Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос)



(Методика преподавания русского языка в школе.- М., 2000.- С. 110 – 112)

Способы проверки Вопросы и задания
1. Ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения Вопросы на сравнение, обобщение, группировку и синтез языковых явлений (Чем отличаются…, Какие предложения называются…, Почему не ставится запятая… Что общего в написании слов …).
2. Применение усвоенных знаний к данным примерам. К приведенным примерам изучаемых явлений на доске предлагаются задания типа: · Докажите, что эти слова - синонимы; · Докажите,что данное предложение не должно иметь второй главный член; · Какими орфографическими правилами вы объясните выбор орфограмм в данных словах?
3. Составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами · Составить таблицу по таким- то признакам; · Составить таблицу, опираясь на формулировку темы; · Найти ошибки в готовой таблице; · Определить тему и вид таблицы на основе домашнего задания
4. Связное сообщение ученика о языковом явлении · Рассказ о том или ином языковом явлении по плану; · Составление план ответа о языковом явлении; · Связное сообщение о языковом явлении.

Таблица 3

АКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(Панов Б.Т. Активные способы письменных домашних заданий //РЯШ.- 1985.- № 2)

Название способов проверки домашнего задания
1. Выборочная проверка
2. Самопроверка.
3. Взаимопроверка.
4. Выполнение учащимися в классе работы, аналогичной домашней
5. Проверка задания с помощью диктанта.
6. Проверка домашнего задания с помощью консультации

 

 

Таблица 4

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННОГО ЗАДАНИЯ

(Методика преподавания русского языка в школе.- М., 2000.)

По языковым темам По правописным темам По развитию речи  
1. Выборочное чтение примеров; 1. сравнение работы с записью на доске с целью нахождения и исправления возможных ошибок; 1. Сочинение;  

2. выписывание языковых явлений

 

2.Вставка пропущенных букв, знаков препинания в записанной на доске части домашней работы;

2. изложение

 
3.Проецирование на экран с помощью кодоскопа проверяемой части домашнего задания и нахождение в домашней работе возможных ошибок;  
4.Выборочное чтение примеров;  
5.Выписывание примеров из домашней работы;  
6.Диктант по тексту домашнего упражнения;  
7.Составление таблиц на основе домашнего упражнения;  
8.Письмо по памяти    

Таблица 5

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

(Служевская Т.Л. Активизация внимания школьников при проверке домашнего задания// РЯШ.- 1975. - № 2)

Способы проверки домашней работы
1. Организация грамматической игры (снежный ком и др.)
2. Однотипные примеры (приведение примеров, подобранных учащимися)
3. Работа с карточками (сигнальные, раздаточный материал)
4. Способ систематизирующих вопросов
5. Вопросы ученика классу
6. «Сортировочный» диктант (диктовка слов по разным темам из домашней работы)
7. Проверка слов из домашнего задания, употребленных в новом контексте (тексте, предложениях, составленных учителем или подобранных из художественных произведений)

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Классы Время на выполнение Объем письменного Задания
5-7 классы 30 мин. 4-6 строк
8-9 классы 40 мин. 6-8 строк

Таблица

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

(Методика преподавания русского языка в школе.- М., 2000.- С. 120;

Дейкина А.Д. Домашние задания по русскому языку //РЯШ.- 1979.- № 2.)

Условия выбора упражнений Виды упражнений
1) специфика темы; 2) цели обучения; 3) подготовленность учеников · Осложненное списывание; · переконструирование текстов по разным грамматическим признакам; · составление таблиц, схем; · придумывание предложений; · подбор примеров из различных источников; · написание сочинений и изложений с предварительной подготовкой; · различные разборы; · подбор однокоренных слов · устный рассказ на определенную тему; · описание картины или увиденного на экскурсии; · составление словариков (тематических, к определенному произведению).

Таблица

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

(Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка.- М., 1996. – С. 178 – 181.)

№/ № Виды заданий
1. Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение терминов по темам.
2. Уточнение определений школьного учебника.
3. Разработка наглядных пособий (таблиц)
4. Творческие задания: написание стихов, рассказов, сказок, сценариев, сочинений на лингвистическую тему и др.)
5. Разработка кроссвордов, обеспечивающих подготовку к изучению нового материала, а также повторение основных лингвистических терминов.
6. Объединение нескольких правил в одну группу и подготовка рассказа об этом объединенном  правиле
7. Разработка таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов.
8. Задания на материале печати, радио, телевидения.
9. Использование магнитофона детей (домашнее задание на аудиокассете – выразительное чтение, орфоэпия, орфографическое и пунктуационное задание, анализ текстов.
10. Задания на самообразование - анализ читаемых газет, художественных произведений, журналов с точки зрения постановки знаков препинания и орфограмм.
11. Сопоставление значений и состава слова, толкование которого приводится в так называемых бестолковых словарях. (Сопение – дуэт, местоимение – плацкарта).
12. Анализ опечаток. Наблюдение над связью слов.
14. Редактирование текста.
15. Анализ детсткого словотворчества.
16. Многоаспектный анализ слова (в тексте, словаре, фонетике, словообразовании, грамматике, стилистике).

 

Таблица 1

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением на

уроке изучения нового материала (Методика преподавания русского языка.- М., 1990)

Элементы ознакомления с новым языковым явлением

 

Методы и приемы

  Средства обучения
  восприятие явления   создание проблемной ситуации на материале учебника; на материале, подобранном учителем учебник, таблицы, транспаранты, кодоскоп, печатный текст, звуковые пособия
осознание учащимися существенных признаков языкового явления   применение специальных методов

сообщение учителя;

самостоятельный анализ лингвистического текста;

 

беседа;

самостоятельный анализ материала для наблюдений в учебнике.

 

знакомство с термином (понятием)

толкование, выяснение структуры термина

формирование определения понятия     приемы формирования определения чтение определения в учебнике или сообщение его учителем;   самостоятельное формулирование учащимися определения и сопоставление его с определением, данным в учебнике Методы работы над определением: · назвать части в готовом определении понятия; · вставить в определение недостающие части; · сформулировать определение изучаемого понятия; · подобрать примеры; · найти ошибки в определении изучаемого понятия
Запоминание приемы запоминания

чтение про себя;

составление плана;

составление таблиц, схем;

составление опорных материалов.

воспроизведение приемы воспроизведения

устные ответы учащихся;

письменные ответы учащихся

усвоение алгоритма применения правил   приемы

составление алгоритма, схем;

анализ образцов рассуждений

 

 

Схема 1. Формирование умений и навыков как этап урока

Элементы работы над упражнением  
1. Постановка цели упражнения (название умения). 2. Определение способа решения поставленной задачи. 3.Разбор образца выполнения упражнения. 4. Выполнение упражнения. 5.Проверка выполнения упражнения.  

 

Структурные элементы урока и их функции

 


время

  Структурные элементы урока

 

1 м Организационный момент создание рабочей обстановки
9- 10 м Проверка домашнего задания выяснение степени усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения
до 15 м Объяснение нового материала введение новых сведений, обучение умению применять на практике полученные знания
до 15 м Формирование умений и навыков закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями
2-3 м Задавание на дом сообщение способа выполнения задания
2-3 м Подведение итогов выяснение степени усвоения нового материала

 

Таблица

Типология уроков русского языка Б.Т. Панова

Вид уроков Типы уроков
1. уроки, классифицируемые в соответствии с различными психолого-педагогическими этапами усвоения материала учащимися · уроки изучения нового материала; · уроки закрепления знаний, умений, навыков; · повторительно-обобщающие уроки; · комбинированные уроки;
2. уроки, выделяемые в соответствии с используемыми на них ведущими методами обучения · уроки-лекции; · уроки-семинары; · уроки-практикумы; · уроки-диспуты; · уроки взаимного обучения;
3. уроки развития речи · уроки обучения изложениям; · уроки обучения сочинениям;
4. уроки вспомогательного характера · уроки анализа письменных работ; · контрольные уроки.

 

Таблица

Типология уроков русского языка М.Т. Баранова

Обучающие уроки Контрольные уроки
· урок сообщения нового материала; · урок контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений;
· урок формирования умений; · урок контроля за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;
· урок повторения;

· урок контроля за овладением навыками связной речи

· урок работы над ошибками

 

 

4. Распределите универсальные учебные действия, указав цифрами рядом с заданиями

 

 

 


Познавательные   1 регулятивные   2   Коммуникативные   3

 

 

  Используя схему, расскажите о способах словообразования в русском языке.   Рассмотрите словообразовательный словарик, который состоит из двух частей. Какую информацию содержит каждая из них?     Проверьте, как вы усвоили тему «Морфемика и словообразование».
Как вы думаете, являются ли синонимами грибница, грибное кольцо, ведьмин круг? Обоснуйте свою точку зрения. Найдите в Интернете фотографии или рисунки, которыми можно проиллюстрировать текст. Прежде чем начать поиски, четко сформулируйте и запишите в виде предложения, что вы должны искать. Перескажите текст по составленному плану.
Выразительно прочитайте текст. Выразительно и вдумчиво прочитайте текст.   Проверьте, как вы усвоили тему Лексикология, и оцените свои достижения. Для этого ответьте на контрольные вопросы и выполните задания по теме. Перед вами диалектные слова. Сначала прочитайте вслух этот список. Затем выпишите только те диалектизмы, значение которых можно объяснить приемом подбора однокоренных слов.
Прочитайте отрывок из повести Алексина А.Г. Согласны ли вы с героем повести? Обоснуйте свою точку зрения. Какие виды лингвистических словарей вы знаете. Составьте список. Выполняя работу, обращайтесь к энциклопедиям, справочникам и сайтам Интернета. Внимательно прочитайте каждое предложение и определите,какие ошибки допущены учениками. Исправьте эти ошибки.
Сравните данные предметы по указанным признакам. Запись оформляйте по образцу. Используя данные речевые модели, придумайте предложения,выражающие просьбу разными способами. Сначала, опираясь на подзаголовки, составьте и запишите план.
Оцените правильность, краткость и полноту ответа учащегося на задание. Сделайте выводы. Расскажите о синтаксической роли глагола. Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните, почему оно лишнее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.022 с.)