Восприятие языкового явления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие языкового явления



Восприятие языкового явления

Прием: Сравнение и анализ примеров

- Прочитайте два текста. Чем отличаются эти тексты?

Сорока - белобока               Сорока - белобока,

По бережку скакала,       Где ты была?

Коренья копала,              - Далеко. Кашку варила,     

Колпак потеряла.                      Хвостиком мешала,    

                                                   Пальчиком мешала.

Вопросы и задания

- В каком тексте назван тот, к кому обращаются? Прочитайте это слово.

- Прочитайте вслух тексты. С одинаковой ли интонацией вы произносите слова сорока – белобока в текстах?

- Как на письме выделяется слово сорока – белобока во втором тексте?

Вывод.  Сегодня мы познакомимся со словами, которыми называют того, к кому обращаются, и узнаем, какими знаками препинания выделяются они на письме.

 

Тема урока: Гласные звуки

Восприятие языкового явления.

Прием: Анализ рисунков (в учебнике даны две картинки: ножницы, луна. Можно предложить другие картинки).

Вопросы и задания

- Назовите слова, которые обозначают нарисованные на картинках предметы.

- Назовите в первом слове гласные и согласные звуки ([у, а, л, н]). Во втором слове - гласные и согласные звуки? ([о, и, ы, н, ж, ц]).

- Какого гласного звука среди них нет? ([э]).

- Сколько гласных звуков в русском языке?

Анализ языкового материала

- Произнесите сначала гласные звуки, затем согласные звуки.

- Какую разницу в произношении звуков вы заметили?

Анализ текста

Дыханье свободно в каждой гласной, Звучат в согласных серебро и медь.

В согласных - прерывается на миг.             А гласные даны для пенья.

И только тот гармонии достиг,       И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Кому чередованье их подвластно. Иль даже продышать стихотворенье.

 – О каких свойствах согласных и гласных звуков говорится в стихотворении С. Я. Маршака? Как вы понимаете выражение звучат в согласных серебро и медь?

 

Вывод. Ребята, сейчас мы прочитаем в учебнике об образовании гласных звуков, будем учиться находить гласные звуки в словах.

Объяснение нового материала (10 м.)

Восприятие нового материала. Прием: анализ примеров

- Посмотрите на доску. Прочитаем примеры.

Каме нн ый                                    травя н ой

торжестве нн ый                         песча н ый

секцио нн ый                                    лебеди н ый

- Какую особенность в написании слов вы заметили? В какой морфеме пишется одна или две буквы н?

- В суффиксах прилагательных пишутся и одна, и две буквы н. По слуху невозможно определить, сколько писать букв. От чего зависит написание букв?

- Определите, какова проблема урока, попробуйте ее сформулировать. (Условия выбора написания букв н и нн в суффиксах прилагательных). Назовите тему урока.

Осознание существенных признаков явления

 

Метод: Сообщение учителя по таблице

Учитель сообщает условия выбора букв н и нн по таблице (они излагаются на материале правила на с. 112.)

нн н

пишутся в прилагательных,

1) образованных от существительных при помощи суффиксов - онн -, -енн - 1) образованных при помощи суффиксов - ин-, -ан -, -ян-
2) от существительных с основой на н при помощи суффикса н  

исключения

Ветреный деревянный, стеклянный, оловянный

В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных

тума нн ый – тума нн а, ветре н ый – ветре н о.

- Попробуйте объяснить, почему пишутся н и нн в примерах слов, записанных на доске. Обсудите в парах.

- Какие условия выбора написания орфограммы н и нн в прилагательных.

- Сделайте вывод.

-  Запишем слова в тетрадях. Выделим графически орфограмму.

Учитель на доске показывает способы графического обозначения условий выбора букв н и нн.

Каме нн ый (каме н ь)                трав ян ой

торжеств енн ый                          песч ан ый

секцио нн ый                       лебед ин ый

Работа над орфографическим правилом

- Прочитайте правило в учебнике. Сравните таблицу с ним. Вся ли информация отражена в ней?

- Из каких частей  состоит приавило?

Запоминание

- Прочитайте правило еще раз для того, чтобы запомнить его.

Воспроизведение усвоенного

Опрос учеников

- Когда пишутся две буквы нн в суффиксах прилагательных?

- Когда пишется одна буква н в суффиксах прилагательных?

- Назовите слова – исключения.

План урока

I. Оргмомент (1 мин.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (8 мин.)

1) Проверка усвоения учащимися знаний о языке

Уплотненный опрос:

- Связное сообщение ученика по таблицам

- Работа по карточке.а доске)

2) Проверка письменного домашнего задания

Сортировочный диктант.

 

III. Самоопределение к деятельности (2 мин.)

IV. Объяснение нового материала (10 мин.)

Выполнение упражнений.

Работа с памяткой.

Работа над определением

Запоминание

Составление таблицы

Воспроизведение

Упр. 469.

 

VI. Объяснение нового материала (3 мин.)

Чтение лингвистического текста (с. 182, с. 183.)

VII. Формирование умений и навыков (5 мин.)

Упр. 470.

Упр. 471.

VIII. Итог урока. Рефлексия (2 мин.)

IX. Задавание на дом (2 мин)

 

I. Оргмомент (1 мин.)

Приветствие, создание мотивации, проверка присутствующих.

II. Проверка домашнего задания Актуализация знаний. (8 мин.)

1) Проверка усвоения учащимися знаний о языке

Уплотненный опрос

Связное сообщение ученика по таблицам (с. 187)

- На дом вам было дано задание подготовиться к связному сообщению на тему «Части речи в русском языке» по таблицам учебника. Вопросы, по которым выстраивайте свой ответ, записаны на доске. (К доске вызывается ученик, который заполняет таблицу примерами и готовится к устному ответу по вопросам).

Вопросный план.

1. Что такое части речи?

2. Сколько слов в русском языке и сколько частей речи?

3. На какие три группы делятся части речи?

4. Какие части речи входят в каждую из групп?

Работа по карточке.а доске)

Цель: проверить сформированность умений определять части речи и находить грамматическую основу предложения.

Задание. Определите части речи в предложении, подчеркните грамматическую основу предложения.

Книга – добрая память наша и надежный путеводитель. (С. Сартаков.)

Вопросы ученику. Объясни постановку знака препинания в предложении.

Какая из служебных частей речи употреблена в предложении?

Способ проверки: Вызывается другой ученик к доске и проверяет выполнение работы по карточке. Учитель оценивает работу ученика, работающего по карточке.

 

2) Проверка письменного домашнего задания

Цель: проверить сформированность морфологических умений определять части речи, правильного написания слов с мягким знаком.

В домашнем упражнении даны слова разных частей речи (существительные, глаголы, наречие). Учитель добавляет полные прилагательные, которые отсутствовали в дидактическом материале упражнения, и составляет словарный диктант.

Способ проверки: «Сортировочный» диктант

Учитель предлагает учащимся разделить тетрадь на четыре колонки, распределяя в них слова из домашнего упражнения (упр. 446).

 

имя существительное имя прилагательное наречие глагол
       

 

Учащиеся под диктовку самостоятельно записывают слова, распределяя их в таблице. Затем читают слова, записанные в каждой графе. Такая проверка активизирует учащихся, поскольку они должны распределить слова по частям речи и правильно написать орфограммы, пропущенные в словах. Поэтому при проверке учитель требует обоснования написания орфограммы.

Дидактический материал для диктанта.

Молоде жь, пла щ, веселый, су шь, сухой, уходиш ь, выже чь, тонко, воз ь ми, знойный, тяжело, глу шь, вскол ь зь, слышиш ь.

 

После проверки письменного задания учащиеся выслушивают ответ ученика на тему «Части речи в русском языке» и устно рецензируют его. Выставление оценок, подведение итогов о самостоятельных и служебных частях речи.

Выполнение упражнений.

Беседа

- Подведем итог. Что мы вспомнили об имени существительном? (Учащиеся называют морфологические признаки, синтаксическую роль, вопросы, на которые отвечает имя существительное).

Работа с памяткой.

- Откройте учебник на с. 150. Прочитаем памятку «Как определять часть речи». По этой памятке мы будем определять признаки части речи.

- Какой первый признак определяется у части речи? (Общее значение.)

- Какое общее значение у имен существительных? (Предмет.)

- Какой второй признак у части речи? (Морфологические признаки)

- Какой третий признак у части речи? (Синтаксическая роль)

 

Работа над определением

Обратимся теперь к определению имени существительного.

- Попробуйте сформулировать определение, какая часть речи называется существительным. (Выслушиваются ответы детей).

- Прочитаем определение в учебнике на с. 182. Кто оказался точнее в определении?

- Сколько групп признаков существительного нужно знать? (Три)

- Какие это признаки? (Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).

- Что нового в определении имени существительного вы обнаружили? (Понятие предмета)

Запоминание

- Для того чтобы вы запомнили определение, составим таблицу и заполним ее.

Составление таблицы

Воспроизведение

Опрашиваются 2 – 3 ученика.

Упр. 469.

Вид упражнения: Коммуникативное – выразительное чтение текста. Устный морфологический разбор существительного на основе образца устного ответа.

Цель упражнения: формирование умения устно определять, какой частью речи являются выделенные слова в тексте;

развитие умений учебно-научной речи, построения устного рассуждения и языковых средств учебно-научной речи;

познавательные УУД: умение находить информацию при чтении текста;анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения

коммуникативные УУД: умение строить связное устное монологическое высказывание в типе речи рассуждение; слушать и слышать других, быть готовым корректировать ответ.

регулятивные УУД: умение пользоваться памяткой, умение самоконтроля.

 

Разбор образца.

Чтение образца.

Выполнение упражнения:

Покой – это слово обозначает предмет, так как отвечает на вопрос что? Во-вторых, это слово м.р., употреблено в ед.ч., И.п. В-третьих, в предложении оно является подлежащим. Значит, слово покой – существительное.

 

На досуге –

(К голосам) Детворы-

Переезд (им.п.) –

Без неровностей -

Упр. 471. Работа на доске.

Вид упражнения: Распределение частей речи по значению с грамматической задачей. Подбор синонимов.

Цель: формировать умение распределять имена существительные со значением действия как предмета и глаголов; развивать умение устного рассуждения на лингвистическую тему; развивать орфографические умения писать орфограмму согласных;

Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова в табличную форму).

Коммуникативные УУД. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности, доказывать принадлежность к стилю речи.

Регулятивные УУД. Уметь оценивать выполнение задания в процессе взаимопроверки.

Способ выполнения: распределение по группам. Образец выполнения по образцу упр. 469.

Выполнение:

 

Сомнение             сомневаться

Бег                        бегать

Ре з ьба                   резать

 

Способ проверки: взаимопроверка

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

- Ответьте на основной вопрос урока: «Какие значения могут быть у имён существительных?» (Значение предмета, признака, действия)

– Какое общее грамматическое значение их всех объединяет? (Предмет.)

 

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

 

УЧЕБНИКОВ

Тема урока (параграф учебника) Определение (§ 29. Определение, Учебник для 5 класса под ред. Н.М. Шанского, изд. 26
Тип урока Сообщение нового материала

Цели урока

Познавательные: 1) повторить сведения о второстепенных членах предложения, дополнении; 2) познакомить учащихся со второстепенным членом предложения определением;
Практические 1) формировать у школьников умения находить определение в связном тексте и предложениях (упр. 172,173, 174), 2) развивать умения определять главные члены предложения, проводить языковой разбор (фонетический, морфемный, синтаксический), находить словосочетания «глагол + сущ.» (упр. 172; 173); совершенствовать правописные умения (упр. 172 3) формировать коммуникативные умение учащихся составлять предложения или связный текст по рисунку, составлять текст по началу (Упр. 174, 175).
Общепредметные 1) формирование логического мышления, 2) воспитание эстетического чувства (текст С.Есенина), интереса к описаниям осенней природы, воспитание уважительного отношения к труду (упр. 175)

 

Таблица 1

КОМПОНЕНТЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ИХ ФУНКЦИИ

 (Баранов М.Т. Проверка домашнего задания по русскому языку в IV – VIII классах //РЯШ.- 1975.- № 4; Методика преподавания русского языка.- М., 1990.- С. 112 – 116).

Этап проверки домашнего задания Функции проверки домашнего задания
1. Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос) Уяснение степени осознанности школьниками изучаемого материала, правил орфографии и пунктуации.
2. Проверка письменного задания Выяснение осознанности учащимися языкового, правописного и речевого материала.
3. Проверка запоминания учащимися слов с непроверяемыми орфограммами Определение правильности произношения учащимися слов с непроверяемыми написаниями, правильного образования форм слов, их правописания

Таблица 2

Восприятие языкового явления

Прием: Сравнение и анализ примеров

- Прочитайте два текста. Чем отличаются эти тексты?

Сорока - белобока               Сорока - белобока,

По бережку скакала,       Где ты была?

Коренья копала,              - Далеко. Кашку варила,     

Колпак потеряла.                      Хвостиком мешала,    

                                                   Пальчиком мешала.

Вопросы и задания

- В каком тексте назван тот, к кому обращаются? Прочитайте это слово.

- Прочитайте вслух тексты. С одинаковой ли интонацией вы произносите слова сорока – белобока в текстах?

- Как на письме выделяется слово сорока – белобока во втором тексте?

Вывод.  Сегодня мы познакомимся со словами, которыми называют того, к кому обращаются, и узнаем, какими знаками препинания выделяются они на письме.

 

Тема урока: Гласные звуки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.07 с.)