Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Паняцце i стадыi праватворчага працэса.
Правотворчество как особый вид деятельности представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных этапов — стадий. В юридической науке также существует понятие«законодательный процесс», под которым понимается порядок принятия и вступления в действие законов как важнейших нормативных актов, процедура принятия которых строго регламентирована. Таким образом, законодательный процесс является частью правотворческого процесса, но имеет и отличительные особенности, обусловленные большой общественной значимостью законов. Особая процедура их принятия установлена нормами Конституции Республики Беларусь (ст. 99—101). В обобщенном виде можно выделить следующие этапы (стадии) правотворческого процесса: 1. Принятие решения о подготовке проекта акта (правотворческая инициатива). Данный этап предполагает осознание назревшей потребности урегулирования каких-либо общественных отношений при помощи правовых норм, а также обращение в правотворческий орган с предложением принять тот или иной нормативный правовой акт. Применительно к законотворческому процессу эта стадия носит наименование законодательной инициативы. Конкретные субъекты законодательной инициативы, как правило, определяются в конституции государства (ст. 99 Конституции Республики Беларусь). 2. Подготовка проекта акта. На данном этапе происходит разработка текста; формулируются положения будущего нормативного акта; осуществляется привлечение необходимых специалистов; проводятся процедуры согласования текста проекта акта с иными государственными органами, имеющими непосредственное отношение к разработанному проекту. При работе над проектами нормативных актов большой общественной значимости возможно их предварительное обсуждение в средствах массовой информации с целью максимального учета общественного мнения, рецензирование проекта научно-исследовательскими организациями и иными учреждениями и др. Данная стадия завершается внесением проекта акта на рассмотрение правотворческого органа. 3. Обсуждение и принятие нормативного акта. Содержание данной стадии зависит от того, какой способ принятия управленческих решений — единоначальный или коллегиальный - предусмотрен в отношении конкретного вида нормативного правового акта. При единоначальном способе принятие нормативного акта может происходить и без обсуждения, путем подписания соответствующего документа руководителем. Однако предварительное обсуждение в коллегиальном органе (комитете, комиссии) возможно даже при данном способе. Обсуждение проекта акта осуществляется с целью наиболее глубокого и тщательного его анализа. Поступившие в ходе обсуждения замечания и предложения учитываются в дальнейшей работе над проектом акта. В отношении законодательного процесса в Республике Беларусь содержание данной стадии достаточно подробно регламентировано нормами Конституции Республики Беларусь (ст. 100).
4. Опубликование акта и введение его в действие. Для того, чтобы обеспечить гражданам возможность знакомства с принятыми нормативными правовыми актами, последние подлежат обязательному официальному опубликованию — помещению подлинного текста акта в печатных изданиях. В Республике Беларусьданные издания определены Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь от 10.12.1998 г. (в ред. от 04.11.2008 г.). Наряду с понятием «официальное опубликование» существует также понятие «обнародование нормативных правовых актов» — доведение содержания нормативных актов до сведения населения любым способом (помещение в любых печатных изданиях, передача содержания нормативного акта по радио или телевидению, оглашение путем вывешивания его текста на информационных стендах, щитах и т. д.). Однако в Республике Беларусь неофициальное обнародование допускается только после официального опубликования. Введение нормативного правового акта в действие связано также с процедурой его обязательной регистрации в Министерстве юстиции и последующим включением в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Конкретные сроки вступления в юридическую силу зависят от вида нормативных правовых актов. 93. Заканадаўчы працэс у Рэспубліцы Беларусь: агульная характарыстыка. Законодательный процесс, также именуемый законотворческим процессом (процессом законотворчества), - поступательная юридическая деятельность компетентных гос. органов, должностных лиц и иных субъектов по разработке, принятию и введению в силу законов.
Законодательный процесс – процессуальная деятельность, включающая последовательно сменяющие стадии. В литературе отсутствует единство взглядов на количество и наименование этих стадий. Такое отличие может присутствовать и применительно к разным редакциям закона, его регулирующего. Стадии: 1. Планирование законотворческого процесса (осуществляется через утверждение программ и планов законопроектной деятельности. Программы рассматриваются как стратегическое планирование, как правило, на 5 лет. Планы – тактическое планирование, как правило, на 1 год. На практике программы не применяются. Вместе с тем планы утверждаются на каждый год указами Президента). 2. Подготовка законопроекта, его согласование и экспертиза (включает создание, написание текста будущего закона, его согласование с заинтересованными гос. органами и иными лицами, экспертиза). Разработкой законопроекта занимается тот орган, который в последующем внесёт его в Парламент на рассмотрение (субъект права законодательной инициативы). В Беларуси специальным органом, разрабатывающим законопроекты, является НЦЗПИ (Национальный центр законодательства и правовых исследований). 3. Законодательная инициатива. Под ней понимается юридически гарантированная возможность начать процесс рассмотрения законопроекта в Парламенте. Правом законодательной инициативы обладают 5 субъектов – Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Совет Министров (премьер-министр, Президиум не обладают), граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Самыми активными субъектами выступают Президент и Правительство. Изредка таким субъектом выступают депутаты Палаты, Совет Республики практически не участвует, граждане не разу не инициировали. 4. Рассмотрение законопроекта в Парламенте (поступает в Палату, в ней рассматривается в 2-х чтениях, после каждого чтения каждая палата может принять решение об отклонении законопроекта, о его доработке или принятии. В первом чтении рассматриваются вопросы наименования, структуры, принципов регулирования, целесообразности закона. Может выбираться базовый проект из альтернативных. Во 2-м чтении происходит постатейное голосование за законопроекта и голосование в целом). Существует т.н. “нулевое чтение” – неофициальная процедура согласования Правительства с Парламентом, его основными фракциями (группами) текста будущего закона. В некоторых государствах количество чтений варьируется (может быть до 4-х). Палата представителей одобряет законопроект, принимает постановление о принятии закона. Принятый законопроект передаётся в Совет Республики, который должен либо одобрить законопроект в целом, либо отклонить законопроект в целом. Законопроект, принятый Палатой и одобренный Советом Республики, является законом. 5. Принятый Парламентом закон направляется на подписание Президентом, который в двухнедельный срок должен подписать закон или дать возражения на закон в целом (полное отлагательное вето) или на закон частично (частичное отлагательное вето; Парламент рассматривает закон с изъятиями). Отлагательное вето может быть преодолено Парламентом двумя третями голосов. На этой стадии сформировалась подстадия – предварительный конституционный контроль. Президент также обладает правом “карманного вето”, которое преодолено быть не может. Если в двухнедельный срок Президент не подписывает закон, то он считается подписанным. Он не может возвратить его в Парламент после сессий, значит, закон не принят – “карманное вето”. Закон считается принятым после подписания его Президентом.
6. Включение закона в Национальный реестр правовых актов. Национальный реестр правовых актов – общегосударственная система учёта всех правовых актов Беларуси, составляющих законодательство Беларуси. НРПА ведётся в электронном виде специализированной организацией – Национальным центром правовой информации. Включение закона в НРПА происходит через присвоение закону уникального номера, включающего указания на вид акта (закон) и сплошного порядкового номера (самого закона) (например, 1/345, где 1 – вид акта, 345 – порядковый номер). 7. Опубликование закона. Закон вступает в силу через 10 дней после опубликования. Юридические последствия порождает не всякое публикование, а только официальное. Официальное публикование означает доведение до сведения граждан с целью ознакомления оригинального текста закона (вводится презумпция тождества официально опубликованного закона и закона, подписанного Президентом и хранящегося в Палате представителей). Официальным признаётся опубликование текста закона в таких источниках, которые называются источниками официального опубликования. С 01.07.2012 г. в Беларуси существует 1 универсальный источник официального опубликования законов – Национальный правовой интернет-портал (pravo.by). С 2012 года официальное публикование осуществляется только в электронном виде. Иное опубликование допускается и называется неофициальным (в т.ч. в газетах «СБ», “Рэспубліка”, “Народная газета”, “Звязда” и т.д.). Национальный правовой интернет-портал администрируется НЦПИ.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.005 с.) |