Анализ (обсуждение) результатов исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ (обсуждение) результатов исследования.



Методика Дембо-Рубинштейна:

Место проведения – МБОУ «Среднеикорецкая СОШ» имени Героя Советского Союза Д.М. Яблочкина.

В качестве экспериментальной группы “А” были выбраны учащиеся 5–го “а” в количестве 20 человек, 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст детей 11-12 лет.

В качестве экспериментальной группы “Б” были выбраны учащиеся 5 “б” в количестве 18 человек, 10 девочек и 8 мальчиков. Возраст детей 11-12 лет.

Список детей группы «А»:

№ п\п ФИО Мальчик/Девочка
1 Алексеева Н.П. Д
2 Аристов Д.М. М
3 Андреев В.В. М
4 Аникина С.Г. Д
5 Бороздина П.Е. Д
6 Беленький А.Д. М
7 Бердников Е.А. М
8 Вакулина Г.П. Д
9 Валлиулина М.Е. Д
10 Васина В.В. Д
11 Грищенко Н.Е. М
12 Горбатов С.А. М
13 Добрачев А.Г. М
14 Добрачева В.Г. Д
15 Жинкин Б.В. М
16 Змеева Н.С. Д
17 Иванникова П.С. Д
18 Колегаев Д.Д. М
19 Лапина А.А. Д
20 Монин Н.Н. М

 

Список детей группы «Б»:

№ п\п ФИО Мальчик/Девочка
1 Агеева Н.В. Д
2 Александрова П.Е. Д
3 Арапова М.А. Д
4 Богатырева С.П. Д
5 Бурченко Е.Д. М
6 Бутенко П.А. М
7 Барышева С.М. Д
8 Вязовой Г.В. М
9 Грибанова О.Р. Д
10 Голышев А.А. М
11 Дъячков П.Е. М
12 Жукова Н.П. Д
13 Жуйковский С.С. М
14 Забродина О.П. Д
15 Игишева Д.С. Д
16 Коломиец С.Б. М
17 Ломакина А.Б. Д
18 Музафаров Р.В. М

Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

Опросный лист №1.

Методика самооценки качеств личности

(м. Т. Дембо – С. Рубинштейн)

 

Дата заполнения 15.09.2021 г.

Класс 5 «а»

Имя Андреев В.В. (Группа А).

Таблица: Результаты исследования самооценки качеств личности.

Качества личности

Средний балл Уровень
  Доброта Честность Сообразительность Трудолюбие Щедрость Любознательность Общительность    
3 3,2 2,8 3,4 2,6 3,3 3,1 4,7 3,3 Средний

 

Общая таблица результатов группы «А»:

№ п/п

Качества личности

Средний балл Уровень
Доброта Честность Сообразительность Трудолюбие Щедрость Любознательность Общительность    
1 4,2 3,5 2,7 3,5 4,3 5 2 3,6 Средний
2 4,0 4,7 4,2 4,5 5,0 4,3 4,8 4,5 Высокий
3 3,2 2,8 3,4 2,6 3,3 3,1 4,7 3,3 Средний
4 4 4,2 4 5 3,5 4 4,7 4,2 Высокий
5 4,1 3,6 2,9 3,7 4,4 4,8 2,4 3,7 Средний
6 2 4,2 3,5 5 3,5 4,3 2,7 3,6 Средний
7 3,9 4,2 4,9 4,7 3,2 3,1 4,6 4,1 Высокий
8 2,1 2,9 2,5 3,1 3,3 0,5 3,1 2,9 Низкий
9 4,2 3,3 4,9 4,2 3,9 4,6 3,1 3,1 Средний
10 3,3 3,5 3,6 2,6 3,5 2,2 1,6 2,9 Низкий
11 4,2 4,9 3,1 3,9 4,6 4,2 3,3 4,1 Высокий
12 4 4,7 3 3,7 4,4 4 3,5 3,9 Средний
13 4 3,7 2,6 3,2 3,3 2,4 3,2 3,2 Средний
14 3,8 4 3,5 3,5 3,6 4 2,1 3,5 Средний
15 4 3,6 4,2 4,9 3,9 4,1 4 4,1 Высокий
16 3,2 3,8 3,4 4,8 3,6 3,4 3 3,6 Средний
17 1,5 2 2,7 2,8 3 3,5 2 2,9 Низкий
18 3,8 3,9 4,2 3,9 3,6 3,7 2,1 3,6 Средний
19 4 3,7 3,8 4 3,5 3,2 3 3,6 Средний
20 4,5 4 2,5 4,5 4,5 5 4,5 4,2 Высокий
Общее 3,6 3,76 3,48 3,9 3,79 3,67 3,22 3,61  

 

Общая таблица результатов группы «Б»:

№ п/п

Качества личности

Средний балл

Уровень

Доброта Честность Сообразительность Трудолюбие Щедрость Любознательность Общительность
1 4,5 4,5 5 5 4,5 3,7 5 4,6

Высокий

2 4 3,5 2,3 5 3,5 0,5 4,3 3,3

Средний

3 2,5 2 2 2,3 1,3 5 4,5 2,8

Низкий

4 3,5 3 3 5 2,5 3 4,5 3,5

Средний

5 3,5 4,2 2,5 4,5 4,3 5 4,7 4,1

Высокий

6 4,5 4 2,6 4,5 4,5 5 5 4,3

Высокий

7 3,5 3 3 5 2,5 3,2 5 3,6

Средний

8 3 2 3 5 4 5 5 3,8

Средний

9 3,5 3 2,5 2,6 3,5 1,5 3 2,8

Низкий

10 2,5 2 2 4 3,5 2 4,5 2,9

Низкий

11 2 2,5 2,5 5 2,5 3 5 3,2

Средний

12 4,5 4 2,5 4 4,5 4,5 5 4,1

Высокий

13 3,5 4,5 5 5 4 4,5 5 4,5

Высокий

14 4 3,5 2,5 4,5 4,5 3,5 4,5 4

Высокий

15 3,5 3 3 4,5 4 3,5 4,5 3,7

Средний

16 3,5 4,6 5 4,5 2,6 3,5 5 4,1

Высокий

17 3,5 2,5 2,5 4,5 4,5 4 3,5 3,7

Средний

18 3,5 4 2,7 4,5 5 4 5 4,1

Высокий

Общее 3,38 3,32 2,9 4,4 3,65 3,57 4,61

3,72

     
                         

 

Результаты проведения представленной методики в группах выглядят следующим образом:

в экспериментальной группе “А” из общего количества детей:

30 % имеют высокий уровень самооценки;

55 % имеют средний уровень самооценки;

15 % имеют низкий уровень самооценки;

в экспериментальной группе “Б” из общего количества детей:

44,4 % имеют высокий уровень самооценки;

38,85 % имеют средний уровень самооценки;

16,65 % имеют низкий уровень самооценки.

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек, видим что:

у мальчиков экспериментальной группы “А” уровень высокой самооценки составляет 50 %, а у мальчиков экспериментальной группы Б-62,5 %;

- уровень средней самооценки у мальчиков

экспериментальной группы “Б” ниже (25 %), чем у мальчиков экспериментальной группы “А” (50 %);

- уровень низкой самооценки у мальчиков экспериментальной группы А составляет 0 %, а у мальчиков экспериментальной группы “Б”- 12,5 %.

Рассматривая девочек по определению уровня самооценки мы наблюдаем следующее:

у девочек экспериментальной группы “А” уровень высокой самооценки составляет 10 %, а у девочек экспериментальной группы Б-30 %;

уровень средней самооценки у девочек экспериментальной группы “А” равно 60 %, у девочек экспериментальной группы “Б” – 50 %;

у девочек экспериментальной группы “А” уровень низкой самооценки составляет 30 %, а у девочек экспериментальной группы Б- 20 %

Анализ результатов методики Моткова «самооценка личности»:

Для подтверждения и уточнения полученных результатов по уровню самооценки также проведена методика самооценки личности О.И. Моткова, содержащая более дифференцированную шкалу диагностики компонентов самооценки. Анализируя их можно выделить респондентов с низкой, средней, высокой и даже псевдовысокой самооценкой. В нашем исследовании в экспериментальной группе А выявлено 3 подростка с низкой самооценкой (15 %), 11 – со средней (55 %) и 6 – с высокой (30 %). В экспериментальной группе Б подростков с низкой самооценкой – 3 (16,65 %), со средней – 7 (38,85 %), с высокой – 8 (44,4 %). Респондентов с псевдовысокой самооценкой ни в одной группе не обнаружено. Таким образом, по данной методике преобладает средняя самооценка в каждой группе респондентов. Для наглядного представления и сравнительного анализа, указанных данных процентное соотношение показателей отражено на диаграмме.

Сравнительная диаграмма уровня самооценки экспериментальных групп А и Б:

Помимо общих показателей нами выявлен средний балл по каждому оцененному качеству личности. В обеих группах средний балл колеблется в диапазоне от 3,4 до 4,9, что также указывает на среднюю самооценку.

На диаграмме видно, что практически все показатели идентичны друг другу, что указывает на репрезентативность выборки респондентов.  

Однако обе представленные методики являются аналогичными по схеме проведения и использованию для диагностики списка личностных качеств, поэтому для достоверности изучаемого явления и подтверждения данных был использован альтернативный метод исследования – опрос, который проводился по опроснику самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, т.е. мы могли определить не только уровень самооценки, но и ее результат – самоотношение.

По данному опроснику «сырые» баллы исследования по каждой шкале переводились в накопленные частоты и определялась выраженность каждого признака самоотношения и его интегральная характеристика. Таким образом, в экспериментальной группе А выявлено 8 подростков с заниженной самооценкой, и по 6 респондентов – со средней и завышенной. В экспериментальной группе Б – 4 детей имеют заниженную самооценку, 8 – среднюю и 6 – завышенную. Данные обеих групп примерно соответствуют друг другу. Данные по каждой шкале отображены на диаграмме (взята только группа А):

 

Исходя из представленных данных, к наиболее проблемным зонам развития самооценки подростков можно отнести аутосимпатию (самопринятие и самообвинение) и возможно самоуверенность.

Для определения зависимости уровня учебной деятельности учеников от характера самооценки мною был проанализирован уровень успеваемости респондентов. Данные сведены в специальную таблицу.

Уровень успеваемости среди респондентов группы «А»:

ФИО ученика Уровень самооценки Успеваемость
Алексеева Н.П. Средний Хорошистка
Аристов Д.М. Высокий Хорошист
Андреев В.В. Средний Отличник
Аникина С.Г. Высокий Хорошистка
Бороздина П.Е. Средний Удовлетворительно
Беленький А.Д. Средний Удовлетворительно
Бердников Е.А. Высокий Отличник
Вакулина Г.П. Низкий Хорошистка
Валлиулина М.Е. Средний Хорошистка
Васина В.В. Низкий Удовлетворительно
Грищенко Н.Е. Высокий Отличник
Горбатов С.А. Средний Удовлетворительно
Добрачев А.Г. Средний Хорошист
Добрачева В.Г. Средний Хорошистка
Жинкин Б.В. Высокий Отличник
Змеева Н.С. Средний Хорошистка
Иванникова П.С. Низкий Хорошистка
Колегаев Д.Д. Средний Хорошист
Лапина А.А. Средний Отличница
Монин Н.Н. Высокий Удовлетворительно

 

Уровень успеваемости среди респондентов группы «Б»:

ФИО ученика Уровень самооценки Успеваемость
Агеева Н.В. Высокий Хорошистка
Александрова П.Е. Средний Хорошистка
Арапова М.А. Низкий Хорошистка
Богатырева С.П. Средний Удовлетворительно
Бурченко Е.Д. Высокий Хорошист
Бутенко П.А. Высокий Отличник
Барышева С.М. Средний Отличница
Вязовой Г.В. Средний Удовлетворительно
Грибанова О.Р. Низкий Удовлетворительно
Голышев А.А. Низкий Хорошист
Дъячков П.Е. Средний Отличник
Жукова Н.П. Высокий Хорошистка
Жуйковский С.С. Высокий Хорошистка
Забродина О.П. Высокий Отличница
Игишева Д.С. Средний Удовлетворительно
Коломиец С.Б. Высокий Хорошист
Ломакина А.Б. Средний Отличница
Музафаров Р.В. Высокий Удовлетворительно

 

На основании данных таблиц мы видим что – в группе «А» - из 6 человек с высоким уровнем самооценки (30%) – 2 хорошиста (10%), 3 отличника (15%), и 1 с уровнем удовлетворительно (5%). Со средним уровнем самооценки – 11 человек (55%) – 6 хорошистов (30%), 2 отличника (10%), и 3 с уровнем удовлетворительно (15%). С низким уровнем самооценки – 3 человека (15%) – 2 хорошиста (10%) и 1 с оценкой удовлетворительно (5%).

В группе «Б» - 8 человек с высоким уровнем самооценки (44,4%) – 5 хорошистов (27,75%), 2 отличника (11,1%), и 1 с оценкой удовлетворительно (5,55%). Со средним уровнем самооценки – 7 человек (38,85%) – 1 хорошист (5,55%), 3 отличника (16,65%), и 3 с оценкой удовлетворительно (16,65%). С низким уровнем самооценки – 3 человека (16,65%) – 2 хорошиста (11,1%) и 1 с оценкой удовлетворительно (5,55%). Эти результаты наглядно демонстрируют прямую зависимость успешности учебной деятельности школьника от уровня его самооценки.

Рекомендации

Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка, чрезвычайно сложен. Основная причина неверной самооценки многих подростков не в том, что они не хотят видеть и признавать свои недостатки, а в том, что они не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Следовательно, задача педагогов должна заключаться не в том, чтобы заставить подростка публично признать свои промахи и ошибки, а в том, чтобы путём целенаправленных психолого-педагогических воздействий помочь ему самому убедиться в их существовании. Публичное признание своих ошибок и недостатков педагогически действенно лишь в том случае, если сам подросток их видит, но по каким-либо причинам не может от них избавиться.

1. Методические рекомендации для педагогов:

1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчеркивать способности одних, неуспехи других.

2. Отказаться от прямого противопоставления учащихся друг другу.

3. Не «пилить» и не ругать при всем классе.

4. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать это резко, как нечто неожиданное.

5. Называть всех детей по именам и добиваться этого в общении детей друг с другом.

6. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.

7. Чаще разговаривать с замкнутыми «неинтересными» ребятами. Поведение детей еще во многом подражательно, когда они видят, как учитель беседует с одноклассником, то считают, что, следовательно, ему интересно, и тоже начинают проявлять интерес к этому «неинтересному».

8. Бережно относиться к женской гордости и мужскому достоинству.

9. Все, что происходит с детьми, принимать всерьез.

10. Уметь видеть за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.

11. Помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять ее.

12. Исключить ситуации в школьной жизни, способные вызвать у детей страх наказания.

13. Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.

14. Относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.

15. Принимать право ребенка на ошибку, на настроение, на безнаказанное положение причин невыполнения какого-либо задания и пр.

16. Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка - его уровня развития, привязанности, представлений и пр.

17. Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

18. Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.

2.Методические рекомендации для психологов.

 

1. Информирование, обучение, подготовка педагогов для работы с данным возрастом, проведение лекций - бесед, тренингов для преподавательского коллектива и непосредственно работа с самими подростками.

2. Проведение факультативных занятий с детьми по психологии общения, особенностям развития на данном возрастном этапе и т.д.

3. Важно обратить внимание на развитие коммуникативных навыков в общении, а агрессию и гнев не подавлять, а выбрасывать в игровой форме на тренинговых занятиях.

4. Для формирования (коррекции самооценки) важно дать подростку почувствовать себя самостоятельным и ответственным, вселить в него надежду (веру), что он может сам управлять своей жизнью. Научить его гордиться собой, своей жизнью и с надеждой смотреть в будущее, помочь услышать себя, следовать собственным внутренним целям и желаниям.

5. Важно научить подростков искусству достигать внутренней гармонии и равновесия, расслабляться, научить эмпатии, сочувствию.

6. Развивать сильные стороны характера, бороться с неуверенностью в себе и обязательно давать подросткам обратную связь, искреннее и живое общение.

3. Методические рекомендации для родителей:

 

1. Не отторгать подростка от обсуждения семейных проблем, выслушивать и уважать его позицию, ведь он как член этой семьи тоже имеет на это право и его мнение должно тоже учитываться.

2. Учитывая происходящие с подростком изменения важно бережное и уважительное отношение к личности ребёнка. Не надо стремиться подавить его своим авторитетом, в этом возрасте ребёнок сам пытается найти истину и во всём разобраться. Жёсткое навязывание каких-либо правил в лучшем случае ни к чему не приведёт. Лучше помочь ему в его поисках, обсуждать важные для него вопросы совместно, прислушиваться к его мнению, взглядам, постараться понять, что он как личность тоже имеет свою точку зрения, свой, пусть пока формирующийся, характер, свой вкус, своих друзей. Важно не только понять его, но принять таким, какой он есть.

3. Но наряду с благожелательностью подросток тоже должен соблюдать определённые нормы (правила) поведения в семье.

4. Важна положительная оценка и поддержка в хороших начинаниях.

 

 

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

 

Диагностика подтвердила, что самооценка оказывает непосредственное влияние на учебную деятельность школьников.

Учебная деятельность более успешна при условии высокой и средней адекватной самооценки учеников. Удовлетворительные результаты в учебной деятельности чаще обнаруживаются у подростков либо с низкой, либо с неадекватной самооценкой. Если подросток не соотносит свои желания со своими возможностями, имея неадекватную самооценку, то сложно представить, что он сумеет адекватно поставить перед собой цель своей учебно-познавательной деятельности и выбрать адекватные способы и пути её достижения.

Успех в учёбе у подростка с адекватной самооценкой рождает желание действовать, то есть стимулирует его учебную активность. Такой ребёнок в состоянии проанализировать причины своих неудач. Такие школьники учатся, как правило, стабильно, стараясь максимально реализовать свои возможности. Их уважают. У них много интересов.

Заниженная самооценка способствует формированию чувства неуверенности у подростка, поэтому он предпочитает избегать неудачи.

ЭТО. В свою очередь, снижает его учебную активность. Успешность у таких подростков, как мы убедились, обычно ниже средней. Необоснованная неуверенность не позволяет в полной мере таким подросткам реализовывать свои возможности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе исследовался характер влияния самооценки на успешность учебной деятельности подростков и взаимосвязь успехов в учебе и подростковой самооценки.

Для достижения цели исследования мною были изучены основные точки зрения исследователей по данной проблеме,  особенности развития (формирования) самооценки в подростковом возрасте.

Посредством диагностики были выявлены закономерности взаимодействия учебной деятельности и особенностей самооценки подростка, что позволило сформулировать рекомендации педагогам по формированию позитивной адекватной самооценки в подростковом возрасте.

Гипотеза данного исследования нашла подтверждение в ходе как теоретической, так и экспериментально-диагностической работы. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что успехи и неудачи в учебной деятельности подростка зависят от уровня самооценки, а не только от культуры его умственной деятельности, от технологии преподавания, содержания программного материала и т.д..

В результате работы над темой курсовой я убедился в том, что самооценка выполняет ряд функций, в числе которых стимулирующая, мотивационная, аналитическая, воспитывающая и развивающая.

Учёба помогает одним избавиться от самоуверенности, другим – понять и осознать свои трудности, недостатки, а третьим, напротив, удостовериться в правильной оценке своих возможностей.

Самооценка и, следовательно, уровень притязаний есть личностные параметры умственной деятельности. Самооценка показывает, как развивается личность подростка под влиянием учебной деятельности.

 

Список литературы:

1. Липкина А.И. Самооценка школьника – М.: Знание; 1976 г – с. 64.

2. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство – СПБ.: Прайм-Еврознак; 2003 г – с. 336.

3. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство – СПБ.: Прайм-Еврознак; 2003 г – с. 339.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. – с. 352.

5. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – с. 147-148.

6. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка – СПБ.: Питер, 2003 г – с. 93.

7. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1981 г – с. 168.

8. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3-х книгах – М.: Владос, 2000 г – с. 359.

9. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977 г – с. 22, 25.

10.  Дубровин И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. - СПб.: 2007 г – с. 389, 406.

11.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - с. 95-98.

12.  Т. Д. Марцинковская. Психология развития - 3-е изд. - М.: Академия, 2007. – с. 300.

13.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Издательство УРАО, 1997 г – с 65.

14.  Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер»,2000. – с. 945, 992.

15.  Шибутани Т. Я - концепция/Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2000 г – с. 75.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.079 с.)