Глава II . Эмпирическое исследование уровня самооценки у подростков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Эмпирическое исследование уровня самооценки у подростков.



Методический подход к исследованию самооценки у подростков.

Самооценка - важный регулятор поведения, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности человека, тесно связана с уровнем притязаний

Общепризнано что учебная деятельность – ведущая у школьника. Ведущая она, потому что в ней подросток овладевает новыми знаниями и это определяет его интеллектуальное развитие в период обучения в школе. Однако цель учителя – не только донести определенные знания, но и сформировать личность подростка, а для этого важна адекватная самооценка. Для этого важно правильно определить уровень уверенности подростка в себе, оценку им своих поступков, понять, что им движет. Для этого требуется диагностика.

Цель исследования – экспериментально доказать влияние уровня самооценки подростка на успешность их учебной деятельности.

 

Задачи:

 1. Определить уровень и вид самооценки подростка;

 2. Выявить уровень самоотношения и представления о себе;

 3. Сравнить данные с итогами успеваемости;

 4.  Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Для подтверждения гипотезы исследования о том, что подростки с неадекватной самооценкой имеют низкий статус (проблемы с учебной деятельностью),  и наоборот,  подростки с высокой и средней самооценкой имеют благоприятное статусное положение в группе сверстников (не имеют проблем с учебой), нами было проведено исследование уровня самооценки с помощью методики Дембо - Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан. (Приложение 1).

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности, выбор которых обусловлен целями исследования.

Материалом для исследования послужили ряд шкал высотой 100 мм., условно обозначающие такие качества личности как: здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, работоспособность, внешность, уверенность в себе.

Подросткам предлагалась следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (шкала 1). Например, по шкале здоровья, внизу расположились самые больные люди, а вверху наоборот, самые здоровые люди, т.е. те люди, которые никогда в жизни не болели и не имели проблем со здоровьем. Найди свое место на шкале. Работа с остальными шкалами будет идти самостоятельно. Оцените себя по каждой из этих шкал».

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал в соответствии с 5-ти бальной системой. При этом одно деление на этой шкале равно 0,5 баллам. Исходя из этого, подсчитывается общий балл самооценки.

Нормальной или средней самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 3 и немного выше.

Высокая самооценка - средний балл 4 - 5 б.

Низкая самооценка - количество баллов равно 0 - 3 б.

 

Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (Приложение 2)

Она не только позволяет изучать уровень самооценки личности, ее отдельных факторов, но также адекватность и неадекватность самооценки.  Испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, относящихся к одной из групп факторов: нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия и общая самооценка позитивности развития личности. Максимальная выраженность качеств будет указывать на явно завышенную самооценку, наличие амбиций и отсутствие самокритичности. Методика может использоваться испытуемыми, начиная с 12 лет.

Опросник cамоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (Приложение 3).

Позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению; аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий в отношении к своему «Я».

В качестве исходного приняли различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки 49 выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Данная методика выбрана для подтверждения данных, полученных по предыдущим методикам, так как они аналогичны друг другу. Также данный опросник позволяет уточнить не только уровень самооценки, но и сформированное на ее основе представление о себе, тем самым позволяя определить методы и средства по оптимизации самооценки подростков.

Важным условием диагностики является интерпретация данных на основании нескольких методик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.004 с.)