы и редуценты. Роль продуцентов в нем выполняет, в основном, посеянное человеком культурное растение. Агроценозы имеют и другие особенности.

Культивирование одного вида растений способствует массовому распространению более конкурентоспособных сорняков. В естественных условиях многие виды сорняков интенсивно обживают лишь богатые азотом выбросы почвы из нор сусликов и сурков, а на обогащенных азотными удобрениями почвах сорняки благополучно произрастают, не испытывая давления природных конкурентов.

Появление на полях многолетних сорняков с мощной корневой системой заставляет увеличивать дозу гербицидов. Их избыток отрицательно влияет на культурные растения, у которых нарушается синтез липидов и фотосинтез.

Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.

Против распространения вредителей борются также применением биологических методов. Численность кроликов, уничтожавших посевы в Австралии, удалось снизить, заразив популяции этих животных вирусом, близким к оспе, обнаруженным у южноамериканских кроликов. После первой же эпидемии погибло 99,8% зверьков.

Слабые корневые системы культивируемых растений, значительная обнаженность почвы создают условия для вымывания и выветривания плодородного слоя. Ежегодно с талыми и дождевыми водами с полей уносятся миллионы тонн почвы. На юге европейской части страны овраги занимают особенно обширные территории. В засушливых степных районах развивается ветровая эрозия.

Освоение новых территорий под сельскохозяйственные угодья чрезвычайно трудоемко, поэтому бережное отношение к почвенным ресурсам сегодня особенно актуально.

Задание 4. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:

o действует на экосистему минимально,

o не действует на экосистему,

o действие на экосистему минимально,

o действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

 

  Природная экосистема Агроэкосистема
Естественный отбор    
Искусственный отбор    

 

Задание 5. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.

Видовой состав (больше, меньше)

Продуктивность (больше, меньше)

  Природная Агроэкосистема
Видовой состав    
Продуктивность    

Задание 6. Сравнить показанные на рисунках природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.

Общие характеристики Характерно только для природных экосистем Характерно только для агроэкоситем
     
     

 

Основной источник энергии – Солнце

Наличие в цепях питаний продуцентов

Наличие в цепях питания консументов

Наличие в цепях питания редуцентов

Человек слабо влияет на круговорот веществ

Характеризуется многообразием экологических ниш

Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека

Неорганические вещества, извлекаемые продуцентами, возвращаются в почву

Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком

Экосистема разрушается без вмешательства человека

Обязательным элементом цепей питания является человек

Неорганические вещества, извлекаемые продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.213 (0.008 с.)