Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие самооценки. Её структура и виды.
«Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям» [1, с 64]. Самооценка образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида. Она включает в себя общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. «Выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Основная функция состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом, состоит в творческом отношении к собственной личности, в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления». [2, с 336] Защитная функция самооценки обеспечивает относительную стабильность и автономность (независимость) личности. Однако она может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие личности. Виды самооценки. В зависимости от того, по какому, параметру она характеризуется, выделяются следующие виды самооценки: По уровню (величине) - высокая, средняя и низкая самооценка; По реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная). «Адекватная самооценка - реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [3; с 283(339)]. Неадекватная самооценка бывает заниженной или завышенной и проявляется соответственно в недооценке или переоценке себя и своих возможностей. По особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная; По временной отнесенности - прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка. (по А.В. Захаровой). Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам. Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической.
Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется процессуальной, или корригирующей. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий. Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной. По устойчивости - устойчивая и неустойчивая самооценка. Л.И. Божович определяет неустойчивость самооценки как зависимость от ситуации, частного успеха или неуспеха, оценок других [4; с 352]. И.Н. Никулина выделяет еще общую и частную. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. Она может быть правильной (адекватной), а может неправильной, то есть неадекватной. Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности. Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. Впервые этот термин был введен в научный обиход К. Левином. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью[5; с 147].
Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей [5; с 148]. Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. «Я- концепция - это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности». [6; С.93]. Я - концепцию можно определить, как совокупность всех представлений человека о себе, которые получены в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Описательную составляющую Я - концепции часто называют «образом Я». Я - концепция рассматривается как динамическая совокупность личных установок, направленных на саму личность. Самооценка не застывшее образование, она постоянно изменяется. Поскольку и сама личность меняется, изменяется и ее представление о себе и своих возможностях. Вот как определяет разницу между самооценкой, и Я - концепцией Н. Ньюкомб: «В отличие от самооценки, Я - концепция носит описательный характер. Черный цвет волос, мягкость голоса - являются частью Я - концепции, но эти качества не воспринимаются как хорошие или плохие; они нейтральны. [7; 168 с.] Самооценка, напротив, связана с вынесением суждений относительно собственных качеств. Возьмем, к примеру, 12-летнего мальчика, который считает себя драчуном. Если он ценит в себе способность постоять за себя, наличие этого качества повысит его самооценку. Если его огорчает собственная драчливость, то это может снизить его самооценку». [8; с 359.] Я - концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей. Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.
Важность включенности учащегося как субъекта учебного труда в оценку процесса и результата этого труда показана в ряде исследований. В одной из московских школ учащиеся средних классов, выполняя домашние и классные задания, до того, как отдать на проверку учителю, оценивают их соответствующим баллом сами. После того, как работы проверял и оценивал учитель, обсуждались случаи несовпадения оценок, выяснялись основания, на которых строили самооценки учащиеся, и показатели, по которым оценивал работы учитель. Этот цикл исследований продемонстрировал, что включение подростков в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль не только в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, но и в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении [10; с 389]. По В.Н. Мясищеву структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе само оценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот, ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация. Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.
1.2. Особенности развития самооценки детей подросткового возраста Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. С.Л. Рубинштейн утверждает, что на первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Он словно смотрит на себя глазами окружающих. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки - себя и других людей. Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они привели или приведут в будущем.
По свидетельству О.П. Елисеева он желает осознать свои особенности («Почему я такой»), выяснить свои недостатки - эта потребность возникает из необходимости «правильно вести себя в обществе», верно, построить свои отношения со сверстниками и взрослыми, быть в состоянии отвечать требованиям других людей и своим собственным. Знать себя - непременное условие достижения важных целей. Именно поэтому подросток сначала особенно озабочен своими недостатками, хочет избавиться от них. Он нацелен на положительное в другом человеке, готов брать с него пример. Такое внимание к своим недостаткам и потребность преодолеть их сохраняются на протяжении всего подросткового возраста. С возрастом подросток учится самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. Таким образом, подростковый возраст отмечен более высоким уровнем развития самооценки по сравнению с другими периодами детства. Она поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими [9; с 22]. Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Так, в одиннадцать лет - у школьника возникает желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке. Вместе с тем он чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, как, с помощью каких критериев это сделать. Поэтому для школьника становиться важной объективная оценка его деятельности. Это отражается на самооценке способностей подростка: помимо интереса к тому или иному учебному предмету на нее начинает действовать новый фактор - ориентация на реальные достижения.
В двенадцать лет интерес к собственному внутреннему миру еще больше усиливается. У семиклассников формируется умение думать и говорить о себе, они находят необходимые слова для этого, у них развивается личностная рефлексия. Представления о собственных возможностях, интересах составляют основу самооценки подростков этого возраста, являются главным предметом их гордости, служат основой для чувства собственного достоинства. Многие авторы указывают на возраст между двенадцатью и четырнадцатью годами как на период, на протяжении которого происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе. По данным ряда специальных исследований, именно период то двенадцати до четырнадцати оценивается как момент наибольшего «смятения» «сумятицы», связанной с «Я» [10; с 406]. С максимальной неустойчивостью представлений подростка о себе, его «Я - концепции» связаны многие особенности развития этой сферы в данный период. В подростковом возрасте наиболее актуальными и «аффективно заряженными», эмоционально значимыми оказываются «Я - прошлое» и «Я - будущее», к которым подросток испытывает амбивалентное отношение: и то и другое одновременно и притягивает, и отталкивает. «Я - настоящее» как бы постоянно примеряется то к первому, то ко второму. Кроме того, среди основных Я - концепция включает такие установки индивида по отношению к себе, как «Я - реальное» и «Я - идеальное». Представления о своих способностях, своей внешности, свои личностных качествах образуют «Я-реальное». «Я - идеальное» включает в себя представление о том, каким человек хотел бы быть. Эта структура является собирательным образом тех людей (как реально существующих, так и виртуальных, литературных героев), на которых хочет походить подросток. С особенностями «Я - идеального» и «Я - реального», их соотношения и реализации также связан характер самооценки. Нестабильность, ситуативность самооценки, которая может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой, связана во многом с содержанием «Я идеального» [11; с 95-98]. «Стремление соответствовать тем идеалам, которые избирает для себя подросток, фрустрация значимых мотивов снижает самооценку. Актуализация новой мотивации, успех, соответственно, повышают ее» [12; с 300]. Слишком большой разрыв между идеальными представлениями и реальными возможностями может привести к неуверенности подростка в себе, что выражается в обидчивости, агрессивности [13; с 65]. Но, когда идеальный образ представляется достижимым, подросток адекватно оценивает свои возможности и выстраивает определенную систему действий для достижения образца. Расхождение между реальным и идеальным «Я» также влияет на эмоциональную составляющую Я - концепции. Подросток перестает себе нравиться, отвергает себя. Как правило, отвергается не какая-то конкретная черта, а образ себя в целом. У подростков наблюдается своеобразное сочетание конкретной, частной и общей самооценки. Каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер. Причем очень часто самооценка колеблется между крайними полюсами: либо все, либо ничего - середины нет. Если успешность в чем-либо будет откланяться от некоего, выбранного самим подростком, часто максимального стандарта, то она мгновенно рушится. Другими словами, или реализация «Я - идеального» или ничего. Возникает вопрос, что же является источником развития самооценки подростка? На первый план выдвигаются 2 основных источника: познание других людей и их оценка результатов своей деятельности и поведения. Обнаружилось, что круг осознаваемых подростком качеств личности в суждениях о себе и о своих друзьях почти не отличается. Однако суждения о другом человеке более самостоятельны, конкретны и содержательны. Если же перед ребенком ставится задача сравнить себя с товарищем, то оказывается, что и характеристика самого себя становится у подростка более содержательной и конкретной; она по своему уровню как бы подтягивается к характеристике товарища. Следовательно, оценка другого человека, несколько опережая самооценку, выступает в качестве ее опоры и источника. Что касается оценки деятельности и поведения подростка с другими людьми, в частности взрослыми, то она выполняет двоякую функцию: с одной стороны, в ней отражено соответствие или несоответствие его поведения требованиям общества, то есть она регулирует и поведение ребенка, и его отношение к себе; с другой - она способствует тому, чтобы подросток выделил те или иные свои качества и сделал их предметом осознания и оценки [14; с 945].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.017 с.) |