Влияние самооценки на успешную учебную деятельность подростков. Взаимосвязь успехов в учебе и самооценки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние самооценки на успешную учебную деятельность подростков. Взаимосвязь успехов в учебе и самооценки.



Становление самооценки в подростковом возрасте происходит в процессе школьного обучения. Поэтому учебные успехи становятся весомым фактором формирования самооценки подростков.

Самооценка, в свою очередь, также влияет на уровень учебных успехов ученика через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Школьники, представление которых о себе не допускает высоких успехов, обычно учатся плохо, а те, кто имеет высокую самооценку и позитивные представления о своих способностях, учатся гораздо лучше.

Очевидно, что для достижения успехов в школе ученикам нужно иметь достаточную уверенность в себе и в своих способностях. В результате многие учащиеся на уроке всегда готовы к худшему, боятся сделать или сказать что-то неправильно. Поэтому чрезвычайно важно с первых дней учебы формировать у учащихся позитивное представление о себе. Большую роль в формировании таких представлений о себе может сыграть именно учитель.

Общение с учителями может содействовать усилению «Я» подростка, если будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек.

Роль учителя в формировании самооценки подростков не ограничивается только тем, как он оценивает учебные успехи учеников. В лице учителя подростки ищут прежде эталон человеческих отношений. Ведь именно через пример учителя, ученики могут учиться уважать себя и других, разрешать споры, быть честным и искренним в отношениях с людьми.

В отечественной психологии вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков был всесторонне исследован Б.Г. Ананьевым. Ученый выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих двух функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, то есть самосознание и самооценку.

При оценке знаний учащихся, их поведения важно учитывать особенности отношения к себе. Дифференцированная оценка в зависимости от завышения или занижения учащимися своих качеств оказывает значительное воспитательное воздействие. Существенное значение для формирования адекватной самооценки имеет и взаимное оценивание учащихся. Оно является важным способам самопознания.

Также нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботиться о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В тоже время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, вызывать у него раздражение и противодействие. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию оказывает создание атмосферы определенной состязательности. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению. Немаловажную роль играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетических сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию [9; с 25].

 

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

Изучив исследования различных психологов о проблеме самооценки в подростковом возрасте, можно сделать ряд выводов.

1. В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения.

2. В его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

3. Формирование самооценки связано с активными действиями, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности

4. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

5.  Подросток  нуждается в поддержке старших — родителей и учителей, пусть он даже сам не осознает этой необходимости. Родители и учителя должны сделать все возможное, чтобы помочь сформировать правильную самооценку подростка.

6. Адекватная высокая самооценка подростка поможет ему быстрее сформироваться как личности и достичь в жизни счастья и успеха.

Задача  родителей, школы, всего  социального окружения подростка  состоит в формировании у него  адекватной положительной самооценки, которая станет залогом успешной адаптации его в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.005 с.)