Шаг 2. Определи руководителя Кто может быть твоим руководителем:
– учитель-предметник;
– классный руководитель;
– педагог-организатор;
– педагог дополнительного образования;
– педагог-психолог;
– социальный педагог.
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» | 31 |
Шаг 3. Определи направленность проекта и его результат
Какая направленность подходит для тебя
Какая | Как выполнить ученику | Какой продукт сделать | ||
направленность | ||||
Исследова- | Собирает информацию о каком-то объекте, | Примеры экспериментов | ||
тельский | анализирует ее, обобщает факты, чтобы | Цикл стенгазет | ||
представить их аудитории. | Буклеты | |||
Доказывает, корректирует или опровергает | Публикация в СМИ | |||
гипотезу. | Паблик в Интернете | |||
Сайт по проекту | ||||
Практический | Реализует идею на практике, объясняет, | |||
почему можно эту идею реализовать | Учебные пособия | |||
Макеты и модели
| ||||
Информацион- | Использует разные методы получения | |||
ный | информации (литература, библиотечные | Инструкции | ||
фонды, СМИ, базы данных, методы | Рекомендации | |||
анкетирования и интервьюирования), и | Программа действий | |||
обрабатывает ее | Наглядное пособие | |||
Проект закона | ||||
Социальный | Подбирает информацию по актуальной | Справочный материал по | ||
социально-значимой тематике, анализирует | поводу социальных или | |||
ее и представляет | природоохранных проблем | |||
Творческий | Привлекает интерес публики к проблеме | Видеофильмы | ||
проекта, использует нестандартный подход | Акции | |||
к оформлению результатов работы | Постановка спектакля | |||
Подготовка выставки | ||||
Видеофильм | ||||
Инженерный | Разрабатывает конструкторское изделие и | Схемы конструирования; | ||
(экспериментальн | его макет с полным описанием и научным | Комплект чертежей по | ||
ый) | обоснованием, для чего его изготовлять и | разработке | ||
применять | ||||
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» | 41 |
Шаг 4. Сформулируй тему
Как ученику выбрать тему самостоятельно
Вопросы | Материал для размышлений |
О чём вы мечтали? | – обратить внимание на житейские случаи, |
Что вас когда-либо удивляло? | взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные |
О чем спорили вы или близкие люди? | проблемы; |
Чем вы любите заниматься в | – обратиться к потребностям людей в разных сферах |
свободное время? | – понаблюдайте жизнь людей с разными |
В чём вы сомневаетесь? | профессиями; |
Что часто обсуждаете с друзьями, с | – анализируйте фильмы или книги; |
семьей? | – подумайте, чем ваш проект может помочь другим |
Какая наука нравится вам больше | людям, сделать их жизнь удобнее (интереснее, |
всего? | понятнее, радостнее и т.п.). |
Этап 3. Подготовка к защите
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» | 61 |
|
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА
Этап 1. Выбор материала
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Чтобы планировать содержание проекта или исследования, воспользуйся нашими
рекомендациями и подготовь паспорт проекта.
Таблица, чтобы сформулировать содержание паспорта проекта
Описание |
Конкретика
1. Укажи тему учебного проекта или исследования, информацию об авторе(ах) проекта или
2. Укажи фамилию, имя, отчество и должность научного руководителя проекта или исследования
3. Напиши об актуальности проекта или исследования
Актуальность – это расхождение между спросом и
неудовлетворительными
предложениями решить
конкретную проблему. То есть ты выявил спрос на
решение проблемы, а предложений, которые помогут
решить проблему, не нашел. Если ты представишь в
проекте такой способ, то проект будет актуален.
ключевые понятия
С понятиями ты знакомился на школьных предметах.
Например, ты изучил понятия на уроках литературы –
«арифметический квадратный корень» и др.
Ключевые понятия помогают написать, на основе
каких теоретических знаний ты решишь проблему
5. Сформулируй проблему
Есть проблема, которую трудно решить тебе, – это
субъективная проблема. Есть проблема, которую
трудно решить всем людям, – объективная проблема.
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» | 81 |
– это не просто трудноразрешимая задача. Подумай, какая проблема будет в твоем проекте.
Проблема – это несоответствие между желаемым и реальным состоянием человека или общества.
6. Расскажи о цели проекта или исследования
Цель – это результат, который ты ждешь | Когда формулируешь цель, используй глаголы | |||||
от проекта и достигнешь к определенному
| «доказать», «обосновать», «разработать». Последний | |||||
времени. Ты можешь рассказать о качестве | глагол употреби в том случае, если конечный продукт | |||||
результата (написать его качественную | проекта | получит | материальное | воплощение, | ||
характеристику) или | о количестве | например | ты | подготовишь | видеофильм, | |
(определить | количественную | действующую модель или макет чего-либо, | ||||
характеристику). | компьютерную программу и т. п. Используй | |||||
подсказки, чтобы определить цель своей работы: | ||||||
Подсказка 1. Ты изучил литературу и понял,что ученые или исследователи не решили полностьюпроблему.
Расскажи, что планируешь усовершенствовать, – это и будет твоя цель.
Подсказка 2. Ты проанализировал методы(см.пункт11)исследования авторов,которые ужеписали об этой проблеме. Предложи свой метод, который позволит лучше решить проблему. Подсказка 3. Ты изучил литературу и другие источники и увидел,что исследователи послерешения проблем формулируют новые проблемы. Ученые рассказывают о дальнейших исследованиях, которые можно провести. Воспользуйся их предложениями и сформулируй свою цель.
7. Продумай гипотезу
Гипотеза – это предположение, как решить | Когда формулируешь гипотезу, подумай, | как ее |
проблему. | проверить. Гипотезу подтверди с помощью | методов |
В своем проекте или исследовании ты исследования (см. пункт 11). Помни, что гипотезу ищешь идею, которая поможет решить необходимо в проекте реально опровергнуть или проблему с момента постановки доказать.
проблемы. Такая идея возникает из Если во время работы над проектом или
противоречий и называется гипотезой. исследованием, ты подтверждаешь гипотезу, то она Ты решаешь проблему, когда создаешь превращается в истинное утверждение и прекращает
объект, новый способ действия. Когда ты | свое существование. Если ты опровергаешь гипотезу, | ||
придумываешь | гипотезу, | то | то она становится ложной и опять-таки перестает |
предполагаешь части или свойства объекта | быть гипотезой. | ||
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» | 91 |
или планируешь способ действия, чтобы Чтобы сформулировать гипотезу, используй такие
решить проблему. грамматические конструкции, как: «если... то...»; «так, как...»; «при условии, что...», т. е. обороты речи, которые помогут установить причины явлений
|
и их следствия.
8. Определи задачи
Задачи – это конкретные способы достичь | Сопоставь формулировки темы, цели и задач. Избегай | |||||
цели. Поэтому сумма задач должна | ошибок, когда: | |||||
равняться цели. Когда формулируешь | − цель проекта или исследования не связана с темой; | |||||
задачи, | применяй | глаголы | − цель сформулирована так, что нельзя понять | |||
«проанализировать», | «описать», | конечный результат; | ||||
«выявить», «определить», «установить». | − практическая | значимость | твоей | работы | ||
отсутствует или непонятна; |
− задачи повторяют цель, т. е. ты просто пересказал цель другими словами.
9. Перечисли результаты учебного проекта или исследования
Учитывай, что результаты проектной и Результаты, которые ты получил, должны быть исследовательской деятельности делятся полезными, готовыми к использованию на уроке, в на внутренний результат и внешний школе, в повседневной жизни. Если ты решал
результат (продукт). теоретическую проблему, то предложи конкретное Внутренний результат – это успешный решение, например, информационный продукт. Если опыт решения проблемы, это знания и решал практическую проблему, то разработай способы действия, которые ты приобрел, конкретный продукт, готовый к потреблению. это новые ценности, новая точка зрения.
Внешний результат (продукт) – это
средство разрешить проблему, которая
была причиной реализовать проект. Если
проблем было много, то и продуктов
может быть много.
10. Расскажи о практической значимости проекта или исследования
Практическая значимость – это Ты рассказываешь, как людям использовать продукт возможность решить проблему в быту, проекта или исследования в деятельности. учебе, науке, производстве
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» 10 1
11. Выбери и внедри разные методы исследования.
Метод – это способ достичь цели Краткая характеристика основных методов исследования. От выбора методов зависит исследования – в следующей таблице. все исследование, начиная с его
организации и включая результат
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» 11 1
Дополнительная информация
Проверить опытным путем)
План наблюдения:
наблюдаешь?).
наблюдаешь?).
наблюдения.
информации.
|
Программа эксперимента:
ожидаемые результаты по каждому этапу в
форме документов.
Материальное моделирование:
– физическое: модель (уменьшенная или
увеличенная копия) замещает реальный объект,
чтобы изучить его свойства;
– аналоговое: это моделирование по аналогии
явлений, которые имеют различную
физическую природу, но одинаково
описываемые формально (одними и теми же
математическими уравнениями, схемами и т. п.).
Мысленное моделирование:
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» 12 1
– интуитивное: это моделирование основано на | ||
интуитивном представлении об объекте | ||
исследования, которое не поддается или не | ||
требует формализации; | ||
– знаковое: моделью служит знаковое | ||
преобразование: схема, график, чертеж, | ||
формула, набор символов | ||
Метод 4. Анкетирование | ||
Метод опроса. Респондент (опрашиваемый) | Требования к анкете: | |
самостоятельно заполняет опросный лист | 1. | Придумать 15–20 вопросов. |
(анкету) по правилам. | 2. | Определить время ответов. Респондент |
Виды вопросов: | отвечает на вопросы не более 30 минут. 15 | |
– закрытые – в анкете приводится полный | минут – допустимо. | |
набор вариантов ответов. | 3. | Помнить, что оперативный социологический |
Респондент читает вопрос, выбирает ответ и | опрос включает 19 вопросов. | |
помечает номер ответа; | 4. | Сформулировать вопросы, в которых |
– полузакрытые – респондент может выбрать | респондент поймет все слова. | |
вариант ответа и предложить свой; | 5. | Расположить вопросы от простых |
– открытые – респондент высказывает свое | («контактных») в начале анкеты к сложным в | |
мнение без подсказок со стороны составителя | середине и простым («разгрузочным») в конце. | |
анкеты. | 6. | Исключить влияние предшествующих |
Учитывайте, что открытые вопросы трудно | вопросов на последующие. | |
обобщить | 7. | Избегать большого количества однотипных |
вариантов ответов. | ||
8. | Превратить при необходимости закрытые | |
вопросы в полузакрытые, добавляя позицию | ||
«Ваш вариант ответа» со свободными | ||
строчками для высказываний респондента. | ||
9. | Проверить и исправить опечатки в тексте | |
анкеты | ||
Метод 5. Интервьюирование | ||
Беседа по заранее подготовленному плану с | Формализованное интервью предполагает, что | |
каким-либо лицом или группой лиц. Ответы | общение интервьюера и респондента строго | |
на вопросы служат исходным источником | регламентировано детально разработанными | |
информации. | вопросником и инструкцией. | |
Свободное интервью проводится без | ||
подготовленного опросника, определяется | ||
только тема беседы | ||
Теоретические | |
Метод 1. Анализ и синтез | |
Анализ – это способ познания объекта, когда | Методы дополняют друг друга |
изучают его части и свойства. | |
Синтез – это способ познания объекта, когда | |
объединяют в целое части и свойства, | |
выделенные в результате анализа | |
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» 13 1
Метод 2. Сравнение
Способ познания, когда устанавливают | Общий алгоритм сравнения: | |
сходства и/или различия объектов. | 1. | Определить объекты сравнения. |
Сходство – это то, что у сравниваемых | 2. | Выбрать признаки, по которым сопоставишь |
объектов совпадает, а различие – это то, чем | объекты. Если не знаешь, какие выбрать, | |
один сравниваемый объект отличается от | проведи синтез и анализ, а потом сформулируй | |
другого | признаки. | |
3. | Сопоставить признаки объектов, т. е. | |
определить общие и/или отличительные | ||
признаки. | ||
4. | Определить различия у общих признаков. | |
5. | Подготовить вывод. Представить общие и/или | |
отличительные важные признаки сравниваемых | ||
объектов и указать степень различия общих | ||
признаков. Объяснить причины сходства и | ||
различия сравниваемых объектов, если | ||
необходимо | ||
| ||
Метод 3. |
Обобщение
Род – это совокупность объектов, в состав
которой входят другие объекты, являющиеся
видом этого рода.
Например, мы изучили в проекте лук и арбалет
и установили общие важные признаки: стрелы
метают с помощью пружинящей дуги, стянутой
тетивой. На основании знания признаков мы
можем сделать обобщение: и лук, и арбалет
являются ручным оружием для метания стрел.
Таким образом, ручное оружие для метания
стрел – род, а лук и арбалет – виды
Классификация
Алгоритм классификации:
существенные признаки объектов.
рода, т. е. отличительный признак, по которому
будет делиться род на виды.
на подвиды.
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» 14 1
Этап 2. Подготовка материала
ПАМЯТКА
«Как подготовить текст проекта или исследования»
Содержание работы.
Обратись к учителю, который поможет структурировать проектные работы и ознакомит с требованиями к оформлению текста работы.
Подготовка к защите.
Напечатай текст работы – это главное условие участия в школьной конференции. Руководитель проекта передает его экспертам перед началом конференции. Если выполняешь стендовый доклад, то текст – рядом со стендом.
Оформление.
Обрати внимание на обязательное оформление работы.
К примеру, текст должен быть набран 14 кеглем, через 1,5 интервала, гарнитура Times New Roman. Иллюстрации, графики вставляют в окна с обтеканием вокруг рамки.
Объем основной части работы – не более 10–12 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с требованиями к структуре работы.
Уточни требования к оформлению у руководителя.
Таблица, по которой важно проверить
структуру и содержание проекта
Что в ней должно быть
Название образовательной организации, фамилия, имя автора(ов),
фамилия, имя и отчество руководителя
Оглавление
Введение – все основные, фундаментальные положения, обоснованию
и проверке которых автор посвятил исследование.
Введение включает:
– актуальность исследования;
– проблему исследования;
– объект (вариативно) и предмет (вариативно);
– цель и задачи;
– гипотезу;
– методы исследования;
– практическую значимость;
– экспериментальная база (при необходимости).
Обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее
теоретическое обоснование. Структура главы:
Выводы по первой главе
Содержит практические этапы работы, анализирует результаты в ходе
эксперимента или исследования. Структура главы:
Выводы по второй главе
Написать заключение помогут фразы:
– «Данная работа посвящена…» (раскрытие проблемы – 2–5
предложений). Ученик комментирует выводы, которые сделал в главе 1
по актуальности и степени изученности проблемы;
– «Результаты нашего проекта показали...». На основе выводов главы 2
ученик комментирует степень достижения цели, подтверждает,
опровергает или корректирует гипотезу;
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» 17 1
– «Таким образом, …». Ученик формулирует утверждение, которое | |
сделал в результате подтверждения или опровержения гипотезы; | |
– «Полученные результаты исследования дают возможность | |
утверждать, что продукт исследовательской работы является | |
актуальным и востребованным…». Ученик анализирует практическую | |
значимость продукта исследования. | |
Список | Список источников информации |
литературы | |
Приложения | Если приложений несколько, то каждое приложение нумеруется |
отдельно | |
* В зависимости от глубины исследования основная часть может состоять из одной главы, а может – из трех.
Пособие «Как подготовить индивидуальный проект» 18 1
Этап 3. Подготовка к защите
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.23 с.)