Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платежи за загрязнение природной среды.

Поиск

Эти платежи осуществляются в соответствии с Федераль­ным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» При определении платы за загрязнение окружающей природной среды следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" и "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды", утвержденными Минприроды России 26.01.93 и зарегистрированными в Минюсте России 24.03.93 N 190.  

Инструкцией установлен перечень видов воздействий, за которые с предприятий (юридических лиц) взимается плата:

1. выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ (ЗВ) от стационарных и передвижных источников;

2. сброс ЗВ в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности, любое подземное размещение за­грязняющих веществ;

3. за размещение отходов;

4. другие виды вредного (физического) воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения и пр.).

Установлены два вида базовых нормативов платы:

1. за выбросы, сбросы ЗВ, размещение отходов и другие виды воздействия в границах предельно допусти­мых нормативов (ПДВ, ПДС, ЛРО);

2. за выбросы, сбросы ЗВ, размещение отходов, за другие виды вредного воздействия вне (сверх) границы пре­дельно допустимых нормативов, но в пределах установ­ленных лимитов (временно согласованных нормативов — ВСВ, ВСС и др.

Плата предприятия (объекта) за выбросы, сбросы загряз­няющих веществ, размещение отходов и другие виды воздей­ствия определяется по соответствующим формулам.

Если государственные органы, уполномоченные в сфере охраны природы, при инструментальной провер­ке устанавливают факт превышения технических нормативов выбросов ЗВ у предприятия, то вся плата за выбросы взимается с предприятия как за сверхлимитный выброс, т.е. умножается на коэффици­ент штрафных санкций.

       Плата предприятия за другие (физические) виды воздей­ствия взимается пока только в отдельных (ограничен­ных) случаях. Методика ее определения находится в стадии апробации. Так, в г. Н. Новгороде взималась плата за акусти­ческое (шумовое) и электромагнитное загрязнения ОПС.

При отсутствии у природопользователя разрешений ус­тановленного образца на выброс, сброс, размещение отходов, выдаваемых специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, за всю массу загрязняющих веществ (отходов) взи­мается плата как за сверхлимитное загрязнение ОС.

Физические лица, для которых использование окружаю­щей природной среды является естественным условием их жизнедеятельности, плательщиками не являются.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» внесение платы за негативное воздействие на ОС не ос­вобождает субъектов хозяйственной деятельности от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещения вреда, нанесенного ОС.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение ли­ митных загрязнений — за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

Из общей суммы 10% платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов МПР России, а остальные 90% — в экологические фонды согласно установленному проценту зачи­сления.

Очень важно отметить следующие два обстоятельства.

Во- первых, платежи за загрязнение носят налоговый характер, по­этому их неуплата дает право органам МПР России взыскивать эти платежи с предприятий в безакцептном порядке.

Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предпри­ятия равны или превышают размер прибыли, которая остает­ся в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпиднадзора рассматрива­лся вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

 


Тема         Экологический контроль и мониторинг.

План лекции:

                          1. Экологический контроль

                          2. Экологический мониторинг.

1. Экологический контроль

Экологический контроль — одно из важных звеньев организационно-правового механизма охраны ОС, предусмотренное разделом XI ФЗ РФ (2002) «Об охране ОС».

 Его целью является проверка:

- исполнения требований экологического законодательст­ва;

- соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды и обеспечения эко­логической безопасности.

Выполнение этих задач возложено на систему экологиче­ ского контроля, состоящую из контроля:

1. государственного,

2. производст­венного,

3. муниципального,

4. общественного.

Посредством экологического контроля обеспечивается при­нуждение природопользователей (субъектов права окружаю­щей среды) к исполнению экологических требований.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функцийпредупредительную, информационную и кара­тельную.

Государственный экологический контроль. Данный конт­роль проводится от имени государства, а не какого-либо ведомства, имеющего свои интересы, что дает независимые и более объективные результаты. Это — наиболее влиятельный вид контроля, в частности, потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Кроме этого, в процессе такого контроля государственные инспекторы могут использовать следующие действенные меры:

• предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений;

• приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей;

• привлекать нарушителей к административной ответственности (предупреждение или штраф).

Государственный экологический контроль осуществляет­ся федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции.

Государственные инспекторы в области охраны ОС (долж­ностные лица органов государственной власти, осуществляю­щих государственный экологический контроль) при осуществлении должностных обязанностей в пределах своих полномо­чий имеют право:

• посещать объекты в целях проверки организации независимо от форм собственности, включая объекты, подлежащие государственной охране и оборонные объекты; знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

• проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС, выполнение природоохранных планов и мероприятий;

• проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, а также средств их контроля;

• привлекать виновных к административной ответствен­ности.

Производственный экологический контроль. Производст­венный контроль проводится самим предприятием - природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выпол­ нения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения, установ­ ленных нормативов в области охраны ОС, а также самопровер­ ки рациональности природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и умень­шению воздействия на ОС. Содержание такого контроля, преж­де всего, зависит от специфики деятельности предприятия.

Проводить производственный экологический контроль в соответствии с требованием ст. 64 и 71 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» обязана экологическая служба, которая в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» долж­на быть организована соответствующим юридическим лицом. Сведения об организации производственного экологического контроля предприятия обязаны представлять в органы испол­нительной власти и органы местного самоуправления.

Поскольку для обеспечения необходимого уровня качества работ на ряд видов экологической деятельности требуется осо­бое разрешение (например, на проведение инструментальных измерений), то предприятия (прежде всего небольшие), часть производственного контроля выполняют, привлекая специали­зированные организации. Однако недооценивая важность при­родоохранной деятельности и стремясь уменьшить затраты, предприятия часто экономят на содержании собственной экологической службы и сводят производственный контроль к ми­нимальному объему, выполняемому организациями-подрядчи­ками, что снижает эффективность самого действенного вида экологического контроля. Тем не менее, по законодательству ответственность за все несвоевременно выявленные наруше­ния несут руководитель предприятия, лицо, ответственное за природоохранную деятельность, и руководители соответст­вующих структурных подразделений.

Муниципальный экологический контроль. Данный конт­ роль осуществляется на территории муниципального образова­ния органами местного самоуправления или уполномоченны­ми ими организациями. Это новый вид экологического контро­ля, появившийся в соответствии с пп. 1, 2 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС».

Общественный экологический контроль. В соответствии с пп. 3, 4 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС». Этот контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами. Его задача — проверка выпол­нения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприя­тия, учреждения или организации независимо от формы их собственности и подчиненности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

Общественные контрольные функции реализуются, в част­ности, при участии общественных объединений в оценке воз­действия планируемой деятельности на ОС (в рамках ОВОС). Общественный контроль осуществляется и за принятием эко­логически значимых решений в рамках общественной экологи­ческой экспертизы. Важной формой общественного экологиче­ского контроля деятельности предприятий и государственных органов является предусмотренное ФЗ «Об охране ОС» право граждан и обществен­ных объединений затребовать информацию о состоянии ОС и принимаемых мерах по ее охране, а также право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Тем не менее, концепция общественного экологического конт­роля реализована пока не полностью. В ее развитие с 2002 г. в нашей стране законодательно введено требование проведе­ния экологического контроля в области охраны ОС на муници­пальном уровне.

2. Экологический мониторинг.

Экологический мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Функции:

1) Наблюдение за состоянием окружающей среды – взятие проб воды, воздуха, почв и определение в них концентрации загрязняющих веществ, а также определение физических параметров среды;

2) Оценка качества окружающей среды – это сравнение результатов наблюдения со стандартами качества;

3) Прогноз состояния окружающей среды;

4) Информирование о результатах мониторинга соответствующие органы власти.

Виды мониторинга:

1) Глобальный мониторинг:

Объект – вся биосфера, атмосфера, мировой океан.

Проводятся проверки на станциях глобального мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках: 30-40 – сухопутных и около 10 – морских, а также со спутников.

2) Региональный мониторинг:

Объект – природные экосистемы, агросистема, редкие виды животных и растений.

Проводится наблюдение на передвижных станциях.

3) Локальный мониторинг:

Объект – источники загрязнения, населенные пункты, отдельные водоёмы.

Проводятся наблюдения на постах наблюдения (стационарные и передвижные).
    Тема     Нормирование качества окружающей среды

План лекции:

                          1.Понятие о нормирование качества среды.

                          2.Показатели нормативов.

                          3. Санитарно-гигиенические нормативы

                          4. Производственно-хозяйственные нормативы

                          5. Комплексные нормативы

                             



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.247 (0.009 с.)