Тема 9: «Извините, спасибо, пожалуйста» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9: «Извините, спасибо, пожалуйста»



Цель: 1. Сформировать представления об этикете на основе выражений благодарности, извинения, просьбы.

2.Познакомить с формами выражения просьбы, извинения, благодарности, адресованных старшему незнакомому человеку, старшему близкому человеку, ровеснику в разных ситуациях.

Инструменты и оборудование: Звёздочки; книги: Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет; Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!».

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я Вас видеть очень рада!

Поклонились головой, так здороваясь со мной.

– Тихонько сели.

2. Повторение изученного материала.

– Ребята, что мы изучали на прошлом занятии?

– Мы изучали виды прощаний.

– Ребята, а зависит ли форма прощания от того, с кем мы прощаемся?

– Да, зависит. Другу можно сказать: «Пока!», «Салют!» и т.д., а взрослым необходимо сказать: «До свидания», «Всего доброго».

– Подпишите листочки. Ответьте на такие вопросы:

  1) Какой смысл несёт в себе слово «До свидания!»:

а) никакого;

б) прощание;

 в) свидание не предстоит в будущем;

 г) расстаёмся до новой встречи;

 д) не знаю.

 

2) Есть ли в употреблении слова-прощания на ночь?

а) да;

 б) нет;

 в) не знаю.

 

3) Напишите слова-прощания на ночь (Доброй ночи! Спокойной ночи!).

 

4) Когда употребляется формула «Прощай (-те)»?

а) при прощании до завтра;

б) при прощании надолго и навсегда;

в) при приветствии.

 

5) В каком прощании слышится пожелание здоровья? Напишите.

(Будьте здоровы!)

– Сдали листочки.

3.Актуализация опорных знаний.

– Ребята, к этому уроку вам было дано задание понаблюдать за употреблением в нашей речи слов «извините, спасибо, пожалуйста». Где, когда употребляются эти слова?

4.Сообщение нового материала.

Самая употребительная формула благодарности: «Спасибо!». если это ответ на приглашение, предложение, в нём может содержаться дополнительный оттенок согласия или отказа (хотите супа? – спасибо, я только что из-за стола (нет)). Если же это неясно, бывают уточнения. Сегодня часто можно услышать такую фразу: Спасибо «да» или спасибо «нет». Само по себе СПАСИБО бывает и БОЛЬШОЕ и СЕРДЕЧНОЕ. Мы можем поблагодарить за что-то и сказать: Спасибо за…, благодарю за…

А ещё возможно: Я Вам очень благодарен, я Вам так признателен. Разрешите (позвольте) поблагодарить Вас. И такие способы есть: приношу свою благодарность, примите мою благодарность.

– Ребята, нужно уметь благодарить. Благодарностью, если она мала, можно и обидеть, задеть человека. Как, впрочем, и недостаточным извинением.

 Извинение – словесное искупление проступка.

 Вина может быть большей или меньшей. Извинение за небольшой проступок, без объяснения самой вины т.к. она самоочевидна (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперёд), вполне достаточно выражается формулой: «Извините» или «простите», а также коротким «виноват». К «Простите», «Извините» добавляем ещё «Пожалуйста».

Если я вижу, что, наступив, пассажиру на ногу, причинила ему боль, то постараюсь загладить свою неловкость усиленной просьбой меня простить: «Извините, пожалуйста! Не сердитесь, пожалуйста, я нечаянно!»

Иногда просто сказать «Извини» не достаточно и мы говорим «Прошу прощения», «Примите мои извинения», «приношу свои извинения», «должен извиниться перед Вами», «Я хотел бы извиниться перед вами», «Не могу не извиниться перед вами».

– Просьба, так или иначе, обременяет собеседника. Поэтому просить о чём-либо без «Пожалуйста» не принято. Какое это слово?

– Да, это слово волшебное. Как мы просим что-то?

– Дайте мне, пожалуйста…

– А можно сказать ещё любезнее: «Будьте добры, (сделайте то-то), пожалуйста…Будьте любезны…

– Человек может остро чувствовать, что затрудняет того, к кому обращается с просьбой, тогда он говорит: «Если Вам не трудно…, если Вас не затруднит…сделайте одолжение…»

–  Можно выразить просьбу с усилением: «Очень прошу…». Несколько смягчённая просьба прозвучит так: «Я хочу (могу?) попросить вас…». Бывают просьбы-вопросы: «Вам не трудно…? Вас не затруднит…? Вы не (подвинетесь)? Вы не (подвинулись) бы? К просьбе в широком смысле можно отнести вопросы о разрешении что-либо сделать: «Можно …? Нельзя ли…?»

      5.Подведение итогов урока.

– Ребята, о чём мы сегодня говорили?

–  Что вы узнали нового?

–  Приведите примеры.

6. Домашнее задание.

– Открыли дневники, запишите домашнее задание. К следующему уроку повторить все, что мы записали; составить рассказ с использованием записанных слов (устно).

 

Тема 10: Поведение в школе.

Цель: Сформировать представление о правилах поведения на уроках в школе, на перемене, в столовой.

Инс т рументы и оборудование: звёздочки, книга: Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята!

Я вас видеть очень рада.

Поклонились головой,

Так здороваясь со мной.

2. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, скажите, что мы изучали в том году?

– А что такое этикет?

Этикет – это правила поведения и речи. Люди придумали эти правила этикета, чтобы не соперничать друг с другом. Соблюдать правила этикета, значит, быть вежливым. Вспомните, пожалуйста, о каких правилах вежливости мы говорили раньше?

– Мы должны договориться соблюдать правила этикета. Они не сложны. Пришёл – поздоровайся, уходишь – попрощайся. Виноват – извинись.

I. Поведение на уроке.

3. Сообщение нового материала.

– А сегодня мы поговорим о поведении в школе.

Умение вежливо слушать.

Елена Николаевна читает детям сказку.

Я эту сказку знаю, - громко, на весь класс, говорит Федя. – Сейчас Иванушка как взмахнёт мечом…

Елена Николаевна остановилась.

– Ребята, правильно ли повёл себя Федя? Почему?

– Запишите в тетради число, тему.

 Запишем правило: 1) Нельзя перебивать речь учителя.

2) Нельзя перебивать товарищей.

– Запомните: Вежливый, культурный человек слушает чужую речь внимательно, не перебивая.

–  Вернёмся к тексту. Вы помните, как Ира рассказывала сказку. Вместо «царь удивился» она сказала «царь удавился», и это вызвало смех. Почему так произошло?

–  Да, Ира волновалась, она старалась говорить быстро, чтобы успеть рассказать сказу подробно. Это и вызвало ошибку. Как нужно отвечать у доски?

–  Запишите правило №2: Не спеши, говори громко и внятно, чтобы речь была понятна. 

Не ссориться и не обижаться друг на друга.

На уроке дети писали новую букву.

А теперь, - сказала Елена Николаевна, - напишите в своих тетрадях эту букву.

Федя хотел было начать писать, но куда-то задевалась ручка. Он дёрнул за рукав Иру.

Ирка, ты не видела мою ручку?

Ира вздрогнула от неожиданности, через тетрадный лист поползла длинная фиолетовая полоса.

Елена Николаевна, Федя мне мешает! Он испортил всю мою работу. Не хочу сидеть с ним за одной партой!

Ябеда-корябеда! Это я не хочу сидеть за одной партой с такой ябедой!

Правило №3: Если хочешь спросить учителя – подними руку.

 Сочиняем стихи.

–  Ребята, вы уже знаете некоторые правила культурного поведения на уроке. Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах, которые сочиним сами. Я буду называть, а вы договаривать.

 

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

 

Всё пиши не отставая,

Слушай не перебивая.

 

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

 

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

 

Запомни, что поют на пении,

Читают на уроке чтения.

 

На математике считают,

На переменке отдыхают.

 

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не сорока.

 

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

 

А помочь захочешь другу –

Поднимай спокойно руку.

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты звонок.

 

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда готовым.

 

Чтоб не встревожились врачи,

 На переменах не кричи.

II. В гардеробе.

– Мы познакомились с правилами культурного поведения на уроке. Однако культура поведения и речи должна проявляться не только в классе. Об этом следующий рассказ.

Сегодня холодно. Ребята надели тёплые курточки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.

Федя спешит. Он вбегает в гардероб и наталкивается на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил курточку и тут увидел свою учительницу.

Здравствуйте, Елена Николаевна! – громко и весело сказал он.

Здравствуй, Федя, но я здесь не одна. Наша гардеробщица Екатерина Петровна, наверное подумала, что ты некультурный мальчик.

Решение этикетных задач.

а) Игорь и Лена одновременно подошли к гардеробу. Кто должен пройти первым?

б) Лена подошла к гардеробу одновременно с учительницей. Кто должен пройти первым?

в) Вы вошли в гардероб школы. Что вы должны сказать нашей гардеробщице? А как вы должны к ней обратиться? Знаете ли вы, как её зовут? Если нет, запомните, её зовут…

г) Вчера Маша порезала руку. Теперь на руке у неё повязка, и ей трудно снять курточку. Рядом стоит Ира. Что она должна сделать? А какими словами Маша поблагодарит её?

III. На перемене.

–  Сейчас мы поговорим о том, как нужно и ненужно (нельзя) вести себя во время школьной перемены.

Решение этикетных задач.

а) С какой стороны поднимаются по лестнице, с какой спускаются? (Девочки, мальчики?) Почему нельзя идти где попало?

б) Какой стороны следует держаться, когда идёшь по коридору?

в) Почему нельзя слишком быстро бегать по коридору во время перемены?

г) Как нужно вести себя, чтобы в школе всегда было чисто?

IV. В столовой.

–  Мы говорили, как отдыхать во время перемены. Но одна из перемен – особая. Она посвящена посещению столовой. Есть ли правила поведения в столовой?

Прозвенел звонок, и все дети по команде Елены Николаевны встали в пары: они идут завтракать. Столовая на первом этаже, и ребятам нужно спокойно, но быстро спуститься по лестнице и занять свои места за столом. Они знают, что нельзя при этом шуметь, толкаться.

На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки.

Фу! – вдруг громко говорит Слава. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Повар Анна Петровна наливала ребятам чай. Она услыхала эти слова и только головой покачала, а Елена Николаевна строго посмотрела на Славу и сказала:

Мне очень стыдно за тебя, Слава. Извините, Анна Петровна…

Решение этикетных задач.

а) Вы пришли с прогулки проголодавшимися. Что выскажете маме? Давайте сочиним этот разговор.

б) Вы сидите со своими одноклассниками за столом и не можете дотянуться до тарелки с хлебом. Как вы поступите?

в) Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Феде прямо а глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. Что вы скажете о поведении Вити в столовой? Объясните Вите, как нужно обращаться с хлебом. Можно ли сказать, что Витя пошутил?

г) Сегодня очень вкусный завтрак. Повар Анна Петровна испекла булочки с джемом. Катя и Оля хотят поблагодарить Анну Петровну, но не знают, как это сделать. Помогите девочкам выразить благодарность и похвалу за вкусное угощение.

д) Как вы думаете, что могла сказать детям Анна Петровна? Что ей ответили дети?

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

–  Запишите домашнее задание. Нарисовать 2 рисунка: «Моя семья», «Я вчера и сегодня» (в прошлом и в настоящем).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.04 с.)