Характеристика технологических укладов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика технологических укладов



 

 

Первый уклад конец XVIII –начало XIX вв. (1785 – 1835) Использование энергии воды. Новые технологии в текстильной промышленности. Зарождение промышленности.
  Второй уклад   2-я половина XIX в. (1830 – 1890) Развитие железнодорожного транспорта и меха-низация производства практически всех видов продукции на базе использования парового дви-гателя. Начало развития крупных предприятий, массовое распространение акционерных форм предпринимательства.
    Третий уклад   конец XIX в. - середина XX в. (1880 – 1940) Эпоха электроэнергии и автомобилей. Широкое использование в промышленном производстве электроэнергии, новые открытия в области хи-мии. Развитие химического комплекса, тяжелого машиностроения и электротехнической про-мышленности. Активное развитие крупных фирм и объединений типа картелей, трестов. Начало концентрации банковского и финансового капи-тала.
Четвертый уклад   2-я половина XX в. (1930 –1990) Эра массового производства. Дальнейшее разви-тие энергетики, средств связи, широкое исполь-зование нефти, нефтепродуктов и газа, новых синтетических материалов; появление и широ-кое распространение компьютеров и программ-ных продуктов для них, радаров, атома сначала в военных а затем и в мирных целях. Появление транснациональных и межнациональных корпо-раций, осуществляющих прямые инвестиции на рынках различных стран.
  Пятый уклад   начало формирования – середина 80-х гг. XX века Эпоха революций: информационной революции, революции генетики, биотехнологии. Развитие микроэлектроники, информатики, биотехноло-гии, генной инженерии, новых видов энергии, спутниковой связи и т.д. Вместо разрозненных фирм и даже транснациональных корпораций начинается формирование единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной свя-зью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продук-ции, планирования инвестиций и др.

 

Приоритетные направления шестого технологического уклада:

 

• базисные направления — нанотехнологи и оптоэлектроника, генная инженерия животных и растений, информационные сети;

 

• преобразование производственной сферы на основе внедрения гибких автоматизированных производств и робототехнических комплексов, безотходных технологий, возобновляемых энер-горесурсов, новых поколений материалов, развития глобальных систем связи и телекоммуни-каций, нового уровня технологического освоения космического пространства и океана;

 

• переворот в технологиях непроизводственной сферы;

 

• технологический переворот в сферах военной техники и систем безопасности

 

 

Нанотехнология - технология объектов, размеры которых порядка 10-9 м (атомы, моле-кулы). Процессы нанотехнологии подчиняются законам квантовой механики. Нанотехнология включает атомную сборку молекул, новые методы записи и считывания информации, локаль-ную стимуляцию химических реакций на молекулярном уровне и др.

 

Оптоэлектроника - раздел электроники, связанный с эффектами взаимодействия опти-ческого излучения с электронами в веществах (главным образом в твердых телах) и использо-ванием этих эффектов для генерации, передачи, хранения, обработки и отображения информа-ции.

 

 

Основные понятия инновационного менеджмента

 

 

Инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации ин-новационной деятельности. Наука, исследующая теоретические аспекты инновационной дея-тельности: механизмы формирования новшеств и их распространения; факторы, противодейст-вующие нововведениям; адаптация к этим противодействиям человека и инновационных орга-низаций.

 

Новация (новшество) - изменение, развитие способов и результатов деятельности лю-дей: новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

 

Инновация (нововведение) - прибыльное (рентабельное) использование новшеств в ви-де новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплоще-ние в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усо-вершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом под-ходе к социальным услугам (проект ФЗ РФ "Об инновационной деятельности и государствен-ной инновационной политике в Российской Федерации").

 

Инновационная деятельность (в широком смысле) – совокупность научных, техноло-гических, организационных, информационных, финансовых и коммерческих мероприятий по трансформации научного знания в новые продукты и технологии, осуществляемая индивидами, фирмами и правительством.


 

В узком, прикладном значении инновационная деятельность понимается как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных на-учно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практи-ческой деятельности.

 

Субъекты инновационной деятельности - это юридические и физические лица, кото-рые осуществляют и развивают инновационную деятельность (т.е. ведут, организовывают, ре-гулируют, поддерживают, стимулируют).

 

Инновационное предпринимательство — это процесс создания и коммерческого ис-пользования технико-технологических нововведений. Различают три основных вида инноваци-онного предпринимательства. Первый вид инновационного предпринимательства — инновация продукции — представляет собой процесс обновления потенциала предприятия, обеспечиваю-щий увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке. Второй вид — инно-вация технологии это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем получаемой прибыли. Третий вид связан с реализацией социальных инноваций. Применение социальных инноваций расширяет возможно-сти на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей.

 

Инновационный процесс - процесс получения и коммерциализации изобретений, но-вых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, админи-стративного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Он может быть представлен как последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызре-вает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практи-ческом использовании.

 

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имита-торам.

 

Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реа-лизации нововведения. Различают следующие виды инновационных технологий:

- внедрение;

- тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); - консалтинг;

- трансферт; - аудит;

- инжиниринг

 

 

Инновационный комплекс включает в себя науку, обслуживание науки, высокие тех-нологии, образование, культуру, т.е., те области, которые непосредственно выступают источ-никами новых знаний и новых технологий или формируют культурный фон, усиливающий спо-собности общества находить и быстро усваивать новые идеи, а потому генерировать как произ-водство новых знаний, так и новой продукции.


 

Инновационный сектор экономики - область деятельности производителей и потреби-телей инновационной продукции (работ, услуг), включая создание и распространение иннова-ций. Инновационный сектор экономики представлен несколькими сегментами. Во-первых, - корпоративными структурами (сюда входят научно-исследовательские подразделения круп-ных компаний или их внутренние венчуры, являющиеся инновационными предприятиями, вы-деленными из состава корпорации на период создания и коммерческого освоения нововведения и управляемые через специальные отделы). Во-вторых, — государственно-общественными об-разованиями (в том числе учебными заведениями, университетскими исследовательскими цен-трами, и т.п.). В-третьих, — малыми инновационными предприятиями (МИП).

 

Инновационная с ф е ра представляет собой область (сферу) деятельности производите-лей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую создание и распро-странение инноваций. Под инновационной сферой понимается система взаимодействия инно-ваторов, инвесторов, а также товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и соответствующей инфраструктуры. Инновационная сфера включает рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений (рынок инноваций) и инновационную ин-фраструктуру.

 

Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая мате-риальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осу-ществления инновационной деятельности.

 

 

Инновационная спираль (лат. Spira - изгиб, извив) - это развитие человеческого обще-ства от витка к витку по схеме: …научно-технический прогресс – идея - нововведение - науч-но-технический прогресс – идея - нововведение… Инновационная спираль - это кривая, де-лающая постоянно увеличивающиеся витки. Ее начальная точка находится где-то на заре чело-вечества. Эта спираль раскручивается без остановки только вперед. И уже к середине XXI в. она вплотную подведет все страны, и особенно развитые страны, к виртуальной экономике.

 

Сущность и виды инноваций

 

Инновация – происходит от английского innovation и буквально означает «введение нового». Тождественно русскому нововведение.

 

Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

 

• они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

• дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта вы-года предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;

• означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, приме-нялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имита-ция может иметь характер инновации;

• нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создавать-ся и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и со-трудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.


 

Источниками инноваций могут быть:

 

1. Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неуда-ча (отрицательный результат – тоже результат, наталкивающий на размышление, поиск при-чин).

2. Несоответствие между реальностью и ее отражением во мнениях, оценках людей (между тем, что есть и что должно быть или кажется, что должно было бы быть).

3. Изменений потребностей производственного процесса (порождает изобретения, ра-ционализаторство, новаторство).

4. Изменения в структуре или отрасли рынка 5. Демографические изменения

6. Изменения в восприятии и ценностных установках

 

E FAAGAAgAAAAhAO9VvpjhAAAADAEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FqwzAQRO+F/oPYQG+N ZBuX1LEcQmh7CoUmhdLbxtrYJpZkLMV2/r7yqbnNMMPs23wz6ZYN1LvGGgnRUgAjU1rVmErC9/H9 eQXMeTQKW2tIwo0cbIrHhxwzZUfzRcPBVyyMGJehhNr7LuPclTVpdEvbkQnZ2fYafbB9xVWPYxjX LY+FeOEaGxMu1NjRrqbycrhqCR8jjtskehv2l/Pu9ntMP3/2EUn5tJi2a2CeJv9fhhk/oEMRmE72 apRjbfDxKqB7CWmaAJsL4lXEwE6zSpIEeJHz+yeKPwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4 kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAI AAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAI AAAAIQC1a0JvNgkAAF2aAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDvVb6Y4QAAAAwBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJALAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUG AAAAAAQABADzAAAAngwAAAAA " o:allowincell="f"> Типология инноваций по различным классификационным признакам

 


№ п/п

 

1

 

 

2

 

3

 

 

4


 

Классификационный признак

 

Предметное содержание

 

 

Глубина вносимых изменений

 

Направленность

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.032 с.)