Глава II . Технологии чтения, как составная часть новой стратегии цбс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Технологии чтения, как составная часть новой стратегии цбс.



Представляю вам краткое изложение наиболее распространенных в педагогической и библиотечной практике технологий чтения.

Предлагаю по мере знакомства с ними, отмечать какие из них преимущественно технологичные, т.е. привержены стандартам, неизменяемым алгоритмам приобретения грамотности; какие – творческие, свободные, опирающиеся на импровизацию, спонтанные размышления.

Обращаю ваше внимание, что любые технологии чтения имеют дело с живыми людьми, с конкретным человеком. Поэтому их определяют как нелинейные, т.е. зависимые от целого ряда неопределённых факторов и ситуаций. Они предполагают достаточную гибкость, при необходимости замену одних модулей и решений на другие.

Коротко о модулях чтения.

Можно выделить познавательные (технологичные) и созидающие (творческие) технологии работы с текстом.

Познавательные технологии пришли в библиотеку в основном из школы. Школьная программа рассматривает чтение как способ достижения функциональной грамотности, потребление информации. В этом случае, чтение определяется как выработка навыков, привычки. Это – тренировка и запоминание. Познавательные технологии – это достижение     совокупности знаний и навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию. В этих процессах вполне возможно создание формализованных, стандартных технологических цепочек.

Работа с текстом на уроке в школе.  

В основном это -  организация работы с учебником по разным предметам.

http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php

Технология продуктивного чтения.

Несмотря на некоторую самостоятельность учеников, она сохраняет почти полностью обучающую роль учителя.

Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных  собственных конструкций.

• http://didaktor.ru/texnika-aktivno-produktivnogo-chteniya-ili-kak-organizovat-rabotu-s-uchebnikom-na-uroke/

Чтение и письмо для развития критического мышления (РКМЧП)

Эта технология ближе к творческому чтению. Относится не только к

работе с научно-познавательной, технической, но и художественной литературой. Тем не менее,   ее   относят к познавательным, обучающим технологиям.  

Технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  (РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления»

Его активно пропагандирует О.К. Громова – редактор методической газеты «Библиотека в школе»

«Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом:

· Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

· Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление, это – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.  

Мозговой штурм.

Какое из приведенных ниже определений в большей степени отвечает на вопрос, что значит д умать критически:

ü проявлять любознательность

ü использовать исследовательские методы

ü ставить перед собой вопросы

ü осуществлять планомерный поиск ответов

Добавьте свои позиции, подберите аргументы  «за» и «против» для каждой позиции, предложите свой вариант, опираясь на итоги обсуждения и на собственный опыт.

Критическое мышление:

ü работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов.

ü предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..»

ü вырабатывает свою точку зрения по определенному вопросу, способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.

ü Вырабатывает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

 

Главная особенность, преимущество и творческая составляющая этой технологии в том, что дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом.

Базовая модель этой технологии состоит так же из трех стадий, название которых определяет их специфику и функции: до чтения – вызов, во время чтения – осмысление, после чтения – рефлексия (размышление).

Вызов: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес.

Осмысление: соотнесение новой информации с собственными знаниями.Сознательное построение мостов между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание. Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Рефлексия (размышление): выражение новых идей   собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации,   собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)

       Результатом (продуктом) данной технологии должно стать умение  подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html

       Приемы работы на стадии вызова   включают в себя прогностические беседы и вопросы, сообщения самостоятельно найденной учениками информации об авторе и истории создания произведения, знакомство с аннотациями и рецензиями.

       На стадии чтения-осмысления возможно громкое чтение с остановками,  беседой, уточнением фактов, значения слов и понятий.

       В период  рефлексии используются:

• Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов

• Поиск, осмыслениек и объяснение ключевых слов

• Конструирование смысла из перепутанных логических цепочек

• Составление таблицы «Знаем - Хотим узнать - Узнали»

• Мини-сочинение, эссе, рисунки

• Синквейн 

• Составление  таблицы «Плюс - минус - интересно»

• Перекрестная дискуссия

• «Шесть шляп мышления»  Эдварда де Боно. http://kolesnik.ru/2005/de-bono-six-hats/

 

1.3. Технология междисциплинарного обучения (МДО)

Сторонники технологии МДО наиболее активно  сосредотачивают свое внимание  на стадии чтения, используя прием остановки, коментирования и обсуждения.

При этом упор все равно делается  в основном на логику, на узнавание и распознавание фактов, сведений, значения слов и понятий. Используется формальный алгоритмизированный разбор сюжета текста. Из текста вычитывается «полезная» информация. Но в целом используется больше эмоциональных рефлексивных моментов.

Предлагаю Вам пример использования данной технологии по материалам вебинара "Технология продуктивного чтения".

Работу выполнила Митькина Ирина Юрьевна МОУ "Гимназия № 84" город Омск. Опубликовано bhbyf-vbnmrbyf в Ср, 06/04/2011 - 22:59

       На данном примере видно, что фигурируют все те же три стадии, но в несколько иных пропорциях. 

       Наибольший объем занимает стадия чтения. На упомянутом вебинаре было предложено прочитать фрагмент из книги "Винни-Пух и все-все-все"   в переводе Б. Заходера с использованием диалога с автором и комментированного чтения.

      

Работа во время чтения.

Отрывок из главы 5, в которой Пятачок встречает Слонопотама.

Работа в ходе чтения обозначена сигналами: В – вопрос; О – ответ; П – проверка, (соответствует ли ответ тексту); З – зеркало (собственная мысль.

… Пух внезапно проснулся от какого-то щемящего чувства. ( В) – Что случилось с Пухом? Это скрытый вопрос! Что же скрывается за словами внезапно? (О) – неожиданно. (В)- Что такое щемящее чувство? (О) – Щемить – переносное значение, наводить тоску. Так что же означает это внезапное пробуждение? Можем ли мы найти ответ на этот вопрос в тексте? Он знал, что оно означает: ему хотелось есть. (П) Дети озвучивают второе предложение и находят прямой ответ: ему хотелось есть.  (В) - Как же дальше развиваются события?) (О) – Дети зачитывают следующие пять предложений) (З)

Он поплелся к буфету, влез на стул, пошарил на верхней полке и нашел там пустоту. И он начал расхаживать по комнате, раздумывая, куда же мог деваться горшок с мёдом. (Прямой вопрос автора) и внезапно всё вспомнил. Он же поставил горшок в Хитрую Западню для Слонопотамов! (П)

И он снова лёг в постель. Несколько минут Пух лежал и молча страдал. (В) – О чём говорят нам действия героя?) (О) – О муках воспоминаний. (В) – Куда же подевался горшок с мёдом? Как вы думаете, дети? Какие есть предложения? (З)

Потом не выдержал, скатился с кровати, выбежал из дома и помчался прямиком к Шести Соснам. (В) – Почему так резко изменилось поведение Пуха? Включите воображение- экран, нарисуйте картинку. Пух «выбежал», «помчался» - скрытый вопрос автора.  (О) – Наш герой вспомнил, где спрятан горшок. Читаем дальше.

... В рассветных сумерках Сосны казались грустными и одинокими. (В) – Ребята, кто догадался, почему сосны казались грустными и одинокими? Как удалось догадаться? Что подсказал текст?  (З)

Очень глубокая яма казалась ещё глубже, чем была. А горшок с мёдом, стоявший на дне, был словно тень. Пух сунул нос в горшок и сказал: Слонопотам почти всё съел. (П)- правда ли это?

Потом, подумав немного, добавил:

Ах, нет, это я сам. Я позабыл. К счастью, оказалось, что он съел не всё. ( В) – Почему к счастью?  

Пух сунул голову в горшок и начал лизать и лизать... (Вычитывается последняя информация из текста, и дети узнают, что Пух, любитель подкрепиться, утешился содержимым оставшегося в горшке)

Задания участникам вебинара после чтения.

1. На развитие каких читательских умений была направлена эта работа?

умение эмоционально откликаться на художественные образы;

умение анализировать художественный текст;

умение видеть прямые и скрытые вопросы;

умение прогнозировать дальнейшие события;

умение вести диалог с автором в ходе совместной работы с учителем

 

2. Какие метапредметные результаты обеспечивает чтение в режиме диалога с автором?

Регулятивные – прогнозировать события

Коммуникативные – слушаем мнение других, аргументируем свою точку зрения

Познавательные – работа с текстовой информацией, (работа с лексическим значением слов)

Личностные – оценка поступков героя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.014 с.)