Отличия Программы развития от других документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия Программы развития от других документов



 

Программа развития – наиболее важный стратегический документ развивающейся организации, формирующей цели и стратегию развития на среднесрочную перспективу.

Программа развития должна рассматриваться не только как документ (Слово), но и прежде всего как набор действий (Дело), которые сообщество образовательной организации должно и планирует осуществить, чтобы сделать очередной шаг в своем качественном развитии. Программа-Слово – только средство и инструмент осуществления Программы-Дела, и поэтому она должна максимально полно отражать именно планируемые действия по инновационному развитию организации.

Как документ программа развития может быть определена как главный стратегический управленческий документ, вставшей на позиции стратегического, программно-целевого управления и делающей конкретный шаг в своем инновационном развитии; как план осуществления важнейших нововведений во всех нуждающихся в изменениях ключевых областях жизнедеятельности образовательного учреждения.

В отличие от традиционных планов работы программа развития:

- является продуктом творчества всего школьного сообщества при обязательном активном участии органов государственно-общественного управления школой и желательном участии местного сообщества;

- имеет в своей основе образ школы как особой (образовательной) социальной организации и открытой системы (входы-процессы-среда-выходы);

- имеет специфическую концептуальную базу, которую в современных условиях образуют стратегический, проектный, инновационный менеджмент, менеджмент качества, программно-целевое управление и специфические инструменты анализа и планирования;

- имеет ярко выраженную стратегическую направленность при преимущественной реализации стратегии системных, охватывающих школу как целое, изменений (внимание к изменениям и запросам внешней среды, потребителей образовательных услуг, ориентация на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, гибкость, изучение лучшего опыта, выбор ясных приоритетов, выработка и реализация стратегий как принципиальных подходов к достижению приоритетных целей и т.п.);

- имеет ярко выраженную инновационную направленность (в программе развития не нужен пересказ всего того, что есть в текущих планах работы; необходим явный акцент на обосновании необходимости новшеств, на новом образе школы, на стратегии и тактике движения к этому новому образу через нововведения;

- имеет системную направленность, то есть говорит о развитии школы как целостной системы, а не о решении отдельных, хотя и острых локальных проблем в школе (последнее также может и должно предусматриваться в программе развития школы, но не вместо выбора общешкольной стратегии развития, а после нее и строго на ее основе);

- имеет прогностическую направленность (задачи ставятся не от достигнутого, а от завтрашних прогнозируемых потребностей и возможностей);

- имеет специфическое предназначение как особого плана, предполагающее:  

а) фиксацию нынешнего уровня развития школы, с выделением состояния, достижений и проблем с их причинами;

б) определение желаемого будущего состояния школы, то есть фактически развернутое описание целей развития школы в период действия программы;

в) определение стратегии и тактики перехода школы в новое качественное состояние.

Итак, стратегия программы развития заключается в описании темы, противоречий, проблем, концепции, цели. Тактика реализации программы – это система локальных практических действий, направленных на достижение цели. Вырабатывая тактику, определяют задачи, разрабатывают проекты, планируют мероприятия по достижению результатов, выбирают методы диагностирования, продумывают ресурсы и условия.

Программа развития – это стратегический бизнес-план ОО с целями, подкрепленными измеримыми показателями и индикаторами с целевыми значениями.

Таким образом:

1. Программа развития – стратегический документ, который не может сводиться к описанию оперативных задач.

2. Программа развития опирается на план осуществления нововведений.

3. Работа над программой развития не может начинаться по приказу: кее необходимости должен прийти сам коллектив, так как нельзя навязать путь развития организации, который не востребовано.

4. Успех реализации Программы развития зависит от инициативности, коммуникативности и мобильности руководителя.

Список литературы

1. Бакурадзе, А.Б. Консультация. Как написать программу развития школы? / Методист.-2007.- № 10.

2. Громовая И.Н. Некоторые подходы к созданию Программы развития. / Образование в современной школе.-2007.- № 2.

3. Золотарева А.В. Методические рекомендации  «Требования к Программе развития учреждения дополнительного образования детей, представляемой на конкурс «Арктур».

4. Ильенко Л.П. Программа развития школы: Структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.

5. Как написать программу развития школы. Консультация. / Методист.-2007.- № 9.

6. Как составить программу развития? // Управление школой «ПС».-2009.- № 6.

7. Лазарев В.С., Системное развитие школы. Издание второе.–М.: Педагогическое общество России, 2003. – 304 с.

8. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы; под ред. А.М. Моисеева, Москва, 2001 г.

9. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Российское педагогическое агентство, 2002.

10. Лазарева М. Развитие по программе. / Управление школой «ПС».-2007.-№ 6.

11. Мачехина О.Н. Критерии проведения экспертизы программы развития ОУ. Форма экспертного заключения программы развития ОУ. Журнал «Справочник заместителя директора школы», №11–2010.

12. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой. – М.: изд-во Центр педагогического образования, 2008. –256 с.

13. Моисеев А. Пишем программу развития. / Управление школой «ПС».-2009.-  № 24.

14. Моисеев А. Пишем программу развития. / Управление школой «ПС».-2010.-   № 2.

15. Моисеев А. Стратегическое управление школой: логика процесса. / Управление школой «ПС».-2009.- № 22.

16. Моисеев А. Миссия образовательного учреждения. / Управление школой «ПС».-2009.- № 20.

17. Словарь терминов антикризисного управления. 2000 г.

18. Поташник М.М. Программы развития школ: новый уровень осмысления. / Народное образование.-2007.- № 8.

19. Программа развития образовательного учреждения. «Менеджер образования», вып. 2010 г.

20. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Под ред.          Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. – 638 с.

21. Сулима И. Что необходимо для написания программ развития? / Народное образование.-2009.- № 1.

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.)