Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II . Технологии чтения, как составная часть новой стратегии цбс.
Представляю вам краткое изложение наиболее распространенных в педагогической и библиотечной практике технологий чтения. Предлагаю по мере знакомства с ними, отмечать какие из них преимущественно технологичные, т.е. привержены стандартам, неизменяемым алгоритмам приобретения грамотности; какие – творческие, свободные, опирающиеся на импровизацию, спонтанные размышления. Обращаю ваше внимание, что любые технологии чтения имеют дело с живыми людьми, с конкретным человеком. Поэтому их определяют как нелинейные, т.е. зависимые от целого ряда неопределённых факторов и ситуаций. Они предполагают достаточную гибкость, при необходимости замену одних модулей и решений на другие. Коротко о модулях чтения. Можно выделить познавательные (технологичные) и созидающие (творческие) технологии работы с текстом. Познавательные технологии пришли в библиотеку в основном из школы. Школьная программа рассматривает чтение как способ достижения функциональной грамотности, потребление информации. В этом случае, чтение определяется как выработка навыков, привычки. Это – тренировка и запоминание. Познавательные технологии – это достижение совокупности знаний и навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию. В этих процессах вполне возможно создание формализованных, стандартных технологических цепочек. Работа с текстом на уроке в школе. В основном это - организация работы с учебником по разным предметам. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php Технология продуктивного чтения. Несмотря на некоторую самостоятельность учеников, она сохраняет почти полностью обучающую роль учителя. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных собственных конструкций. • http://didaktor.ru/texnika-aktivno-produktivnogo-chteniya-ili-kak-organizovat-rabotu-s-uchebnikom-na-uroke/ Чтение и письмо для развития критического мышления (РКМЧП) Эта технология ближе к творческому чтению. Относится не только к работе с научно-познавательной, технической, но и художественной литературой. Тем не менее, ее относят к познавательным, обучающим технологиям. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления»
Его активно пропагандирует О.К. Громова – редактор методической газеты «Библиотека в школе» «Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом: · Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. · Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление, это – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Мозговой штурм. Какое из приведенных ниже определений в большей степени отвечает на вопрос, что значит д умать критически: ü проявлять любознательность ü использовать исследовательские методы ü ставить перед собой вопросы ü осуществлять планомерный поиск ответов Добавьте свои позиции, подберите аргументы «за» и «против» для каждой позиции, предложите свой вариант, опираясь на итоги обсуждения и на собственный опыт. Критическое мышление: ü работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. ü предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» ü вырабатывает свою точку зрения по определенному вопросу, способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. ü Вырабатывает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Главная особенность, преимущество и творческая составляющая этой технологии в том, что дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом. Базовая модель этой технологии состоит так же из трех стадий, название которых определяет их специфику и функции: до чтения – вызов, во время чтения – осмысление, после чтения – рефлексия (размышление).
Вызов: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес. Осмысление: соотнесение новой информации с собственными знаниями.Сознательное построение мостов между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание. Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Рефлексия (размышление): выражение новых идей собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации, собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов») Результатом (продуктом) данной технологии должно стать умение подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html Приемы работы на стадии вызова включают в себя прогностические беседы и вопросы, сообщения самостоятельно найденной учениками информации об авторе и истории создания произведения, знакомство с аннотациями и рецензиями. На стадии чтения-осмысления возможно громкое чтение с остановками, беседой, уточнением фактов, значения слов и понятий. В период рефлексии используются: • Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов • Поиск, осмыслениек и объяснение ключевых слов • Конструирование смысла из перепутанных логических цепочек • Составление таблицы «Знаем - Хотим узнать - Узнали» • Мини-сочинение, эссе, рисунки • Синквейн • Составление таблицы «Плюс - минус - интересно» • Перекрестная дискуссия • «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. http://kolesnik.ru/2005/de-bono-six-hats/
1.3. Технология междисциплинарного обучения (МДО) Сторонники технологии МДО наиболее активно сосредотачивают свое внимание на стадии чтения, используя прием остановки, коментирования и обсуждения. При этом упор все равно делается в основном на логику, на узнавание и распознавание фактов, сведений, значения слов и понятий. Используется формальный алгоритмизированный разбор сюжета текста. Из текста вычитывается «полезная» информация. Но в целом используется больше эмоциональных рефлексивных моментов. Предлагаю Вам пример использования данной технологии по материалам вебинара "Технология продуктивного чтения". Работу выполнила Митькина Ирина Юрьевна МОУ "Гимназия № 84" город Омск. Опубликовано bhbyf-vbnmrbyf в Ср, 06/04/2011 - 22:59 На данном примере видно, что фигурируют все те же три стадии, но в несколько иных пропорциях. Наибольший объем занимает стадия чтения. На упомянутом вебинаре было предложено прочитать фрагмент из книги "Винни-Пух и все-все-все" в переводе Б. Заходера с использованием диалога с автором и комментированного чтения.
Работа во время чтения. Отрывок из главы 5, в которой Пятачок встречает Слонопотама. Работа в ходе чтения обозначена сигналами: В – вопрос; О – ответ; П – проверка, (соответствует ли ответ тексту); З – зеркало (собственная мысль. … Пух внезапно проснулся от какого-то щемящего чувства. ( В) – Что случилось с Пухом? Это скрытый вопрос! Что же скрывается за словами внезапно? (О) – неожиданно. (В)- Что такое щемящее чувство? (О) – Щемить – переносное значение, наводить тоску. Так что же означает это внезапное пробуждение? Можем ли мы найти ответ на этот вопрос в тексте? Он знал, что оно означает: ему хотелось есть. (П) Дети озвучивают второе предложение и находят прямой ответ: ему хотелось есть. (В) - Как же дальше развиваются события?) (О) – Дети зачитывают следующие пять предложений) (З)
Он поплелся к буфету, влез на стул, пошарил на верхней полке и нашел там пустоту. И он начал расхаживать по комнате, раздумывая, куда же мог деваться горшок с мёдом. (Прямой вопрос автора) и внезапно всё вспомнил. Он же поставил горшок в Хитрую Западню для Слонопотамов! (П) И он снова лёг в постель. Несколько минут Пух лежал и молча страдал. (В) – О чём говорят нам действия героя?) (О) – О муках воспоминаний. (В) – Куда же подевался горшок с мёдом? Как вы думаете, дети? Какие есть предложения? (З) Потом не выдержал, скатился с кровати, выбежал из дома и помчался прямиком к Шести Соснам. (В) – Почему так резко изменилось поведение Пуха? Включите воображение- экран, нарисуйте картинку. Пух «выбежал», «помчался» - скрытый вопрос автора. (О) – Наш герой вспомнил, где спрятан горшок. Читаем дальше. ... В рассветных сумерках Сосны казались грустными и одинокими. (В) – Ребята, кто догадался, почему сосны казались грустными и одинокими? Как удалось догадаться? Что подсказал текст? (З) Очень глубокая яма казалась ещё глубже, чем была. А горшок с мёдом, стоявший на дне, был словно тень. Пух сунул нос в горшок и сказал: Слонопотам почти всё съел. (П)- правда ли это? Потом, подумав немного, добавил: Ах, нет, это я сам. Я позабыл. К счастью, оказалось, что он съел не всё. ( В) – Почему к счастью? Пух сунул голову в горшок и начал лизать и лизать... (Вычитывается последняя информация из текста, и дети узнают, что Пух, любитель подкрепиться, утешился содержимым оставшегося в горшке) Задания участникам вебинара после чтения. 1. На развитие каких читательских умений была направлена эта работа? умение эмоционально откликаться на художественные образы; умение анализировать художественный текст; умение видеть прямые и скрытые вопросы; умение прогнозировать дальнейшие события; умение вести диалог с автором в ходе совместной работы с учителем
2. Какие метапредметные результаты обеспечивает чтение в режиме диалога с автором? Регулятивные – прогнозировать события Коммуникативные – слушаем мнение других, аргументируем свою точку зрения Познавательные – работа с текстовой информацией, (работа с лексическим значением слов) Личностные – оценка поступков героя.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.014 с.) |