Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие права в России во второй половине XVIII В.

Поиск

С 1754 начинает работу новая уложенная комиссия задачей которой становиться переработка старой и создание новой системы права.Новое уложение должно было состоять из 4 частей, посвященных:

- судопроизводство

-о правах состояния

-об имущественных правах

-уголовное право.

Результатом работы были завершены проекты трех из 4 частей:

О суде. Излагались полномочия суда, права судей, вызов в суд, порядок рассмотрения дел и т.д. перечень док-в включал собственное признание, письменные док-ва, свидетельские и др.

О розыскных делах. Включает нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Много внимания уделялось процедурам допроса и следственной пытки. Регламентировалось условие и порядок применения пыток.

О состоянии подданных вообще. Содержалось правовое положение субъектов: статус в гос-ве в семье в религии в гражданском обществе.

У дворян права были шире, только они могли владеть деревнями и крестьянами. Организовывать фабрики и заводы.

Исключительными правами для купечества являлись торговля, ремесло, держание лавок.

«манифест о вольности дворянской» связан с третьей частью проекта. Он отразил требования и нужды дворянского сословия. Главная идея- закрепление принципа вольного характера гос-ой службы.

Для новой уложенной комиссии Екатерина II написала «Наказ», в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы. В нем выработаны новые представления о системе законодательства:

-законов должно быть немного

-временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц.

-указы являющиеся актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Так же был новый проект «Устав благочиния», он регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний.

Были проведены губернская и судебная реформы 1775.

27. Изменения в системе органов государственного управления России в первой четверти XIX в.

В 1802 г. Александр I (1777-1825) своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия, а коллегии — министерствами.

Были учреждены следующие министерствами:

1) Министерство военных сухопутных сил

2) Министерство военных морских сил

3) Министерство иностранных дел;

4) Министерство внутренних дел (впервые было учреждено подобное ведомство)

5. Министерство юстиции. Первым министром юстиции стал Г.Р Державин. Министр юстиции теперь по должности становится генерал-прокурором;

6) Министерство финансов;

7) Министерство коммерции;

8) Министерство народного просвещения (также впервые)

В 10-х г XIX в. существовало также Министерство полиции. Для координации деятельности министерств в 1802 был учрежден и Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.,.

Несколько позже Александр I одобрил подготовленные М,М. Сперанским Общее учреждение министерства (1810) и Положение о Комитете министров (1812). Данные акты являлись регламентами деятельности, соответственно из министерств и Комитета министров.

В 1802 г. Александр 1 своим указом ≪О правах Сената» попытался вернуть Сенату управленческие гос-ые функции. Сенат, в частности, получал право представления на императорский указ (право ремонстрации) однако его вскоре у Сената отняли, когда сенаторы им попробовали воспользоваться. Вскоре центр тяжести управления гос-ом был перенесен Александром 1 с Сената на министерства. За Сенатом до 1917 г окончательно остались лишь судебные и некоторые другие полномочия. К 20-м гг. XIX в. Сенат стал высшим имперским апелляционным судебным учреждением.

Число департаментов Сената (во главе каждого стоял обер-прокурор) к середине XIX в. возросло до 127. Первый департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом и проводил обнародование законов. Все остальные департаменты играли роль высших апелляционных судов для определенных губерний империи.

В 1810 г. Александром I был учрежден Государственный Совет. У государственного совета первоначально были законосовещательные функции. Государственный совет делился на следующие департаменты:

-департамент закона,

- департамент гражданских и духовных дел,

-военный департамент,

-финансовый департамент.

При Александре I Государственный совет занимался следующими вопросами: разработка плана финансовых преобразований с последующим представлением императору (1810); обсуждение плана преобразования Сената, предложенного М.М. Сперанским (1811);разработка проектов гражданского и уголовного уложений на основе наполеоновских кодексов (1812); вопросы создания особого совета кредитных установлений и Коммерческого банка (1816) и пр.

При Александре 1 Собственная Его Императорского Величества Канцелярия выполняла чисто канцелярские функции при императорском дворе.

При Николае I (с 1826 г.) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия состояла из следующих отделений:

1. Первое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии выполняло канцелярское обслуживание императора, осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя).

2. Второе отделение занималось систематизацией законодательства.

3. Третье отделение к исходу царствования Николая I состояло из пяти экспедиций: первая вела борьбу с революционным движением, вторая — со старообрядчеством и сектантством, третья наблюдала за иностранцами, четвертая занималась крестьянскими волнениями, пятая (учрежденная в 1842г.) ведала цензурой.

4. Четвертое (с 1828 г.) отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

5. Пятое (с 1836 г.) отделение готовило проект реформы государственных крестьян.

6. Шестое (существовало в 1842-1845 гг.) отделение готовило проект реформы управления Кавказом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.007 с.)