Судебная реформа в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная реформа в Российской Федерации.



В соответствии с Указом Президента РФ осенью 1994 г. был образован Совет по судебной реформе при Президенте, в состав которого были включены руководители высших судов, правоохранительных органов и известные ученые-юристы. 14 октября 1997 г. данный Совет был преобразован в Совет по вопросам совершенствования правосудия, что должно было способствовать улучшению взаимодействия Президента РФ с федеральными учреждениями судебной власти и органами судейского сообщества, выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, обеспечению оперативного информирования главы государства о проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.

Важнейшим правовым актом, регламентировавшим деятельность судебных органов в стране, стала Конституция РФ 1993 г., в главе 7 которой нашли отражение основополагающие положения о повышении роли и места суда в системе государственной власти, дальнейшее развитие демократических принципов правосудия. В статье 118 Конституции РФ подчеркивается: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства».

В соответствии с Конституцией РФ и «Концепцией судебной реформы в Российской Федерации» был принят комплекс правовых актов, направленных на совершенствование судебной системы страны и повышение статуса судей. Прежде всего это важнейшие законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 24 июня 1994 г., «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 5 апреля 1995 г., «О статусе судей Российской Федерации» (в редакции Закона от 21 июня 1995 г.), «О мировых судах в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.

31 декабря 1996 г. Президент РФ утвердил федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который был введен в действие с 1 января 1997 г. В данном законе указывались основные принципы, закрепляющие единство судебной системы Российской Федерации и гарантирующие его обеспечение.

Следует отметить, что в законы, регламентирующие деятельность судебных органов в Российской Федерации, в последние годы было внесено значительное число изменений и дополнений, которые нашли отражение в соответствующих изданиях Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

В рассматриваемый период были приняты следующие федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РФ:

§ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (№ 1-ФКЗ с изменениями от 8 февраля и 15 декабря 2001 г.);

§ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (№ 1-ФКЗ с изменениями от 15 декабря 2001 г.);

§ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. (№ 1-ФКЗ);

  • «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. (№ 1-ФКЗ);
  • «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. (№ 102-ФЗ);
  • «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. (№ 30-ФЗ);
  • «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. (№ 188-ФЗ);
  • «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. (№ 7-ФЗ);
  • «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. (№ 119-ФЗ);
  • «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (закон РФ № 3132-1 с изменениями от 14 апреля и 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г. и 15 декабря 2001 г.) и др.

Судебная система России стала включать два вида судебных органов: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

Можно сказать, что судебная реформа продолжается в том или ином виде и по сей день. В ранее озвученные ФКЗ и федеральные законы вносятся различные изменения и дополнения. Был принят Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019)

83. Проблемы сепаратизма в РФ и военный конфликт в Чечне: историко-правовой анализ.

 

Распад СССР оставил на территории бывших союзных республик 25 млн русских. Межрегиональные, межэтнические и межклановые конфликты в СНГ породили миллионы вынужденных переселенцев и беженцев. Возникли центробежные тенденции и в самой Российской Федерации.

 

 

Судьба новой России во многом зависит от того, сможет ли многонациональная страна избежать судьбы СССР. Между тем угроза распада теперь уже России вырисовывалась в 1992 г. вполне реально. Усиливался начавшийся ранее распад хозяйственных связей. Бывшие автономные республики объявили о суверенитете. Некоторые из них - Чеченская республика, Татарстан - предпринимали радикальные шаги, направленные к полной независимости. Сохранение России как единого государства теперь зависело от быстрого и успешного проведения экономических реформ, способных на новой основе возродить экономические интеграционные процессы, от единства и прочности центральной власти, ее решительности в отстаивании целостности государства не только на словах, но и на деле. Кризисные явления в экономике и социально-политический кризис в государстве сопровождались ростом сепаратистских настроений в бывших автономных республиках и автономных областях, заявивших о своем суверенитете и отказе от статуса автономии. Определенным барьером, препятствующим росту сепаратизма, стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора (отказались подписать Чечня и Татарстан), определившего характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации - республиками, краями, областями, автономными округами, Москвой и Санкт-Петербургом. Возник новый характер российского федерализма. Чеченская проблема. Наиболее трагическую форму принял российский конфликт федерального центра с окраинным сепаратизмом самопровозглашенной «Республики Ичкерия». С конца 1991 г. острый характер приобрел чеченский кризис, ставший серьезным дестабилизирующим фактором общественно-политического развития России в 1990-е гг. 27 октября 1991 г. президентом Чеченской республики был избран боевой летчик генерал Джохар Дудаев (результаты выборов не были признаны Верховным Советом РСФСР). В октябре-ноябре 1991 г. президент Чеченской республики Д. М. Дудаев распустил Верховный Совет Чечено-Ингушетии, объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия (Чечня) и о выходе ее из состава РСФСР. Дудаеву удалось взять под контроль значительную часть вооружения советских войск в Чечне. Резолюции Верховного Совета Российской Федерации и предупреждения президента России Б. Н. Ельцина Дудаев игнорировал. Руководство России оказалось в сложном положении. С одной стороны, оно было заинтересовано в отстранении от власти сил, поддержавших ГКЧП (к ним относился и Верховный Совет ЧеченоИнгушской республики), с другой - чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России. Попытка вице-президента РСФСР А. В. Руцкого силой подавить эту угрозу (6 ноября 1991 г. был издан указ президента РСФСР Б. Н. Ельцина о введении чрезвычайного положения на территории Чечни, но через три дня, 9 ноября, - отменен) была блокирована президентом СССР М. С. Горбачевым, который планировал включить российские автономии в состав будущего обновленного Союза в качестве субъектов. Политическая борьба между ветвями власти не позволила руководству России решить чеченскую проблему и в 1992-1993 гг.

Тем не менее, самопровозглашенная Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как ее субъект. Это было закреплено в Конституции РФ 1993 г. Чечня стала самым слабым звеном в цепи российской государственности. От его прочности зависела прочность Федерации. Первая Чеченская кампания (1994-1996). 10 августа 1994 г. на съезде сторонников Джохара Дудаева в Грозном (столица Чечни) прозвучал призыв к объявлению «священной войны» против России. 28 ноября того же года была предпринята неудачная попытка сил, оппозиционных режиму Д. Дудаева в Чечне, ворваться в Грозный. В субботу 10 декабря 1994 г. было объявлено, что президент России Б. Н. Ельцин лег в больницу. На следующий день, в воскресенье 11 декабря, по распоряжению Ельцина в Грозный были введены федеральные войска для «восстановления конституционного порядка». Начались широкомасштабные боевые действия федеральных войск России против чеченских сепаратистов - сторонников Д. Дудаева. Министр обороны России Павел Грачев обещал взять Грозный в несколько дней. Однако чеченские сепаратисты встретили федеральные войска огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Чечни. Замышлявшийся как краткосрочная операция по подавлению разрозненных банд сепаратистов, ввод войск превратился в затяжную необъявленную внутреннюю «Кавказскую войну» (вторую после XIX в.) между федеральным центром и мятежной Чечней. На сегодняшний день это самый продолжительный и кровопролитный продолжающийся конфликт на территории России. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты стали на путь террора. В 1995-1996 гг. боевики совершили вооруженные захваты больниц с сотнями заложников в городах Буденновске (Ставропольский край, Россия) и Кизляре (Дагестан, январь 1996 г.). Только в буденновской больнице 14 июня 1995 г. боевики захватили и 6 дней удерживали 1,5 тыс. заложников, 129 из них погибли. После этого, в июне-июле 1995 г., прошли переговоры между представителями федеральных властей Российской Федерации и чеченских сепаратистов, было подписание соглашения о прекращении огня. Однако осенью того же года боевые действия в Чечне возобновились. В России росли антивоенные настроения и призывы «отпустить Чечню». Боевые действия продолжались до лета 1996 г., когда удалось достичь перемирия. 27 мая 1996 г. прошли переговоры (при участии Б. Н. Ельцина) между делегацией Российской Федерации и представителями чеченских сепаратистов. Была достигнута принципиальная договоренность о прекращении военных действий. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) представители руководства Российской Федерации (секретарь Совета безопасности РФ А. И. Лебедь) и сепаратистов (Аслан Масхадов, сменивший Джохара Дудаева, уничтоженного точечным ракетным ударом 20 апреля 1996 г. в результате спецоперации федеральных сил) подписали совместное заявление («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни, проведении в 1997 г. президентских выборов в республике (состоявшиеся выборы принесли победу Масхадову). Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2000 г. 12 мая 1997 г. Б. Н. Ельцин и А. А. Масхадов подписали в Москве Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия. Россия вывела свои войска с территории Чечни. Так завершилась первая Чеченская кампания (1994-1996) второй «Кавказской войны». Вторая Чеченская кампания (1999-?) и некоторые итоги «Кавказской войны». Вскоре террористические акты чеченских сепаратистов, унесшие жизни сотен людей, и военные действия возобновились. Чеченские сепаратисты форсировали процесс выхода из состава Российской Федерации и пытались вовлечь в этот процесс другие северокавказские субъекты России, прежде всего Дагестан. К 1999 г. в Чечне было похищено свыше 900 человек. В августе того же года вооруженные группы чеченских боевиков напали на соседние с Чечней районы Дагестана. В сентябре 1999 г. диверсионные взрывы жилых домов в Буйнакске (Дагестан), Москве и Волгодонске унесли жизни 305 горожан, более 500 человек было ранено. 2 августа 1999 г. правительство России начало широкомасштабную «контртеррористическую операцию» в Чечне (вторая Чеченская кампания, 1999-?). Она не завершилась и поныне. Боевики были вытеснены из населенных пунктов в горы. В Чеченской республике российское правительство создало администрацию по установлению конституционного порядка. В 2003 г. была принята конституция республики как субъекта РФ, на ее основе были созданы новые органы власти, проведены выборы президента Чечни. Им стал Ахмад Кадыров, признанный Москвой.

 

84. Кодификация российского законодательства.

С принятием новой Конституции потребовалось привести все законодательство в соответствие с Основным законом. В силу этого середина 90-х годов отмечена активными кодификационными работами. В октябре 1994 года Государственной Думой была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, в апреле 1995 года - Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в октябре 1995 года - Водный кодекс РФ, в декабре 1995 - вторая часть Гражданского кодекса РФ, в декабре 1996 года - Уголовно-исполнителный кодекс РФ, в январе 1997 года - Лесной кодекс РФ, в феврале 1997 года - Воздушный кодекс РФ, в апреле 1998 года - Градостроительный кодекс РФ, в июле 1998 года - Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Характерной чертой российского гражданского права начала 90-х годов стала выраженная «пестрота» источников. Продолжали действовать нормы Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года, новых российских законов, президентских указов, различных подзаконных актов. Эти источники часто противоречили друг другу и создавали трудности в правоприменительной практике, требовалось комплексное обновление гражданского законодательства.

Это обусловило разработку и принятие по частям Гражданского кодек­са Российской Федерации.

Часть первая Гражданского кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 года, введена в действие с 1 января 1995 года. Гражданский кодекс стал одним из самых важных и крупных законов после принятия Конституции 1993 года. Сложившаяся в России система гражданского законодательства (общие положения, субъекты гражданского права - граждане и юридические лица, собственность, обязательственное право) была сохранена. В то же время переход к рыночным отношениям потребовал включения в Кодекс новых гражданско-правовых институтов. Были пересмотрены многие концепции «социалистического» права собственности - единство государственной социалистической собственности, ограничения частной собственности и др. Ст. 1 ГК определяет, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ.

Новый Гражданский кодекс при регламентации отношений собственности исходит из существования не «различных форм собственности», а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть раз­личные субъекты - граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования. ГК впервые закрепил принцип свободного распоряжения субъектами принадлежащих им гражданских прав. Граждане сами определяют свои права и обязанности в объеме любых, не противоречащих законодательству условий договоров.

Новым для отечественного гражданского законодательства является признание общепринятых принципов международного права и положений международных договоров Российской Федерации. Эта мера направлена на дальнейшее развитие рыночных отношений, облегчение интеграции российской экономической системы в мировую.

В 1995 году была принята часть вторая ГК РФ. В ней получил отражение современный опыт экономических рыночных отношений с учетом мировой практики их регулирования. Были восполнены существовавшие пробелы и устранены многие недостатки прежнего законодательства. Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 года и части первой ГК, часть вторая ГК устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении.

Таким образом, обновленное российское гражданское право создает необходимую правовую базу для становления и развития рыночной экономики.

С 1 марта 2002 года введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1110 - 1224), принятая 26 ноября Законом РФ от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ. Она посвящена регулированию наследственных прав и также весьма отличается от действовавших ранее. В частности, введены новые правила наследования по закону и завещанию.

Трудовое право на современном этапе отражает переходный характер российской экономики. Прежде всего, это сказывается на самих источниках этой отрасли права, каковыми являются Конституция РФ 1993 года, федеральные законы, содержащие нормы права, указы Президента, направленные на регулирование трудовых отношений, а также действовавший до последнего времени КЗОТ РСФСР, принятый еще Верховным Советом РСФСР в 1971 году. Изменившиеся условия жизни потребовали приведения норм трудового права к требованиям рыночной экономики. В силу этого в КЗОТ начиная с 1973 года было внесено более 30 различных поправок. Этот процесс особенно активизировался в середине 90-х годов. Только в 1995 году было принято 5 федеральных законов, посвященных регулированию трудовых отношений.

Особенно важное значение имел Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», принятый 11 марта 1992 года. Закон направлен на регулирование отношений между работниками и работодателем. Содержание коллективного договора определяет права и обязанности сторон, условия труда и его оплаты, социальные гарантии. В случае уклонения от подписания подобного договора работодатель может быть привлечен к административной ответственности (штраф до десятикратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения срока, предусмотренного для заключения договора). Нарушение условий коллективного договора грозит работодателю штрафом до стократной вели­чины минимального размера оплаты труда. Работники предприятий по­лучили право объявить в знак протеста забастовку, предварительно уведомив работодателя не позднее чем за 14 дней до ее начала. Решение о забастовке должно быть принято на общем собрании трудового коллектива не менее чем 2/3 голосов от общего числа работников.

С 1 февраля 2002 года вступил в действие новый Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

Уголовное право с изменением общественных отношений, переходом к рыночной экономике существенным образом преобразовалось. Необходимость обеспечения основных прав и законных интересов граждан, дальнейших экономических и политических преобразований, зашиты конституционного строя, общественного порядка и безопасности потребовали разработки и принятия нового уголовного законодательства. 1 июля 1993 года был принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю. В преамбуле говорилось, что Закон направлен на защиту прав и законных интересов потребителей, а также интересов государства в условиях перехода к рыночным отношениям. Закон явился определенной вехой в развитии российского уголовного права. Содержание предусмотренных им уголовно-правовых норм охватывало широкий спектр правонарушений, характерных для периода становления рыночных отношений.

В июне 1996 года был принят новый Уголовный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 1997 года. Основным источником для нового Кодекса стал УК РСФСР 1960 года и Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года. Он состоит из двух частей - Общей и Особенной, XII разделов, 34 глав и 360 статей. Общая часть отражает общие принципы уголовной политики. Заметно стремление законодателя к преодолению заидеологизированности, декларативности, зависимости охраны прав и законных интересов субъектов от их социального положения, неисполнимости многих уголовно-правовых запретов, несоответствия системы санкций требованиям справедливости.

Впервые в российском уголовном праве УК имеет нормы, содержащие принципы законности, вины, справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести (максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы), средней тяжести (до пяти лет), тяжкие преступления (до 10 лет) и особо тяжкие (свыше 10 лет).

Кодекс установил возраст уголовной ответственности с 16 лет (с 14 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений). Новый УК четко определил понятие соучастия: соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц. Определены виды соучастия: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

Целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. УК установил следующие виды наказаний: штраф, лишение права занятия определенных должностей или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Перечень смягчающих и отягчающих вину обстоятельств пополнился значительным количеством ранее неизвестных законодательству.

Особенная часть УК состоит из шести разделов, определяющих систему преступлений:

- преступления против личности;

- преступления в сфере экономики;

- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- преступления против государственной власти;

- преступления против военной службы;

- преступления против мира и безопасности человечества.

Таким образом, новый УК России полнее отражает задачи уголовной политики и точнее определяет ответственность за совершение преступлений по сравнению с предыдущим законодательством.

Семейное право России отразило все трудности переходного периода. Резкое снижение уровня жизни, обнищание части населения породили появление массы беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей. Государство попыталось выправить ситуацию. В интересах детей в декабре 1994 года в Кодекс Законов о браке и семье были внесены изменения. Размер и порядок оплаты алиментов на несовершеннолетних детей могли быть определены родителями путем заключения ими письменного соглашения. Алименты стали удерживаться из денежных средств, находящихся на счетах, вложенных в дело. Рост инфляции потребовал установления твердой индексации алиментов, привязанной к минимальному размеру оплаты труда.

В сентябре 1995 года был установлен новый порядок усыновления детей. Допускалось усыновление несовершеннолетних детей без согласия родителей, если они не проживали с ребенком более 1 года. Усыновителями могли стать и одинокие совершеннолетние граждане.

В декабре 1995 года Государственной Думой был принят Семейный кодекс Российской Федерации.

Новый кодекс состоит из восьми разделов: «Общие положения», «Заключение и прекращение брака», «Права и обязанности супругов», «Права и обязанности родителей и детей», «Алиментные обязательства членов семьи», «Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей», «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», «Заключительные положения».

Новый Семейный кодекс установил два режима имущества супругов: законный и договорный. Законный режим имущества подразумевает режим их совместной, то есть нажитой во время брака общей собственности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ решены вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов. Кодекс различает и понятие собственности каждого супруга - имущество, полученное в дар, в порядке наследования и т. д.

Договорный режим имущества является совершенно новым в российском семейном праве. При этом режиме имущественные права и обязанности супругов определяются брачным договором. Он составляется в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению. Новеллы появились и в разделе, посвященном правам и обязанностям супругов. Важное место занимают вопросы определения отцовства, предусмотрена возможность использования судом всех самых современных способов и средств для его установления.

В целом новый Кодекс обновлен на 80%, воплотил в себе не только отечественную практику в области семейного права, но и опыт зарубеж­ного законодательства.

Изменения в него продолжают вноситься - в настоящее время Семейный кодекс Российской Федерации действует с изменениями на 2 января 2000 года.

Наконец, Законом РФ № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года был принят Земельный кодекс Российской Федерации, который регулирует вопросы землеустройства, государственного контроля за использованием земли, регистрации прав на объекты недвижимости и т.д. Он вступил в действие немедленно, 30 октября 2001 года.

С 1 июля 2002 года вступает в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

Налоговое право в настоящее время регулируется Налоговым кодек­сом Российской Федерации. Часть первая Налогового кодекса действует с 1 января 1999 года (с изменениями на 29 декабря 2001 года), принята Законом РФ от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ; часть вторая действует с 1 января 2001 года (с изменениями на 31 декабря 2001 года), принята Законом РФ от 05 августа 2000 года N° 117-ФЗ.

Таким образом, современное право России находится в сложном периоде своего становления. Идет непростая работа по обновлению всего законодательства, создается нормативно-правовая база совершенно новым общественным отношениям. От результатов этой работы зависит успех развития и общества, и государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.043 с.)