Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая схема инновационного менеджмента

Поиск

Инновационный менеджмент


 

 

Аппарат управления инновациями


 

Сущность инновационного менеджмента может быть отражена в виде следующей схемы:

 

1 Планирование

 


Постановка цели и выбор страте-гии

 

 

4 Руководство


 

 

2 Определение ус-

ловий и органи-зации


 

3 Исполнение

 

Общая схема инновационного менеджмента


1. Планирование: составление плана реализации стратегии.

 

2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации

 

различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация ра-

 

боты.

 

3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.

 

4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффек-тивности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.

Место инновационного менеджмента в системе экономических дисциплин

 

Система функций инновационного менеджмента


 

 

Методы инновационного менеджмента

 

 

Тип метода   Наименование метода
1. Методы выявления мнения   Интервью. Анкетирование. Выборочные опросы. Экспертиза
2. Аналитические методы   Системный анализ. Написание сценариев. Сетевое планирование. Функционально-стоимостный анализ. Экономический ана-лиз
3. Методы оценки   Оценка продукта. Оценки научно- техниче-ского уровня и конкурентоспособности раз-работок. Оценка организационно- техниче-ского уровня производства. Оценка затрат. Метод деревьев значимости (ПАТТЕРН). Оценка порога прибыльности. Оценка риска и шансов. Оценка эффективности иннова-ций
4. Методы генерирования идей   Мозговая атака. Метод 6-3-5. Метод синек-тики. Морфологический анализ. Деловые игры и ситуации
5. Методы принятия ре-шений   Экономико-математические модели. Табли-цы решений. Построение дерева решений. Сравнение альтернатив
6. Методы прогнозирова-ния   Экспертные. Экстраполяции. Аналогии. Метод Дельфи. Регрессионный анализ. Эконометрические. Имитационные модели
7. Методы наглядного представления   Графические модели. Физические модели. Должностные описания и инструкции

8. Методы аргументиро-вания

  Презентации. Ведение переговоров

 

 

Динамика объема производства предприятий высокотехнологичного комплекса РФ

(в % к 1991 г.)

 

Годы 1991 1993 1994 1995 1996 1998 2002 2003
Объем произ-водства в %   100   80   50   36   29   28   40   40

 

Сокращение бюджетных ассигнований на НИОКР привело к остановке работ по более чем 50 перспективным технологиям, в том числе в таких важных областях, как радиооптическая локация, новая вычислительная техника, двигательные установки.

В 2002 г. только 9,6 % созданных передовых производственных технологий были прин-ципиально новыми. Стоимость импорта технологий в 2,1 раза превысила стоимость их экспор-та. В том числе:

в топливной промышленности – в 211 раз, в транспорте и связи             - в 92 раза, в машиностроении               -  в 2,3 раза

 

По объему затрат на науку Россия отстает в 36 раз от США,

в 15 раз – от Японии, в 4 раза – от Китая,

в 2 раза – от Индии


 

 

Доля инновационной продукции в ее общем объеме (в %):

 


%

 

19,5

 

 

 

 

13                   10,5  10,5

 

 

 

 

 

1 0

 

 

 

9        9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1997   1998   1999   2000 2001     2002 2003


 

Годы


 

Т 1935 1985 2035

IV    V              VI         Этапы


 

Основные понятия инновационного менеджмента

 

 

Инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации ин-новационной деятельности. Наука, исследующая теоретические аспекты инновационной дея-тельности: механизмы формирования новшеств и их распространения; факторы, противодейст-вующие нововведениям; адаптация к этим противодействиям человека и инновационных орга-низаций.

 

Новация (новшество) - изменение, развитие способов и результатов деятельности лю-дей: новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

 

Инновация (нововведение) - прибыльное (рентабельное) использование новшеств в ви-де новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплоще-ние в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усо-вершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом под-ходе к социальным услугам (проект ФЗ РФ "Об инновационной деятельности и государствен-ной инновационной политике в Российской Федерации").

 

Инновационная деятельность (в широком смысле) – совокупность научных, техноло-гических, организационных, информационных, финансовых и коммерческих мероприятий по трансформации научного знания в новые продукты и технологии, осуществляемая индивидами, фирмами и правительством.


 

В узком, прикладном значении инновационная деятельность понимается как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных на-учно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практи-ческой деятельности.

 

Субъекты инновационной деятельности - это юридические и физические лица, кото-рые осуществляют и развивают инновационную деятельность (т.е. ведут, организовывают, ре-гулируют, поддерживают, стимулируют).

 

Инновационное предпринимательство — это процесс создания и коммерческого ис-пользования технико-технологических нововведений. Различают три основных вида инноваци-онного предпринимательства. Первый вид инновационного предпринимательства — инновация продукции — представляет собой процесс обновления потенциала предприятия, обеспечиваю-щий увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке. Второй вид — инно-вация технологии это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем получаемой прибыли. Третий вид связан с реализацией социальных инноваций. Применение социальных инноваций расширяет возможно-сти на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей.

 

Инновационный процесс - процесс получения и коммерциализации изобретений, но-вых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, админи-стративного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Он может быть представлен как последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызре-вает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практи-ческом использовании.

 

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имита-торам.

 

Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реа-лизации нововведения. Различают следующие виды инновационных технологий:

- внедрение;

- тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); - консалтинг;

- трансферт; - аудит;

- инжиниринг

 

 

Инновационный комплекс включает в себя науку, обслуживание науки, высокие тех-нологии, образование, культуру, т.е., те области, которые непосредственно выступают источ-никами новых знаний и новых технологий или формируют культурный фон, усиливающий спо-собности общества находить и быстро усваивать новые идеи, а потому генерировать как произ-водство новых знаний, так и новой продукции.


 

Инновационный сектор экономики - область деятельности производителей и потреби-телей инновационной продукции (работ, услуг), включая создание и распространение иннова-ций. Инновационный сектор экономики представлен несколькими сегментами. Во-первых, - корпоративными структурами (сюда входят научно-исследовательские подразделения круп-ных компаний или их внутренние венчуры, являющиеся инновационными предприятиями, вы-деленными из состава корпорации на период создания и коммерческого освоения нововведения и управляемые через специальные отделы). Во-вторых, — государственно-общественными об-разованиями (в том числе учебными заведениями, университетскими исследовательскими цен-трами, и т.п.). В-третьих, — малыми инновационными предприятиями (МИП).

 

Инновационная с ф е ра представляет собой область (сферу) деятельности производите-лей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую создание и распро-странение инноваций. Под инновационной сферой понимается система взаимодействия инно-ваторов, инвесторов, а также товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и соответствующей инфраструктуры. Инновационная сфера включает рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений (рынок инноваций) и инновационную ин-фраструктуру.

 

Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая мате-риальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осу-ществления инновационной деятельности.

 

 

Инновационная спираль (лат. Spira - изгиб, извив) - это развитие человеческого обще-ства от витка к витку по схеме: …научно-технический прогресс – идея - нововведение - науч-но-технический прогресс – идея - нововведение… Инновационная спираль - это кривая, де-лающая постоянно увеличивающиеся витки. Ее начальная точка находится где-то на заре чело-вечества. Эта спираль раскручивается без остановки только вперед. И уже к середине XXI в. она вплотную подведет все страны, и особенно развитые страны, к виртуальной экономике.

 

Сущность и виды инноваций

 

Инновация – происходит от английского innovation и буквально означает «введение нового». Тождественно русскому нововведение.

 

Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

 

• они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

• дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта вы-года предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;

• означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, приме-нялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имита-ция может иметь характер инновации;

• нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создавать-ся и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и со-трудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.


 

Источниками инноваций могут быть:

 

1. Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неуда-ча (отрицательный результат – тоже результат, наталкивающий на размышление, поиск при-чин).

2. Несоответствие между реальностью и ее отражением во мнениях, оценках людей (между тем, что есть и что должно быть или кажется, что должно было бы быть).

3. Изменений потребностей производственного процесса (порождает изобретения, ра-ционализаторство, новаторство).

4. Изменения в структуре или отрасли рынка 5. Демографические изменения

6. Изменения в восприятии и ценностных установках

 

E FAAGAAgAAAAhAO9VvpjhAAAADAEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FqwzAQRO+F/oPYQG+N ZBuX1LEcQmh7CoUmhdLbxtrYJpZkLMV2/r7yqbnNMMPs23wz6ZYN1LvGGgnRUgAjU1rVmErC9/H9 eQXMeTQKW2tIwo0cbIrHhxwzZUfzRcPBVyyMGJehhNr7LuPclTVpdEvbkQnZ2fYafbB9xVWPYxjX LY+FeOEaGxMu1NjRrqbycrhqCR8jjtskehv2l/Pu9ntMP3/2EUn5tJi2a2CeJv9fhhk/oEMRmE72 apRjbfDxKqB7CWmaAJsL4lXEwE6zSpIEeJHz+yeKPwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4 kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAI AAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAI AAAAIQC1a0JvNgkAAF2aAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDvVb6Y4QAAAAwBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJALAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUG AAAAAAQABADzAAAAngwAAAAA " o:allowincell="f"> Типология инноваций по различным классификационным признакам

 


№ п/п

 

1

 

 

2

 

3

 

 

4


 

Классификационный признак

 

Предметное содержание

 

 

Глубина вносимых изменений

 

Направленность

 

 

Происхождение

 

 

Период реализации

 

 

Величина затрат

 

Источники ф инансирования

 

 

Степень новизны

 

 

Степень риска

 

 

Инициатива


• фирменные (микроинновации) •        индивидуальные

• точечные

• эндогенные (внутренние) •    экзогенные (внешние)

• стратегические •           среднестрочные

• текущие (тактические) •           материальная

• нематериальная

• производственная •     коммерческая

• финансовая

• функциональная

• научно-педагогическая

• требующие крупных вложений

• требующие минимальных затрат

• возможные без дополнительных затрат •     собственные средства

• бюджетные средства

• кредитные и другие заемные средства •        смешанное финансирование

• принципиально новые

• новое для объекта внедрения •           отсутствие неопределенности •  частичная неопределенность • полная неопределенность

• инициируемые нуждами потребителей (по-требительские инновации)

• инициируемые нуждами производителей (производительные инновации)

• инициируемые научно-техническими и тех-нологическими результатами


 

 

Содержание и основные этапы инновационного процесса

 

 

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. пер-вым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. По мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делает-ся более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства, что откры-вает для него новые области применения и рынки.


 

 

 

Инновационная сфера

 

Под инновационной сферой понимается система взаимодействия инноваторов, инве-сторов, а также товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и соответст-вующей инфраструктуры.

 

Инновационная сфера

 

Инновационная сфера представляет собой область деятельности производителей и по-требителей инновационной продукции, охватывающую создание и распространение инноваций. Инновационная сфера включает рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений (рынок инноваций) и инновационную инфраструктуру.

 

Рынок новшеств формируют научные организации, ВУЗы, временные научные коллек-тивы, объединения научных работников и т.п. Основным товаром рынка новшеств является на-учный и научно-технический результат. Он представляет собой продукт интеллектуальной дея-тельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соот-ветствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими зако-нодательными и нормативными актами. Среди результатов, представленных на рынке нов-шеств, различают новации, инициируемые нуждами потребителей и новации, инициируемые научно-техническими результатами, полученными при проведении НИОКР.

 

Рынок чистой конкуренции нововведений (рынок инноваций) - рынок, формируе-мый нововведениями (инновациями). Его образует совокупность инновационных продуктов и процессов, юридических и физических лиц, продающих и/или приобретающих (имеющих на-мерение приобрести) научно-техническую наукоемкую продукцию.

 

Рынок капитала (инвестиций) – включает долгосрочные вложения средств по различ-ным направлениям с целью получения прибыли.


 

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур, обслуживаю-щих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. Включает организации, ох-ватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых науч-но-технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции, пред-ставляющие собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффектив-ного осуществления данных видов деятельности. К таким организациям относятся государст-венные и коммерческие банки, инвестиционные и финансовые фонды, компании; депозитарии, биржи, финансовые брокеры и инвестиционные консультанты; пенсионные фонды и страховые компании; разнообразные специализированные фирмы, издательства, СМИ. Иногда включают-ся такие структуры, как инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, консалтинговые и обучающие фирмы и проч.


 

 Государственная поддержка инновационной деятельности

 

Государственная инновационная политика - система мер, направленных на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов.

 

Цели государственной инновационной политики:

 

- повышение вклада науки и техники в развитие экономики страны; - сохранение и развитие сложившихся научных школ;

- укрепление безопасности и обороноспособности страны; - улучшение экологической обстановки;

- повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке.

 

Принципы государственной инновационной политики:

 

- свобода научного и научно-технического творчества; - правовая охрана интеллектуальной собственности;

- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;

- стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновацион-ной деятельности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образо-вания; развитие международного научного сотрудничества.

 

Роль государства в области поддержки инноваций:

 

- Государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке на-учных и инженерных кадров, которые представляют собой основной источник инновационных идей;

- Государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимо-действия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР про-мышленных корпораций и университетов;

- Государственные органы осуществляют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

- Фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стиму-лирующее воздействие внешней среды на повышение инновационной активности бизнеса.

 

В Российской Федерации

 

 

Президент РФ

 

Законодательная власть

 

Совет

по научно-технической политике

 

 

 

 

Комитет Совета

Федерации по науке и образованию

 

Комитет Госудумы по науке и образо-ванию

 

 

Отдел

науки и образования Администрации Президента РФ

 

 

 

 

 

 

 

Правительство РФ

 

 

Российская академия

наук

 

 

Администрации субъектов федерации

 

 

 

 

Правительственная комиссия по

научно-технической политике (руководитель -

Председатель Правительства)

 

 

 

 

Региональ-ные

советы

 

 

Отраслевые академии наук

 

 

 

 

 

 

 

Организации и учреждения

академической и отраслевой науки

 

 

Государст-венные

вузы

Координационный совет (Комитет)

по военно-технической

 

 

политике

                                         

 

Детерминанты спроса

 

Для управления спросом предприятию, производящему новую продукцию, необходи-мо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса. Их называют детерми-нанты спроса. Детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличают-ся от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.

 

 

Инновационный менеджмент


 

 

Аппарат управления инновациями


 

Сущность инновационного менеджмента может быть отражена в виде следующей схемы:

 

1 Планирование

 


Постановка цели и выбор страте-гии

 

 

4 Руководство


 

 

2 Определение ус-

ловий и органи-зации


 

3 Исполнение

 

Общая схема инновационного менеджмента


1. Планирование: составление плана реализации стратегии.

 

2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации

 

различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация ра-

 

боты.

 

3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.

 

4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффек-тивности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.

Место инновационного менеджмента в системе экономических дисциплин

 

Система функций инновационного менеджмента


 

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.009 с.)