Права граждан в области библиотечного дела. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права граждан в области библиотечного дела.



Право на библиотечное обслуживание:

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на бесплатное библиотечное обслуживание. Это право обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, обслуживающих бесплатно.

Право на библиотечную деятельность:

Юридические и физические лица имеют право на создание библиотеки на территории РФ.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских. Читательских советов и иных объединений читателей, по согласованию с руководителем библиотеки.

Права пользователя библиотек

-Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.

-Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и др. общедоступных библиотеках.

Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из общедоступных фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.

Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотек, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.   

 

Лекция 9. Информационная безопасность личности. Юридическая ответственность за правонарушение в информационной сфере. Конфликты в информационной телекоммуникационной сфере. Информационная война. Информационное оружие.

                  9.1. Информационная безопасность личности

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Информационная безопасность личности – это состояние и условия жизни личности, при которой реализуются ее права и свободы.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства. К ним относятся:

-соблюдение и реализация конституционного права на поиск, получение, производство и распространение информации;

-связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной;

-защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

-использование информации целях духовного, физического, интеллектуального развития;

-обеспечение прав граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Угроза информационной безопасности личности:

1) принятие нормативных актов, противоречащих конституционным правам граждан;

2)противодействие реализации гражданских прав на неприкосновенность частной жизни;

3)неправомерное ограничение доступа к открытой информации;

4)нарушение прав граждан в области массовой информации;

5)противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание человека;

6)манипулирование информации.

Правовую основу защиты интересов личности составляют информационно – правовые нормы Конституции РФ. Так свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т.е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие: социальную, расовую, национальную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда: социального, расового, национального, регионального или языкового превосходства. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствие с федеральным законом.

Так, ответственность за распространение недобросовестной информации, за нарушение порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ:

- клевета (ст.129);

-оскорбление (ст.130);

-воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста (ст. 144);

-злоупотребление при эмиссии ценных бумаг (ст.185);

-заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207);

-сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст.237);

-незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.242);

-публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280);

-возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282);

-публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст.354). 

  9.2 Юридическая ответственность за правонарушение в информационной сфере   

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершение субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта посягающее на установленный информационный порядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Так, в УК РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава 28 компьютерной информации. В ней содержится три статьи преступлений (272-274). В КоАП РФ 13 глава предусматривает административную ответственность за административные правонарушения, кроме того имеются еще и отдельные статьи в ряде глав.

ФЗ может содержать прямую норму, согласно которой какие-либо сведения относятся к категории конфиденциальных или ограничивается доступ к ним. В Законе «Информации, информационных технологий  и защите информации» дано определение термину «персональные данные» и заложены основные принципы правового регулирования деятельности связанной с обеспечением связи» и определяет круг лиц, допущенных к ней и общеперсональными данными, вводится - ответственность за нарушение конфиденциальности, а также обязанность лицензирования для негосударственных организаций и  частных лиц деятельности, связанной с обработкой и предоставлением персональных данных. ГК РФ (ст. 867) вводит понятие «банковской тайны», ФЗ «О связи» законодательства,  а основании Конституции дает понятие «тайна связи», и определяет круг лиц, допущенных к ней и обеспечивающих ее соблюдение (ст.63). Вопросы охраны информации, обеспечения ее безопасности находят свое отражение в Законе «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем», в Основах законодательства РФ «Об архивном фонде (ст.20), ФЗ «Об опреративно –розыскной деятельности «(ст. 3,5, 9,10,12,21), Законах РФ «О государственной тайне» (ст.5), «О средствах массовой информации» (ст.41,42,46,51,57), «О полиции», в законодательстве о выборах.

В Доктрине информационной безопасности не случайно среди угроз информационной обязанности РФ на первом месте находятся угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России.

Растущую опасность в информационной сфере представляет новый тип охраны опасных преступлений,  основанных на использовании современной информационной техники и технологии: махинации с электронными деньгами, компьютерное хулиганство, хищении разноообразной информации, хранящейся на передаваемой в «безбумажном» виде, незаконное ее копирование и т.п. Появился новый вид оружия -  электронное или информационное оружие: от электронного шпионажа до вирусов, способных и разрушать ключевые системы (компьютерные вирусы, программные  или логические бомбы, психотропные генераторы и т.п.). Если негативные воздействия в информационной сфере осуществляет не государство, а отдельные группировки преступной направленности либо отдельные лица, то это воздействие получило название информационный терроризм. Один квалифицированный хакер (компьютерный взломщик) способен нанести ущерб, сопоставимый с боевой операцией, проведенной войсковым соединением. В ряде стран (около 30 по данным ЦРУ США) информационный терроризм стал элементом государственной политики.

Виды юридической ответственности: 

В тех случаях, когда правонарушения в информационной сфере носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст.14). При этом не являются преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержит признаки какого либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч.2 ст.14). Уголовной ответственности за информационное преступление подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста к моменту совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) ст.20 УК РФ.

Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающую уголовную ответственность за информационные преступления, их более 50 статей. Уголовный кодекс Российской Федерации от 1 3.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.2001). (статья 129, 130, 137, 138, 140, 141, 141.1, 142, 142.1, 144, 146 - 149, 155, 180, 183, 185, 185.1, 189, 195, 197, 207, 237, 238, 242, 242.1, 243, 272 - 275, 276, 280, 282, 283, 284, 287, 292, 297, 298, 306, 307, 310, 311, 319, 320, 324, 325, 354)

Так, например, уголовная ответственность предусмотрена в главе 28 УК РФ: ст. 273 устанавливает уголовную ответственность за создание, использование, и распространение вредоносных программ, которые заведомо предназначены для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирование компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации. В качестве санкции за указанное преступление предусматривается наказание в виде ограничения свободы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного до восемнадцати месяцев. За совершение этого преступления в группе лиц по предварительному сговору либо с использованием служебного положения, или причинение крупного ущерба наказывается: ограничением свободы на срок до 4 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

В разделе «Преступления против личности» находятся составы таких преступлений: как клевета (ст.129) или оскорбление (ст.130), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140), нарушение изьбирательных прав или работы избирательных комиссий (ст. 141, 141-1, 142 -142.1), воспрепятствование законноц профессиоальной деятельности журналистов (ст.144), нарушение авторских и смежных прав (146), нарушение изобретательских и патентных прав (147).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)  включает статьи предусматривающие ответственность за нарушения информационных прав, это: статья 5.1, 5.4 - 5.6, 5.12 - 5.14, 5.17, 5.25, 5.26, 5.29, 5.36, 5.39, 6.13, 7.12, 7.13, 7.26, 7.28, 8.5, 10.7, 10.13, 13.10 - 13.23, 14.3, 14.5, 14.8, 14.10, 14.12, 14.25, 15.6, 15.12, 15.13, 15.19, 15.21 - 15.24, 16.2, 16.4, 16.9, 16.15, 17.1, 17.6, 17.9, 17.13, 19.7 - 19.11, 19.13, 19.16 - 19.18, 20.3, 20.23, 20.24, 21.1 - 21.4.

Так, например, предусмотрена административная ответственность –КоАП РФ: ст.5-39 –отказ в предоставлении информации; несвоевременное предоставление либо предоставление недостоверной информации влечет ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 1000 до 3000 тыс. руб.;

-ст.6.17 нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию – влечет

штраф: на граждан в размере от 2000 до 3000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения, на должностных лиц ИП – от 5000 до 10000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юр. лиц – от 20000 до 50000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; размещение в местах доступных для детей – на ИП от 5000 до 10000 руб., на ЮЛ – от 20000 до 50000 руб.; в Интернете – на граждан 1000 до 1500 руб., на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб., на ЮЛ – от 20000 руб. до 30000 руб.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)  предусматривает дисциплинарную и материальную ответственность, это:статья 21, 22, 51, 53, 54, 85 - 90, 219, 232, 233, 237, 238, 243, 246, 248, которая назначается приказом работодателя.

Материальная ответственность предусмотрена Гражданским кодексом  Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) возмещение ущерба за причинение вреда предприятия, учреждениям, организациям, гражданину:статья 1064, 1095, 1096, 1098, 1100, 1101.

Например, возможность взыскания ущерба, причиненного виновной стороной, связанной с размещением информации, нарушающей личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в др. случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации. 

 

9.3. КОНФЛИКТЫ  В ИНФОРМАЦИОННО -

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СФЕРЕ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Итак, в настоящее время деятельность и существование человека невозможно рассматривать в отрыве от технологий. Технологии позволяют кардинально менять человека и общество, что, в свою очередь, влияет и на государство. Технологии есть порождение человеческого разума, отражающие характер творчества человека, в одних случаях технологии становятся помощниками человека, в других - его врагами.

Эта новая действительность ставит много вопросов, а именно: какое место отводится технологиям в жизни людей; как они влияют на сознание людей и общества; можно и нужно ли регулировать их развитие и распространение; какие новые отношения будут созданы в дальнейшем? Не секрет, что технологии используются также и с целью организации преступлений и правонарушений. В отношениях, возникающих в ИКТ-сфере, проявляются противоречия в интересах различных субъектов. Так, одни хотят и используют технологию в целях, противоречащих закону, другие желают оставаться неузнанными и вступать в отношения анонимно, третьи хотят знать, с кем они вступают в отношения, следующие субъекты - быть уверены в безопасности применяемых технологий и возникающих отношений в информационной среде и т.д. Подобных противоречий, возникающих в ИКТ-сфере, можно называть великое множество.

Средства вычислительной техники сегодня вполне позволяют в режиме реального времени создать виртуальную модель объекта и его связей, а затем проецировать ее на окружающий мир. Информацию стали использовать в качестве средства воздействия на реальные системы: государство, бизнес, человека, технико-технологические системы.

Однако технологии вносят изменения не только в деятельность человека, но и в общественное устройство, позволяют ускорить многие процессы, организовать новые отношения, вносят изменения в механизмы правового регулирования отношений, меняют признаки лиц и государства. Воздействуя на общественное устройство и изменяя его, технологии тем самым способствуют увеличению конфликтных отношений и образованию новых конфликтов, например информационных, и их крайней степени проявления - информационной войне. Связано это с тем, что технологии позволяют распространять информацию с большей скоростью и на большие пространства, вовлекать большее количество субъектов, меняя при этом их признаки. Определение источника распространения информации - технологически достаточно сложный механизм, кроме того, источников информации, распространяемой посредством технологий, может быть большое количество. Например, Ddos-атаки, используемые как механизм вывода из работоспособного состояния серверов при ведении информационной войны, и другие незаконные мероприятия, направленные на информационное блокирование или изменение содержания информации.

 

Технологии повлияли также на территориальный признак подсудности. Этот признак применяется для определения места совершения юридического факта.

 

Федеральный закон 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" использует термин "информационно-телекоммуникационная сеть" для определения технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2). Однако для описания исследуемой области, включающей как отношения, формируемые на базе различных информационных технологий, так и сами информационные технологии, необходимо использовать термин "информационно-телекоммуникационная среда".

В связи с происходящими большими изменениями все острее встают вопросы: в какой социально-политической, экономической, культурной среде формируются современное информационное общество и его смыслы; как сделать отношения, возникшие в Интернете или в связи с применением информационных технологий, наименее вредными и безопасными для развития личности, развивая при этом различные формы индивидуального общения и взаимодействия?

В настоящее время в Концепцию развития информационного законодательства Российской Федерации, подготовленную сектором информационного права Института государства и права РАН в 2014 г., включен перечень проблем, влияющих на правовое регулирование отношений в сети Интернет:

1) возможности государства по установлению контроля над действиями субъектов в Сети и за ее пределами;

2) определение местоположения субъектов в Сети;

3) идентификация анонимного субъекта;

4) определение перечня норм, применение которых позволит решить конфликтные вопросы;

5) соотношение частноправового и публично-правового пространства;

6) определение достоверности информации в Интернете и ответственность за недостоверность последней.

Однако на современном этапе большинство государств решает вопросы регулирования собственными силами. Таким примером в Российской Федерации является принятое Правительством РФ Постановление от 26 октября 2012 г. N 1101 "О единой автоматизированной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-коммуникационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В ГК РФ (ст. 1253.1) был введен новый субъект - информационный посредник, в ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" внесены "провайдер хостинга", "владелец сайта в сети Интернет, "организатор распространения информации в сети Интернет".

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" введена ст. 10.2 - особенности распространения блогером общедоступной информации, определяющая понятие "блогер" и особенности его ответственности.

Возможность правового регулирования, регламентации конфликтных отношений, связанных с информацией, изучает информационное право. В силу своей специфики оно является не только комплексной отраслью, но и комплексной наукой, включающей в себя положения юриспруденции, конфликтологии, социологии, политологии и других наук. Практика регулирования отношений, возникших посредством использования технологических решений и информационных ресурсов, выделила проблемные зоны. Так, И.Л. Бачило полагает, что возникают собственные и мало скоординированные области отношений, как в самой Сети, так и в конкретных областях включения их в реальные социальные, экономические и прочие отношения.

Были внесены изменения в законодательство о СМИ, связанные с ответственностью СМИ за распространение "вредной" информации по сети Интернет. Введен и определен новый объект - "сетевое издание".

Советом безопасности РФ разработана Концепция Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности. Одним из принципов данной Конвенции названа неделимость безопасности в ходе формирования системы международной информационной безопасности, означающая, что безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других государств и мирового сообщества в целом

Необходимо отметить, что государство начинает активно реагировать на существующие вызовы в информационной сфере. Так, утверждены Президентом РФ Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года Утв. Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 июля 2013 г., N Пр-1753.

 В данном стратегическом документе определены основные угрозы в области международной информационной безопасности, цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, а также механизмы их реализации.

В 2015 году Генассамблея ООН в ходе 70-й сессии приняла российскую Резолюцию "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Соавторами Резолюции выступили более 80 государств из всех регионов мира. Среди них страны БРИКС, ШОС, СНГ, латиноамериканские и азиатские государства. Впервые соавторами этого документа стали также США, Япония и многие члены ЕС, включая Великобританию, Германию, Испанию, Нидерланды и Францию. На сайте МИД РФ указано, что "удалось достичь консенсуса по целому ряду принципиальных вопросов, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности по поводу того, что: технологии должны использоваться исключительно в мирных целях, а международное сотрудничество необходимо нацелить на предотвращение конфликтов в информационном пространстве; в цифровой сфере действуют такие общепризнанные международно-правовые принципы, как неприменение силы или угрозы силой, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела государств; государства обладают суверенитетом над информационно-коммуникационной инфраструктурой на своей территории; любые обвинения в адрес государств в причастности к кибератакам должны быть подкреплены доказательствами; государства не должны использовать посредников для осуществления кибератак и не допускать того, чтобы их территории использовались в этих целях; государства должны бороться с использованием скрытых вредоносных функций - так называемых "закладок" - в ИТ-продукции".

Данные положения оцениваются в качестве первоначальных правил и принципов поведения государств в глобальном информационном пространстве. Особое внимание необходимо обращать на возникновение, развитие и эскалацию конфликтов в информационной сфере. Поскольку информация определяется как основа существования всей цивилизации, всего социального сообщества, структурированная и систематизированная в виде знания, накопленная тысячелетиями, то она позволяет осуществить процесс духовного развития человеческого общества, его научно-технический прогресс.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.  в п. 10 указано, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать... противоречия между основными участниками мировой политики... совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство.

               

Так, п. 4 ст. 2 указанного Закона под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Для обеспечения возможности реализации положений данного Закона при распространении информации посредством сети Интернет и других информационно-телекоммуникационных сетей и сетей подвижной радиотелефонной связи в 2013 г. Постановлением Правительства РФ создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр доменных имен)

 

Конфликты могут быть вызваны следующими действиями:

1) созданием информации, ИТ;

2) распространением информации;

3) информационным обменом:

- разрешением информационного обмена;

- ограничением информационного обмена;

4) передачей информации;

5) использованием ИТ, ИР;

6) разработкой ИТ.

Пример данной области возникновения конфликта, связанного с использованием информации, - игнорирование информационной функции ответственности. Так, при существующих положениях законодательства об ответственности за недобросовестное распространение информации и предоставление информации все же происходят информационные нарушения.

С целью борьбы с правонарушениями в сети Интернет Роскомнадзор при помощи МИД России осуществил выработку механизмов, благодаря которым можно ликвидировать и предупреждать нарушения в области персональных данных, не имеющие географических границ и законодательных ограничений со стороны любых отдельно взятых стран. К началу 2012 г. по запросу российских властей уже была остановлена деятельность 11 ресурсов в доменной зоне org, com, info и net, где совершенно незаконно были предоставлены личные данные граждан Российской Федерации. "Что же касается российского сегмента, то в период с середины 2010 года уже была ликвидирована деятельность более чем 20 сайтов, которые распространяли личную информацию о гражданах России".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.043 с.)