Работа со стихотворением в прозе «Воробей». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа со стихотворением в прозе «Воробей».



Цель: продемонстрировать технологию в восприятии, анализе и понимании художественного текста.

Задачи: воспитание художественного сознания, формирование установок на активное и глубокое эмоционально-смысловой восприятие текста, тренировка внимания и памяти, активизация словарного запаса, овладение приемами смыслового свертывания и смыслового развертывания, формирование навыков практического литературоведения, выработка умений психологического постижения текста.

Вопросы и задания:

1. Развитие прогнозирования по ходу чтения:

1) По названию (о чем пойдет речь).

2) По первым двум предложениям:

«Я возвращался с охоты и шел по аллее са да. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь».

Какую дичь зачуяла собака?

3) Чтение следующих двух предложений (совпал ли предшествующий прогноз):

«Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

Прогнозирование дальнейших событий.

4) Чтение следующего абзаца (снова прогноз):

«Моя собака медленно приближалась к не му, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти».

5) Так работа ведется до конца.

2. Чтение текста молча и вслух.

3. Сформулируйте чувства, возникшие к этому стихотворению в прозе.

4. В чем смысл этого произведения? Постарайтесь выразить одним предложением.

5. Выберите из текста слова, характеризующие динамику развития событий в тексте.

6. Вариант ответа: возвращался, шел, бежала, уменьшила шаги, начала красться, упал, сидел, приближалась, сорвавшись с дерева камнем упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил собою, сила воли сбросила, остановился, попятился, поспешил отозвать, удалился, держится и движется.

Определите кому, какие глаголы принадлежат.

7. Почему пес смутился? Как понимаете «смущенного пса»?

8. К кому относятся эти характеристики?

1) Желтизна около клюва, пух на голове, прораставшие крылышки.

2) Черногрудый, взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком, героическая птица.

9. Прокомментируйте психологическое состояние персонажей, описанных в тексте:

1) Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

2) Он упал из гнезда… и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

3) Моя собака медленно приближалась к не му, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его отту да.

4) Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

10. Выберите средства художественной выразительности в тексте. Определите их (метафоры, эпитеты, сравнения, литоты: преуменьшение, гиперболы: преувеличение, антитеза, аллитерация и др.).

(прораставшие кры лышки; камнем упал; громадное чудовище; сила, сильнее его воли, сбросила его; отчаянный и жалкий писк, зубастая рас крытая пасть, маленькое тело трепетало от ужаса, благоговея; маленькая героическая птица; любовный порыв).

11. Докажите, что этот художественный текст является стихотворением в прозе. Какие основные характеристики поэтики этого текста можно привести?

12. Какие ассоциации (образные, музыкальные, символьные) возникают по отношению к содержанию текста?

13. Найдите фразу в тексте, по вашему мнению, выражающие главную мысль и основные чувства произведения.

14. Кольцевая почта.

15. Восстановление разрушенного текста.

16. Нахождение окончания фразы.

17. Подбор пословиц, поговорок, афоризмов, выражающих смысл стихотворения в прозе.

18. Придумать другое название. Варианты (Сила любви. Сильнее страха смерти. Героический поступок. Отважный воробей). Коллегиальный выбор лучшего варианта.

19. Чем отличается восприятие текста до и после прочтения?

20. Как менялась оценка в уме и чувствах в работе с текстом: до, в процессе и после чтения?

21. Рефлексия осознания смысла стихотворения в прозе как художественного литературного произведения с точки зрения глубины его постижения как сложного, но целостного произведения, в единстве содержания и формы. Какова длина лота, заброшенного в глубину текста? Оцените свое восприятие по разным методикам, например, по Эдварду де Боно, предложившего шесть критериев оценки (шесть шляп мышления). Оценка фактов – белая шляпа, эмоций – красная, критического настроения - черная, позитивный результат – желтая, творческая оценка – зелёная, обобщение – синяя шляпа.

22. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к данному тексту.

23. «Нарисовать» мультфильм.

24. Разработать мультимедийный продукт по этому тексту.

25. Создать «компендиум» текста: «Воробей» в разных ракурсах (философском, мировоззренческом, историческом, литературоведческом, культурологическом, психологическом, педагогическом, библиотековедческом, библиографическом). Реализовать можно в разных формах в библиотечном обслуживании.

Примечание: Стихотворение в прозе – условный термин, введенный в русскую поэтику И.Тургеневым, который написал ряд поэтических произведений в прозаической форме. До Тургенева Ш.Бодлер написал свои «Маленькие поэмы в прозе». Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

Тургенев И.С. Воробей // Стихотворения в прозе. – М.: Художественная литература, 1994. – С. 55-56.

Глава III. Рефлексия. Самостоятельная домашняя работа.

Диалоги с текстом.

       Предлагаю коллегам вариант самостоятельной рефлексии по рекомендациям В.А. Бородиной.  Уверена, что выполнение этого упражнения, поможет разобраться в технологиях чтения, и подскажет немало идей и вариантов для общения с читателями.

       Суть упражнения в сравнительном анализе текстов художественной и научно-популярной литературы. 

В предлагаемой ниже таблице в графе «Параметры действия» - вопросы и задания. В двух других графах – ваши ответы, размышления, предположения, догадки.

Вам необходимо подобрать два текста: познавательный и художественный (небольшие произведения, стихи   или отрывки) на одну тему. Работать можно самостоятельно и в паре: один подбирает литературу, другой ее анализирует, затем – меняются ролями.  После прочтения заголовков подобранных текстов – заполнить графы №№ 1-2 таблицы.

После прочтения всего отрывка, заполняются остальные графы.

После заполнения таблицы постарайтесь резюмировать итоги своей работы, ответив на заключительные вопросы.

 

Параметры действия по анализу текста Научно-популярная литература Художественная литература
Прогноз по названию. О чем пойдет речь?    
Ассоциативная игра по названию. Этимология слов из названия.    
Совпало ли предварительное представление о содержании текста. Если не совпало, - почему, как вы думаете?    
Составить тезаурусную модель текста. Перечислить ключевые слова, отражающие содержание текста.    
Образ слова, любого, на выбор. Или всего текста.    
Определите смысл текста одним предложением.    
Обоснование эстетики текста. Что делает его красочными образным?    
Какие чувства вызывает текст?    
Рефлексия восприятия. Тексты - какие? Подберите метафору к тексту в целом    
Как можно обогатить восприятие представленных текстов?    

 

1. Совпало ли Ваше отнесение текста к виду литературы?

2. По какому отрывку было легче заполнять таблицу?

3. Какие вопросы из первой графы и по какому тексту вызвали затруднения? Почему?

4. С каким текстом работать было интереснее? Какие вопросы таблицы вы отнесете к технологии, какие – к творчеству?

5. Можете ли Вы именно на основании заполненных таблиц сформулировать отличие художественной литературы от научно-популярной?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.009 с.)