Комплексная программа психолого-педагогической коррекции нарушений в психическом развитии обучающихся НОО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная программа психолого-педагогической коррекции нарушений в психическом развитии обучающихся НОО



Комплексная программа психолого-педагогической коррекции нарушений в психическом развитии обучающихся НОО

  с задержкой психического развития

 

Составитель:

педагог-психолог Прокопенко Е.В.

 

 

С. Зеленый Дол

2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка ………………………………………………...……….3

Содержание программы …………………………………………………..……6

Этапы реализации программы…………………………………………………6

Содержание деятельности………………………………………………………..7

Тематическое планирование…………………………………………………….8

Коррекционно-развивающая концепция программы……………………….10

Кадровое обеспечение………………………………………………………….15

Материально-техническая база………………………………………………..15

Ожидаемый результат………………………………………………………….16

Оценка эффективности программы……………………………………………16

Источники использованной литературы…………………………………..…18

Приложение 1. Комплекс психодиагностических методик, применяемый для оценки уровня развития интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы детей с ЗПР, обучающихся в первом классе………20

Приложение 2. Профиль психического развития обучающегося в первом классе…………………………………………………………………………….30

Приложение 3. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР……………………………………………………………………………....32

Приложение 4. Конспект групповой консультации с родителями…….…..50

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы наблюдается повышение числа детей, имеющих различные отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью.

Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно к подростковому возрасту. Поэтому любые отклонения от нормы в развитии психики детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать и как психологическую и как социальную проблему.

Под задержкой психического развития (далее ЗПР) ученые понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский).

Так как ЗПР - это задержка развития всей психической сферы, а не отдельных психических процессов, необходимо проводить коррекционно-развивающую работу в комплексе и по основным направлениям: развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной сферы (высших психических функций (далее ВПФ) и мотивационной сферы.

Если необходимость в развитии интеллектуальной сферы у ребенка с ЗПР лежит на поверхности и понятна всем окружающим взрослым (ребенку нужно помочь научиться читать, писать, считать, и он сможет осваивать учебную программу), то незрелость эмоционально-волевой сферы и нарушения мотивационной часто недооценивают и не уделяют их развитию и коррекции должного внимания. 

Так учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тенденцию их развития — все большую осознанность и сдержанность. Изменение эмоционально-волевой сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, не сказочный персонаж или сюжет прочитанной сказки, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь — оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Немаловажную роль в развитии детей с ЗПР играют родители и классные руководители, без поддержки и стараний которых любая коррекционно-развивающая работа психолога будет малоэффективной. Поэтому важно привлекать родителей и классного руководителя к такой работе, оказывать им систематическую психологическую поддержку на протяжении всего периода обучения в первом классе, а при необходимости и на следующих этапах обучения в школе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации Программы

Программа состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный этап:

Ø Июль-август 2018 г. - разработка программы.

2. Основной этап:

Ø Ежегодно в сентябре - проведение комплексной психодиагностики психического развития первоклассников интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер (психодиагностический комплекс представлен в Приложении 1), составление индивидуального профиля психического развития на каждого ребенка (примерный бланк профиля психического развития см. в Приложении 2), составление психологической характеристики и рекомендаций для педагогов и родителей, формирование групп детей по степени выраженности и типу нарушений в психическом развитии.

Ø Ежегодно с октября по апрель - проведение коррекционно-развивающих занятий с сформированными группами детей (конспекты коррекционно-развивающих занятий см. в Приложении 3), индивидуальные консультации для родителей и педагогов, групповые консультации для родителей в рамках родительских собраний по вопросам воспитания и развития детей с ЗПР, проводимые не реже 1 раза в учебную четверть, дополнительные консультации по согласованию (примерные конспекты индивидуальных и групповых консультаций с родителями и педагогами см. в Приложении 4).

Ø Ежегодно в январе - промежуточная психодиагностика по основным параметрам развития высших психических функций (внимание, память, мышление), корректировка промежуточных целей в зависимости от результатов диагностики, составление рекомендаций для родителей и педагогов по необходимости. Продолжительность и сроки реализации этапа – в течение всего учебного года, с сентября по май.

3. Заключительный этап:

Ø Ежегодно в мае - заключительная комплексная психодиагностика психического развития детей (интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы), составление индивидуального профиля психического развития на каждого ребенка, составление психологической характеристики и рекомендаций для родителей на летний период, мониторинг реализации Программы (выход на результаты реализации программы).

Содержание деятельности

 

Данная Программа рассчитана на группы детей с ЗПР в возрасте 7-11 лет обучающихся в начальной школе.

Длительность занятий варьируется от 15 до 25 минут, в зависимости от индивидуального темпа скорости обработки и усвоения материала каждого ребенка. Так же Программа предполагает индивидуальные занятия с отдельными детьми, в случае нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения, исключающих занятия в группе.

Структура каждого коррекционно-развивающего занятия представляет собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой:

1. Ритуалы приветствия - прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него включены все дети.

2. Разминка - направлена на создание мотивации для предстоящей деятельности, создания положительного эмоционального фона, улучшение настроения. В этой части применяются элементы тренинговой работы и психогимнастики.

3. Основная часть - раскрывает содержание главной темы занятия, наполняется играми, упражнениями и заданиями в соответствии с темой и целью конкретного занятия. В этой части применяются разнообразные приемы и техники из различных направление психокоррекционной работы (элементы арт-терапии, сказко-терапии, игро-терапии, музыко-терапии, гештальт-терапии).

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

 

                    

                     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ         

№ п/п Тема и цель занятия Коли-чество часов
1 Психодиагностика Интеллектуальной сферы: 2
2 Психодиагностика Эмоционально-волевой сферы: 1
3 Психодиагностика Мотивационной сферы: 1
4 ЗАНЯТИЕ 1 «Знакомство. Начало путешествия в страну волшебников» Цель: развитие и коррекция общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, расширение сенсорно-перцептивного опыта в восприятии окружающего мира. 1
5 ЗАНЯТИЕ 2 «Первое приключение на станции «Цветик-семицветик» Цель: развитие и коррекция общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, расширение сенсорно-перцептивного опыта в восприятии окружающего мира, расширение знаний об оттенках цвета. 1
6 ЗАНЯТИЕ 3 «На станции «Волшебных колпачков» Цель: развитие и коррекция общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, расширение сенсорно-перцептивного опыта в восприятии окружающего мира, расширение знаний об оттенках цвета. 1
7 ЗАНЯТИЕ 4 «Таинственное исчезновение железной дороги» Цель: развитие и коррекция восприятия, общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, моторной персеверации, а также развитие эмоционально-волевой сферы посредством расширения и классификации словаря эмоций. 1
8 ЗАНЯТИЕ 5 «Секрет доброго волшебника» Цель: развитие и коррекция устойчивости и концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации.  1
9 ЗАНЯТИЕ 6 «Остановка на станции «Олимпиада»» Цель: развитие переключаемости внимания, скорости реакции, мелкой и общей моторики, памяти, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование навыка распознавания положительных и отрицательных эмоций. 1
10 ЗАНЯТИЕ 7 «На станции веселых наблюдателей» Цель: развитие наблюдательности, устойчивости и объема внимания, памяти 1
11 ЗАНЯТИЕ 8 «Неожиданная остановка у волшебного камня» Цель: развитие и коррекция распределения, устойчивости и концентрации внимания, зрительной и слуховой координации и восприятия, памяти, воображения. 1
12 ЗАНЯТИЕ 9 «Приключение на станции Кукловодов» Цель: развитие произвольности внимания и поведения, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование волевых качеств, памяти, познавательного интереса. 1
13 ЗАНЯТИЕ 10 «Спасение жителей станции «Художников» Цель: развитие мышления – образных представлений, основных мыслительных операций анализа и синтеза. 1
14 ЗАНЯТИЕ 11 «Удивительная остановка на станции Астрономов и Лунатиков» Цель: развитие мышления, развитие мыслительной операции сравнения, развитие мелкой моторики, расширение сенсорно-перцептивного опыта, воображения. 1
15 ЗАНЯТИЕ 12 «Путешествие на Луну с Лунатиками» Цель: развитие и коррекция мыслительных операций анализа и синтеза 1
16 Промежуточная диагностика интеллектуальной сферы: внимание, память, мышление 2
17 ЗАНЯТИЕ 13 «У Всезнайки в гостях» Цель: развитие мышления, обобщение и классификации, систематизация 1
18 ЗАНЯТИЕ 14 «Неожиданная встреча на станции Сказочных героев» Цель: развитие и коррекция способности к классификации и обобщению, логического мышления, развитие воображения, памяти, эмоционально-волевой сферы. 1
19 ЗАНЯТИЕ 15 «Как оживить Сказочного героя» Цель: развитие памяти, воображения, мелкой моторики и расширение сенсорно-перцептивного опыта. 1
20 ЗАНЯТИЕ 16 «Злой волшебник строит новые козни» Цель: развитие и коррекция мыслительных операций конкретизации и абстрагирования, творческого мышления, воображении 1
21 ЗАНЯТИЕ 17 «Экскурсия на станции Выдумщиков» Цель: развитие воображения. 1
22 ЗАНЯТИЕ 18«На станции неугомонных рассказчиков» Цель: развитие восприятия и воображения. 1
23 ЗАНЯТИЕ 19 «Испытание над пропастью» Цель: развитие мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы, положительного отношения к школе. 1
24 ЗАНЯТИЕ 20 «В школе юных сказочных героев» Цель: развитие мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы, положительного отношения к школе. 1
25 ЗАНЯТИЕ 21 «На станции Дружелюбия» Цель: развитие мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы. 1
26 ЗАНЯТИЕ 22 «Тайна магии цвета» Цель: развитие мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики и расширение сенсорно-перцептивного опыта. 1
27 ЗАНЯТИЕ 23 «Добро творит чудеса» Цель: формирование самостоятельной творческой активности. 1
28 Психодиагностика Интеллектуальной сферы: 2
29 Психодиагностика Эмоционально-волевой сферы: 1
30 Психодиагностика Мотивационной сферы: 1
  Итого 33

             

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) предложено в 60-70-е года ХХ века. В работах многих ученых термин звучал как «временная задержка психического развития», подразумевая, что задержка в развитии ребенка компенсируется, и он «догонит» своих сверстников. А значит, у детей с ЗПР есть серьезные внутренние резервы, и задача педагога-психолога, педагогов и родителей их раскрыть.

 Если необходимость в развитии интеллектуальной сферы у ребенка с ЗПР лежит на поверхности и понятна всем окружающим взрослым (ребенку нужно помочь научиться читать, писать, считать, и он сможет осваивать учебную программу), то незрелость эмоционально-волевой сферы и нарушения мотивационной часто недооценивают и не уделяют их развитию и коррекции должного внимания. 

Так учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тенденцию их развития — все большую осознанность и сдержанность. Изменение эмоционально-волевой сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, не сказочный персонаж или сюжет прочитанной сказки, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь — оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Ребенок с ЗПР, который сталкивается с трудностями в усвоении программы, начинает сравнивать себя с более успешными детьми, воспринимает все оценки взрослых буквально и некритично, накапливает негативные эмоции, которые начинают препятствовать его всестороннему развитию. Во внеучебное время игры продолжают доставлять удовольствие ребенку, но их содержание и сообразно связанные с ними чувства тоже становятся иными, преломляясь через призму полученного опыта в школе.

Что касается мотивационной сферы, как считает А.Н. Леонтьев, она является ядром личности. Мотивы определяют деятельность, активность ребенка и направленность. Мотивы у младших школьников формируются под влиянием учебной деятельности и отличаются множественностью и структурированностью. Структура мотивов состоит в том, что любая деятельность обеспечена не одним мотивом, а целой системой, одни из которых являются доминирующими, другие – подчиненными. Так из-за чувства своей некомпетентности, из-за накопленного негативного опыта у ребенка с ЗПР формируются неконструктивные ведущие мотивы к учению (например, мотив избегания неудачи), вследствие этого наблюдается снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебному процессу, непонимание ценности учения в целом.

Со всеми выше перечисленными трудностями ребенок с ЗПР сталкивается с первых дней обучения. А начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. А дети с ЗПР переживают такой непростой период с определенными особенностями, знать и учитывать которые в процессе обучения должны все участники образовательных отношений.

Основные принципы данной Программы основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (нормативно в дошкольном возрасте - игра, в младшем школьном возрасте - учебная деятельность). При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. И воспитатель, и учитель не имеют оснований объяснять неудачи своих воспитанников или учеников их плохим умственным развитием, отсутствием у них способностей, так как развитие детей само в значительной степени определяется обучением, воспитанием, общением, зависит от особенностей организации этих процессов.

Так основными принципами психокоррекционной работы при составлении  Программы явились (А.А. Осипова):

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности и гетерохронность, т.е. неравномерность их развития. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях благополучия в отношении разных его аспектов. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. При реализации целей и задач Программы учитывается зона ближайшего развития ребенка. Программа направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического психического развития ребенка в целом.

2. Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностические процедуры пронизывают весь процесс психологической работы с ребенком, предоставляя необходимую информацию и обратную связь.

3. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация такой активной деятельности, в ходе реализации которой создаются условия, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Учет индивидуальных психологических особенностей ребенка в ходе реализации Программы позволяет наметить в пределах возрастной нормы направления оптимизации развития для каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальности, его потребностей и интересов.

5. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В Программе используется всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии (элементы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии, гештальт-терапии, тренинговые упражнения и психогимнастика).

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Ребенок не развивается, как изолированный индивидуум, отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми, он развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними, поэтому к психокоррекционной работе привлекаются значимые для ребенка взрослые (родители, родственники, участвующие в воспитании и развитии, педагоги школы).

7. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Этот принцип свидетельствует о том, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на более развитые психические процессы. Опора на эти психические процессы и использование методов, которые их активизируют, являются эффективным путем коррекции интеллектуального и перцептивного развития, так как развитие человека не является единым процессом – оно гетерохронно. Поэтому, если у ребенка отстает развитие произвольных процессов, то непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

8. Принцип программированного обучения. Данный принцип предусматривает подбор упражнений, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых ребенком сначала с педагогом-психологом (или родителем), а затем самостоятельно приводит к формированию у него необходимых умений, навыков и действий.

9. Принцип усложнения. Этот принцип говорит о том, что, переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступном конкретному ребенку позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает ему возможность испытать радость преодоления.

10. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации Программы  переход к новому объему материала осуществляется только после относительной сформированности того или иного умения. Объем материала и его разнообразие увеличивается постепенно.

11. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Этот принцип говорит о том, что проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции. Коррекционные занятия с детьми начинаются и завершаются на позитивном эмоциональном фоне.

Реализуя данную программу, педагог-психолог решает помимо основных, еще и не менее важные сопутствующие задачи, а именно:

1. Улучшение психологического самочувствия каждого ребенка (положительные изменения в одной сфере автоматически влекут за собой положительные изменения в остальных сферах – принцип единства развития психики).

2. Коррекция речевых недостатков (так в процессе коррекционных занятий развиваются все ВПФ, что автоматически влечет за собой созревание мозговых структур, отвечающих и за развитие речи).

3. Развитие коммуникативных навыков (так как занятия проводятся в групповой форме, и дети взаимодействуют друг с другом под контролем педагога-психолога).

4. Формирование конструктивных поведенческих навыков (при контролируемом педагогом-психологом взаимодействии детей происходит и коррекция неадекватных способов реагирования ребенка на какие-либо ситуации, появляются новые формы общения и взаимодействия в детском мини-коллективе, новые способы выражения своих желаний и потребностей).

5. Улучшение психологического климата в классе в целом (который зависит и от психологического благополучия каждого из детей и здоровых отношений между детьми во время обучения в классе и взаимодействия детей с учителем).

6. Улучшение родительско-детских взаимоотношений (так как в процессе реализации Программы родители получают конкретные рекомендации по воспитанию и развитию своих детей, получают необходимые знания о том, как развивается их ребенок, причины его поступков и состояний, а значит приходит понимание своей роли как родителей в развитии и коррекции своего ребенка).

7. Профилактика психологического неблагополучия ребенка (так как у ребенка формируется основа и психологические ресурсы для преодоления возникающих психологических проблем в будущем).

8. Содействие успешной адаптации к школе.

Основной формой воздействия педагога-психолога на детей группы ЗПР являются организованные игровые занятия, развивающие и корректирующие упражнения в игровой форме, в которых ведущая роль принадлежит взрослому. Успешность психокоррекционного воздействия напрямую зависит от правильного выбора методов психокоррекции. Необходимо применять такие психологические приемы, которые привлекают на занятии внимание каждого ребенка, поэтому методологической основой данной Программы являются идеи Л.С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников и младших школьников.

Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре, поэтому игра и игровые формы работы – это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

 

Кадровое обеспечение

 

Руководитель  Программы – педагог-психолог. Также в реализации участвуют классный руководитель и родители.

Ожидаемые результаты

1. Развитие психофизиологических предпосылок высших психических функций, пространственных представлений и отношений, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, функций контроля, способностей к аналогии и обобщению, аналитико-синтетической деятельности, зрительного анализа и синтеза, зрительной, слуховой, комбинированной, смысловой видов памяти, воображения, речи и речевого синтеза, способности к рефлексии.

2. Формирование навыков саморегуляции поведения, познавательной потребности, положительных эмоции к обучению в школе.

3. Снятие психоэмоционального напряжения, нервно-психического возбуждения, тревожности, агрессии и других неблагоприятных эмоциональных состояний.

Приложение 1

Второй графический диктант

Инструкция: «Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо."

Оценка: за все задания - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий графический диктант

Инструкция: «Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно: одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо."

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.
IX. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."

Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков. За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально – 10


                                                                    

В. Рисунок человека

Инструкция: «Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)». Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.
XI. Методика по определению состояния долговременной памяти - 2 этап Методики А.Р. Лурия «10 слов».

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. "Вспомни те слова, которые я тебе читал".

Оценка 10 баллов - если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.

Приложение 2

Приложение 3

ЗАНЯТИЕ 1

«Знакомство. Начало путешествия в страну волшебников»

Цель: развитие и коррекция общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, расширение сенсорно-перцептивного опыта в восприятии окружающего мира.

Необходимые материалы: мяч (или мягкая игрушка), цветные карандаши и фломастеры, картинки с изображением вещей волшебников (иллюзионистов, фокусников), черно-белые картинки с паровозами.

ЗАНЯТИЕ 2

«Первое приключение на станции «Цветик-семицветик»»

Цель: развитие и коррекция общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, расширение сенсорно-перцептивного опыта в восприятии окружающего мира, расширение знаний об оттенках цвета.

Необходимые материалы: набор карточек с основными цветами, гуашь или акварельные краски, кисточки больших размеров, емкости для воды, маркер темного цвета, скотч и ножницы.

Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся» (3 мин). Детям предлагается выдумать свой необычный способ приветствия и поздороваться им.

Слова психолога (5 мин): «Ребята, помните, чем мы занимались на прошлом занятии (дети должны ответить). Да, мы начали путешествие в страну волшебников! И сейчас наши паровозики останавливаются на первой станции, которая называется… (дети должны назвать). Да, Цветик-семицветик». На этой станции вы сможете почувствовать себя волшебниками, представить, каково это делать волшебные дела!

Разминка (2 мин): Перед следующим упражнением нужно с детьми вспомнить, какие цвета бывают (основные цвета можно показывать детям на карточках, а они их называют вслух). «Присели (хлопнули в ладоши, подпрыгнули и т.д.) те, у кого в одежде есть красный (зеленый, черны и т.д.).

Упражнение: «Цветик - семицветик» (20-25 мин). Арт-терапевтическое упражнение с использованием больших форм, что позволяет детям получить новый опыт взаимодействия с непривычными формами и пространством. Позволяет актуализировать или сформировать знания оттенков цвета. Перед упражнением нужно с детьми вспомнить, какие цвета бывают (основные цвета можно показывать детям на карточках, а они их называют вслух).

Каждому ребенку дается большой лепесток, и дается задание вспомнить свой любимый цвет и раскрасить этим цветом свой лепесток. Но есть правило, цвета не должны повторяться, поэтому, кто первый назовет свой цвет тот этим цветом и раскрашивает, а другой должен назвать еще один свой любимый цвет.  Затем кладут на стол, собрав воедино. А после даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам?». Психолог пишет каждое пожелание на лепестках

По окончании игры можно провести конкурс на самое «доброе» желание для всех и нарисовать его всем вместе на листе ватмана.

Рефлексия(5 мин)
1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?
2.Чему я сегодня научился?

Ритуал «Прощание» (2-3 минуты). Вспоминаем и обсуждаем разные формы прощания, Детям предлагается попрощаться какой-нибудь частью тела (плечом, рукой, спиной и т.д.), если дети сами не могут назвать, психолог помогает. В конце все соприкасаются выбранной частью тела и на счет 3-4 громко произносят слово «ВСЁ!»

 

ЗАНЯТИЕ 3

«На станции «Волшебных колпачков»

Цель: развитие и коррекция общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, расширение сенсорно-перцептивного опыта в восприятии окружающего мира, расширение знаний об оттенках цвета.

Необходимые материалы: бумажные салфетки разных цветов, клей бумажный канцелярский, ножницы, шаблоны звёзды, основы для колпачков (бумажные конусы с прикрепленной шляпной резинкой), цветной картон.

Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся» (3 минуты). Детям предлагается выдумать свой необычный способ приветствия и поздороваться им.

Слова психолога (2 мин): «Ребята ну вот мы снова встретились и продолжаем наше путешествие! Наши паровозики мчатся на всех парах к следующей станции «Волшебных колпачков», но по пути мы что-то заскучали, ведь каждый едет в своем паровозике, а так хочется поболтать с кем-нибудь в пути! Предлагаю поиграть в игру…»

Разминка: «То, что я люблю делать» (5 мин). Дети стоят в кругу, водящий средствами пантомимы показывает то, что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу. Какие животные нравятся водящему, какие он любит подарки, его любимое время года и т.д.

Слов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.083 с.)