Паняцце i стадыi праватворчага працэса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паняцце i стадыi праватворчага працэса.



Правотворчество как особый вид деятельности представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных этапов — стадий. В юридической науке также существует понятие«законодательный процесс», под которым понимается порядок принятия и вступления в действие законов как важнейших нормативных актов, процедура принятия которых строго регламентирована. Таким образом, законодательный процесс является частью правотворческого процесса, но имеет и отличительные особенности, обусловленные большой общественной значимостью законов. Особая процедура их принятия установлена нормами Конституции Республики Беларусь (ст. 99—101).

В обобщенном виде можно выделить следующие этапы (стадии) правотворческого процесса:

1. Принятие решения о подготовке проекта акта (правотворческая инициатива). Данный этап предполагает осознание назревшей потребности урегулирования каких-либо общественных отношений при помощи правовых норм, а также обращение в правотворческий орган с предложением принять тот или иной нормативный правовой акт. Применительно к законотворческому процессу эта стадия носит наименование законодательной инициативы. Конкретные субъекты законодательной инициативы, как правило, определяются в конституции государства (ст. 99 Конституции Республики Беларусь).

2. Подготовка проекта акта. На данном этапе происходит разработка текста; формулируются положения будущего нормативного акта; осуществляется привлечение необходимых специалистов; проводятся процедуры согласования текста проекта акта с иными государственными органами, имеющими непосредственное отношение к разработанному проекту. При работе над проектами нормативных актов большой общественной значимости возможно их предварительное обсуждение в средствах массовой информации с целью максимального учета общественного мнения, рецензирование проекта научно-исследовательскими организациями и иными учреждениями и др. Данная стадия завершается внесением проекта акта на рассмотрение правотворческого органа.

3. Обсуждение и принятие нормативного акта. Содержание данной стадии зависит от того, какой способ принятия управленческих решений — единоначальный или коллегиальный - предусмотрен в отношении конкретного вида нормативного правового акта. При единоначальном способе принятие нормативного акта может происходить и без обсуждения, путем подписания соответствующего документа руководителем. Однако предварительное обсуждение в коллегиальном органе (комитете, комиссии) возможно даже при данном способе. Обсуждение проекта акта осуществляется с целью наиболее глубокого и тщательного его анализа. Поступившие в ходе обсуждения замечания и предложения учитываются в дальнейшей работе над проектом акта. В отношении законодательного процесса в Республике Беларусь содержание данной стадии достаточно подробно регламентировано нормами Конституции Республики Беларусь (ст. 100).

4. Опубликование акта и введение его в действие. Для того, чтобы обеспечить гражданам возможность знакомства с принятыми нормативными правовыми актами, последние подлежат обязательному официальному опубликованию — помещению подлинного текста акта в печатных изданиях. В Республике Беларусьданные издания определены Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь от 10.12.1998 г. (в ред. от 04.11.2008 г.). Наряду с понятием «официальное опубликование» существует также понятие «обнародование нормативных правовых актов» — доведение содержания нормативных актов до сведения населения любым способом (помещение в любых печатных изданиях, передача содержания нормативного акта по радио или телевидению, оглашение путем вывешивания его текста на информационных стендах, щитах и т. д.). Однако в Республике Беларусь неофициальное обнародование допускается только после официального опубликования. Введение нормативного правового акта в действие связано также с процедурой его обязательной регистрации в Министерстве юстиции и последующим включением в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Конкретные сроки вступления в юридическую силу зависят от вида нормативных правовых актов.

93.  Заканадаўчы працэс у Рэспубліцы Беларусь: агульная характарыстыка.

Законодательный процесс, также именуемый законотворческим процессом (процессом законотворчества), - поступательная юридическая деятельность компетентных гос. органов, должностных лиц и иных субъектов по разработке, принятию и введению в силу законов.

Законодательный процесс – процессуальная деятельность, включающая последовательно сменяющие стадии. В литературе отсутствует единство взглядов на количество и наименование этих стадий. Такое отличие может присутствовать и применительно к разным редакциям закона, его регулирующего.

Стадии:

1. Планирование законотворческого процесса (осуществляется через утверждение программ и планов законопроектной деятельности. Программы рассматриваются как стратегическое планирование, как правило, на 5 лет. Планы – тактическое планирование, как правило, на 1 год. На практике программы не применяются. Вместе с тем планы утверждаются на каждый год указами Президента).

2. Подготовка законопроекта, его согласование и экспертиза (включает создание, написание текста будущего закона, его согласование с заинтересованными гос. органами и иными лицами, экспертиза). Разработкой законопроекта занимается тот орган, который в последующем внесёт его в Парламент на рассмотрение (субъект права законодательной инициативы). В Беларуси специальным органом, разрабатывающим законопроекты, является НЦЗПИ (Национальный центр законодательства и правовых исследований).

3. Законодательная инициатива. Под ней понимается юридически гарантированная возможность начать процесс рассмотрения законопроекта в Парламенте. Правом законодательной инициативы обладают 5 субъектов – Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Совет Министров (премьер-министр, Президиум не обладают), граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Самыми активными субъектами выступают Президент и Правительство. Изредка таким субъектом выступают депутаты Палаты, Совет Республики практически не участвует, граждане не разу не инициировали.

4. Рассмотрение законопроекта в Парламенте (поступает в Палату, в ней рассматривается в 2-х чтениях, после каждого чтения каждая палата может принять решение об отклонении законопроекта, о его доработке или принятии. В первом чтении рассматриваются вопросы наименования, структуры, принципов регулирования, целесообразности закона. Может выбираться базовый проект из альтернативных. Во 2-м чтении происходит постатейное голосование за законопроекта и голосование в целом). Существует т.н. “нулевое чтение” – неофициальная процедура согласования Правительства с Парламентом, его основными фракциями (группами) текста будущего закона. В некоторых государствах количество чтений варьируется (может быть до 4-х). Палата представителей одобряет законопроект, принимает постановление о принятии закона. Принятый законопроект передаётся в Совет Республики, который должен либо одобрить законопроект в целом, либо отклонить законопроект в целом. Законопроект, принятый Палатой и одобренный Советом Республики, является законом.

5. Принятый Парламентом закон направляется на подписание Президентом, который в двухнедельный срок должен подписать закон или дать возражения на закон в целом (полное отлагательное вето) или на закон частично (частичное отлагательное вето; Парламент рассматривает закон с изъятиями). Отлагательное вето может быть преодолено Парламентом двумя третями голосов. На этой стадии сформировалась подстадия – предварительный конституционный контроль. Президент также обладает правом “карманного вето”, которое преодолено быть не может. Если в двухнедельный срок Президент не подписывает закон, то он считается подписанным. Он не может возвратить его в Парламент после сессий, значит, закон не принят – “карманное вето”. Закон считается принятым после подписания его Президентом.

6. Включение закона в Национальный реестр правовых актов. Национальный реестр правовых актов – общегосударственная система учёта всех правовых актов Беларуси, составляющих законодательство Беларуси. НРПА ведётся в электронном виде специализированной организацией – Национальным центром правовой информации. Включение закона в НРПА происходит через присвоение закону уникального номера, включающего указания на вид акта (закон) и сплошного порядкового номера (самого закона) (например, 1/345, где 1 – вид акта, 345 – порядковый номер).

7. Опубликование закона. Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования. Юридические последствия порождает не всякое публикование, а только официальное. Официальное публикование означает доведение до сведения граждан с целью ознакомления оригинального текста закона (вводится презумпция тождества официально опубликованного закона и закона, подписанного Президентом и хранящегося в Палате представителей). Официальным признаётся опубликование текста закона в таких источниках, которые называются источниками официального опубликования. С 01.07.2012 г. в Беларуси существует 1 универсальный источник официального опубликования законов – Национальный правовой интернет-портал (pravo.by). С 2012 года официальное публикование осуществляется только в электронном виде. Иное опубликование допускается и называется неофициальным (в т.ч. в газетах «СБ», “Рэспубліка”, “Народная газета”, “Звязда” и т.д.). Национальный правовой интернет-портал администрируется НЦПИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.005 с.)