Урок-путешествие по теме 15: «у меня гости. Я – гость». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок-путешествие по теме 15: «у меня гости. Я – гость».



Цель: Закрепить на практике нормы этикета в ситуациях «Я – гость, я – хозяин».

Инструменты и оборудование: Равич М. М. Этикет, звёздочки

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим восхождение на гору вежливости. Но сначала послушайте стихотворение:

 

 Друзья, вот вам на всякий случай

 Стихи о мальчике одном:

 Его зовут,…а впрочем, лучше

 Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече

 «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свиданья!»

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

«Ну я пошёл…Пока! Всего!» А. Барто.

 

– Ребята, вы послушали стихотворение. Скажите, какие слова из этого стихотворения действительно «волшебные»?

–  Мы сегодня поговорим о том, как нужно принимать гостей.

После этих слов на доске появляется изображение горы с отмеченными пятью-шестью точками остановок. Заранее готовится флаг «Этическая грамматика- 1», который потом дети установят на вершине горы Вежливости.

– Итак, мы начинаем наше восхождение. Каждое задание – это один пункт по дороге к вершине. Чтобы преодолеть все пункты, нужно правильно ответить на все вопросы.

Послушайте: принимать гостей – это целое искусство. Существует очень много национальных особенностей в обычаях приёма гостей. Но есть и много общих правил для всех народов, и, конечно, самое главное среди них – это отношение к гостю с почтением и …(следует угадать, составив это слово из букв).

Е В И Ж У Н А Е

– Ребята, гласные буквы потерялись, и мы не можем это слово прочитать. Помогите восстановить слово.

– Давайте прочтём это слово хором.

Дети делятся на три команды: одна команда судей и две соревнующихся команды.

Конкурс №1: Первой команде по жребию: праздник 8 Марта (приготовиться к празднованию 8 Марта, продумать развлечения угощения, правила поведения, возможные подарки).

Оценивает жюри.

Конкурс №2: Какими словами приветствуют гостей? (составление словаря).

Конкурс №3: Поведение за столом.

– Ребята, у русских людей есть традиция угощать гостей. Чем можно угостить?

– Как нужно себя вести за столом? Составим словарь:

            Можно                                       Нельзя              

            ……….                                       ……….

– Если вам что-то нужно, как вы об этом скажете?

Конкурс №4: У вас в гостях друг.

Ситуация: к вам сейчас придёт друг. Как вы его примете? (приветствие, угощение, беседа, благодарность, прощание).

Конкурс №5: О чем говорят в гостях?

– Ребята, на какие темы говорят в гостях?

– Какие правила нужно соблюдать в беседе, когда вы в гостях?

Конкурс №6: Прощание с гостем.

– Ребята, слова прощания мы произносим ежедневно. Но прощание с гостем всегда сопровождается добрыми пожеланиями. Сейчас вам нужно придумать доброе пожелание уходящему гостю.

– Ну вот, ребята, мы и добрались до вершины горы Вежливости. Теперь на её вершине будет стоять наш флаг.

 

Тема: «Что наша речь? – Игра!».

Цель: Дать представление о речи как отличительной способности человека, о видах речи, о речевых умениях, значении в жизни человека.

Материалы и оборудование: Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет.

1.Организационный момент.

– Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

2. Изучение нового материала.

– Сегодня, ребята, мы начнём читать рассказы про мальчика Федю. Мы будем читать и беседовать о том, что вы услышите. Слушайте внимательно.

Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.

Мама! – крикнул он. – Папа!.. Нюша!

Никто не отозвался. Федя встал и обошёл квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными буквами. Федя медленно прочитал вслух: «Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак – на плите. Не забудьте покормить Тапу. Папа будет ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша».

«Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!»

Эй, Тяпа, сюда! Ну-ка прочитай записку!

Тяпа, маленькая чёрная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь.

Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, - решил Федя, – пусть учится читать…

– Как вы думаете, ребята, почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса к записке? Помогут ли ей очки? Можно ли научить собаку читать? А кто из вас сумеет прочитать мамину записку?

– Тот, кто умеет читать, как Федя понимает письменную речь. И это может только человек. Так какая же речь называется письменной? (Написанная буквами) Федя знает буквы, он научился читать, значит, он умеет писать, правда, ещё не очень хорошо.

– А кого называют писателем? Да, писатель – это тот человек, который пишет книги: стихи, рассказы, сказки и т.д. Каких писателей вы знаете?

Каждый человек может научиться писать.

– Ребята, а кто скажет, что такое устная речь? «Устная» от слова «уста». Кто знает, что такое «уста»? Почему устная, т.е. звучащая, речь так называется?

Мы умеем говорить и слушать, значит, мы владеем устной речью. Будем читать дальше.

Тут Тяпа заскулила.

Тяпа, Тяпочка, - сказал Федя, - что с тобой?

Тяпа подняла голову и печально посмотрела на своего хозяина.

Ты, наверное, проголодалась? – догадался Федя. – Что же ты молчишь? Так и скажи: «Хочу есть». Вот твоя косточка. Грызи на здоровье.

Как вы думаете, ребята, чем животное отличается от человека? Да, отдельные слова собаке знакомы. Она понимает различные команды. Но может ли собака рассказать о чём-нибудь? Могла ли Тяпа ответить на вопрос Феди? Нет, это может только человек. Только человек владеет речью.

Подумайте и скажите, что такое речь. (Речь – это то, что человек говорит и слышит, читает и пишет).

3.Итоги урока.

– Что вы знаете о речи устной и письменной? Какой речью вы владеете? А для чего человеку нужна речь?

Да, вы правильно это понимаете. Значит, речь нужна человеку, чтобы общаться с другими людьми. И нужно учиться хорошо говорить и слушать, писать и читать. Всему этому учат в школе.

4. Домашнее задание.

– Понаблюдайте за тем, как вы, взрослые (окружающие) говорите.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.013 с.)