Историческая наука в послевоенные годы. 45-серд.80 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая наука в послевоенные годы. 45-серд.80



Основные этапы и условия развития ИН(истор.науки) в послевоенные годы.

СССР одержал победу не только военную но и идеологическую. Внесла вклад и историчекая наука. Окончание воны дало возможность вернуться к мирной созидательной работе в том числе и в области науки. Стало увил. финансирование развития науки, появлялись новые научные учреждения, при этом большое внимание уделялось развитию общественных наук. Война сократила фундаментальные исследования в науке. Предстояло наверстать упущенное. Победа в войне вызвала большой патриотический подъем. Чувство гордости за страну. Усиливался интерес к прошлому страну и перспективам ее развития. =толчок к развитию истор.науки.

В первые послевоенные годы люди жили в сложных условиях. Задача донести до народа, что так уже было= повышало роль истерического опыта.

Внешнеполитические условия. После воны проявилось стремление= историков запада опорочить победу СССР, фальсифицировать историю страны. = усил. идеологической работы. Политика железного занавеса.

Война вызвала кризис тоталитарной системы. Назрела задача ее реформирования. Но она не желала сдавать позиции и испол патриотический подъем в своих целях. Для первых послевоенных лет – жесткая идеализация всей общественной жизни. В эти годы появилось понятие идеологический фронт (объединялись литература искусство и общественные науки).

1946-48 года ЦК партии принял ряд постановлений о литературе и искусстве. По истории постановлений не принималось, но оценка присутствовала. В них подчеркивалось значение принципа партийности, т.е. классового анализа явлений. В связи с этим главным враждебным течением был объявлен объективизм (мировоззренческая позиция предполагает отказ от классового анализа явлений и ориентирует познания на социально политическую нейтральность. Под флагом борьбы с объективизмом часто в объективизме обвинялись историки. В 1948 году было опубликовано 2 статья «Объективистские экскурсы в историю» и «институт истории не занимается историей». Развертывается компания с космополитизмом (низкопоклонство перед западом)= развернулась критика учебника Рубенштейна «Русская историография»,  где автора обвиняли  в О. и К. Развертываются кадровые чистки и репрессивные компании. Ленинградское дело зацепило и Ленинградский университет и конкретно Вознесенких. В конце жизни Сталина началась проверка Ленинградского института истории = решение по его ликвидации. Причины – не актуальные темы, уход от реальной жизни и неудовл. кадры.

Под флагом борьбы ЦК организовал ряд дискуссий по общественным наукам. В 1947 философская. 1951 году – языкознание. В 1951 – дискуссия по полит. Экономии. Способствовали обмену мнений, высказаны разумные мысли, но беда в том что эти Д. не были свободными, преобладали авторитарные точки зрения.

Большое влияние продолжал оказывать краткий курс истории ВКП(б). В газете правда была опубл. Серия статей с ком.всех глав краткого курса. В 1947 выпущена краткая биография Сталина. Все события увязывались с именем Сталина.

В первые послевоенные годы и + для развития истор.науки. В это время АН была создана архиографическая комиссия, которая стала издавать археографический ежегодник. В состатве института истории появились новые сектора – истрия совет.общество, комиссия по ИИН. В 1946 году создана академия общественных наук. Выросла сет го.университетов и пед университетов с истори.факультетами. Расширилась истр.периодика. Стал выходить журнал «Вопросы истории», «Вестник древней истории», с 55 «исторический архив», выросло кол-во ученых записок вузов истор.серия. однй из ведущих форм научной работы стало создание крупных обобщающих трудов.

1950 президиум АН принял решение о создании нескольких многтомных изданий история СССР, Всемирная исторя, история русской культуры, история Москвы. Очерки истории СССР. С 1953 по 58 8 омов, но до 19 века, потом не стали ее продолжать. В 55 году 1 том Всемирной истории.

Важнейшим рубежом стал XX съезд КПСС (1956) осужден культ личности Сталина. Официальный курс на демократизацию общества. Общ-ое сознание стало освбождаться от догматизма. После XX съезда в развитии ИН появилось ряд новых моменто, в которые особенно хар-ны для науки в 50-60 е годы.  1. выросла сеть науч. учреждний. в 1957 году было создано сибирское отделение АН СССР. 1966 году при министерстве обороны создан институт воен.истории. 1968 Институт истории АН СССР был разделен на 2 сам-х – институт истории СССР и институт всеобщей истории.

1956 Постановление совета министр ов СССР об улучшении использования архивных документов. Начался процесс рассекречивания и облегчен доступ исследователей к архивам.

В 1961 году архивы были изъяты из ведения МВД в руки советов.

Возобновилась публикация статистических сборников развития народного хозяйства страны. В конце 30е годы их перестали публиковать. в 1956 году Народное хозяйство.

В конце 50х –нач60х годов появляется новая форма организ. науч. Работы – проблемные науч. советы, кот. объединяли творческие силы авторов и науч. учреждений исслед. опред.темы.

Создание новых учебников. В 1959 году вышел новый учебник История КПСС под ред Понамарева. Заменил собой краткий курс. Издавалось множество учебных пособий. Регулярно переиздавались шк и вузовские учебники. В 1962 году в выпускном классе средней школы был введен новый курс обществоведение. В 1966 первые факультативные курсы. В начале 60х годов это преподавание было по концентрической системе. В результате история отечества изучалась три раза: нач.шк., 7-8 кл., 9-11 кл.до середины 60х годов. Потом опять по линейной системе.

Создание крупных обобщающих трудов по истории. Советская истор.энциклопедия История СССР с древнейших времен до наших дней. Вышло 11 томов. Исторя рабочего класаа, История крестьянства СССР, И.Внешней полики СССР.

Обобщающие работы регионального характера. Истории собзных республик. История Сибири и т.д. История городов и сел Украинской ССР 26 томов.

Источниковедческих и ситориограф.проблемам. с сер.50х годов издавался многотомный труд Очерки ИИН в СССР под.рук.Тихомирова.

После XX съезда были реабилитированы многие историки. Переиздавались труды и доревол.истоиков. возобновились дискуссии, появился плюрализм мнений, но он был относительным, допускался только в рамках марксистко-ленинской идеологии. В 1957 году было принято постановление ЦК о журнале «Вопросы истории».с 57 года началось новое издание собрание сочинений Ленина. Издано 55 томов. Второе издание Маркса и Энгельса 50 томов. 

Курс xx чъезда проводился неполедовательно противоречиво. Но влияние XX съезда на общ-ю жизнь было очень велико. В обществе вырос интерес к истории, потребность к истор.правде, критчиеском отношении к пройденом пуи, сознание освобождалось от догматизма. К середине 60х годов курс съезда начал свертываться.

1966 годув газете Правда была опубликована передовая статья «Высокая ответственность историка» авторы – Жуков, Трухановский, Шунков. Сосредоточили свое внимание на термине культ личности. Была критика всего, что связано с культом личности. В 1968 году было издано учебное пособие Очерки истории КПСС под ред.Трапезникова- консервировала многие старые установки старого курса. В августе 1967 года ЦК партии принял постановление о развитии общественных наук. Ставились задачи: в нем содержался призыв преодолеть отстование в разработке фундаментальных проблем, но делался вывод, что партия уже разработала важнейшие теоретичекие положения, вскрыло закономерности и двужсилы истор.развитяи. Из науки стала выходить живая дискуссия. Стали преобладать авторитарные точки зрения, попытки отойти от обязательных догм наказывались. Сокращалась публикация источников. Снова стал затрудняться доступ к источникам. Появилось представление о выгодной и невыгодной правде. Преодолеть застойные явления могли: широкая демократизация науки, доступ ко всем источникам, отсутствие запретных тем, свобода мнений. Так курс был принят в годы перестройки.

Исследовательская работа не выходила за рамки Октября и Гражданской войны. Крупных работ по этим темам не издавалось – выходили научно-популярные работы и небольшие работки –

•        «Популярные очерки по истории Октября» - небольшие брошюры Кучкина и Минца. Они писались в русле концепции первого тома истории гражданской войны в СССР – но они вышли за рамки.

•        1941 – Ковалевский «Триумфальное шествие советской власти» - одна из первых посвящена послеоктябрьскому периоду.

•        Чебарин «октябрьские дни 1917 года в Москве» (не писали ранее о второй столице)

•        1938 – первый том «Документы великой пролетарской революции» - более 300 док-ов.

•        1938 – сборник воспоминаний «В дни великой пролетарской революции»

•        1939 публикация мемуаров стала невозможной – ЦК партии принял постановление о Мариетте Шагинян (писала о Ленине) – обвинение в том, что допустила произвольные высказывания о Ленине. Много писала о Ленине. Допустила произвольные высказывания.

В 20 е годы много работ общего характера, то в этот период только единичные работы посвященные отдельным проблемам.

Изучалась и история Гражданской войны. В 1930-е годы выходило гораздо меньше работ, чем в 20-е + ранее создавались труды общего характера, теперь – единичные об отдельных сторонах и периодах войны:

•        Генкина «Борьба за Царицын в 1918»

•        Бурджалов «26 бакинских комиссаров»

•        1936 – сб. д-ов «Крах германской оккупации на Украине»

•        1939 – сб. д-ов «Крах германской оккупации на Псковщине» Ленинградские архивы подготовили

•        «Перекоп» - сборник воспоминаний, посвящённый борьбе с Врангелем

Выходило не много исторической литературы. Из-за культа личности. Были ликвидированы просветительские общества.

Правящая партия была заинтересована в изучении своего исторического опыта и распространение ее среди коммунистических партий = развитие историко партийных исследований. Вел работй испарт + большое влияние на историко-парт исследование оказали учебники по истории партии.

Причина сокращения – обстановка культа личности + репрессии среди историков + репрессии участников событий.

1920 ЦКП Бубнову поручено написать учебник по истории партии. Основные моменты в развитии коммунистической России – учебником не стала. Методологические вопросы истории партии.

1923 год. 1 том очерков по истории РКПБ Владимира Ивановича Невского.

1925 год популярный очерк история РКПБ Зиновьева.

1926 год – вышли 3 учебника Невский +Попова +Ярославского в них история партии излагалась до середины 20х годов.

Самым значительным трудом была 4х томная история ВКПБ под ред. Ярославского с 1926 по 1930 год. Предполагалась как учебник для вузов.

Завершающим трудом была книга Бубнова ВКПБ в 1931 году история партии до 15 съезда.

Сталин приказал покончить с многообразием точек зрения по истории партии.

Историко-партийная наука стала сталкиваться с большими трудностями. Начало было положено письмом Сталина в редакцию журнала пролетарская революция «О некоторых вопросах истории большевизма». Повод- послужила опубликованная за год до этого статья историка Слуцкого «Большевики о германской социал- демократии в период её предвоенного кризиса» - взаимоотношения большевиков с партией интернационала. Сталин придрался к словам, что Ленин недооценивал центризм Кауцого и не боролся с ним. Статья дискуссионная. Постановка на дискуссию вопроса –это попытка протащить троцкизм в историческую науку. Сталин считал, что троцкизм представляет главную опасность, что это передовой отряд конревол буржуазии, ему нельзя делать никаких уступок. = Наступление на историков -марксистов. Сталин поставил под сомнение значение парт документов как истор источников. = парт документы стали все больше засекречиваться. Сталин дал рекомендации, как писать историю партии и что писать.

Развернулась в 1931г. критика 4х томника под ред Ярославского. Повод-письмо Сталина.

Небольшая брошюра биография Сталина к его 60-ю.

В стране утверждался культ личности. Осложнилось дело с написанием биографии Ленина. Первым и главным биографом была Крупская «Воспоминания о Ленине».

В 1933-34 гг. были опубликованы 3 и 4 часть Воспоминаний» и в ответ на это в газете Правда появилась целая полоса критических материалов. Тон занимала полоса Поспелов. Поспелов обвинял Крупскую в том, что в мемуарах содержится много ошибок, неточностей. Воспоминания мало подкрепляются документами. Крупская мало внимания уделила мало внимания пражской парт конференции, о встречах Ленина со Сталиным.

Обстановка в историко-парт науки осложнилась когда была издана книжка Берии «К вопросу о истории большевицких организаций Закавказья» 1935г. Берия не был автором книги, а группа грузинских историков. Грубую фальсификацию Закавказских организаций. Непогрешимый герой Сталин. Берия провоит идею равного великого вклада Ленина и Сталина в создание партии = партия возникла из двух основных центров Союз борьбы Петербург Ленин + Закавказье во главе со Сталины. + идея двух вождей партии. по Беря РСДРП образовалось в 1912 году.

 Обстановку культа личности окончательно утвердил «Краткий курс истории ВКП(б)» - учебник по истории партии. В 1932 Сталин высказался за создание единого учебника по истории партии. Руководство этой работой было поручено все секретарям. Эта комиссия почти ничего не сумела сделать. Жданову поручили это в 1934. В течении 1935-1937 коллектив авторов под руководством Кнорина, Поспелова и Ярославского подготовил несколько вариантов учебника. Но все онибыли забракованы как не отвечающие требованию.

В 1935 году – совещание историков – поставлен вопрос о создании единого учебника партии. Теперь работа стала двигаться. В 1935 – 1937 годах коллектив авторов под руководством Кнорина, Поспелова и Ярославского подготовил несколько вариантов учебника. Забракованы.

1937 – к авторам учебника письмом обратился Сталин – отметил недостатки макетов: история партии излагалась вне связи с историей страны, ограничение описанием событий без марксистского объяснения, неверная периодизация – предложил свою периодизацию истории партии. Не правильная периодизация событий. Сталина дал свою периодизацию, и дал рекомендации как писать дальше. После авторам дали 4 месяца на доработку учебника – раздали всем членам политбюро готовый проект. Жданов внёс 1002 поправки! Больше всего книгу редактировал сам Сталин – дал окончательное название книге, лично написал для 4 главы параграф «О диалектическом и историческом материализме» (философский раздел Краткого курса), написал кусок текста о Пражской конференции (когда сам членом ЦК), написал часть главы о коллективизации, дал окончательное название книги «Краткий курс истории ВКП(б), правки провёл текста. Отсюда Сталина считают автором учебника.

С 1938 курс был опубликован целиком по главам в газете «Правда», журнале «Большевик». В 1938 она была издана и отдельной книгой – на 20 лет это стал единый учебник по истории партии. Тираж – 58 языков, до 53 – 301 издание миллионными тиражами.

В курсе было много верных положений, но много и противоречивого и ошибочного. Через всю книгу проходят 2 идеи: 1) Сталин – ученик и преемник Ленина, Сталин – творец социализма в стране, 2) победоносный и безошибочный путь развития партии, а если и возникали ошибки – то это происки врагов = история партии – борьба с противниками и врагами. Все лица чётко разделены на своих и чужих.

Негативное последствие – утвердил обстановку культа личности Сталина, наличие ложных и фальсифицированных положений, преподносимых как правильные.

Были ошибочные положения и по гражданской истории:

1)       Тезис о полуколониальном положении России накануне революции; На самом деле не была полуколонией;

2)       Односторонняя негативная оценка революционного народничества – не проводили потом работ по народникам.

3)       Оформление РСДРП – 1912 год, а не 1903!!!

4)       Не проведена последовательно ленинская периодизация истории партии, октября и гражданской войны, февральская революция отрывалась от октябрьской и преподносилась как эпизод первой мировой войны. Недооценивалась февральская революция и,по сути, изучалась очень слабо. 

5)       Не было идеи народного характера революции – участники превращены во врагов, а главный герой – Сталин;

6)       На длительное время утвердилась простая, но ненаучная периодизация гражданской войны, сводимая к трём походам Антанты: 1 – Колчака, 2 – Деникина+ Юденича, 3 – Борьба с Врангелем. Выпадали события 17-18 гг., германская интервенция 1918 года, недооценивались события на востоке.

Утверждение ложных фальсифицированных положений. В качестве истин утверждались ложные положения! При этом краткий курс был объявлен образцом научного исследования, энциклопедией марксизма-ленинизма. Исследователи не могли выйти за рамки оценок курса. Если краткий курс не упоминал, то эти события вообще не исследовались.

Загонял общественность в русло готовых догм. Утвердил единый взгляд на историю партии, положил конец дискуссии. Преподносился как цитатник.

Из-за ограничений – условия для произвольного обращения с фактами и подгонки материала к выводам краткого курса – положен конец дискуссиям.

Ноябрь 1938 года – ЦК партии принял постановление «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском Краткого курса истории ВКП (Б)». стали создаваться кружки по изучении марксизма-ленинизма. После этого постановления стала изучаться м-л теория по курсу. Были отделы пропаганды и агитации. В Москве создавалась высшая школа м-л, потом высшая партийная школа. В парткомитетах создавались отделы агитации и пропаганды + в ВУЗах вводился единый курс «основы марксизма-ленинизма» с соответствующими кафедрами.

Этот курс состоял из 3 частей: 1) на первом курсе изучалась история партии по краткому курсу, 2) на втором курсе изучалась марксистско-ленинская философия: диалектический материализм, исторический материализм, 3) изучение марксистско-ленинской политэкономии – политэкономия капитализма и социализма. Всё это составляло единый курс марксизма-ленинизма до конца 1980-х годов.

После принятия краткого курса широко издавались произведения Ленина, Маркса. Энгельса. 1940 – выпускали 4 собрание сочинений Ленина. Издание их трудов позволили укрепиться и сталинизму в науке.

Сквозное проб.в революциях:

- Крест.движение

-армия

- гегемония пролетариата

3 тома в сер.80х гг. Исторический опыт 3-х российских революций. Т.е. комплексное изучение револ-ий.

1-ая револ.1905-07: Черменский, Спирин, Тюкавкин. 1985 г. справочник «Первая Российская революция».

60-70-х гг. во всей масштаб.показала февральская революция, т.е. преодолены оценки крат.курса.

Эд.Ник.Бурджалов

- 1967 г. 2-ая рус.революция, Восст.в Петрограде.

- 1970 г. «Москва. Фронт. Переферия»

Впервые показал революцию как общерос.событие. Исслед.обстан.полит.сил. Вопрос о соотношение стихийного и ….

Но его работу не оценили по должному.

Единствен. Положит.оценка в «Новом мире».

Изучение Октябрьской революции опережало.

- в 60-х годах историки попытал. по-новому поставить вопрос о предпосылках Окт.револ.

69 г. – Свердловск сессия научного совета, на кот.была поставлена эта проблема с б.з. многоуклад. рос. экономики.

Они пришли к выводу, что Рос. в нач.XX века представляла модель всего мира. -> в эконом.переплетались многие уклады и это определило сложность борьбы и породило те альтернативы событий.

Тарновский

Рос. в нач.XX века не страна класс.империализма. были со-эконом.переделы для револ., но созрели политические предпосылки.

Вывод, что ленин переоценил степень зрелости рос.империи для социалистических преобразваний.

Матер.научны.сов.издает: «проблемы истории капитал. России.теория многоукладности». Сборник обвинили в эклектики и отступлении от Ленина. Это представит.нового направления (+Волобуев). Не было возм.изучить соц-эконом.проблемы, стали изуать политич. Особенно истор.политич.партий. История револ.изучали после ХХ съезда партии. Открыты новые источники, возобнов.публии воспоминаний участников, шел процесс реабил.

Вопросы истор. Револ.продол.изучать Минц. «История Великого Октября» + Спирин, Гапоненков, Еременков.

 

16.12.2016

После 20 съезда было пересмотрено содержание процесса индустриализации. Она не сводилась только к тяжелой промышленности, а рассматривалась как процесс создания многоотрлсевой экономики при ведущей роли тяжелой промышленности с целью завоевания экономиечской независимости страны.

В 60 -70 х годах было выпущено 4 тома документов индустриализация в СССР. Роль такого обобщающего труда выполняла монография Виталия Семеновича Лельчука Индустриализация СССР: пути, средства, достижения 1984 год. + В.З. Дробижев, Гладков, Рогачевская и др. История индустриализации изучалась через процессы происходящие из рабочего класса. 1965 году был выпущен первый обобщающий Очерки истории советского рабочего класса. В 80х года был создан многотомный труд История советского рабочего класса. В большинстве работ по-прежнему индустриализация рассматривалась в русле краткого курса(началась в 20х-закончилась к серед.30х).

Если смореть аграрные преобразования то оин изучались по нескольким направлениям: 1.Первые агараные преобразования (шарапов, Першн, Данилов) 2.Изучение истории совхозов (Зеленин «Совхозы в первое десятилетие», Богденко) 3. Изучение истории коллективизации а)создание. В руководством Данилова, но она не вышла, вышла только в постсоветское время. В значительной степени история коллективизация рассматривалась через историю крестьянства. 70 г –Совеское крестьянство краткий очерк истории, история крестьянсва СССР.в 1982 г Коллективизация с/х СССР: пути, формы.б) изучение колект-ии в отдельных регионах страны в)исследование отдельных проблем коллективизации: Ивницкий –классовая борьба в период коллективиз., Кукушкин – роль совтов в проведении колект-ии, Корольков и Арутюнян – создание материально-технической базы с/х, Данилов В.П. –деревня на кануне коллективизации. Оценочные явления процессы коллективизации не изменились. Коллект-я ликвидация кулачества как класса единственное преобразование формы..? Об ошибках и перегибах коллект-ии писалось мало и кратко. Не вскрывались тяжелые последствия. Последствия –подрыв эк-ки с/х, гибель миллионов крестьян, раскрестьянивание страны выявилось в последующие годы.

М.П.Кепин - культурная революция. «Комнизм и культура»

Не изучалась политическая система 20х-30х годов. Искл. Строительство гос.аппарата при Ленине6 Гимбельсон, Генкина, Ирошников и др. + История советской конституций – Кукушкин.

Изучение истории ВОВ

С первых послевоенных лет тема ВОВ становится одной из ведщих и остается одной из востребованных. Первое послевоенное десятилетие в плане научного изучения историии войны было мало продуктивно. В те годы многое было сделано по упорядочиванию документальной базы, опсание ряда сражений, но работы преобладают популр. Оценки делались по установке Сталина. В его книге о ВОВ. Сталин после окончания ВОВ. Единственный раз коснулся ошибок советского руководства в начальный период войны. В общесте ошибки руководства обсуждают. Сталин решил глбже консуться этого вопроса окольными путями. В 1947 году в письме к Разину (военному историку) коснулся ряда вопсов воен.истории. Посоветовал глубже изучит такой вид настпления как контрнаступление, привел примеры из прошлого. Под влянием эих рекомендаций родилась теория активной обороны советских войск- первый раз помянулося в биографии сталина. Согласна этой теории отступление в 41 советсих восйк отступала с целью изматывания сил проивника, накопление сил ресурсов, подготовка к контрнаступения. Написаны. Проявились парралель событий 41 и 1812 года. Ярко выржаено в 52 году у Жилина «Контрнаступления Кутузова». Завершающим трудом стал коллективны труд Очерки истории ВОВ в 1955 году. Там термина активная оборона нет. В первые послевоенные годы делались попытки делать научную переодизацию войны. Удачную попытку сделал Ворошилов в 50м году «Сталин и вооруженные силы СССР»: 1 период: срыв гитлеровского плана блиц-крига и подготовка условий для коренного перелома лето 1941-очень 1942, 2 период: коренной перелом зима 1942/43 – зима 1943/44, 3 период: решающий период-изгнание врага за пределы СССР, выведены союзники германии из войны 1944 год, 4 период: завершающий период-воен дествия 1945 года. Была неофицальная периодизация 10 Сталинских ударов. Большая часть литературы посвящаась военным опрециям. Другим проблемам посвещалось мало – 1947 год: Н.Е. Вознесенского Военная экономика в период ВОВ, Деборин Международные отношения в период ВОВ. В первые послевоенные годы не было почти мемуаров => Большинство активных участников войны продолжали военную службу и не помышляли о написании мемуаров. Войну как сложное общественно полит событие еще предстояло осмыслить а для этого требовалось время. Попытки написания мемуаров не встречали одобрения Сталина.

Новый этап изучения воны начался после XX съезда партии. В 57 году цк партии принял постановление о создании многотомной истории войны, однотомника о войне и издание серии книг о войне. В течение 62-65 годов вышла История ВОВ СССР в 6 томах. Авторы обобщили огромный фактический материал, проанализировали войну как сложное соц-политическое событие, показали все её стороны. В 6 томе раздел о историографии войны в этом труде были недостатки обусловленные тогдашней остановки в обществе-влияние субъективизма и волюнтаризма. Преувеличивалась роль отдельных фронтовых командований, где был Хрущев. В 65 году тот же коллектив авторов подготовил Краткую историю войны в 1 томе. С конца 50х годов выпускалась книга ВМВ в исследованиях и воспоминаниях современников. В ходе работы над 6 омников была выработана новая периодизация ВОВ: 1период: Начальный период воный 22 июня 1941 –по 18 ноября 1942 года, 2 период: Коренной перлом 19 ноября 1942 – до конца 1943 года, 3 период Завершающий 1944-9 мая 1945. В дальнейшем делались попытки пересмотреть переодизация. В 70 году такую существенную попытку предприням В.П. Морозов. Он показал недостатки общепринятой периодизации: затушевывается роль роль и место победы Московской битвы, не достаточно связано с общим ходом ВМВ, недостаточно раскрываетя роль побед КА под Москвой, Сталинграджом и Курском, не выделен в самостоят этап освободительная миссия КА в Европе, не отражен такой важный рубеж как выход совестких войск на государственную границу, ряд крупных операций дробитсяне правильно употребление термина коренной перелом (включить в него Соксвоская, курская, сталинградскую битвы), нет убедительной корректировки на рзбивку 2 и 3 периода. Предложил свою: 1. Июнь 1941 –апрель 1942 – отраджение нападения Германии, победа под Москвой КА, 2. Май 1942-март1943 года –срыв второго настепления вермахта, победа под Сталинградом, 3. Апреь 1943 –май 1944 – массове изгнание врага из пределов СССР, разгром противника под курском, на днепре и правобережней урккаие, выход на гос грнаицу, 4.июнь1944-ма1 1945 освобождение советскими войсками европы и окончательный разгром германии.

 

Переписать с листов!

 

21.12.2016

Дологое время были секретными цифры потерь, особено в круп.битвах. 7 млн.

25-27 млн. – все это цифры примерные. Точных никто не знает.

Долгое время не удавалось подлинно объективную историю войны, потому что всякий раз история подстраивалась под соответствующего руководителя гос-ва.

 

Вопрос 34. ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИСТОРИИ СТРАНЫ

Этот период является наиб. продолжительным по времени и тоже время он наимен. изученный. Потому что долгое время крупных трудов не создавалось по этому периоду в целом. Наибольшое кол-во работ, посвящённое первым послевоенным годам: работы приходько 2Восстановление индустрии», Волков «Трудовой подвиг советского крестьянства». Были изданы ряд трдов о восстановлении отдельных городов.

Где то в 70-80х гг. было предпринято создание коллективных работ, охват. Период нескольких 5-ок. Была выпущена кол-я работа «СССР на пути строительсва строительства комунизма» под ред Кима – охватывает с конца 50 до конца 60х гг. Продолжение этого труда «СССР в 70-е годы». Для обеих трудов хар-кна лакировка событий, сглаживание сложных соц-эк-х проблем, потому что эти книги создавали праздничную картину развития страны.

С Конца 60х годов очень большое место занимала концепция развитого социализма. Доклад Л.И. Брежнева 50 лет????

Теоретическое обоснование концепции развитого социализма(РС) на 24 съезде 1971 году. В 77 году вывод о развитом социализма был закреплен в новой конституции СССР, в приамбуле которой сформулированы признаки РС. => концепция развита не учеными, а парт.гос.докуметах. Во всех этих документах развитой социализма рассматривался как закономерный этап становления коммунистическо формации. Социализм будучи построенным в дальнейшем проходит различные стадии зрелости=> постепенно перерастает в коммунизм. РС это социализм, когда он достиг совершенства. Дискутировался вопрос о времени вступления СССР в этап развитого социализма. Чаще назывался рубеж 50-60-х гг. Этот вывод подгонялся под выводы парт.документов. Обоснование этой концепции посвящено огромное кол-во литературы. Из историков об этом писали Скороберов «Советская деревня на этапе РС», Берхин «Создане РС общества», Косьяненко «РС историография и методология проблемы»+ «КПСС организатор строительства РС»; «РС проблемы теории и истории и прочее. 27 съезд партии квалифицировал концепцию РС как реакцию на облегченное представление о путях построения коммунизма.

Вопрос 35. ИЗМЕЕНИЯ В ИСТОР.НАУКЕ В ЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ И В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.

В 1985 году был взят курс на перестройку и обновление всех сторон жизни.Существенных изменений не произошло в первые 2 года. Общественное сознание тгда еще не созрело для решительной перестройке общест-х наук. Первые сущ-е изменения с 87 гду. В том году периодические печати появилось мнжество статей проблемного хзарктеар в котором говорилось о необходиммости новых подходах в освещении истории, о ранее закрытых темах. В журнале коммунист прошел кргулый стол с видными историками. Говорилось о необходимости новых оценок. Появилась серия статей в газете правда к 70 летию октябрьской революции, в которых вопросы революций ….. в 87 году праздновалось 70 октябрьской революции. Это задало офиц.струю к новым полходам.

88-89 годы были временем наивысшем интересом к истории. Решительно вставали на путь преобразовний, необходимо отрешиться от всего…….? Информационных шум.

Открытая полит борьба по многим напрвалениям. Использовали историю как оружие. В первые обнаружен доп.протоколы и документы обнародованы и рассекречены.

В 90-91 году интерес к истории падает, но все еще держиться. Жизненный уровень народа упал, людей интересовало больше настоящее чем прошлое.

Исчезает единство времени на истор проблемы, плюрализм мнений и это уже говорило вступление истор науки в качесвте нового???

издавались зрубежные авторы. Стали переиздаваться руды противников револции. Выросло кол-во статей с новым подходом к историческим проблема. Стал рушаться классовый подход к освещению истории. Стал рушаться после бархатных революций.

Общечеловечские ценности

Происходит диффернциация историков. Одни поменял свои взгляды, но это не всегда говорило о прогрессивнсти их действий. Другая часть историков стремилась заново осмыслить новые источники. Медленно подходило к новым подходам.Ушел формационный подход освещение истории. Единого подхода не существует до сих пор. Мноо говорят о цивилизационном подходе. Но ученые понимают это понятие по разному. Одни считают, что это разные вещи, другие считают частью цивилизации и наоборот ивилизация эт часть формации. Цивилизационный подход себя не показал себя в русской истории. Анторопологический, культурлогический подход, социологический,

Лучше тот подход, котрый позволяет показать многообразие истории. Многофакторный подход. Зменения в общественно полит.жизни страны по новому освещаются

С 90х годов историки более осторожно отнсят к пнятию классовая борьба. Кривошеев, Фроянов полностью исключают из этой среды соц.конфликты киевской руси во весь домонгол.период. Фроянв рассматривает их выступления 10-11 веков как общинный конфликт, а выступелни 12 как межобщинный

В 90 году в журнале вопросы истории появилась статья историка павленко счита движене Булавина кресьянской войной. выступлении булавина отсутсвовало несклько важн.признаков крестьянской войны. 1. Восстание …. 2. В движенине не были вовечены широкие массы общинного крестьянства 3. Восстание нн было связано с самозванчеством. С подержкой истинного монаха. Движение булавина казвцко-кресьянское восстаниеимевшее целью восстановлени сословных привелегий казачества. Ставится под сомнение и движение болотникова. Скрынников считал, что нельзя считать это крестьянской войной т.к не было програмы уничтожения крепостничества в россии. Это один из этапов гражданской войны 17 века. Носов считал, что движение болотникова было составной частью смутного времени в кот.переплетались клаасовые внутриклассовые и межнац противоречия. В связи с новыми подходами

Историки стали отдходить от трафаретного освещения революционного процесса, идеализации подполья, приходят к выводу, что власть сама подталкивала народ к обострению бортбы. В связи с этим подверглась пересмотрю ленинская периодизация движний. Новык варинаты периодизаций в журнале вопросы истории: 1 периодиз1801-1855 2преиод 1855-1920 3 период 1920-1991. Принята не была.

Еще одна периодизация:

1 период 1801-1855 – антикрепостнический

2 период 1856- 1905/07 – борьба за расширение сферы гражданских и полит свобод

3 1908-1920 – великие потресения как результат незавершенности буржуазно-демократических преобразований

Пересмотру подвергаются все основные события советсого периода. Произошла переоценка революции 1917 года. Все чаще револ.Февральскую октябр.как единый револ процесс и называют великой рос.революции.

Историк обращают внимание

Поляков предвидел несколько возможных альтернатив 1. Установление военной диктатуры 2.парламентская илибуржуазного развия 3. Полная анархия 4 установление большевитской диктатуры

Волобуев, поляков, старцев,протасов, булдаков,

Булдаков 1997 «красная смута» попытался представить события как психоз. Драма русской интелегенции немецкие деньги массонство

Оригинальную точку зхрения на события 1917 года высказал Фроянов. Февральская революци стала результатом закулисных антирос сил ко ставили цель расчленнени россии. Окябрьская револ-была для россии.

Поднимлся вопрос о хоронолог рамках гражданской войны.

Обстоятельно рассматривается внуренее положение в стране и положение коммунизма. Перенко, поляков сосредоточили внимание на мобилизационных. Расходяться в оценке провомерности проводимой политики. Военный комунизм сложая и противоречивая ситема кот отразила поиск методов руковдсво страной в улсловиях гражданской войны Данилов, Кабанов, осипова изщучают протестные движения в дерене.

Проявилась тенденция обеление белого движения и тема облечение красных.

ГВ не история побед, а братоубийственная война.

Появилась множетсво работ о ленинском завещании. историки пришли к выводу, что законченного плана построние социализма у него не было. Стали персматриваться события новой эк-ой полиики, коллективизации и прочее. Интерес к НЭПу в начале перестройке, т.к. пришлось решать многие вопросы как и в годы НЭПа: использование эк-их методов руковдства, развитие коопрераций. Горинов, Данилов, Дмитренко, Поляков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.103 с.)