Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический механизм охраны окружающей среды

Поиск

До недавнего времени в нашей стране отсутствовали дей­ственные экономические рычаги, воздействующие на сохране­ние и рациональное использование окружающей природной сре­ды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного.периода к ней. Его главная особенность — ориен­тация не на плановое централизованное финансирование из го­сударственного бюджета, а в основном на экономические ме­тоды регулирования. Делать выводы о высокой эффективно­сти нового экономического механизма охраны окружающей сре­ды и природопользования преждевременно, он требует даль­нейшего развития и совершенствования.

Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, ма­териально-техническое обеспечение и др.), так и новые эконо­мические стимулы (экологические фонды, плата за пользова­ние природными ресурсами, экологическое страхование и др. В качестве обязательных элементов предусматри­вается включение экологических требований в процедуру оцен­ки принимаемых хозяйственных решений.

Согласно Закона РФ «Об охране окружаю­щей среды» (2002) основными задачами экономиче­ского механизма являются:

—планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

—установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загряз­няющих веществ, размещение отходов и другие виды вред­ного воздействия;

—предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при вне­дрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эф­фективных мер по охране окружающей природной среды;

—возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

По мнению ученых, главная специфическая особенность но­ вого экономического механизма — сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой дея­тельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заин­тересован в охране окружающей среды не меньше, чем он за­интересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

 

Природные кадастры.

Кадастр (франц. cadastre) — систематизированный свод сведений, количественно и качественно, характеризующих оп­ределенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде слу­чаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры состав­ляют специально уполномоченные органы Госкомэкологии Рос­сии для комплексного учета природных ресурсов на территори­ях республик, краев и областей, рационального их использова­ния, для дифференциации платы за ресурсы и т. д.

Различают земельный, водный, лесной кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров.

Кадастровая форма представления информации общепризнана в мировой практике. В РФ ведутся следующие кадастры:

ü Государственный земельный кадастр (ст. 70 Земельно­го кодекса РФ от 25.10.01 № 136-ФЗ) — свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении зе­мель, местоположении, размерах, количестве и качестве земель, их кадастровой стоимости;

ü Государственный лесной кадастр (ст. 69 Лесного ко­декса РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ) — сведения о качественном и количественном составах лесов, группах и категории их защищенности, экономической оценке лесов, правовом режиме использования лесного фонда;

ü Государственный кадастр объектов животного ми­ ра (ст. 14 Закона «О животном мире».от 24.04.95 № 52-ФЗ) — в частности, содержит данные об объектах охот­
ничьего и рыболовного промыслов с их качественной и количественной характеристикой, сведения о динами­ке восстановления, допустимых нормах изъятия;

ü Государственный кадастр особо охраняемых природ ных территорий (ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ) — све­дения о территориях с особым режимом использования;

ü Государственный кадастр месторождений и проявле­ний полезных ископаемых (ст. 30 и 32 Закона «О не­драх» от 21.02.92 № 2395-1 в редакции от 03.03.95 № 27-ФЗ) — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых;

ü Государственный водный кадастр (ст. 79 Водного ко­декса РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ) — систематизированный свод данных о водных объектах с текущей и перспективной оценками доступности их использовании, а также данные о водопользователях.

ü Своеобразными государственными кадастрами являют Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ.

Планирование, разработка и осуществление мероприя тий по охране ОС.

Для этого в Российской Федерации разрабатываются:

• федеральные программы в области экологического развития РФ;

• целевые программы в области охраны ОС субъектов РФ.

• мероприятия по охране ОС на уровне конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на ОС.

Программа (федеральная или целевая) по охране ОС — это комплекс мероприятий, направленных на решение экологических проблем, увязанных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям.

Эколого-экономическое планирование особенно актуально для зон (территорий) экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Планирование в общенациональном масштабе пока не реализовано в одной стране мира.

Финансирование.

Финансирование природоохранных ме­роприятий, включая экологические программы различных уровней, проводится из следующих источников:

• бюджеты всех уровней;

• средства предприятий, учреждений и организаций;

• фонды экологического страхования;

• кредиты банков;

• займы в инвалюте;

• средства населения, включая добровольные взносы ино­странных юридических лиц и граждан.

5. Эколого-экономическое стимулирование.

 Это составная часть экономического механизма управления в сфере природо­пользования и охраны ОС, которая включает в себя:

• налогообложение;

• ценовую политику;

• финансово-кредитный механизм (льготное кредитование, дотации, субсидии и т.д.)

• государственная поддержка предприятий, фирм, внедряющих экологически обоснованные технологии и т.д.

• формирование рынка экологических работ и услуг.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.009 с.)