Коррекционно-логопедическая работа  при сенсо-моторной алалии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-логопедическая работа  при сенсо-моторной алалии.



Моторная алалия.

Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера обусловленное недоразвитием, несформированностью языковых понятий,процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторный алалик своевременно начинает понимать чужую речь,но сам не говорит. Часто наблюдается непонимание трудных слов и оборотов,сложных предложений.Обогащение экспрессивной речи происходит ограниченно,т.к. с ним мало разговаривают полагая,что речь недоступна ему. Особенно сильно нарушена моторная речевая подражательность(не могут повторять слова,которые уже научились говорить)

Симптомы моторной алалии:

· Резкое нарушение подражания устной речи (отсутствие артикуляторной речи)

· Повторение одного и того же звука,слога нормально (а-а-а,бо-бо-бо), но звукосочетания нарушены (вместо «ау «повторяет «уу, уа»)

· Чем больше развита мимико-жестикуляторная речь, тем дольше указание на моторную алалию, т.к. речевое мышление относительно сохранно.

 

Причины моторной алалии:

Врожденная или приобретенная неполноценность и аномальное развитие речедвигательных систем на почве поражения их болезнью, физической травмой,интоксикацией или вследствие задержки развития дифференцировок в двигательных центрах речедвигательной зоны коры головного мозга (зона Брокка).

 

Затруднения в самостоятельном произнесении звуков обьясняются слабостью следов от воспроизведения звуков в речедвигательной системе мозга или слабостью связей этой системы с другими (акустической,оптической).

 

Речь алалика:

Речь упрощена по типу речи маленьких детей (мо-молоко)

Слоги повторяет,но слить в слова не может.Часто недоговорки, перестановки.

Отмечается своеобразное заикание, как стадия развития речи: возникает то одновременно с появлением речи, то позже -при овладении фразой. Иногда заикание проходит,иногда -остается.

Часты резкие нарушения мелодики речи, темпа, ритма, скандирование с затяжкой слогов или отрывистое произнесение слов в предложении.

Фонематические и грамматические- нарушения,косноязычие,гнусавость.

Западение понимания носит вторичный характер.Это происходит в результате: непривычки слушать, быстрого утомления,от непривычки слушать сложную речь.

Наличие своеобразной экспрессивной речи:алалик всегда кое-что говорит, но не умеет в нужном случае употребить усвоенные слова, слово воспроизводит с опорой на предмет, а не на память.

Личность алалика.

Чаще психофизически неполноценны.Вследствие поражения ЦНС,лишения возможности нормального общения, трудностей речевого акта,развиваются отрицательные черты личности: возбужденность, вспыльчивость,резкие перепады настроения,обидчивость,плаксивость, упрямств,неактивность в движениях и мышлении. Типичен негативизм. Внеречевые нарушения: нарушения внимания, памяти,мышления.

 

Формирование экспрессивной речи алалика.

Формирование речи обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора.Эти на рушения могут носить различный характер:

Кинетическая оральная апраксия: трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а дальнейшем и двигательной дифференцировки звуков.

Трудности переключения от одного движения к другому.

Трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизводства слова / двигательные схемы /.

Задерживается развитие основного ведущего компонента – активного словаря.Он оказывается бедным,недостаточным,искаженным.

Задерживается в своем и фонетическая сторона речи.

Грамматический строй формируется искаженно.

 

 

Формирование импрессивной речи.

Вторично и в меньшей степени страдает в своем развитии импрессивная речь.Характерно снижение речевого стимула или речевой негативизм.

 

Диагностические отличия алалии от сходных состояний.

 

Отличие алалика от глухонемоты:

Наличие модулированного,с интонациями крика и лепета.

В возрасте 1-3 месяцев реакция на звук.

Появляющаяся кинестетическая (жестовая) речь сопровождаемая криком.

Выражение глаз живое,лицо выразительное.

Отличие алалика от ребенка с тугоухостью:

Нормальный или нерезко сниженный слух.

Звонкий голос (у тугоухих –приглушенный).

Полное отсутствие речи (у тугоухих –лепетная или искаженная речь).

Алалик не повторяет слова (тугоухий ребенок повторяет).

Работа над словарем.

Словарь формируется двумя путями:

· Накопление словаря по тематико-логическим группам.

· Подбор слов по структурно-звуковому подобию /из тех звуков,которые произносит ребенок делаем слова: «ва»-Валя,вата и т.д.Используем прием наращивания слогов.Первые слова с одинаковыми открытыми слогами /мама,папа,ляля/,односложные простые слова /на,дай…./.

· Слова-звукоподражания специально вводить не надо, но если ребенок их говорит – не возражаем /на первом этапе/.Двухсложные слова с разными открытыми слогами/ иди,сиди, пить/Двухсложные слова со стечением согласных / в начале в середине слова /-утка,тыква,….Трехсложные слова с открытыми слогами /палата,молоко,машина/.

 

Накоплению словаря способствуют следующие моменты:

· Развитие внимания к речи окружающих: одноступенчатая инструкция, затем усложнять до двух-трех-ступенчатой.

· Развитие зрительной и слуховой памяти /Поставь игрушку так, как я сказала./

· Учить слушать более сложные задания и выполнять их.

· Развивать фонематический слух и восприятие.

· Прием неоднократного повторения слов в разных ситуациях.

· Развитие запаса знаний об окружающем.

· Создание обстановки интересной для ребенка.

· Отраженное повторение слогов/Сначала простых, одинаковых, затем более сложных и разных, затем из этих слогов делаем слова -это способствует усвоению слоговой структуры слова /.

· Моделирование слова / «лапа»-Хлопни два раза, положи две фишки, полоски./.

· Обязателен принцип опоры на сохранные анализаторы.

· При накоплении словаря начинаем с существительных, затем вводим глаголы и другие части речи.

Перечень рекомендуемых пособий:

v Картинки по тематическим группам.

v Картинки по глагольному словарю.

v игра» Кому что нужно?»

v …….»Чего не хватает?»

v Лото

v …..»Чудесный мешочек»

 

Работа над фразовой речью.

Начинаем работу с усвоения линейной структуры фразы. Фразы простые:»На. Дай мяч. Дай.»Затем фразы распространяются:»Оля, дай синий мяч».Сначала формируем безпредложные предложения, а затем с предлогами. Для начала подбираются фразы бытового характера. Предлоги вводим в следующем порядке: у. на. в. с. под. за…Обязательно проводим дифференциацию предложных конструкций: в- из….Конструкции закрепляются сначала в активе,а затем в пассиве. Далее работаем по дифференциации единственного и множественного числа, женского и мужского рода.

 

Работа над связной речью.

Необходимо создавать побуждения к высказыванию/картинки, игрушки/.

Работа над программированием высказывания. На начальных этапах логопед задает вопросы к сюжетным картинкам, а затем без картинок.

Пособия: сюжетные картинки, серии картинок, кукольный театр, маски, инсценировки.

 

Числительные.

Вопросы: Где здесь сидит три бабочки?

            Где здесь сидят….?

Двусложная фраза.

Мальчик читает.

Мама читает.      /Лексически разнообразные компоненты

                                 фразы/

Фразы с прямым дополнением.

«Мальчик читает…книгу, рассказ, журнал, сказку.»

Фраза распространяется определением:

«Умный, хороший…..мальчик читает»

 

Сенсорная алалия.

Разница с моторной алалией только в локализации поражения речевых зон.При моторной алалии отмечается недоразвитие собственной речи-при сенсорной-недоразвитие понимания речи.

 

Отличие сенсорного алалика от слабослышащего ребенка.

 

Сенсорный алалик. Слабослышащий ребенок.
Чем громче обращенная речь,тем хуже она воспринимается/т.к. незрелые клетки выключаются из работы/. Если слабослышащему говорить громче,надеть наушники,приблизится к источнику –это улучшит восприятие.
Гипераккузия –повышенное восприятие тихих звуков,безразличных для окружающих. Нет гипераккузии.
Голос хороший,звонкий. Голос тихий,слабый.  

 

Слух у ребенка проверяется 8-10 раз. Установлено, что при сенсорной алалии может быть снижение слуха, ребенок даже не понимает то, что он не слышит. Родители часто не понимают,где снижение слуха, а где понижение. Такой ребенок может понимать жест,а следовательно ситуацию в связи со словом. Понимание приходит позже.

Акустическое/слуховое/ внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное. В основе непроизвольного внимания лежат безусловные рефлексы /стук, хлопок/.Произвольное слуховое внимание помогает нам управлять усилием воли, сознательно слышать звуки, конкретный источник.  При произвольном акустическом внимании может быть перераспределение слуха / одновременно звук из многих источников- слышать слева и справа/.

Иногда очень трудно судить страдает восприятие или у ребенка нулевое внимание:ребенок может внимательно слушать, но не понимать. Расстройство акустического восприятия бывает в виде акустической агнозии / неузнавание источника по звучанию/.Это самый тяжелый случай сенсорной неполноценности / ребенок по лаю не узнает собаку/.

Высший акустический анализ и синтез помогает установить тождественность и различие звуков, здесь устанавливается окончательное осознание смысла. В результате нарушения высшего анализа и синтеза у ребенка не вырабатываются тонкие акустические дифференцировки.

При сенсорной алалии нарушаются: акустическое внимание, акустическое восприятие, высший акустический анализ и синтез.

Степени нарушения речеслухового анализатора бывают различными, поэтому и возникают разные степени нарушения понимания. В тяжелых случаях ребенок вообще ничего не понимает / в пределах 100 обиходных слов /.Иногда лучше понимает фразы, чем слова из этих фраз. Исследователи отмечают у сенсорных алаликов наличие ситуативного внимания. В самых легких случаях сенсорной неполноценности у ребенка недоразвит фонематический слух и имеется импрессивный аграмматизм /затруднение восприятия грамматических конструкций/.Первичным нарушением у сенсорных алаликов являтся сенсорный аграмматизм. Чтобы облегчить понимание фразы ребенок прибегает к проговариванию. Скрытое внутреннее проговаривание улучшает понимание. Наблюдения показывают, что сенсорные алалики подключают зрительный анализатор –чтение с лица.Если ребенок не понимает,то он не говорит,следовательно формируется ОНР. Словарь будет обязательно бедным, много парафазий, парагнозий. Фразы обязательно аграмматичны,отмечается неустойчивость звуковой системы. Сенсорный алалик даже если немного говорит,то у него отмечается ОНР, повышенная речевая активность на фоне сниженного внимания к речи окружающих и отсутствие контроля /словесная крошка-набор слов лишенных смысла/.Часто у сенсорных алаликов отмечаются эхолалии /ребенок повторяет то, что слышит,не понимая что говорит /.Иногда это может быть то, что зафиксировалось когда-то / застревание на какой-то фразе/.

 

 

Сенсорная алалия в чистом виде встречается очень редко, чаще отмечается сенсорно-акустический синдром при различных речевых нарушениях. Вторичный сенсорно-акустический синдром встречается у моторных  алаликов и афазиков.

 

Список литературы.

Трауготт Н.Н.»К вопросу об организации и методике речевой работы с моторным алаликом»1940г.

Левина Р.Е.»Изучение неговорящих детей (алаликов)»1951г.

Чудинова Л.М.»Приемы активизации речи у алаликов»1961г.

 

 

Коррекционно-логопедическая работа  при сенсо-моторной алалии.

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Цыбулева Юлия Владимировна

г.Всеволожск

.

Содержание.

 

1. Алалия.Понятие,формы.

 

2. Характеристика моторной алалии.

 

3. Характеристика сенсорной алалии.

 

4. Диагностические отличия сенсорной и моторной алалии

5. от сходных состояний.

 

6. Формирование речи алаликов.

 

7. Методика логопедической работы при моторной алалии.

 

8. Методика работы при сенсорной алалии.

 

9. Список литературы.

 

 

 

Алалия-это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития.

Причины алалии разнообразны.М.В.Богданов-Березовский,Н.Н.Трауготт указывают на воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы,происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Э.Фрешельс,Ю.А.Флоренская отмечают                         «слухонемоту» у детей страдающих тяжелым рахитом или перенесшие тяжелые заболевания верхних дыхательных путей(коклюш).Н.И.Красногорский говоит о тяжелых случаях связанных с З.Р.Р.,связанных с недостатком питания и сна в первые месяцы жизни.

При алалии наблюдаются различные степени тяжести: от сравнительно легких форм,при которых речь развивается, хотя медленно и искаженно,примерно с 3-4 лет,до тяжелых,когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет.Позднее,при систематической и спецальной помощи овладевают речью,но очень неполноценной и бедной.

Алалия (по М.Е.Хватцеву)- немота детей невнятно говорящих,при наличии у них недостаточных для развития речи интеллекта,элементарного слуха и артикуляционного аппарата.Ребенок молчит или издает нечленораздельные звуки и звукосочетания.Иногда произносит непонятные для окружающих слова, наблюдается эхолалия.Фонетика,словарь и синтаксис 8-10 летнего алалика копирует речь 2-3 летних детей.Типичные для первоначальной стадии алалии молчаливость,нежелание говорить.Такая заторможенность вызывается бедностью речевого процесса,тяжелыми психическими переживаниями своей неполноценности.

Различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.Чаще всего встречается смешанная сенсо-моторная алалия.Р.Е.Левина выделяет 3 формы алалии(психологическая классификация):

· Дети недостаточностью акустического восприятия – не различают звуковой поток,не понимают,не говорят (сенсорный дефект)

· Дети с недостаточность акустического восприятия –недостаточное зрительное восприятие.Нет нарушения физиологического зрения,но не формируются тонкие зрительные дифференцировки.Отмечает недостаточность оптико-пространственных представлений,не различают форму,величину, цвет,т.к. не развиты клетки коры головного мозга в теменно-затылочных областях.

· Дети с недостаточной психической активностью.Дети по интеллекту могут быть ближе к норме, но у них нарушена  психическая активность (не могут планировать,страдает переключаемость,отмечаются нарушения всех видов деятельности,дети пассивны, медлительны.)

Р.Е Левина не выделяет моторную алалию.Другие исследователи (С.С.Ляпидевский,Н.Н.Трауготт) настаивают на моторной алалии,отмечая,что в основе моторной алалии лежит нарушение речедвигательных анализаторов.

 

Нарушение мозга вызывается поражением мозга внутриутробным эцефалитом,иногда осложнением после менингита, неблагоприятными внутриутробными условиями развития,тяжелыми родами,травмами головного мозга,детскими болезнями с осложнениями на мозг.Чем раньше происходит заболевание, тем обширнее нарушение речи,т.к. все дальнейшее развитие мозга идет аномально (задерживается миэлинизация нервных волокн)

 

Сенсорная алалия.

При наличии нормального слуха ребенок не понимает обращенную к нему речь, а это значит не говорит. Причина: травмы и болезни головного мозга (не достаточно тонко развивались слухо-речвые дифференцировки в акустическом аппарате, в височной области)Симптомы сенсорной алалии: нарушение фонематического слуха, плохое внимание и память на устную речь (не развиваются из-за непонимания словесной речи) В результате расплывчатость,неустойчивость фонематических образцов.У сенсорных алаликов в той или иной мере нарушен слух, что затрудняет восприятие звучащей речи. Сенсорные алалики легче чем моторные повторяют по подражанию звуки и слова,чаще их произносят.Иногда речь возникает спонтанно,хотя без осознания ее содержания.

 

Моторная алалия.

Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера обусловленное недоразвитием, несформированностью языковых понятий,процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Моторный алалик своевременно начинает понимать чужую речь,но сам не говорит. Часто наблюдается непонимание трудных слов и оборотов,сложных предложений.Обогащение экспрессивной речи происходит ограниченно,т.к. с ним мало разговаривают полагая,что речь недоступна ему. Особенно сильно нарушена моторная речевая подражательность(не могут повторять слова,которые уже научились говорить)

Симптомы моторной алалии:

· Резкое нарушение подражания устной речи (отсутствие артикуляторной речи)

· Повторение одного и того же звука,слога нормально (а-а-а,бо-бо-бо), но звукосочетания нарушены (вместо «ау «повторяет «уу, уа»)

· Чем больше развита мимико-жестикуляторная речь, тем дольше указание на моторную алалию, т.к. речевое мышление относительно сохранно.

 

Причины моторной алалии:

Врожденная или приобретенная неполноценность и аномальное развитие речедвигательных систем на почве поражения их болезнью, физической травмой,интоксикацией или вследствие задержки развития дифференцировок в двигательных центрах речедвигательной зоны коры головного мозга (зона Брокка).

 

Затруднения в самостоятельном произнесении звуков обьясняются слабостью следов от воспроизведения звуков в речедвигательной системе мозга или слабостью связей этой системы с другими (акустической,оптической).

 

Речь алалика:

Речь упрощена по типу речи маленьких детей (мо-молоко)

Слоги повторяет,но слить в слова не может.Часто недоговорки, перестановки.

Отмечается своеобразное заикание, как стадия развития речи: возникает то одновременно с появлением речи, то позже -при овладении фразой. Иногда заикание проходит,иногда -остается.

Часты резкие нарушения мелодики речи, темпа, ритма, скандирование с затяжкой слогов или отрывистое произнесение слов в предложении.

Фонематические и грамматические- нарушения,косноязычие,гнусавость.

Западение понимания носит вторичный характер.Это происходит в результате: непривычки слушать, быстрого утомления,от непривычки слушать сложную речь.

Наличие своеобразной экспрессивной речи:алалик всегда кое-что говорит, но не умеет в нужном случае употребить усвоенные слова, слово воспроизводит с опорой на предмет, а не на память.

Личность алалика.

Чаще психофизически неполноценны.Вследствие поражения ЦНС,лишения возможности нормального общения, трудностей речевого акта,развиваются отрицательные черты личности: возбужденность, вспыльчивость,резкие перепады настроения,обидчивость,плаксивость, упрямств,неактивность в движениях и мышлении. Типичен негативизм. Внеречевые нарушения: нарушения внимания, памяти,мышления.

 

Формирование экспрессивной речи алалика.

Формирование речи обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора.Эти на рушения могут носить различный характер:

Кинетическая оральная апраксия: трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а дальнейшем и двигательной дифференцировки звуков.

Трудности переключения от одного движения к другому.

Трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизводства слова / двигательные схемы /.

Задерживается развитие основного ведущего компонента – активного словаря.Он оказывается бедным,недостаточным,искаженным.

Задерживается в своем и фонетическая сторона речи.

Грамматический строй формируется искаженно.

 

 

Формирование импрессивной речи.

Вторично и в меньшей степени страдает в своем развитии импрессивная речь.Характерно снижение речевого стимула или речевой негативизм.

 

Диагностические отличия алалии от сходных состояний.

 

Отличие алалика от глухонемоты:

Наличие модулированного,с интонациями крика и лепета.

В возрасте 1-3 месяцев реакция на звук.

Появляющаяся кинестетическая (жестовая) речь сопровождаемая криком.

Выражение глаз живое,лицо выразительное.

Отличие алалика от ребенка с тугоухостью:

Нормальный или нерезко сниженный слух.

Звонкий голос (у тугоухих –приглушенный).

Полное отсутствие речи (у тугоухих –лепетная или искаженная речь).

Алалик не повторяет слова (тугоухий ребенок повторяет).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.069 с.)