Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние самооценки на успешную учебную деятельность подростков. Взаимосвязь успехов в учебе и самооценки.
Становление самооценки в подростковом возрасте происходит в процессе школьного обучения. Поэтому учебные успехи становятся весомым фактором формирования самооценки подростков. Самооценка, в свою очередь, также влияет на уровень учебных успехов ученика через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Школьники, представление которых о себе не допускает высоких успехов, обычно учатся плохо, а те, кто имеет высокую самооценку и позитивные представления о своих способностях, учатся гораздо лучше. Очевидно, что для достижения успехов в школе ученикам нужно иметь достаточную уверенность в себе и в своих способностях. В результате многие учащиеся на уроке всегда готовы к худшему, боятся сделать или сказать что-то неправильно. Поэтому чрезвычайно важно с первых дней учебы формировать у учащихся позитивное представление о себе. Большую роль в формировании таких представлений о себе может сыграть именно учитель. Общение с учителями может содействовать усилению «Я» подростка, если будет способствовать его самоутверждению в глазах сверстников. Это происходит, если педагог проявляет уважение к чувствам и мыслям подростка, не допускает ситуаций оскорбления, насмешек. Роль учителя в формировании самооценки подростков не ограничивается только тем, как он оценивает учебные успехи учеников. В лице учителя подростки ищут прежде эталон человеческих отношений. Ведь именно через пример учителя, ученики могут учиться уважать себя и других, разрешать споры, быть честным и искренним в отношениях с людьми. В отечественной психологии вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков был всесторонне исследован Б.Г. Ананьевым. Ученый выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих двух функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, то есть самосознание и самооценку. При оценке знаний учащихся, их поведения важно учитывать особенности отношения к себе. Дифференцированная оценка в зависимости от завышения или занижения учащимися своих качеств оказывает значительное воспитательное воздействие. Существенное значение для формирования адекватной самооценки имеет и взаимное оценивание учащихся. Оно является важным способам самопознания.
Также нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботиться о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В тоже время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, вызывать у него раздражение и противодействие. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию оказывает создание атмосферы определенной состязательности. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению. Немаловажную роль играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетических сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию [9; с 25].
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ Изучив исследования различных психологов о проблеме самооценки в подростковом возрасте, можно сделать ряд выводов. 1. В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. 2. В его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. 3. Формирование самооценки связано с активными действиями, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности 4. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
5. Подросток нуждается в поддержке старших — родителей и учителей, пусть он даже сам не осознает этой необходимости. Родители и учителя должны сделать все возможное, чтобы помочь сформировать правильную самооценку подростка. 6. Адекватная высокая самооценка подростка поможет ему быстрее сформироваться как личности и достичь в жизни счастья и успеха. Задача родителей, школы, всего социального окружения подростка состоит в формировании у него адекватной положительной самооценки, которая станет залогом успешной адаптации его в обществе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.005 с.) |