Формы (крыніцы) права: паняцце і віды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы (крыніцы) права: паняцце і віды.



Источник права – первопричина, из которой право появляется, из которой оно вытекает. Это объективно существующее явление, из которого мы узнаём содержание права. В литературе термин “источник права” используется в двух значениях – материальном и формальном. Материальный источник права – всё то, что порождает право, что даёт ему начало. Поскольку существует множество концепций правопонимания, постольку каждая концепция предлагает свой источник права. Это воля Бога (теоцентризм), воля законодателя (позитивизм), природа человека (антропоцентризм) и др.

Формальный источник права – форма внешнего выражения, фиксации права. С формальной точки зрения понятия “форма права” и “источник права” тождественны. В литературе, проводя различия между формальными и материальными источниками, изучают формальные источники. Каждая правовая система обладает своими источниками права. Можно выделить важнейшие источники права в мире:

1) Правовой обычай; 2) Судебный прецедент; 3) юридическая доктрина или наука; 4) религиозные памятники; 5) НПА; 6) нормативный правовой договор.

Для Беларуси, которая относится к романо-германской правовой семье, важнейший источник – НПА, важным источником признаётся нормативный правовой договор, к субсидиарным относится правовой обычай, при определённых проблемах (при пробелах в законодательстве) допускается применение юридической доктрины, в качестве исключительного источника признаётся каноническое право.

81.  Нарматыў н ы прававы акт: агульная характарыстыка.

НПА имеет легальное определение: официальный документ установленной нормы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного гос. органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной в законодательстве Беларуси процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, расчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

НПА может быть оригинальным, т.е. содержать новые правила поведения, и вспомогательным (вносить изменения или дополнения в ранее изданный акт или отменять его).

К признакам НПА относят:

1) Нормативный характер – он содержит норму права, т.е. правило поведения. Акты, не содержащие правила поведения, нормативными не являются;

2) Неперсонифицированный характер – НПА касается неопределённого круга лиц;

3) Неоднократный (многоразовый) характер – он подлежит применению, пока сохраняет юридическую силу;

4) Формальный характер – НПА всегда обликается в письменную форму и должен иметь вид, указанный в Конституции или законах;

5) Процедурный характер НПА – он принимается по чётко установленной процедуре, которая именуетс нормотворческим процессом. Нарушение этой процедуры может повлечь недействительность акта, акты принимаются коллегиальным органом, издаются единоличным;

6) Компетентный характер НПА – они должны издаваться в пределах компетенции должностного лица, гос. органа. Традиционно их компетенция может опираться на Конституцию (конституционная компетенция Президента, Парламента) или на закон. Уровеь компетенции определяется юридической силой.

82.  Віды і іерархія нарматыўных прававых актаў у Рэспубліке Беларусь.

Классификация НПА может проводиться по различным критериям: отраслевой, субъектный, временный, территориальный и т.д. Но важнейшим критерием выступает юридическая сила акта, благодаря которой в государстве должна сформироваться стройная, непротиворечивая, бесспорная иерархия НПА, что позволит разрешить любой спор (конфликт) на основе принципа верховенства права.

Иерархия НПА зависит от юридической силы актов. Традиционно выделяют 2 блока актов: законы и подзаконные акты. В Беларуси дополнительно выделяется третий блок – акты, не являющиеся ни законами, ни подзаконными актами. К первому блоку относят Конституцию, законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, программные законы (законы, принимаемые по вопросам, установленным в Конституции, по вопросам, ею определяемым), программные законы принимаются квалифицированным большинством: 2/3 от каждой палаты по 2 вопросам – по военной доктрине, об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, Кодексы (кодифицированные законы, регулирующие определённую сферу общественных отношений), традиционные законы (законы, принимаемые по вопросам компетенции Парламента).

Второй блок – подзаконные акты. Они принимаются на основании и во исполнение законов, не могут противоречить законам и обладают меньшей, чем закон, юридической силой (указы Президента, изданные на основании закона; постановления Правительства, министерств, решения местных органов власти).

Третий блок – акты, которые законами не являются, т.е. не имеют силу закона, но и не являются подзаконными актами: решения республиканского референдума, декреты Президента, имеющие силу закона (Конституция однозначно определяет, что декреты обладают силой закона), указы Президента, изданные во исполнение Конституции (юридическая сила этого акта больше юридической силы закона и декрета).

Иерархия НПА:

1. Конституция (обладает высшей юридической силой; нет никакого другого источника права, стоящего над Конституцией);

2. Конституционные законы (доконституционный акт - Декларация);

3. Решение республиканского референдума;

4. Международные договоры, ратифицированные Беларусью;

5. Законы, декреты, конституционные указы; программные законы имеют большую юридическую силу, чем остальные законы; Кодексы обладают силой большей, чем текущие законы;

6. Указы Президента, изданные на основании законов (подзаконные);

7. Постановления Правительства, акты Нацбанка, Генпрокуратуры;

8. Постановления министерств и республиканских органов гос. управления;

9. Решения местных референдумов;

10. Решения местных органов власти.

83.  Закон: паняцце, в i ды законаў.

Законы – это НПА, принимаемые Парламентом и закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Конституция – Основной Закон. Она закрепляет принципы и нормы регулирования важнейших общественных отношений.

Законы имеют ряд признаков:

1) Принимаются Парламентом или референдумом;

2) Законы принимаются по детально установленной процедуре, которая регламентируется Конституцией;

3) Законы регулируют наиболее важные общественные отношения;

4) Имеют прямое и непосредственное действие;

5) Имеют большую юридическую силу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.006 с.)