Аудит операций по движению основных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит операций по движению основных средств



Целью проверки операций с основными средствами является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций с основными средствами. Исходя из цели задачами проверки операций с основными средствами являются:

· определение эффективности работы системы внутреннего контроля по операциям с основными средствами;

· соблюдение правильности классификации основных средств;

· контроль своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию основных средств;

· установление обоснованности оценки и переоценки основных средств;

· проверка наличия и сохранности основных средств;

· контроль операций по восстановлению основных средств;

· проверка операций по амортизации основных средств;

· определение правильности и законности выбытия основных средств;

· проверка организации и ведения аналитического учета в разрезе мате­риально ответственных лиц, мест нахождения (эксплуатации) основных средств;

· проверка правильности документального оформления, учета и нало­гообложения операций с основными средствами [14, с. 45].

Контрольно-ревизионная деятельность на ОАО «Пружанский молочный комбинат» ведется в соответствии с Указом Президента РБ от 16 октября 2009г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [36].

Для проведения проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Пружанский молочный комбинат» ежегодно привлекает аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). При необходимости внешний аудит может проводится для проверки деятельности общества, его филиалов и представительств, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основным законом, определяющим правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливающим права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности, является Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ.

В соответствии с данным законом аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций  при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Также здесь даны определения основных понятий аудита: аудитор, аудиторская организация, договор на оказание аудиторских услуг, обязанности аудиторов, аудиторского заключения [38].

Подготовка к проведению аудиторской проверки производится в соответствии с действующим законодательством и условиями договора с клиентом. На этом этапе аудитор получает достаточное представление о тех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта и осуществляет оценку его систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяются содержание, масштаб и качество аудиторских процедур [14, с.155].

Аудиторская организация должна разработать, документально оформить предварительный план и программу проверки, в которых будет расшифрован предмет договора (перечень аудируемых вопросов), определена трудоемкость аудита. Более детальное планирование аудиторы осуществляют в соответствии с Правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов от 04.08.2000 №81 [33, с.75].

Подготовка к проведению аудиторской проверки включает определение объема аудита, что позволяет определить стоимость аудиторских услуг и заключить договор на его проведение. На этапе предварительного планирования аудиторская организация (аудитор) должна ознакомиться с экономической ситуацией в республике, с  финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица информацией о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность.

При планировании состава специалистов, необходимых для проведения аудита, аудиторская организация обязана учитывать:

· бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;

· сроки работы аудита;

· квалификационный уровень аудиторов [14, с.155].

При разработке общего плана аудита необходимо учитывать:

· данные предварительного планирования;

· оценку риска внутреннего контроля;

· определение существенности для целей аудита;

· оценку вероятности существенного искажения отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций проверяемым аудируемым лицом с учетом прошлых проверок;

· выявление наиболее сложных участков бухгалтерского учета, подлежащих аудиту;

· возможность изменения подхода к специфическим областям аудита;

· соответствие методик бухгалтерского учета субъекта нормативным правовым актам;

· выполнение принципа непрерывности планирования;

· условия проведения аудита (Приложение ВР).

Программа аудита составляется в развитие общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора (Приложение ВС).

Договор на проведение аудита заключается сторонами: заказчик  (само аудируемое лицо, учредитель, правоохранительные или судебные органы); исполнитель (аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель) (Приложение ВТ).

Правоотношения, возникающие между сторонами при про­длении аудита, регулируются соответствующим договором ока­зания аудиторских услуг. Договор оказания аудиторских услуг существенно отличается от иных гражданско-правовых договоров, так как в его содержании незримо при­сутствуют интересы третьей стороны - пользователей финансо­вой отчетности [14, с.157].

Договор оказания аудиторских услуг должен заключаться в письменной форме с обязательным содер­жанием следующих разделов:

· предмет договора;

· сроки выполнения аудиторских услуг;

· стоимость оказываемых аудиторских услуг;

· права и обязанности сторон;

· ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;

· иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Подготовка к заключению договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью заказчика и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. В этот период необходимо определить трудоемкость и с ее учетом стоимость, а также сроки оказания аудиторских услуг. Для решения этих задач аудитором проводится преддоговорное обследование заказчика. С этой целью аудитор выезжает к заказчику для беседы и общего ознакомления с документацией [20, с.207].

В соответствии с договором №32 от 28 января  2012 года ООО «Белросаудит» с 13 февраля 2012 г. по 19 февраля 2012 г. проведен аудит бухгалтерской отчетности ОАО «Пружанский молочный комбинат» за период с 1.01.2011 г. по 31.12.2011г.

В ходе аудита учета основных средств были проверены следующие документы:

· положение по учетной политике на 2011 год;

· первичные документы по движению основных средств;

· акты (накладные) приемки-передачи (внутреннего) перемещения основных средств (форма ОС-1);

· инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6);

· акты сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств (форма ОС-3);

· оборотно-сальдовые ведомости;

· документы по переоценке основных средств.

Ввиду большого количества объектов основных средств, операций с ними и первичных документов аудиторская выборка была проведена выборочным методом.

При аудиторской проверке ОАО «Пружанский молочный комбинат» перед аудиторами проверить сохранность основных средств. В ходе проверки аудиторами не было выявлено нарушений сохранности основных средств. Приказом директора были назначены материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств. Также с ними были заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Материально ответственным лицам созданы условия для обеспечения сохранности материальных ценностей.

При непосредственной проверке сохранности основных средств аудиторы приступили к проверке наличия и состояния инвентарных карточек аналитического учета основных средств. Аудиторами отсутствие инвентарных карточек не было установлено.

Перемещение объектов основных средств внутри предприятия оформляется актами на внутреннее перемещение, где указывается смена материально ответственного лица. Данный факт отражается в инвентарной карточке перемещаемого объекта основных средств.

Важным этапом проверки является изучение операций по движению основных средств с точки зрения законности, целесообразности и правильности их отражения в учете. Объем контрольных процедур определяется проверяющим самостоятельно исходя из субъективной классификации операций с основными средствами на типичные и нетипич­ные, а также из повторяемости операции, целей создания и функционирования организаций, сложностей налогообло­жения.

Изучение правильности документального оформления и учета операций по движению основных средств началось с ознакомления с учетной политикой организации на проверяемый финансовый год.

Поступление основных средств оформляется ак­том (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемеще­ния) основных средств (форма № ОС-1) с приложением к не­му технической документации на каждый объект. В процес­се проверки была установлена полнота и правильность со­ставления актов этой формы: заполнение всех реквизитов, наличие заключения комиссии и подписей (с расшифровкой) председателя и членов приемочной комиссии, а также при­емщика и сдатчика объекта основных средств. Оформленные акты утверждены руководителем организации.

По основным средствам приобретенным за плату, была проверена правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета. Методом прослежива­ния устанавливают: выделен ли НДС в договоре, в первич­ных документах поставщиков, расчетных документах орга­низации; имеется ли счет-фактура на приобретенные основ­ные средства; используется ли в учете счет 18 «НДС по при обретенным товарам, работам, услугам» при осуществлении капитальных вложений; для каких целей приобретен объект основных средств [20, с.373].

При проверке операций по поступлению основных средств нарушений выявлено не было.

На следующем этапе было проверено выбытие основных средств. Изучались аналитические данные по счету 91 «Операционные доходы и расходы», правильно ли отражены записи на счетах бухгал­терского учета по выбытию основных средств.

При проверке операций по выбытию основных средств аудитором установлено, что на предприятии приказом руководителя создана постоянно действующая комиссия по определению непригодности списываемых объектов основных средств для дальнейшего использования.

Особенно тщательно проверяется списание с баланса основ­ных средств вследствие их изношенности (ликвидации). Такая провер­ка производится на основании актов о ликвидации основных средств по форме № ОС-4 и актов о ликвидации транспортных средств по форме № ОС-4а.

В процессе данной проверки установлено, что  акты на списание оформлены своевременно и пра­вильно, указаны в них все требуе­мые реквизиты, правильно составлен расчет результатов ликвида­ции объекта. Внимательно рассматривались все расходы, связанные с ликвидацией объектов и отнесенные в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы». Также проверили полноту оприходования материальных ценностей и запасных частей, полученных от ликвида­ции основных средств. При этом аудитор должен знать, что материаль­ные ценности, полученные в результате ликвидации, приходуются по ценам их возможного использования или реализации. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье следующей за­писью: дебет счета 10 «Материалы» и кредит счета 91 «Операционные доходы расходы» [4, с.146].

Все выбывающие объекты основных средств оформляются актами на списание (форма ОС-4) с указанием причины списания. Все акты на списание основных средств сверяются с техпаспортами. В ходе проверки выбытия основных средств нарушений не было выявлено.

По окончании проведения аудиторской проверки результаты оформляются:

· аудиторским заключением, утвержденным постановлением Министерства финансов от 17.09.2003 г. № 128 «Правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» [43];

· отчетом о результатах проверки, утвержденным постановлением Министерства финансов от 17.09.2003 г. № 128 «Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита» [44].

В конце проверки было составлено аудиторское заключение (Приложение ВУ).

Общие требования к форме и содержанию аудиторского заключения установлены правилами аудиторской деятель­ности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансо­вой) отчетности».

В аудиторском заключении содержится заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтер­ского учета, подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности несет ОАО «Пружанский молочный комбинат», а обязанность аудиторской организации заключается в выражении ауди­торского мнения о ее достоверности и соответствии совершенных аудируемым лицом финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В итоговой части, содержащей аудиторское мнение, ука­зывается, что бухгалтерская (финансовая) отчётность ОАО «Пружанский молочный комбинат» отражает достоверно во всех существенных отношениях его финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г., а также соответствуют ли во всех существенных отношениях совершенные им финансовые (хозяйственные) операции законодательству.

Аудиторское заключение было подписано руко­водителем аудиторской организации и лицом, возглавлявшим проверку.

Также результаты проведенной аудиторской проверки отражаются в аудиторском отчете (Приложение ВФ).

Аудиторская организация несет ответственность за составление аудиторского отчета в соответствии с законодательством.

Информация, содержащая в аудиторском отчете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. За разглашение информации лица, получившие доступ к этой информации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством [29].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.226 (0.021 с.)