Предмет, объект информационного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, объект информационного права.



ЗАНЯТИЕ 1

                  Общая часть

   Ле кция 1. Понятие информационного права, виды информации, субъекты информации

Информационное право – новая только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющуюся  роль в развитии современного общества и рассматривается в следующих значениях:

 - как наука;

-как отрасль права;

-как учебная дисциплина.

    Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.

    Информационное право, как учебная дисциплина представляет систему знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических, и основано на действующем федеральном законодательстве в информационной сфере – сфере обращения информации и правового регулирования,  возникающих при этом общественных отношений.

    Информационное право в качестве учебной дисциплины основан на действующем федеральном законодательстве в информационной сфере – сфере обращения информации и правового регулирования возникающих при этом общественных отношений. Курс информационного права включает основные вопросы, связанные с содержанием информационной сферы, особенностями объектов и источников информационного права.

    Информационное право – одна из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в информационной сфере.   Это одна из самых молодых отраслей права.

    Рассмотренные все три системы информационного права практически совпадают. Информационное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина делится на общую и особенную часть.

    Общая часть включает изучение: предмета, методов, способов, принципов правового регулирования общественных отношений, связанных с производством и обращением информации в общем виде, вопросов правового регулирования информационных отношений, возникающих при обращении информации, при производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения, в области информационной безопасности, а также в виртуальной среде Интернета. Сюда же следует включить и институт юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере.

    Особенная часть содержит вопросы правового регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и обращении информации разных видов (массовой, в области библиотечного и архивного и др.), на основе методов, способов, принципов информационного права, изучаемых в общей части. Сюда же включено изучение двух групп институтов информационного права: института обращения общей информации и института обращения информации открытого типа.

    Однако, до настоящего времени нет четкого исчерпывающего определения самого понятия «информации». Термин «информации» от латинского слова «INFORMATIO» - сообщение, разъяснение, изложение.

Понятие «информации» дается теоретиками - учеными в зависимости от области знаний.

    В словаре Ожегов определяет «информацию» как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или как сообщение, уведомление о положении дел, о состоянии чего – нибудь.

ЮНЕСКО определило понятие «информации» как универсальную субстанцию, пронизывающую все сферы человеческой деятельности, служащую проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

    Термин «информация» широко используется и российским законодателем. Например, употребляется в Федеральных законах «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации» и др. В информационном праве «информацию» следует определить как основной объект, по поводу которого или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

    «Информация» впервые введена в состав ГК РФ как вид объекта гражданских прав, помимо этого «информация» используется в Гражданском и публичном праве не только как объект оборота, но и как доказательственное средство в отношениях между субъектами.

    Непосредственно с понятием информация связано информационное обеспечение.

    Информационное обеспечение определяется как целенаправленная деятельность по удовлетворению информационных потребностей потребителя. Информация при этом является информационным продуктом и предоставляется в виде информационных услуг, служит средством достижения целей для других видов деятельности.

    Итак, исходя из изложенного,  можно сделать вывод,  в информационном праве основным объектом,  по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию,  является, находящиеся в гражданском, административном или ином общественном обороте - информация.

Понятие и виды информации:

Существуют различные подходы к пониманию информации.

С точки зрения философии информация - это некое разнообразие, которое отражающий создает об отражаемом:  сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемое людьми.

Виды информации:

1. элементарная - на уровне атомов;

2. биологическая – создается живыми существами;

3.социальная – область человеческих отношений;

4.технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом;

5.собранная и полученная информация – сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщения о положении дел или о состоянии его.

Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Выделяются следующие юридические свойства информации:

1. Физическая неотчуждаемость – так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность – для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производства.

3. Двуединство информации и носителя, т.е. понимание информации как вещи на материальном носителе.

4. Распространяемость – тиражирование.

5. Организационная форма информации – документ.

Можно классифицировать информацию по различным основаниям.

«Информация» может квалифицироваться по разным основаниям:

1. По форме выражения

А) документированная

Документированная – это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражается.

    В ФЗ от 29.12.1994 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве, в целях хранения и общественного использования.

    В ФЗ от 20.02.1995 г. №24 –ФЗ «Об информации, информационных  технологиях и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Б) не документированная - остается за пределами правового регулирования.

По источнику создания:

1. недокументированная – остается за пределами правового регулирования;

2. правовая – создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности;

А). по роли, в которой она выступает в правовой системе: – нормативная правовая  

Б) ненормативная правовая информация (которая является объектом правоотношений);

3) неправовая –создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписанием правовых норм:

по степени  доступа - «информация» различается:

 - открытая информация (вся неправовая, о выборах и референдумах; из официальных документов);

- информация ограниченного доступа (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

4) по кругу лиц массовая информация подразделяется:

- предназначенная для неограниченного круга лиц печатные, аудисообщения, аудивизуальные и иные сообщения и материалы;

 -  индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).

    К нормативно-правовой информации относятся, прежде всего, нормативно - правовые акты. Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. К их числу относятся следующие нормативно – правовые акты:

-законы,

-указы Президента РФ,

-постановления Правительства РФ,

-иные нормативно-правовые документы государственных органов.

К не нормативно - правовой «информации» относятся:

-правоприменительные акты, содержащие «информацию» применения права;

-акты официального толкования, дающие разъяснения нормативно-правовой информации.

По уровню доступа «информация» подразделяется:

-открытая;

- ограниченного доступа.

Ограниченный доступ: государственная тайна, конфиденциальная информация, в т.ч. коммерческая тайна.

Согласно Закону ФЗ «О государственной тайне» - государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности РФ.

Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях  и защите информации» - конфиденциальная информация – это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

К ним относятся:

-персональные данные:

-данные следствия и судопроизводства:

-служебные сведения, ограниченные к доступу органами госвласти (служебная тайна);

-коммерческая тайна - ограничение доступа в соответствии с ГК РФ и ФЗ;

-сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до их официального опубликования;

-ноу-хау.

 

              1.2.Информационные ресурсы, субъекты информации

    Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

    Именно они,  как и область создания, распространения исходной и производной информации, представляют собой особый мощный накопитель, и одновременно генератор информации, основанный:

-   на сборе, накоплении документированной информации, организации на ее основе хранения массива документированной информации (данных),

- распространение информации из этих массивов в разных видах и формах, в т.ч. с применением новых информационных технологий.

    С помощью информационных систем, в т.ч. автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернета и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

        

    1.3.Классификация информационных ресурсов.

    Классификация по виду информации:

    - правовая информация;

- научно-техническая информация;

    - политическая информация;

    - финансово-экономическая информация;

    - статистическая информация;

    - информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация;

    - социальная информация,

    - политическая информация;

    - информация о здравоохранении;

    - информация о чрезвычайных ситуациях;

    - персональная информация (персональные данные);

    -кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие);

    - информация иного вида.

Информационные ресурсы по способу доступа:

    - открытая информация (без ограничения);

    - информация ограниченного доступа:

    = государственная тайна;

    = конфиденциальная информация;

    = коммерческая тайна;

    = профессиональная тайна;

    = служебная тайна;

    = персональные данные, личная (персональная) тайна.   

    Информационные ресурсы по виду носителя:

    -на бумаге;

    -на машиночитаемых носителях;

    -в виде изображения на экране ЭВМ;

    -в канале связи;

    -на других видах носителей.

    Информационные ресурсы по способу формирования и распространения:

    - стационарные,

    -передвижные.

    Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования:

    1) традиционные формы – массив документов; фонд документов; архив;

    2) автоматизированные формы – Интернет; банк данных; автоматизированная информационная система (сеть); база знаний.

    Информационные ресурсы по форме собственности:

    -общероссийское национальное достояние;

    -государственная собственность;

    -федеральная собственность;

    -собственность субъектов РФ;

    -совместная (федеральная и субъектов Федерации);

    -муниципальная собственность;

    -частная собственность;

    -коллективная собственность.

Информационные продукты и информационные услуги также делятся на виды.

Информационные продукты:

    -документы, данные; подборки документов, данных,

    -справки, аналитические справки;

    -базы данных;

    -другие виды информационных продуктов.

Информационные услуги:

    -услуги по информационному обслуживанию; поиск информации; обработка информации; выдача данных (документов); хранение информации;        

    -услуги по пользованию Интернетом, Автоматизированные Информационные Системы (АИС); Базы Данных (БД); их сетями: консультационные услуги; услуги по передаче информации; услуги по доступу к Интернету; услуги по пользованию электронной почтой и формированию личных сайтов.

Должны защищаться:

    -информационные ресурсы на всех видах носителей, в т.ч. содержащие информацию ограниченного доступа; 

    -информационные системы и их сети;

    -информационные технологии и средства их обеспечения; 

    -машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи или криптографии;

    -базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;

    -программные средства в составе электронных вычислительных машин (ЭВМ) и их сетей.

    Основная цель – максимально полное и открытое предоставление информации из этих ресурсов пользователям и прежде всего гражданам в порядке реализации основного конституционного права на поиск и получение информации.

 

                                          1. 4. Информационные системы

  Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий

    - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи);

    -словари, тезарусы (словарь для описания отдельных предметных областей)  и классификаторы; инструкции и методики;

    -положения, уставы, должностные инструкции;

    -схемы и их описания, др. эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации. 

    К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида:

    -это в первую очередь Интернет,

    - автоматизированные системы управления (АСУ),

    - автоматизированные системы обработки данных. (АСОД),

    -автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т.п.,

    -банки данных,

    -базы знаний,

    -экспертные системы,

    -информационно – вычислительные системы;

    -информационно – телекоммуникационные системы и сети,

    -системы связи и телекоммуникации,

    -а также средства обеспечения этих систем и технологий.

    Основные технические средства:

    – средства вычислительной техники,

    -копировально – множительная техника,

    -средства связи и телекоммуникаций,

    -др. программные средства 

    Программные средства

    – операционные системы,

    -прикладные программы,

    -программные средства телекоммуникации,

    -др. программные средства.

    Лингвистические средства:

    – словари,

    -тезаурусы,

    -классификаторы,

    - др. лингвистические средства,

    - организационно-правовые средства:

    -нормативно-правовые и правовые акты,

    -нормативно-технические документы,

    - положения, уставы, должностные инструкции.

      Субъектов в области информационных технологийи средств их обеспечения можно разделить на две группы:

    -субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

    - и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.

    В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это – органы государственной власти, юридические и физические лица – организации и предприятия, специалисты.

    Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются: 

    -органы госвласти, их подразделения,

    -юридические лица;

    - физические лица.

 

    Информационная инфраструктура – это организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и коммуникаций, а так же массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную и качественную реализацию информационных процессов – процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения информации.

 

Вопросы информационной собственности.

    Конституция РФ закрепляет ряд прав и свобод граждан на получение и распространение информации, а также на тайну личной жизни и прочее. Эти права и свободы нашли свое раскрытие в законодательных и подзаконных актах РФ.

    Гражданин имеет право на свободный доступ к информации, в том числе и информации о государственном управлении и общественной жизни государства. Исключение составляет государственная тайна и иная тайна, охраняемая законом (усыновление, коммерческая тайна, тайна вкладов и пр.). Гражданин имеет право на распространение и создание информации, при этом он приобретает статус создателя информации (авторское право) или распространителя информации (журналиста, владельца информационного агентства, информатора и прочее.) Кроме того, существует третий круг информационных прав - это право на получение объективной, своевременной и точной информации.

    При этом законодательство регулирует круг прав и обязанностей всех сторон информационных отношений. Наиболее проблематичным является регулирование вопросов оборота информации в Интернете и вопросов ответственности пользователей трансграничной сети.

    Наиболее актуальными в период вхождения России в информационное сообщество являются вопросы защиты авторских прав, что связано, в том числе и с государственным регулированием данного вопроса, гражданскими правами авторов и вопросами защиты информации от незаконного ее использования и получения от нее прибыли.

    Государственная политика по вопросам авторского права в информационном праве.

    Средства массовой информации являются основным источником получения информации для большинства населения земного шара, в том числе и россиян. Вопросы взаимодействия СМИ и государственных органов довольно актуальны, основные вопросы взаимодействия нашли отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации». Определен правовой статус СМИ.

    Начиная с 2000 года, в России довольно активно развивается законодательная база по отдельным аспектам информационного обеспечения. Так были приняты Закон «О связи», Закон «Об информатизации», Закон «Об электронной подписи», ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации», ФЗ «О рекламе», Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который в настоящее время утратил свою силу в связи с введением ч.4 ГК РФ, включением норм в ГК, и др. Кроме того, принято значительное количество Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ и т.д. Разработаны отдельные государственные программы и концепции, основными из которых являются: Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры; Государственная программа формирования и развития единого информационного пространства РФ.; Государственная программа по обеспечению информационной безопасности РФ. Кроме того, по вопросам информационной безопасности и информатизации, в том числе и в военной сфере РФ заключены ряд соглашении и договоров. Но нет акта регулирующего вопросы обеспечения внутренней информационной безопасности, то есть безопасности личности и юридических лиц (за исключением коммерческой тайны), государственных органов и общества в целом.

    Однако, необходимо констатировать тот факт, что нормативно-правовая база находится лишь на стадии формирования. Все принятые акты, каждый в пределах своего предназначения, регулируют отдельные вопросы информационной политики. Но все они принимались по мере необходимости, то есть бессистемно. Необходимо систематизировать действующее законодательство.

    Бессистемность привела к наличию «белых пятен» в законодательстве РФ об информации. Частично выход из сложившейся ситуации решен после принятия Закона РФ «Об информации и защите информации». В котором интересы информационной защищенности должны быть совмещены с конституционными правами граждан на свободу получения информации, реализации их права «знать».

        

 

ЗАНЯТИЕ 2

Вопросы информационной собственности.

    Конституция РФ закрепляет ряд прав и свобод граждан на получение и распространение информации, а также на тайну личной жизни и прочее. Эти права и свободы нашли свое раскрытие в законодательных и подзаконных актах РФ.

    Гражданин имеет право на свободный доступ к информации, в том числе и информации о государственном управлении и общественной жизни государства. Исключение составляет государственная тайна и иная тайна, охраняемая законом (усыновление, коммерческая тайна, тайна вкладов и пр.). Гражданин имеет право на распространение и создание информации, при этом он приобретает статус создателя информации (авторское право) или распространителя информации (журналиста, владельца информационного агентства, информатора и прочее.) Кроме того, существует третий круг информационных прав - это право на получение объективной, своевременной и точной информации.

    При этом законодательство регулирует круг прав и обязанностей всех сторон информационных отношений. Наиболее проблематичным является регулирование вопросов оборота информации в Интернете и вопросов ответственности пользователей трансграничной сети.

    Наиболее актуальными в период вхождения России в информационное сообщество являются вопросы защиты авторских прав, что связано, в том числе и с государственным регулированием данного вопроса, гражданскими правами авторов и вопросами защиты информации от незаконного ее использования и получения от нее прибыли.

    Государственная политика по вопросам авторского права в информационном праве.

    Средства массовой информации являются основным источником получения информации для большинства населения земного шара, в том числе и россиян. Вопросы взаимодействия СМИ и государственных органов довольно актуальны, основные вопросы взаимодействия нашли отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации». Определен правовой статус СМИ.

    Начиная с 2000 года, в России довольно активно развивается законодательная база по отдельным аспектам информационного обеспечения. Так были приняты Закон «О связи», Закон «Об информатизации», Закон «Об электронной подписи», ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания В Российской Федерации», ФЗ «О рекламе», Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который в настоящее время утратил свою силу в связи с введением ч.4 ГК РФ, включением норм в ГК, и др. Кроме того, принято значительное количество Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ и т.д. Разработаны отдельные государственные программы и концепции, основными из которых являются: Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры; Государственная программа формирования и развития единого информационного пространства РФ.; Государственная программа по обеспечению информационной безопасности РФ. Кроме того, по вопросам информационной безопасности и информатизации, в том числе и в военной сфере РФ заключены ряд соглашении и договоров. Но нет акта регулирующего вопросы обеспечения внутренней информационной безопасности, то есть безопасности личности и юридических лиц (за исключением коммерческой тайны), государственных органов и общества в целом.

    Однако, необходимо констатировать тот факт, что нормативно-правовая база находится лишь на стадии формирования. Все принятые акты, каждый в пределах своего предназначения, регулируют отдельные вопросы информационной политики. Но все они принимались по мере необходимости, то есть бессистемно. Необходимо систематизировать действующее законодательство.

    Бессистемность привела к наличию «белых пятен» в законодательстве РФ об информации. Частично выход из сложившейся ситуации решен после принятия Закона РФ «Об информации и защите информации». В котором интересы информационной защищенности должны быть совмещены с конституционными правами граждан на свободу получения информации, реализации их права «знать».

 

    Лекция 5. Служебная, профессиональная и государственная тайна.

          5.1. Служебная и профессиональная тайна.

    ФЗ «Об информации, информатизации и защита информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    ГК РФ защищает особый вид информации – служебную и коммерческую тайну. Этот вид информации получает защиту при наличии следующих признаков:

    1.Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность.

    Круг сведений представляющих служебную или коммерческую тайну, определяет, как правило, сам обладатель информации, руководствуясь законом, иными правовым актами, учредительными документами, обычаями делового оборота. В этот перечень могут быть включены любые сведения, влияющие, по мнению обладателя, на успех осуществляемой им деятельности. В отдельных случаях независимо от воли носителя информации решает вопрос о возможности ее распространения.

    Например, в соответствии с абз. 2 п.3 ст 184 ГК РФ коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения; в силу п. 1 ст.187 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

    2. Соответствующая информация неизвестна третьим лицам.

    3.К данной информации нет свободного доступа на законном основании.

    4.Обладатель информации принял меры к охране ее конфиденциальности.

      Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и др. законами.

    Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

    Такая обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну, или сведения, составляющие государственную тайну вопреки трудовому договору, в т.ч. контракту или на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

 

            5.2. Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота.

    Государственная тайна – защищенные государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

    Носителей сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в т.ч. физические поля, в которых сведения, составляющую государственную тайну, находят свое отображение в виде: символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

    Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

    Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

    Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которым к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленном федеральным законодательством.

    Государственную тайну составляют:

    1.сведения в военной области;

    2.сведения в области экономики, науки и техники;

    3. сведения в области внешней политики и экономике;

    - о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    - о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно – кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен:

    -информация, необходимая для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц;

    -законы, иные нормативные правовые акты;

    -информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах, экологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и др. информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;

    -информация о привилегиях, компенсациях и льготах, представляемых гражданам, должностным лицам и организациям;

    -информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных законодательством РФ к категориям высших должностных лиц РФ;

    -информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц;

    -информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения, о состоянии борьбы с преступностью;

    -информация, ограничение доступа к которой запрещено иными федеральными законами и законами РФ.

                       5.3. Правовой режим коммерческой тайны

    Установление режима коммерческой тайны.

    Правом на коммерческую тайну имеет обладатель коммерческой тайны -Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств в договоре, заключенном с обладателем коммерческой тайны. В др. случаях конфидент коммерческой тайны обязан собдюдать режим коммерческой тайны, установленной ее обладателем. При этом, на носителе информации или на сопроводительном документе ставится граф «Коммерческая тайна».

    Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне, срок действия режима коммерческой тайныи совокупность мер по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении получаемой информации, в т.ч. постановку и снятие режима коммерческой тайны, порядок к ней доступа, выбор и использования средств по защите, хранению и передач информации, составляющей коммерческую тайну.

    Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение соглашений о конфиденциальности или иных договоров, подтверждающих обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

    Дополнительные меры по обеспечению режима коммерческой тайны обладатель и конфидент устанавливают по собственному усмотрению. К ним относятся:

    -установление специального порядка доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

    -проставление специального грифа на документах, содержащих сведения ограниченного круга физических лиц, исеющим доступ к указанным сведениям.

    Обладатель коммерческой тайны имеет право изменить или отменить режим коммерческой тайны, если это не нарушает обязательства, принятые им на себя при заключении соглашения о конфиденциальности или иных договоров. При изменении или отмене режима коммерческой тайны, ее обладатель обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеются соответствующие соглашения.

    При ликвидации юр.лица – обладателя коммерческой тайны ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает решение о возможности и порядке использования и охраны информации, составляющей коммерческую тайну ликвидируемого юр.лица.

    Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или в результате, считается полученной правомерно.

      Информация, полученная с использованием неправомерных средств при проведении исследований по собственной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, считается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации, может совпадать с коммерческой тайной другого лица, становится обладателем коммерческой тайны со всеми правами, предоставленными законодательством

 

                       5.4. Защита прав на коммерческую тайну

    Ответственность за нарушение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.148 с.)