Информационная безопасность, как объект информационных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная безопасность, как объект информационных отношений.



    Обеспечение национальной безопасности является одной из основных функций государства и приоритетных задач государственной политики. Анализ угроз национальной безопасности, как таковой,  и безопасности мирового сообщества,  показывает, что главные из них не имеют военной направленности, а носят преимущественно внутренний характер, и сосредоточены на:  внутриполитической, экономической, социальной, экологической, информационной и духовной сферах.

    Информационная безопасность приобретает все большее значение в системе национальной безопасности.

    Стремительное развитие вычислительной техники, средств связи и коммуникации создало уникальные возможности для формирования и развития межгосударственного информационного виртуального пространства. Массовая компьютеризация, быстрый темп развития информационных технологий привели к революционным преобразованиям и рывку в развитии бизнеса, промышленности, научных исследованиях, в области образования и в социальной жизни общества.

    Информация стала основным товаром, стоимость которого иногда на много превышает стоимость сырьевых и промышленных товаров. Девиз XXI века - интеллектуальная конкурентоспособность. Начала заложенные в ХХ веке - глобализация, развитие информационных технологий, системы Интернет привели к созданию трансграничного общества – информационного общества. Во множество раз возросли возможности получения, потребления, обмена, поиска и переработки информации, что несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Так одним из ключевых негативных последствий является реально существующая угроза безопасности государства, общества, личности, коммерческим и иным структурам посредством использования информационных ресурсов. Практика показывает, что информационное оружие получило наибольшее распространение сейчас. Это объясняется рядом факторов: информационно-технической революцией, наибольшей эффективностью и бескровностью ведением информационных войн, определенной дешевизной информационного оружия и прочее.

      Информационные угрозы являются ключевым «бескровным оружием», способным нанести существенный вред любому обществу и любому государству в ХХI веке – веке информационного прогресса и информационных войн.

    Информационная безопасность затрагивает интересы всех субъектов: государства, общества и отдельно взятой личности. Их интересы тесно переплетены между собой и взаимозависимы. Так Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года под информационной безопасностью понимает «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

    Обеспечение безопасности – это проведение единой государственной политики посредством применения экономических, политических, организационных и иных мер адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз. Информационные же угрозы, как уже было сказано выше, в настоящее время приобретают во многом определяющее значение для национальной безопасности. В подтверждение того в мире за последнее время были развернуты ряд информационных войн, свидетелями и невольными участниками которых был весь мир, и которые привели к вооруженным конфликтам (Ирак, Чечня, Ливия, Сирия и др.). Информационное оружие все чаще используется и в экономической сфере, например, информационно-финансовое противоборство Китая и США, повлиявшее на всю мировую финансовую коньюктуру. Анализируя и учитывая накопленный мировой опыт,  Российской Федерацией взяты на вооружение определенные методы как превентивного, так и карательного воздействия. Принят Закон РФ «О безопасности», разработана Концепция национальной безопасности РФ, утверждена Указом Президента Р Ф, созданы специальные государственные комиссии по безопасности, субъектов Р Ф. Принят ряд законов, в которых были  включены меры безопасности в информационной сфере, это ГК РФ - «банковская тайна», ФЗ «О связи», ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В последнем в ст. 20 определены основные цели защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации:

-предотвращение утечек, хищения, утраты, искажения, поддержки информации;

-предотвращения угроз безопасности личности, общества, государства;

-предотвращения несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, блокированию информации, предотвращения других форм незаконного вмешательства в информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

-защита конституционных прав граждан за сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

-сохранение государственной тайны, конфиденциальности информации в соответствии с законодательством;

-обеспечение прав субъектов в информационных сетях и при разработке, производстве, и применении информационных систем технологий и их обеспечения.

    Помимо этого в данном Законе имеется норма, в которой дано определение термину «персональные данные».

    Методы обеспечения национальной безопасности подразделяются на: правовые, экономические и организационно-технические. Причем первое должно не только закреплять последние, но и давать возможность для их дальнейшего развития.

    Теоретически в правовой науке информационная безопасность подразделяется на три основных вида: информационная безопасность личности, информационная безопасность общества и информационная безопасность государства. В целях обеспечения информационной безопасности, которых на наш взгляд необходимо предпринять следующие шаги в различных сферах:

    -Объектом защиты интересов личности признается: честь, достоинство, деловая репутация и здоровье, и главный фактор, определяющий его поведение – сознание.

-Объектом массового сознания от информационного воздействия является духовный, нравственный и моральный уровень развития нации, общества и народа.     В свою очередь, под информационным воздействием, считаю, необходимо понимать -  целенаправленное формирование специально подготовленной информации (реклама, публикации, показательные, публичные примеры, действия), так и само опосредованное существование информации направленное на сознание с определенной целью. В зависимости от цели, информационное воздействие можно разделить на: позитивное и негативное, соответственно существует позитивная и негативная информация.

    Негативная (отрицательная) информация, иными словами вредная информация является на наш взгляд одним из серьезнейших угроз информационной безопасности, как для человека, так и для общества. Так к числу негативной информации для общества можно отнести: информацию, направленную против конституционного строя и территориальной целостности государства, разжигающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, распространение порнографии и насилия. Кроме того, к негативной информации можно отнести получаемые данные о происходящих в мире, в стране, в городе и прочем несчастных случаях, террористических актах, о росте преступности о росте коррупции и прочее, то есть обо всем том, что может навредить нервной системе человека. Либо одним из видов негативной информации может служить недобросовестная реклама.

Опасность использования такого рода информации заключается в умышленном, целенаправленном воздействии на сознание человека, при этом полностью отвергается возможность осознания данных, их аналитики, оценки и принятия решения. Понятия «информационно-психологическая безопасность» в законодательстве не существует, так же как и не существует какой-либо государственной деятельности по ее обеспечению. Хотя именно она становиться важнейшим объектом современных баталий и сильнейшим оружием информационных войн.

    В основу Концепции входят 3 основных направления:

1. государственные рекомендации для СМИ. Здесь нет открытых ограничений прав прессы, но должны даваться определенные рекомендации по механизму освящения тех или иных негативных событии с целью избежать жесткого психологического давления, а также по соблюдению этических норм, контроль за которыми возлагается на общественность. Так, например, при освящении деятельности религиозных экстремистских организаций рекомендуется избегать подробного описания их идей (неосторожная или умышленная реклама деятельности этих группировок).

2. корпоративное самоограничение СМИ, иначе говоря, это кодекс чести журналиста, кроме этого  должны быть внутрикорпоративные соглашения одним из принципов которого должно являться соблюдение национальных интересов России и уважение чести и достоинства личности, в том числе и прав читателей на получение достоверной, проверенной информации.

3. законодательные ограничения распространения негативной информации.

    Законодательством России предусмотрена ответственность

-за клевету,

-за оскорбление,

-за недобросовестную рекламу,

-пр. виды негативной информации.

    Но нет механизма государственного контроля за использованием инструментов психологического воздействия. При этом можно вспомнить опыт США, где все больше усиливается политика тотального контроля и надзора. Столь жесткие меры на наш взгляд не являются острой необходимостью, но государство должно предпринимать определенные меры по защите информационных интересов, в том числе и информационно-психологической безопасности. В том числе проведение экспертизы видеороликов и видеорекламы (нужно вспомнить, что 2019 год - год нового рекламного носителя – Интернет - видеороликов, оборот видеорекламы составит -10 млрд. долл., что на 40 % больше предыдущих лет), порядка применения и контроль за применением разрешенных инструментов психологического воздействия (лечение).

    Закон РФ «О рекламе» не предусматривает понятия 25 кадра, который может быть использован как в лечебных целях, так и в любых других. Закон должен предусмотреть запрет на использование 25 кадра в рекламных целях, такие ограничения предусмотрены рядом стран и отсутствуют в нашем законодательстве.

    Для обеспечения проблемы информационно-психологической безопасности общества государство идет на союз, а иногда и компромисс со средствами массовой информации. Отсутствие цензуры не должно сказаться на идеологии, духовном, нравственном и моральном здоровье нации. Это прекрасно осознается как государственными деятелями, так и духовной и политической элитой общества.

       Действующее информационное законодательство России требует дальнейшего осмысления и доработок, в частности по вопросам правового регулирования оборота негативной информации и борьбе за ее распространение. Сфера охвата данной Концепции включает практически все области формирования и распространения информационных ресурсов, а также сферу информационных услуг (СМИ, Интернет и др.). Особое место в ней должны занимать институт защиты информации, в частности его идеологические моменты (защита интересов личности, общества и государства, а также вопросы взаимоотношения этих интересов). А именно думается, что именно в Концепции закреплены базовые принципы государственного регулирования в данной сфере, а также гарантии по обеспечению информационной безопасности. При этом акцент должен делаться на информационно-психологическую безопасность общества от воздействия негативной информации со стороны СМИ, религиозно-экстремистских объединений, иностранных государств, международных сообществ, оппозиционно настроенных политических группировок.

     Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию Национальной информационной политики, которая регулирует взаимоотношения со средствами массовой информации (СМИ), вопросы информационной безопасности, регулирование информационной сферы и т.д. При этом особое место отводится вопросам развития информационных и телекоммуникационных технологии. Причем эта политика воспринимается не как дань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых и технологических позиции.

 

              4.2. Методы обеспечения информационной безопасности

    Общие методы обеспечения информационной безопасности РФ разделяются на: правовые, организационно – технические и экономические.

    К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.

    Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

    -внесение изменений и дополнений в законодательство РФ;

    -законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, определение целей, задач и механизмов в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

    - уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития инфраструктуры РФ;

    - определение статуса организаций, предоставляющих услуги, глобальных информационно – телекоммуникационных сетей на территории РФ, и правовое регулирование деятельности этих организаций.

    Организационно – техническими методами обеспечения информационной безопасности РФ являются:

    -создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ;

    -совершенствование средств защиты информации и методов эффективности этих средств, развитие защиты коммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;

    -создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации;

    -выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно- коммуникационных систем;

    -сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

    -контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности РФ;

    -формирование системы мониторинга и показателей и характеристик информационной безопасности РФ в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

    Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя:  

    -разработку программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их формирования;

    -совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно – правовых методов защиты информации, создание системы страхования информационных физических и юридических лиц.

    Государственная политика обеспечения информационной безопасности определяет основные направления деятельности федеральных основные направления деятельности федеральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов РФ в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов РФ в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

 

    4.3. Организационная основа системы обеспечения информационной

    безопасности Российской Федерации

    Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности РФ являются:

    - Президент РФ;

    - Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

    -правительство РФ;

    -Совет Безопасности РФ;

    -федеральные органы исполнительной власти;

    -межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ;

    -органы исполнительной власти субъектов РФ;

    -органы местного самоуправления;

    -органы судебной власти;

    -общественные объединения;

    -граждане.

    Президент РФ в пределах своих полномочий:  

    -руководит органами и силами по обеспечению информационной безопасности РФ;

    -действия по обеспечению информационной безопасности РФ; в соответствии с законодательством РФ формируют,

    -организует и упраздняет подчиненные ему органы и силы  информационной безопасности РФ,

    -определяет в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.

    Палаты Федерального Собрания РФ на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формируют законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности РФ.

    Правительство РФ в пределах своих полномочий координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета на соответствующие годы, предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.

    Совет безопасности РФ проводит работу по выявлению и оценке угроз национальной безопасности РФ, оперативно подготавливает проекты решений президента РФ по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в обеспечении информационной безопасности РФ, координирует деятельность органов по обеспечению информационной безопасности РФ.

    Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства   в области обеспечения информационной безопасности РФ; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их в установленном порядке Президенту Рф и Правительству РФ.

    Межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ, решают в соответствии с представленными им полномочиями задачи обеспечения информационной безопасности РФ.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности РФ.

    Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдения законодательства РФ области обеспечения информационной безопасности РФ.

    Органы судебной власти осуществляют правосудие и обеспечивают судебную защиту граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности РФ.

 

Вопросы информационной собственности.

    Конституция РФ закрепляет ряд прав и свобод граждан на получение и распространение информации, а также на тайну личной жизни и прочее. Эти права и свободы нашли свое раскрытие в законодательных и подзаконных актах РФ.

    Гражданин имеет право на свободный доступ к информации, в том числе и информации о государственном управлении и общественной жизни государства. Исключение составляет государственная тайна и иная тайна, охраняемая законом (усыновление, коммерческая тайна, тайна вкладов и пр.). Гражданин имеет право на распространение и создание информации, при этом он приобретает статус создателя информации (авторское право) или распространителя информации (журналиста, владельца информационного агентства, информатора и прочее.) Кроме того, существует третий круг информационных прав - это право на получение объективной, своевременной и точной информации.

    При этом законодательство регулирует круг прав и обязанностей всех сторон информационных отношений. Наиболее проблематичным является регулирование вопросов оборота информации в Интернете и вопросов ответственности пользователей трансграничной сети.

    Наиболее актуальными в период вхождения России в информационное сообщество являются вопросы защиты авторских прав, что связано, в том числе и с государственным регулированием данного вопроса, гражданскими правами авторов и вопросами защиты информации от незаконного ее использования и получения от нее прибыли.

    Государственная политика по вопросам авторского права в информационном праве.

    Средства массовой информации являются основным источником получения информации для большинства населения земного шара, в том числе и россиян. Вопросы взаимодействия СМИ и государственных органов довольно актуальны, основные вопросы взаимодействия нашли отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации». Определен правовой статус СМИ.

    Начиная с 2000 года, в России довольно активно развивается законодательная база по отдельным аспектам информационного обеспечения. Так были приняты Закон «О связи», Закон «Об информатизации», Закон «Об электронной подписи», ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания В Российской Федерации», ФЗ «О рекламе», Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который в настоящее время утратил свою силу в связи с введением ч.4 ГК РФ, включением норм в ГК, и др. Кроме того, принято значительное количество Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ и т.д. Разработаны отдельные государственные программы и концепции, основными из которых являются: Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры; Государственная программа формирования и развития единого информационного пространства РФ.; Государственная программа по обеспечению информационной безопасности РФ. Кроме того, по вопросам информационной безопасности и информатизации, в том числе и в военной сфере РФ заключены ряд соглашении и договоров. Но нет акта регулирующего вопросы обеспечения внутренней информационной безопасности, то есть безопасности личности и юридических лиц (за исключением коммерческой тайны), государственных органов и общества в целом.

    Однако, необходимо констатировать тот факт, что нормативно-правовая база находится лишь на стадии формирования. Все принятые акты, каждый в пределах своего предназначения, регулируют отдельные вопросы информационной политики. Но все они принимались по мере необходимости, то есть бессистемно. Необходимо систематизировать действующее законодательство.

    Бессистемность привела к наличию «белых пятен» в законодательстве РФ об информации. Частично выход из сложившейся ситуации решен после принятия Закона РФ «Об информации и защите информации». В котором интересы информационной защищенности должны быть совмещены с конституционными правами граждан на свободу получения информации, реализации их права «знать».

 

    Лекция 5. Служебная, профессиональная и государственная тайна.

          5.1. Служебная и профессиональная тайна.

    ФЗ «Об информации, информатизации и защита информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    ГК РФ защищает особый вид информации – служебную и коммерческую тайну. Этот вид информации получает защиту при наличии следующих признаков:

    1.Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность.

    Круг сведений представляющих служебную или коммерческую тайну, определяет, как правило, сам обладатель информации, руководствуясь законом, иными правовым актами, учредительными документами, обычаями делового оборота. В этот перечень могут быть включены любые сведения, влияющие, по мнению обладателя, на успех осуществляемой им деятельности. В отдельных случаях независимо от воли носителя информации решает вопрос о возможности ее распространения.

    Например, в соответствии с абз. 2 п.3 ст 184 ГК РФ коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения; в силу п. 1 ст.187 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

    2. Соответствующая информация неизвестна третьим лицам.

    3.К данной информации нет свободного доступа на законном основании.

    4.Обладатель информации принял меры к охране ее конфиденциальности.

      Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и др. законами.

    Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

    Такая обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну, или сведения, составляющие государственную тайну вопреки трудовому договору, в т.ч. контракту или на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

 

            5.2. Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота.

    Государственная тайна – защищенные государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

    Носителей сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в т.ч. физические поля, в которых сведения, составляющую государственную тайну, находят свое отображение в виде: символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

    Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

    Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

    Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которым к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленном федеральным законодательством.

    Государственную тайну составляют:

    1.сведения в военной области;

    2.сведения в области экономики, науки и техники;

    3. сведения в области внешней политики и экономике;

    - о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    - о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно – кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен:

    -информация, необходимая для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц;

    -законы, иные нормативные правовые акты;

    -информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах, экологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и др. информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;

    -информация о привилегиях, компенсациях и льготах, представляемых гражданам, должностным лицам и организациям;

    -информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных законодательством РФ к категориям высших должностных лиц РФ;

    -информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц;

    -информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения, о состоянии борьбы с преступностью;

    -информация, ограничение доступа к которой запрещено иными федеральными законами и законами РФ.

                       5.3. Правовой режим коммерческой тайны

    Установление режима коммерческой тайны.

    Правом на коммерческую тайну имеет обладатель коммерческой тайны -Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств в договоре, заключенном с обладателем коммерческой тайны. В др. случаях конфидент коммерческой тайны обязан собдюдать режим коммерческой тайны, установленной ее обладателем. При этом, на носителе информации или на сопроводительном документе ставится граф «Коммерческая тайна».

    Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне, срок действия режима коммерческой тайныи совокупность мер по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении получаемой информации, в т.ч. постановку и снятие режима коммерческой тайны, порядок к ней доступа, выбор и использования средств по защите, хранению и передач информации, составляющей коммерческую тайну.

    Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение соглашений о конфиденциальности или иных договоров, подтверждающих обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

    Дополнительные меры по обеспечению режима коммерческой тайны обладатель и конфидент устанавливают по собственному усмотрению. К ним относятся:

    -установление специального порядка доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

    -проставление специального грифа на документах, содержащих сведения ограниченного круга физических лиц, исеющим доступ к указанным сведениям.

    Обладатель коммерческой тайны имеет право изменить или отменить режим коммерческой тайны, если это не нарушает обязательства, принятые им на себя при заключении соглашения о конфиденциальности или иных договоров. При изменении или отмене режима коммерческой тайны, ее обладатель обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеются соответствующие соглашения.

    При ликвидации юр.лица – обладателя коммерческой тайны ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает решение о возможности и порядке использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну ликвидируемого юр.лица.

    Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или в результате, считается полученной правомерно.

      Информация, полученная с использованием неправомерных средств при проведении исследований по собственной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, считается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации, может совпадать с коммерческой тайной другого лица, становится обладателем коммерческой тайны со всеми правами, предоставленными законодательством

 

                       5.4. Защита прав на коммерческую тайну

    Ответственность за нарушение коммерческой тайны влечет за собой:

    -дисциплинарную ответственность;

    -административную ответственность;

    -гражданско – правовую ответственность;

    -уголовную ответственность.

    Лицо, которому в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны – работодателем стало известна коммерческая тайна, в случае умышленного или неосторожного разглашения коммерческой тайны при отсутствии в действиях такого лица состава преступления несет дисциплинарную ответственность или гражданско – правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Органы гос.власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления несут перед обладателем коммерческой тайны за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны должностными лицами таких органов, которым она стала известна с выполнением ими служебных обязанностей.

    Лицо, которое предоставило др. лицу коммерческую тайну и ввело его в заблуждение в отношении правомерности своих действий, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

    Не выполнение законных требований должностных лиц органов гос.власти, иных гос. органов или органов местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами, возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Споры о нарушение прав на коммерческую тайну рассматривается судом общей  юрисдикции, арбитражным или третейским судом.

    Обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать:

    -признание права обладателя на коммерческую тайну;

    -пресечения действий, нарушающих режим коммерческой тайны;

    -возмещение убытков. Причиненных разглашением или неправомерным использованием коммерческой тайны;

    -выплаты компенсации от 50 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных ФЗ, по усмотрению суда в случае невозможности определения размера убытков вследствие нарушения прав на коммерческую тайну;

    -заключение лицензионного договора о передаче ноу-хау при наличии условий, определенных законодательством, и при фактическом использовании ноу-хау третьими лицами в своих интересах;

    -принятия иных мер, предусмотренных законодательством и обеспечивающих защиту прав на коммерческую тайну.

    Если иное не установлено договором между обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны, конфидент самостоятельно определяет способы защиты прав на коммерческую тайну, переданных ему обладателем коммерческой тайны по такому договору.

 

Занятие 3

                       ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.109 с.)