Глава I. Технологии и творчество: определение понятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Технологии и творчество: определение понятий.



Г.М. Пальгуева

 

Т 28 Творчество и технологии: проблемы чтения: Сборник методических материалов / МКУК ЦБС Канавинского района; сост.  Г.М. Пальгуева. - Н. Новгород, 2011. - 71 с.

 

ББК. 678.3

 

 

       В сборник вошли методологический обзор определений и понятий технологий чтения, примеры работы с текстами различных видов литературы, практические задания по усвоению и рефлексии темы, задания для самостоятельной работы.  

       Две статьи профессора СПбГУКИ доктора педагогических наук В.А. Бородиной предоставлены  специально для творческой скайп-лаборатории, проведенной в МУ ЦБС Канавинского района.

Издание адресовано детским и школьным библиотекарям, родителям, преподавателям русского языка и литературы.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….4

Глава I. Технологии и творчество: определение понятий…5

  • Что такое технологии?....................................................5
  • Что такое творчество?....................................................8

· Мозговой штурм……………………………….…..…10

Глава II. Технологии чтения, как составная часть новой

стратегии ЦБС…………………………………….………..…11

1. Работа с текстом на уроке в школе……………….…12

1.1. Технология продуктивного чтения…………….……13

1.2. Чтение и письмо для развития критического мышления (РКМЧП) ……………………………...….13

· Мозговой штурм………………………………….14

1.3. Технология междисциплинарного обучения

 (МДО)………………………………………………....16

2. Работа     с текстом в библиотеке………………………..…19

2.1. Технологии творческого чтения И. И.Тихомировой..19

· Отзыв – как элемент технологии чтения…….…20

· Самооценка домашнего задания……………..….23

2.2. Акмеологическое, созидающее чтение

 В. А.Бородиной…………………………………………..24

· Бородина В. А. Мастер-класс «Читательское развитие школьников»………………………..….26

· Бородина В. А. Созидающее чтение ……………38

Глава III. Рефлексия. Самостоятельная домашняя

              работа…………………………………………..…66

· Диалоги с текстом …………………………….…66

· Итоговая рефлексия по теме сборника…………69

· Кластер-анализ: «Планета и спутники» ……..…69

Заключение ……………………………………...……………71

Введение.

 

Уважаемые коллеги!

 

Уверена, что всякий нормальный человек, выполняя какую-то работу, стремится сделать ее как можно лучше. Всегда хочется сделать что-то качественно, красиво, а еще – быстро и … с наименьшими затратами.

Именно для этого в течение веков создавались определенные правила, алгоритм, приемы, способы, а по-другому, - ТЕХНОЛОГИИ  выполнения всех существующих видов производства.  

       Наличие технологий в значительной мере облегчает нам постижение и выполнение тех или иных производственных процессов.

Существует мнение, что технологии – это такие жесткие рамки, что в них нет места творчеству. С другой стороны – спорно присутствие технологий в так называемых «свободных» процессах: создании музыки, живописи, литературы, в библиотечном деле.

В своей профессиональной деятельности мы постоянно сталкиваемся с такими словосочетаниями: технология библиотечного дела, технология чтения, информационные технологии и т.д.

Какие из направлений библиотечной деятельности относятся, преимущественно, к технологическим, какие – к творческим процессам? Работа с текстами: художественными и научно-познавательными – это технологии или творчество? Процесс чтения – это технологии или творчество? Являются ли эти понятия: технологии и творчество, совместимыми? Считаем ли мы свою профессию творческой или только информационно-технологической?

Ответы на эти и еще многие вопросы мы с вами попытались найти на методических занятиях.

Предлагаю Вам письменный вариант материалов, использованных во время учебы.

 

Глава I. Технологии и творчество: определение понятий.

  Договоримся о терминах.

Что такое технологии?

        В словаре Ожегова читаем: Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

При этом технология подразумевает создание изделия по точно установленным стандартам, нормам, строгой последовательности шагов-операций, строгому режиму эксплуатации.

Под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда: материальный, интеллектуальный, моральный, политический. Как известно, не соблюдение технологий – причина многих техногенных катастроф.

 

     
 
Конечный продукт
Научное описание способов  производства  

 


 

 
Приемы, последовательность, формат. Совокупность способов производства  

 


Таким образом, под технологией мы можем подразумевать некую пирамиду из совокупностей способов производства, на вершине которой должен появиться готовый конечный продукт.

Гуманитарии отождествляют технологию с техникой, с индустриально-промышленной сферой. Подражая «технарям» пытаются заменять интуитивные решения выверенными алгоритмами, то есть предельно формализовать их.

Библиотечному процессу также не чуждо понятие технологий. Более того, в последнее время они выдвигаются на первое место. О методологических основаниях библиотечных технологий можно прочитать в статье С.Г. Матлиной «Технологии: от неприятия к апологии?» на блоге Ирины Платоновой (http://blogs.mail.ru/inbox/irina147/favorites), а также в статье Пилко И. С. «Технология как идеология, или сколько не говори "халва"...// Библиотечные технологии: наука о мастерстве. — 2009. — №1. — С. 2–6 или блоге журнала http://blogs.mail.ru/mail/bibliotech/

Среди различных видов библиотечных технологий особую роль играют технологии чтения. Что это такое?

Если технологии это достижение конечного результата, каков конечный продукт чтения? Можно ли его измерить? Подогнать под  неизменные нормы  и стандарты?

Видимо, речь должна идти о технологии процесса овладения техникой чтения?

Если исходить из определения технологии как соблюдения формальных последовательных шагов-операций, норм и способов, следует предположить, что технологии чтения – это:

ü Техника складывания букв

ü Техника складывания слогов

ü Скорочтение

ü Чтение-сканирование

ü Просмотровое чтение

ü Сквозное чтение

ü Рациональное чтение

И список это далеко не полон.

Таким образом, возникает предпположение, что технологии  овладения чтением ориентированы на формирование  активной читательской деятельности на каждом из трех этапов:  предчтение, чтение и послечтение.

  I этап. Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на собственный читательский опыт. 

II этап. Чтение текста. Первичное восприятие сюжета, слова-образа, характеров героев. Выявление совпадений первоначальных предположений с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Погружение в художественную форму и идейное содержание.

       III этап. Концептуальное осмысление содержания текста. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией, с мнением других читателей. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Проявление и вербализация эмоций, воображения.  

 

 

Что такое творчество?

· создание новой информации

· создание новых объектов на основе новых, оригинальных идей или замыслов

· Любая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта.

· создание нового, проникновение в сферу незнакомых, неизведанных, неисследованных объектов; новаторство.

· Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество. Платон.

· Всякий вправе творить по-своему…. Гораций

· Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы. Гончаров И.А.

· Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Гоголь Н

Сравнивая определения технологии и творчества, можно сказать, что:

· Технологии – воспроизведение данных образцов.  

· Творчество – создание чего-то нового, ранее невиданного

Вопрос о совместимости технологии с творчеством далеко не прост, так как в мире нет практически ничего существующего в чистом виде. Все взаимосвязано. Многое зависит от того, что становится доминирующим для человека и общества в тот или иной период существования.

Технологии – это «все разложено по полочкам», т.е. по формам и стандартам, просто, понятно, знакомо, доступно, практически любой может повторить, сделать то же самое.

Творчество – это скорее эксклюзив, индивидуальное познание непонятного, это выход за рамки стандарта, вызов общепринятому. На это не каждый решается и не каждому дано повторить. А повторение – это уже технологии.

С. Лем. «Цивилизация… не умея понять Космос, норовит все Непонятное как-нибудь переиначить в Понятное и не унимается, пока Туманности в клоаки не переделает, а планеты в диваны и бомбы, руководствуясь при этом Высшей Идеей Порядка, ибо лишь космос заасфальтированный, канализированный и каталогизированный кажется ей в меру достойным» Лем. С. Сказки роботов. Кибериада: [ c б.: пер. с пол.] / С. Лем.- М.: АСТ: АСТ Москва, 2007.- 635 с.

Применительно к чтению, можно сказать, что технологии или техники чтения – это механическое воспроизведение написанного текста. Способы складывания букв в слова, а слов в предложение вполне можно формализовать с помощью повторяемых алгоритмов, цепочки действий.

Определенные алгоритмы, правила, стандарты выработаны для запоминания прочитанного, использования в речи и языке. Чтение для получения знания, фактов, информации, для использования полученных знаний и информации в значительной степени поддаются стандартизации, т.е. технологизации. 

       Чтение для развития мышления, сферы чувств и эмоций - это импровизационное чтение, которое всегда будит воображение.  Воображение – свобода от чужих интерпретаций, следовательно, это всегда создание образа чего-то нового.  Создание нового – это уже творчество.

Вместе с тем, чтение - это одновременно и процесс, и результат, следовательно, именно в чтении совместимы технологии и творчество.

Таким образом, говоря о технологии чтения, следует иметь в виду две стороны одной медали: чтение как функциональная грамотность и чтение, как творчество.

Современных технологий чтения множество. Их технологичные и творческие ипостаси встраиваются друг в друга как пазлы, обеспечивая выбор и создание новых технологий. При этом старая технология, как правило, используется в качестве основы новой.

Этот процесс, комбинирования и манипулирования разными технологиями также называют творчеством.

 

Мозговой штурм.

Предлагаю коллегам индивидуально, или в группе

Подумать и найти убедительные аргументы для ответа на вопросы:

ü Расширяют ли технологии свободу творчества или препятствуют ей?

ü Являются ли сами по себе технологии творчеством?

ü Может ли творчество обойтись без технологий?

ü Чтение – это технология или творчество?

ü Технологии чтения, технологии продвижения чтения, технологии читательского развития? Это одно и то же?  Что между ними общего и в чем различия.   

ü Что должно стать результатом (конечным продуктом) технологии продвижения чтения?

 

Мозговой штурм.

Какое из приведенных ниже определений в большей степени отвечает на вопрос, что значит д умать критически:

ü проявлять любознательность

ü использовать исследовательские методы

ü ставить перед собой вопросы

ü осуществлять планомерный поиск ответов

Добавьте свои позиции, подберите аргументы  «за» и «против» для каждой позиции, предложите свой вариант, опираясь на итоги обсуждения и на собственный опыт.

Критическое мышление:

ü работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов.

ü предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..»

ü вырабатывает свою точку зрения по определенному вопросу, способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.

ü Вырабатывает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

 

Главная особенность, преимущество и творческая составляющая этой технологии в том, что дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом.

Базовая модель этой технологии состоит так же из трех стадий, название которых определяет их специфику и функции: до чтения – вызов, во время чтения – осмысление, после чтения – рефлексия (размышление).

Вызов: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес.

Осмысление: соотнесение новой информации с собственными знаниями.Сознательное построение мостов между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание. Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Рефлексия (размышление): выражение новых идей   собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации,   собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)

       Результатом (продуктом) данной технологии должно стать умение  подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html

       Приемы работы на стадии вызова   включают в себя прогностические беседы и вопросы, сообщения самостоятельно найденной учениками информации об авторе и истории создания произведения, знакомство с аннотациями и рецензиями.

       На стадии чтения-осмысления возможно громкое чтение с остановками,  беседой, уточнением фактов, значения слов и понятий.

       В период  рефлексии используются:

• Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов

• Поиск, осмыслениек и объяснение ключевых слов

• Конструирование смысла из перепутанных логических цепочек

• Составление таблицы «Знаем - Хотим узнать - Узнали»

• Мини-сочинение, эссе, рисунки

• Синквейн 

• Составление  таблицы «Плюс - минус - интересно»

• Перекрестная дискуссия

• «Шесть шляп мышления»  Эдварда де Боно. http://kolesnik.ru/2005/de-bono-six-hats/

 

1.3. Технология междисциплинарного обучения (МДО)

Сторонники технологии МДО наиболее активно  сосредотачивают свое внимание  на стадии чтения, используя прием остановки, коментирования и обсуждения.

При этом упор все равно делается  в основном на логику, на узнавание и распознавание фактов, сведений, значения слов и понятий. Используется формальный алгоритмизированный разбор сюжета текста. Из текста вычитывается «полезная» информация. Но в целом используется больше эмоциональных рефлексивных моментов.

Предлагаю Вам пример использования данной технологии по материалам вебинара "Технология продуктивного чтения".

Работу выполнила Митькина Ирина Юрьевна МОУ "Гимназия № 84" город Омск. Опубликовано bhbyf-vbnmrbyf в Ср, 06/04/2011 - 22:59

       На данном примере видно, что фигурируют все те же три стадии, но в несколько иных пропорциях. 

       Наибольший объем занимает стадия чтения. На упомянутом вебинаре было предложено прочитать фрагмент из книги "Винни-Пух и все-все-все"   в переводе Б. Заходера с использованием диалога с автором и комментированного чтения.

      

Работа во время чтения.

Отрывок из главы 5, в которой Пятачок встречает Слонопотама.

Работа в ходе чтения обозначена сигналами: В – вопрос; О – ответ; П – проверка, (соответствует ли ответ тексту); З – зеркало (собственная мысль.

… Пух внезапно проснулся от какого-то щемящего чувства. ( В) – Что случилось с Пухом? Это скрытый вопрос! Что же скрывается за словами внезапно? (О) – неожиданно. (В)- Что такое щемящее чувство? (О) – Щемить – переносное значение, наводить тоску. Так что же означает это внезапное пробуждение? Можем ли мы найти ответ на этот вопрос в тексте? Он знал, что оно означает: ему хотелось есть. (П) Дети озвучивают второе предложение и находят прямой ответ: ему хотелось есть.  (В) - Как же дальше развиваются события?) (О) – Дети зачитывают следующие пять предложений) (З)

Он поплелся к буфету, влез на стул, пошарил на верхней полке и нашел там пустоту. И он начал расхаживать по комнате, раздумывая, куда же мог деваться горшок с мёдом. (Прямой вопрос автора) и внезапно всё вспомнил. Он же поставил горшок в Хитрую Западню для Слонопотамов! (П)

И он снова лёг в постель. Несколько минут Пух лежал и молча страдал. (В) – О чём говорят нам действия героя?) (О) – О муках воспоминаний. (В) – Куда же подевался горшок с мёдом? Как вы думаете, дети? Какие есть предложения? (З)

Потом не выдержал, скатился с кровати, выбежал из дома и помчался прямиком к Шести Соснам. (В) – Почему так резко изменилось поведение Пуха? Включите воображение- экран, нарисуйте картинку. Пух «выбежал», «помчался» - скрытый вопрос автора.  (О) – Наш герой вспомнил, где спрятан горшок. Читаем дальше.

... В рассветных сумерках Сосны казались грустными и одинокими. (В) – Ребята, кто догадался, почему сосны казались грустными и одинокими? Как удалось догадаться? Что подсказал текст?  (З)

Очень глубокая яма казалась ещё глубже, чем была. А горшок с мёдом, стоявший на дне, был словно тень. Пух сунул нос в горшок и сказал: Слонопотам почти всё съел. (П)- правда ли это?

Потом, подумав немного, добавил:

Ах, нет, это я сам. Я позабыл. К счастью, оказалось, что он съел не всё. ( В) – Почему к счастью?  

Пух сунул голову в горшок и начал лизать и лизать... (Вычитывается последняя информация из текста, и дети узнают, что Пух, любитель подкрепиться, утешился содержимым оставшегося в горшке)

Задания участникам вебинара после чтения.

1. На развитие каких читательских умений была направлена эта работа?

умение эмоционально откликаться на художественные образы;

умение анализировать художественный текст;

умение видеть прямые и скрытые вопросы;

умение прогнозировать дальнейшие события;

умение вести диалог с автором в ходе совместной работы с учителем

 

2. Какие метапредметные результаты обеспечивает чтение в режиме диалога с автором?

Регулятивные – прогнозировать события

Коммуникативные – слушаем мнение других, аргументируем свою точку зрения

Познавательные – работа с текстовой информацией, (работа с лексическим значением слов)

Личностные – оценка поступков героя.

Мозговой штурм

Предлагаю коллегам проанализировать ранее написанные отзывы: свои или читателей. По окончании анализа написать второй вариант с использованием данной рефлексии.

Виды отзывов К какому виду относится ваш отзыв? (напишите название книги в графе соответствующего отзыва) Аргументы: за и против. Почему Вы решили, что Ваш отзыв относится к этому виду? Что в Вашем отзыве не соответствует этому виду отзыва?
Отзыв-Отклик    
О-Исповедь    
О-Вопрос    
О-Рефлексия    
О-Рекомендация    
О-Деталь    
О-Ассоциация    
О-Воспоминание    

ü Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. — 248 с.

ü Тихомирова И.И. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. -2009. - № 10. - С. 25-26.

ü Тихомирова, И. И. (доцент). Детское чтение: тенденции и противоречия [Текст] / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - N 3. - С. 62-66

Солнце и дождь встречаются редко. Когда идет дождь, солнца не видно. Оно прячется в тучах. Когда светит солнце, дождя нет. Но иногда солнце и дождь встречаются, и получается чудо. Солнечные лучи падают на завесу дождя. Они отражаются в каплях. Возникает радуга. Она светит всеми цветами. Радуга красива.

Вопрос: «Совпало ли предварительное представление о содержании текста? Если не совпало, то почему? Как думаете?

3. Лингвистический практикум.

Ассоциативная игра со словом «радуга». (Это и дуга, и радужность, и Ра – бог солнца. Случаен ли первый слог «ра»? Можно обратиться к этимологическим словарям). Какие чувства и смыслы оно вызывает? Как понимается фраза: «завеса дождя»?

Как понимать фразу «светит цветами»? Есть ли в ней что-то необычное?

4. Смысловое свертывание.

1) Передать главную мысль текста одним предложением.

2) Составить тезаурусную модель текста (словарь текста), отражающую его содержание. Варианты могут быть разные. Надо объяснить выбранный набор слов.

5. Вставить пропущенные слова в тексте по памяти.

Солнце и дождь встречаются ________. Когда идет дождь, солнца не _________. Оно прячется в _________. Когда светит солнце, дождя ________. Но иногда солнце и дождь ______________, и получается ______. Солнечные лучи падают на завесу _________. Они отражаются в _________. Возникает _________. Она светит всеми ___________. Радуга ___________.

Были ли трудности? Какие?

6. Распределить пропущенные слова по группам. Как это можно сделать? Какие могут быть варианты группировки. По окончанию работы обсудить: кто, что, как сделал и почему.

Пропущенные слова: редко, видно, тучах, нет, встречаются, чудо, дождя, каплях, радуга, цветами, красива.

7. Вспомнить цвета радуги. Согласны ли с утверждением автора текста, что радуга светит всеми цветами? Какими? Как запомнить последовательность расположения их?

Многие знают фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Есть другой аналог: «Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь». Такие приемы называется мнемотехническими. Мнемотехника – способы запоминания на основе разных подходов. Из каких двух слов состоит слово «мнемотехника»? – «мнемо» и «техника». Что же означает «мнемо»? Кто догадался? А кто знает, кто такая «Мнемозина»? Это богиня памяти – «мать муз всего причина». Мнемотехника – техника для запоминания.

Творческое задание: придумать рифмованную фразу для воспроизведения цветов радуги в обратной последовательности. Один из вариантов: «Фазан сидит, глаза закрыв, желая очень кушать».

8. Какое количество цветов в радуге? Часто ли встречается цифра «семь»? Какие пословицы, поговорки, афоризмы, стихи и т.д. знаете? Что заключено в числе «семь»? Это психологическая константа, лежащая в основе запоминания информации.

9. К какому виду литературы можно отнести этот текст? Почему?

10. Рефлексия по разным критериям и показателям инициируется взрослыми. Вначале предлагаются некоторые критерии и показатели, затем школьники самостоятельно формулируют критерии и определяют показатели к ним.

Далее работа со стихотворением Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Задания.

1. Выразительное чтение стихотворения вслух.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его — лови скорей!

Смотри — оно уж побледнело,

Еще минута, две — и что ж?

Ушло, как то уйдёт всецело,

Чем ты и дышишь, и живёшь.

2. Чему посвящено стихотворение? Чем отличается оно от текста «Радуга», с которым уже работали?

3. Освоение поэтики стиха.

Обратить внимание на: рифмы, метафоры, эпитеты, ритмику, мелодику, энергетику стиха; красочность, образность; отдельные слова, словосочетания, фразы; звучание в целом (эвфонию).

Набор упражнений может быть любой. Он определяется задачами изучения стихотворения. Например:

1) Формировать чувство ритма с помощью пропуска окончаний в стихотворных строчках.

2) Развивать образность в восприятии, задавая вопросы: «Какие образы создают фразы из стихотворения: «на влажной неба синеве», «воздушная воздвиглась арка», «полнеба обхватила и в высоте изнемогла», «о, в этом радужном виденье какая нега для очей!», «как то уйдет всецело, чем ты и дышишь, и живешь»?

3) Воспитывать лингвистическое чутье в процессе восприятия стихотворения, обращая внимание на характер рифмующих слов.

4. Обоснование эстетики стихотворения. Что делает его красочным и образным?

5. Выявление эмоциональности стихотворения. Какие чувства вызывает оно?

6. Как передается динамика движения, с помощью каких слов?

(Как неожиданно, минутное торжество, мгновенье, минута, побледнело, ушло, уйдет всецело).

7. Выявление связи внимания и понимания: Стихотворная строчка: «Смотри – оно уж побледнело». Что побледнело? А вот другая: «воздушная воздвиглась арка». Это о радуге. Но радуга отражает семь цветов, а «воздушная» разве цветная? Как понять всю метафорическую фразу? Обратите внимание и на глагол «воздвиглась». Сама? Природой?

8. К какому жанру относится это стихотворение? Речь идет только о радуге как природном явлении или же здесь ещё что-то? Тогда что? Найти в тексте подтверждение своим суждениям, мыслям.

9. Почему Ф.И. Тютчев не давал названия многим стихотворениям? Вряд ли сразу ответишь на этот вопрос. Но можно самим придумать разные названия, сравнив их, выбрать лучшее.

10. Что совпадает в поэтическом и научно-познавательном текстах? Найти в стихотворении соответствие утверждению из научно-познавательного текста: «Но иногда солнце и дождь встречаются, и получается чудо». Какие стихотворные строки больше всего подходят?

11. Выучить наизусть стихотворение помогут специально подготовленные задания на восстановление пропущенных слов. Сделать это не так сложно. Один из многих вариантов – пропуск рифмующихся слов.

12. Рефлексия восприятия стихотворения, а также работы с обоими текстами. Например, оценить оба текста. Какие они? Научно-популярный текст: логичный, лаконичный, почти без эмоций, сухой в языковом воплощении, конкретный. Поэтический текст: торжественно-восторженный, образный, красочный, эмоциональный, дающий простор для субъективных ассоциаций.

Можно ли обогатить восприятие представленных текстов? Бесспорно. Перевести слово в образ мысленно или нарисовать. В научно-популярном тексте есть слова, которые способствуют развитию воображения применительно к описанному в тексте. Это: «чудо», «завеса дождя», «отражение в каплях», «светит всеми цветами», «радуга красива». Они создают основу для образно-художественного осмысления текста на основе включения ассоциаций. Содержание стихотворения может ассоциироваться с музыкой, светом и цветом.

Что дает такая работа с текстами? Она развивает многие психологические качества, стимулирует психическую деятельность читателя, способствует активизации мышления, воображения, эмоциональной сферы и лексического опыта. Они расширяет эрудицию читателя; способствуют литературному развитию; гармонизируют чтение; обогащают поэтическое чутье; влияют на жанровое, языковое и эстетическое сознание; воспитывают внимательное отношение к тексту; тренируют память; формируют прогностические умения.

Созидающее чтение

Легко ли стать Читателем – творцом, Читателем – созидателем? Легко ли пройти путь от гадкого утенка к прекрасному лебедю?

Одни ответят «легко», другие – «трудно», третьи – «очень трудно», четвертые – «не могу сказать, не знаю». Ответы зависят от личного опыта погружения в чтение. Возникает и такой вопрос: «А каким читателем стать легко? На каком этапе его развития?» Читателем – слушателем, вероятно, быть легко. Читают-то другие. Не читающие дети пользуются результатами деятельности умеющих читать (родителей, дедушек и бабушек, старших братьев и сестер, воспитателей, учителей). Вероятно, не так сложно быть и «читателем» книг с картинками, рисованных книг – «раскладушек», «гармошек». Такие книги маленькие читатели воспринимают по иллюстрациям, рассказывая то, что на них изображено, в собственной интерпретации; выражая свое понимание, высказывая свои мысли и чувства. Затем наступает период формирования навыков собственной читательской деятельности. И вот тут-то у многих возникают проблемы.

Лев Успенский вспоминает:

«В двенадцать лет мне поручили обучить чтению деревенских ребят, брата и сестру, маленьких старообрядцев. Ученики были года на четыре моложе учителя.

Поначалу все пошло отлично: малолетки оказались смекалистыми и буквы разучили прекрасно. Я решил перейти к чтению слов.

У нас был букварь с картинками и подписями.

На букву П там фигурировала «пчела» -

На букву Ш – «шайка» -

Я вызвал первым Прокопа, парнишку. Мальчуган уставился в книгу:

- П – ч – е… Пче!... – от усердия завопил он на всю комнату. – Л-а, ла..

- А что вместе будет?

- Восва, которая кусается, - последовал неожиданный для учителя ответ. «Восва» на псковском диалекте означает «оса».

И востроглазая Марфушка не принесла мне радости. Она точно так же назвала все буквы – «ш – а - й – к – а», но прочитала слово с милой улыбкой: «Кадочка!»

С той поры я начал подозревать, что между знанием названий отдельных букв и умением соединять их в слова лежит пропасть».

Аналогичную ситуацию вспоминает Николай Носов, когда отец учил читать старшего брата, которого готовили к школе.

Вначале, как и большинство из нас, выучивали азбуку (алфавит). Затем на основе знания букв, принимались за составление слов из них. Вот тут-то и возникали трудности. На предложение отца прочитать название газеты (это были «Новости»), брат Николая правильно подряд назвал все буквы, но собрать их в слово не смог. Ответ был другой – «газета». Перед ним действительно лежала газета, и он на все повторные и правильные прочтения букв названия газеты «Новости» твердил все же - «газета».

Отец очень сердился, обзывая сына и болваном, и балбесом, призывая читать внимательно. Николай, видя, как сердится отец, понимал, что там написано не газета, а что-то другое. А что? Он вспомнил, как отец часто спрашивал, принесли ли «Новости». И на очередной вопрос отца к старшему брату, когда отец окончательно рассердился, пятилетний Коля сказал: «Новости».

Отец был весьма озадачен. Как же маленький Коля научился читать, ведь его никто не учил? Тогда он предложил Николаю прочитать слово «Маша». Но в ответ услышал от Николая: «Не знаю». Отец удивился и рассердился, прогнал мальчиков. Но Николая не оставляла в покое мысль, как он смог догадаться, что написано «Новости»; как же из букв получается слово? Когда остался один, он взял газету и стал смотреть на слово «Новости», написанное крупными буквами. Произнося отдельно буквы «эн, о, вэ, о, эс, тэ, и» и складывая их, получалось какое-то несуразное слово «эновэоэстеи», непохожее на слово «Новости». Путем непрерывных и самостоятельных творческих усилий перевода букв в звуки, Николай Носов интуитивно действовал правильно и научился читать слова, собирая их из букв путем слияния.

Случай из нашей семьи. Четырехлетней Саше, знавшей все буквы, предложено было прочитать надпись «Аптека». Она воспроизводит все буквы:А-Пэ-Тэ-Е-Кэ-А. - А вместе, какое это слово?

- Немного помолчав, радостно заявляет: ЛЕКАРСТВО!!!

Оказывается, путь в самостоятельное чтение связан с психологическими препятствиями, их надо знать тем, кто обучает чтению. Не только у детей, но и у взрослых, но не умеющих читать, возникают трудности. Но если желание научиться читать велико, то и радость постижения тайн вхождения в самостоятельное чтение бывает эмоционально бурной.

Такая радость первого самостоятельного чтения объявления на заборе рабочим Алексеем Рыбаковым описана А.М.Горьким. Рыбаков потребовал от Горького научить его читать и оказался упрям в непривычном труде и очень понятлив. Алексей Максимович пишет: «Недель через пять, возвращаясь с работы, он таинственно позвал меня к себе и, вытащив из фуражки клочок измятой бумаги, забормотал, волнуясь:

- Гляй! Это я с забора сорвал, что тут сказано, а? Погоди – «продается дом» - верно? Ну – продается?

- Верно.

Рыбаков страшно вытаращил глаза, лоб его покрылся потом, помолчав, он схватил меня за плечо и, раскачивая, тихонько говорил:

- Понимаешь – гляжу на забор, а мне будто шепчет кто: «Продается дом»! Господи помилуй… Прямо как шепчет, ей-богу! Слушай, Лексей, неужто я выучился – ну?

- А читай-ка дальше!

Он уткнул нос в бумагу и зашептал:

- Двух – верно? – етажный, на каменном…».

Рожа его расплылась широчайшей      улыбкой…

- Это я оставлю на память – как она первая… Ах ты, господи… Понимаешь? Как будто шепчет, а? Диковина, брат. Ах ты…

Я хохотал безумно, видя его густую, тяжелую радость, его детское милое недоумение перед тайной, вскрывшейся перед ним, тайной усвоения посредством маленьких черных знаков чужой мысли и речи, чужой души».

В художественной литературе найдем немало примеров описания обучения чтению. Один из них. Когда героине романа П.И. Мельникова-Печерского «На горах» Дуне семь лет минуло, ее отец «подал дочке азбуку в золотом переплете и точеную костяную указку с фольговыми завитушками, а затем сам стал показывать ей буквы, заставляя говорить за собой: «аз, буки, веди, глаголь…». Дуня, как все дети, с большой охотой, даже с самодовольством принялась за ученье, но скоро соскучилась, охота у ней отпала, и никак не могла она отличить буки от веди». Отец Дуни, видя, что мысли у нее «вразброд пошли, отодвинул азбуку и, ласково погладив Дуню по головке, сказал:

- На первый раз будет с тебя, моя грамотница. Сам-то учить я не горазд, да мне же и некогда… Самому хотелось только почин положить…».

Эти примеры характеризуют и трудности обучения самостоятельному чтению и отсутствие знаний, как это правильно делать, у тех, кто обучает читать (ситуация с отцом Носова). Не случайно, что эта проблема нашла свое отражение в пословицах и поговорках. (Азбуку учат, на всю избу кричат).

Читательское развитие тесно связано с освоением языка. Вспомним «От двух до пяти» Корнея Чуковского. Понимани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.138 с.)