Краткая характеристика каждого раздела программы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика каждого раздела программы развития



4.1. Информационная справка

 

Информационная справка – это комплекс разнообразных данных об организации, позволяющий составить полное представление о ней. Форма справки произвольная: она может быть цифровой, графической, словесной. Главное – она должна давать полное представление об организации и отражать характер мышления руководителей.

Аналитическая часть справки содержит выборку противоречий, проблем и варианты их решения. Этот раздел программы развития очень важен и необходим, т. к. в нём компактно даны все сведения для организации текущей и перспективной работы организации. Главное назначение раздела – быть рабочим документом, содержащим следующие сведения об образовательной организации:

1. Краткая историческая справка об образовательной организации.

2. Данные о численности обучающихся. Из общего количества учащихся указать количество мальчиков и девочек.

3. Данные о количестве групп по годам обучения и наполняемость в этих группах.

4. Данные об общем количестве педагогов по образованию (высшее, средне-специальное, непедагогическое); уровню квалификации и стажу педагогической работы, Почетные звания педагогических работников (обязательно указать количество совместителей).

5. Сведения о состоянии материально-технической базы (здание, техника, мебель).

6. Данные о режиме работы организации: продолжительность занятий; количество учебных дней в неделю.

7. Характеристика социального статуса семей обучающихся.

8. Характеристика социума должна содержать данные о населении микрорайона; наличие других организации, окружающих образовательную организацию.

9. Указать творческие контакты образовательной организации, сотрудничество с организациями высшего и среднего профессионального образования и др. организациями.

10. Достижения образовательной организации.

Итак, информационная справка об образовательной организации (I раздел программы) – важная составляющая, т. к. она содержит сведения о благоприятных возможностях развития организации, является официальным документом для органов управления образованием.

4.2. Анализ состояния работы образовательной организации

 

Этот раздел программы – один из самых объемных и значимых. Разработчики программы развития (в частности, руководство и общественные структуры) должны обязательно помнить, что от качественного анализа работы (за два-три года) зависит построение новой модели деятельности организации и правильность пролонгированного прогнозирования, действенности работы всех звеньев образовательной организации.

При подготовке анализа, кроме описания действительного положения дел образовательной организации, должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.

Противоречие – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием.

Проблема – требующий решения вопрос, который формулируется и выявляется из противоречия. Цели развития конкретной образовательной организации невозможно определить без проблемно-ориентированного анализа её деятельности.

Анализ – первый шаг на пути к определению целей и способов их достижения. В результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить, как должен работать коллектив в будущем, выполняя свои функции. Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем.

Отвечая на вопрос «Что нужно изменить?», мы должны выделить наиболее значимые проблемы, решение которых даст максимально полезный результат.

Исходя из этого, анализ ситуации должен обеспечивать:

1) полноту и операциональность выделения значимых проблем;

2) конкретность определения проблем;

3) обоснованность оценок значимости выделенных проблем;

4) прогностичность анализа (ориентированность анализа не только на требования настоящего, но и прогнозируемого будущего).

Всякая программа развития в конечном итоге ориентирована на решение одной общей проблемы – повышение качества образования. Но в таком абстрактном виде проблему решать нельзя, в каждом случае её нужно конкретизировать и структурировать, т.е. представлять в виде совокупности связанных между собой частных проблем, решая которые можно получить решение общей проблемы. Задача анализа и состоит в том, чтобы конкретизировать и структурировать общую проблему, обеспечивая тем самым возможность её решения по частям.

Аналитический раздел можно разделить на анализ внешней и внутренней ситуации и раскрыть через проблемно-ориентированный анализ образовательной ситуации, выявление основных тенденций, источников и приоритетных направлений инновационных преобразований, динамику социальных и организационно-педагогических характеристик, сведения о результативности образовательного процесса, проблемное поле анализа – противоречия, требования и ограничения внешней среды, перспективы развития.

• Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для организации внешней социальной среды и ее ресурсных возможностей в свете нового социального заказа.

При анализе внешней ситуации необходимо ответить на следующий вопрос:

- Какие внешние факторы влияют на деятельность образовательной организации (экономические: состояние рынка труда, тенденции его изменения и их влияние на работу ОО; состояние рынка образовательных услуг, число конкурирующих ОО, т.е. тех, кто осуществляет подготовку по тем же специальностям, «перетягивает» заказчиков; социальные: степень занятости, потребности и преобладающий характер населения и др.)?

• Анализ состояния, прогнозирование тенденций изменения образовательных потребностей, социальный заказ. Проводя анализ внутренней ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы:

- Какова общая структура ОО?

- Кто является заказчиками на образовательные услуги?

- Какие виды образовательных услуг оказывает ОО?

- Каков кадровый состав ОО?

- Какова материально-техническая база ОО и динамика ее изменений за последние 5 лет?

- Каково научно-методическое обеспечение?

- Как устроен образовательный процесс?

- Из скольких образовательных ступеней состоит образовательная деятельность?

• Анализ и оценка достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ ОО за период, предшествовавших нынешнему инновационному циклу развития.

- Есть ли экспериментальный процесс с контрольными и экспериментальными группами, какими?

- Какие достижения имеет ОО, педагоги, творческие коллективы, обучающиеся в мероприятиях различного уровня? Какова динамика достижений?

- Воспитательная система, ее цели и направления.

- Каковы результаты работы образовательной организации?

• Первичный прогноз восприятия возможных новшеств в образовательном  сообществе, возможного сопротивления изменениям.

• Проблемно-ориентированный анализ состояния ОО, ключевые проблемы и их причины.

Анализировать состояние работы ОО необходимо по следующим блокам:

1. Эффективность и действенность управления организацией.

2. Состояние, эффективность и действенность инновационной работы в ОО: анализ и оценка инновационной обстановки в ОО, инновационного потенциала педагогического коллектива, потенциальных точек роста.

3. Состояние и продуктивность методической работы в ОО.

4. Состояние и действенность качества преподавания и организация процесса обучения.

5. Уровень воспитанности обучающихся. Работа с родителями.

6. Взаимодействие педагогического коллектива и обучающихся с организациями высшего профессионального образования.

7. Уровень развития обучающихся, качество знаний.

8. Деятельность коллектива по выполнению Федерального Закона «Об образовании в РФ».

Наряду с внешним и внутренним анализом при разработке программы развития проводится и проблемный анализ, когда предметом обсуждения становится два основных вопроса:

- Каким требованиям должны удовлетворять результаты деятельности ОО?

- Соответствуют ли реальные результаты работы требованиям заказчиков?

Необходимо четко сформулировать приоритетные проблемы, от решения которых будет зависеть развитие и построение модели новой ОО. Важно, чтобы предельно четко были спланированы задачи и действия для эффективной реализации каждой проблемы.

Содержание этого раздела должно отвечать на вопросы:

- Какие задачи должны быть решены на пути достижения целей?

4.3. Концепция развития новой образовательной организации

 

Концептуальный разделвключает: описание замысла изменений, нового состояния образовательной организации, логики, этапов и сроков инновационных преобразований, конструирование профильно-дифференцированного содержания образования в организации, обновление требований к участникам образовательного процесса, развитие системы управления организацией.

Этот раздел предполагает определение стратегии и задач перехода к новому состоянию. Концепция желаемого будущего состояния ОО является нормативным документом и представляет собой развернутое, хотя еще и не вполне конкретизированное представление об ожидаемом результате развития ОО. Текст, в котором оно изложено – необходимая составная часть программы развития. Это означает, что она не описывает то, что есть, а предписывает, что должно быть, что характеризует обновленную организацию, какой она должна стать в результате системных нововведений.

Обдумывая план перехода в будущее, следует помнить о том, что организация в процессе изменения и обновления должна одновременно функционировать. Поэтому, разрабатывая программу развития ОО и перехода к новому состоянию, коллективу следует исходить из того, что реализовывать проект-концепцию новой ОО в полном объеме сразу невозможно, а необходимо определять промежуточные этапы.

Концепция – это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей.

Концепция – генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе, т.е. формулировка видения.

Видение – это сложившийся в сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях; образ наилучшего, совершенного состояния организации.

Организация не может существовать изолировано, на ее деятельность неизбежно оказывает воздействие внешнее окружение. Оно влияет на формирование системы ценностей ОО, ее кредо, философию, принципы жизнедеятельности.

Система ценностей – это глубоко укоренившееся представление о том, что хорошо и что плохо, какие проблемы и заботы, люди, работающие в данной организации, считают важными и которым уделяют значительное внимание.

Философия – объяснение необходимости существования и деятельности ОО, описание ее организационной формы, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, системы ценностей и убеждений, которые воспринимаются всем персоналом и подчиняются высшей цели организации.

Философия организации определяет основополагающие принципы ее жизнедеятельности: представление руководства о смысле деятельности организации; отношение руководства к своим обязательствам перед работниками; отношение руководства к социальным партнерам, общественности; позиция руководства в отношении инноваций; отношение руководства и его готовность (неготовность) к риску.

Также концепция – это проектирование миссии (приоритетных интересов), целей и принципов построения.

Концепция желаемого будущего состояния образовательной организации как системы включает описание:

- системы ценностей, принципы, ценностные ориентиры, приоритеты образовательной деятельности организации, утверждаемые и воплощаемые в жизнь в ходе преобразований;

- описание миссии деятельности организации, главных функций по отношению к обучающимся и их развитию, по отношению к социуму (в частности – к муниципальной образовательной системе), по отношению к собственному персоналу;

- описание моделей выпускников (в связи с созданием ряда траекторий движения в общем образовательном пространстве) – моделей качества образования;

- описание социальных вкладов, итогов, эффектов и последствий жизнедеятельности обновленной ОО (включая изменение социального, престижа, авторитета, имиджа, репутации, рейтинга в муниципальной образовательной системе, в муниципальном образовании и за их пределами);

- концепции общего качества ОО и образующих его важнейших системных свойств (качеств);

- концепции качества  образовательной деятельности организации;

- концепции новой образовательной системы, включающей характеристику главных свойств, направленности образовательного процесса и среды, подходы к содержанию, технологии, структуры и организации образовательной деятельности;

- концепции сообщества (коллектива), его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры;

- концепции ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования (контингент, инфраструктура, кадры, информация, концептуальные, программно-методические, материально-технические, нормативно-правовые ресурсы и др.), и систем ресурсообеспечивающей деятельности (финансовой, материально-технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.);

- концепции внешних связей обновленной ОО, ее активности во взаимодействии с социальным окружением и социального партнерства с ее участием;

- концепции новой управляющей системы ОО, включающая характеристику ключевых свойств (типа, характера) управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов), организационных форм и организационной структуры управления.

Миссия ОО – одно из важнейших понятий стратегического управления ОО и его важная характеристика; принятое сообществом и официально декларируемое решение об общем назначении ОО на обозримое будущее, его главных принимаемых на себя обязанностях, соотнесенное с адресуемым ему социальным заказом, с его возможностями.

Миссия– это то, ради чего создается организация, ее главная цель, четко сформулированная причина ее существования, логичная отправная точка для выбора оптимальных решений.

Цель– это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое сформируется по окончании программы.

Требования к постановке цели:

· реалистичность, посильность, достижимость;

· контролируемость;

· однозначность (представление в обобщенном виде конечного продукта исследования);

· проверяемость, в отдельных случаях диагностируемость;

· определенность во времени;

· операциональность (распределение на задачи);

· отсутствие специальных (профессиональных) терминов;

· отсутствие неоднозначных выражений и понятий;

· соответствие заявленной проблеме.

Наличие измеримых целей становится обязательным требованием к документам всех уровней. Сформулировать измеримую цель – значит, принять на себя ответственность за ее решение.

Деление цели на задачи – обязательный процесс, производится для того, чтобы выделить более простые и доступные для выполнения операции, создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности и времени выполнения, смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому задачи формулируются в виде перечисления (описать, сформулировать, установить, разработать, апробировать и т.д.). Обычно формулируют 4-5 задач.

Требования к представлению задач:

· формулировка в виде заданий по достижению определенных результатов к определенному сроку;

· результаты должны быть измеримы (как правило – в цифрах);

· набор задач необходим и достаточен для достижения цели;

· задаче соответствует набор мероприятий;

· набор мероприятий необходим и достаточен для решения задачи.

Определив единую методическую тему инновационной деятельности, необходимой для развития, важно раскрыть следующие разделы концепции в доступной, четкой, логичной форме:

- актуальность выбранной темы, по которой ОО будет работать в течение 3-5 лет;

- гипотезу развития ОО;

- направления развития инновационной, экспериментальной, исследовательской работы, их краткое содержание;

- основание концепции новой ОО;

- цели экспериментальной, инновационной работы новой ОО;

- задачи инновационной, исследовательской работы;

- ожидаемые результаты;

- возможные потребители.

Критерием успешности разработки всей программы является её результат. Ожидаемый результат определяет цель программы. Цель, задачи программы и ее результаты взаимообусловлены. Формулируя цель, нужно сразу определить круг возможных результатов. Причём, чем конкретнее результаты (точнее сформулированы), тем понятнее становится цель программы, и тем легче она будет реализовываться.

Основные ошибки разработчиков программы при формулировке результатов:

- ожидаемые результаты представлены не по всем направлениям, не соответствуют конкретным задачам;

- описание ожидаемых результатов не содержит описание индикаторов, позволяющих оценить меру их реального достижения;

- отсутствует порядок внутреннего мониторинга результатов реализации программы;

- ожидаемые результаты сводятся к описанию сути проводимых мероприятий, без указания их существенных количественных и качественных характеристик.

Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития ОО, необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов.

Перед началом разработки концепции развития ОО авторы программы развития уже имеют образ сегодняшнего состояния образовательной организации с ее достижениями и проблемами, а также образ желаемого состояния ОО. Сопоставление этих образов позволяет увидеть масштабы и объем предстоящих нововведений. При этом, во избежание перегрузки, сумбурной и неорганизованной деятельности, важно не допустить преждевременной детализации списка необходимых инновационных действий. Поэтому в концепции развития ОО прежде всего важна стратегия перехода образовательной организации в новое качество, ее общий замысел и лишь потом – тактика и конкретные планы действий.

Концепция развития ОО является составной частью программы развития образовательной организации, следующей по логике за концепцией желаемого будущего состояния ОО. Концепция развития ОО разрабатывается на базе проблемно-ориентированного анализа состояния организации и образа ее будущего. Без концепции развития ОО, конкретизированной до тактических и оперативных планов осуществления нововведений, некорректно говорить о программе развития образовательной организации. Именно ее наличие превращает концептуальные положения в реальную программу развития.

 

4.4. Стратегия и тактика перехода образовательной организации                        в новое состояние

 

Стратегия – достаточно общий план по достижению поставленной цели (совокупности целей) в течение определенного времени, с достаточной вероятностью гарантирующий достижение цели.

Зачем нужна стратегия? Чтобы знать, к какому состоянию придет организация.

Стратегия определяется принимаемыми значениями управляемых переменных. Для выбора этих значений важно знать также условия «внешней среды», т. е. значения неуправляемых переменных. В многошаговых процессах сам способ может меняться, в этом случае стратегия определяет правила принятия дальнейших решений (т. е. выбора траектории) на основе получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды. Задача исследования операций, как правило, состоит именно в выборе оптимальной из числа альтернативных стратегий (альтернатив) на основе того или иного критерия.

Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Известно, что рука об руку со стратегией идет такое понятие, как тактика. Тактика – это инструмент реализации стратегии. Если стратегия намечает цели и пути их достижения, то предметом тактики является реализация соответствующей стратегии.

Тактика – краткосрочная стратегия цели. Совокупность методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели.

Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

Стратегия и тактика перехода образовательной организации в новое состояние включает:

- стратегия перехода, основные области, направления, способы, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;

- описание конкретных целей на первых шагах цикла развития;

- конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации Программы;

- управление реализацией программы.

В составе раздела «Стратегия и тактика перехода образовательного учреждения в новое состояние» выделяют такие блоки:

1. Стратегия развития ОО:

а) основные области предстоящих преобразований (подсистемы ОО, их части, которые требуют обновления);

б) основные направления развития по выделенным областям (например, в качестве области выделено «обновление содержания образования», а в качестве направлений - «интеграция содержания образования», «гуманизация содержания образования» и т.д.);

в) стратегии – общие замыслы изменений по ступеням ОО, областям и направлениям преобразований;

г) конкретные задачи обновления ОО по всем выделенным направлениям и соответствующие им нововведения вместе с ожидаемыми результатами;

д) этапы преобразований, последовательность и сроки их осуществления.

2. Конкретные цели ближайшего шага развития:

- конкретные, измеримые цели и задачи образовательной деятельности ОО;

- конкретные, измеримые цели других подсистем ОО, организационных единиц и подразделений.

4. Конкретный тактико-оперативный план действий по реализации концепции.

Данный раздел может рассматриваться либо как составляющая концепции развития ОО, либо как относительно самостоятельный текст, не входящий в концепцию. Но в любом случае необходимо тесно связать концепцию развития ОО с планом действий по ее претворению в жизнь.

 

План мероприятий по реализации программы развития

 

Следующий и завершающий раздел программы развития – план мероприятий по реализации программы развития. Это своеобразный пошаговый план действий для осуществления развития организации, дополнение к механизму реализации программы развития.

Планирование – это проекция деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план – управленческое решение задачи достижения поставленной цели.

План представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения по следующим направлениям:

- организационное и нормативно-правовое обеспечение;

- материально-техническое и программно-методическое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- управленческое обеспечение.

Чаще всего это таблица, включающая все направления развития и деятельности образовательной организации. В плане мероприятий указывается наименование действий, сроки, ответственные,

Данный раздел включает ответы на вопросы:

- Что будет осуществляться, как, где и когда?

- Кто будет выполнять то или иное действие, проводить мероприятие?

- Сколько средств необходимо затратить на эту работу?

 

По каждому направлению необходимо привести информацию о необходимых ресурсах и сроках, спрогнозировать ожидаемые результаты, определить ответственных. Необходимо отметить, что уровень и зона ответственности определяются функциональными обязанностями, должностными инструкциями. При необходимости издаются нормативные документы о делегировании полномочий. План действий призван облегчить разработчикам программы выполнение названных требований к плану.

Таблица № 1. План действий

№/№ Наименование мероприятия Место проведения Сроки проведения Ответственный исполнитель (Объем финанси-рования)
           

 

Такая таблица составляется для каждой задачи. В таблицу заносятся действия, которые необходимо выполнить, чтобы создать необходимые условия для решения данной задачи.

Итак, алгоритм действий для составления этой части программы следующий:

1. фиксируем основные направления и задачи, подлежащие реализации на первом этапе программы;

2. определяем состав действий (перечень мероприятий) для реализации задач и их исполнителей;

3. согласовываем сроки всех мероприятий;

4. оцениваем сбалансированность плана действий по финансовым ресурсам, определяем стоимость каждой задачи и программы развития в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.072 с.)