Формирование и развитие советской судебной системы (1917-1920 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие советской судебной системы (1917-1920 гг.)



1. Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами.

В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.

2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции — окружных судов.

Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания.

Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.

Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.

3. 13июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.

4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы.

Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями.

49. Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны

С декабря 1920г. Президиум ВЦИК официально наделяется законодательными правами. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. В феврале 1920г. Наркомат государственного контроля был преобразован в наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки РКИ. В резолюции "О советском строительстве" Восьмого съезда советов (1920 г.) определялась организационная структура губернских и уездных исполкомов. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомству. Структура исполкомов повторяла структуру правительства. Наряду с Советами (часто вместо них) создавались ревкомы. Они наделялись правами реквизиции имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

В декабре 1917 г. СНК принял декреты "О выборном начале об организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах", отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры избирались. В январе 1918 г. СНК издал декрет "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Новая армия формировалась на основе принципа добровольности. Апрельским 1918 г. постановлением ВЦИК переходили от выборов командиров - к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет "О введении всеобщей воинской повинности", представители "трудящихся" должны были служить с оружием в руках, "нетрудовых элементов" - в нестроевых частях. В сентябре 1918г. образуется Революционный Военный Совет Республики (Реввоенсовет). В Красную Армию призывалось большое число военных специалистов - офицеров старой армии. Для контроля за их деятельностью в качестве командиров частей и для агитационно-политической работы в частях использовался институт военных комиссаров. Политически были подавлены выступления "военной оппозиции", защищавшей партизанские и добровольческие традиции Красной Армии. В периоды мирных передышек регулярные части Красной Армии использовались в качестве трудовых армий.

50. Преобразование системы советских органов государственной власти и управления в период нэпа.

Причины введения НЭПа: сложное экономическое и политическое положение, вызванное тотальной национализацией и политикой продразверстки. Возрастали крестьянские волнения (конец 1920 – начало 1921 гг.) – антоновское движение в Тамбовской губернии, Кронштадтский мятеж.

Основная сущность НЭПа – разрешение свободного обмена, продажи и покупки продуктов сельского хозяйства и кустарного промысла.

Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» от 21 марта 1921 г. установил, что разверстка продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом. От натурального налога освобождалась часть бедноты, середняки облагались умеренным налогом, а кулацкие хозяйства – в повышенном размере.

Все излишки продуктов после уплаты налогов переходили в полную собственность крестьян и могли ими использоваться в любой не запрещенной законом.

В 1924 г. натуральные налоги были заменены денежными.

Торговля в период НЭПа допускала свободный товарооборот. Частный капитал устремился в торгово-посреднический оборот, главным образом в розничную торговлю.

Допускалась передача промышленных предприятий гражданам и их кооперативным объединениям в аренду. Условия договора аренды в этом случае устанавливало только Советское государство. Корректировать их было нельзя.

Распространялись договоры концессии, т. е. сдача хозяйственных объектов в аренду иностранцам, по которым концессионеры выполняли условия Советского государства (в сфере оплаты труда и организации режима рабочего времени).

Денежная реформа в период НЭПа: появились денежные знаки образца 1924 г., которые обеспечивались золотом и товарной массой.

Государство обеспечивало снижение цен на промышленные товары и ликвидацию разрыва цен.

Реформа органов государственной безопасности в связи с переходом к НЭПу.

Среди первых в числе правоохранительных органов можно выделить прокуратуру

Статус прокуратуры: отдел наркомата юстиции, прокуратура не была независимой, местные прокуроры были подотчетны местным исполкомам.

Компетенция прокуратуры:

1) надзор за законностью действий всех органов власти, организаций и частных лиц (общий надзор);

2) надзор за органами дознания, следствия,;

3) поддержание обвинения в суде;

4) надзор за местами лишения свободы.

ОГПУ – конституционный орган на правах народного комиссариата.

Компетенция ОГПУ: борьба с контрреволюционными выступлениями, вредительскими организациями, бандитизмом.

Полномочия ОГПУ:

1) оперативно-розыскная деятельность;

2) расследование уголовных дел в пределах своей компетенции;

3) применение репрессий.

ОГПУ было одним из судебных органов (Судебная коллегия), не являющихся судами.

Милиция была административно-исполнительным органом советской власти.

Основной задачей милиции являлась охрана революционного порядка и общественной безопасности.

Национально-государственное строительство. Образование ссср

1. Образование СССР определялось следующими причинами:

— необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;

— объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

2. 29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномоч­ных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд СССР, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР.

Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик

Исполнительным органом являлся СНК СССР.

Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав. РСФСР) и двух самостоятельных государств — Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов, прошедших в феврале 1925 г., были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР. На съездах также были приняты решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР.

Был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное Советское государство. В декабре 1926г. I съезд Советов принял Декларацию об образовании Таджикской АССР и вхождении ее в Узбекскую ССР. На VI съезд Советов Союза ССР прошедшем 17 марта 1931 г., Таджикская ССР была принята в состав СССР.

На территории РСФСР в 1920 г. образовалась Киргизская АССР, переименованная в апреле 1925 г. в Казахскую АССР..

Судебная реформа 1922 г.

Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»:

1) общие суды;

2) специальные суды:

а) военные трибуналы;

б) военно-транспортные трибуналы;

в) трудовые сессии народных судов;

г) земельные комиссии;

д) арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Трехзвенная структура общих судов

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

1) пленум;

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.028 с.)