Теоретические и методические аспекты развития скоростных и скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся в беге на коротких дистанциях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методические аспекты развития скоростных и скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся в беге на коротких дистанциях



Введение

 

 

Актуальность. Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе "Быстрее, выше, сильнее" можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и, если хотите, естественности своих соревновательных дисциплин. Это один из основных и наиболее массовых видов спорта. Современная система подготовки легкоатлетов требует высокого уровня развития специальных физических качеств [1, с.65].

Развитие физических качеств, наряду с овладением рациональной техникой движения, является основой роста спортивных результатов в лёгкой атлетике. Проблемы скоростно-силовой подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практике лёгкой атлетики. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без оптимального развития скоростно-силовых качеств.

Спринт, как вид бега, зрелищный и захватывающий вид легкой атлетики привлекает многих людей. Он предъявляет высокие требования ко всем сторонам физической подготовленности атлетов, особенно к скоростным и скоростно-силовым способностям [2, с.3].

Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в том, что подготовка бегуна на короткие дистанции – многогранный и сложный педагогический процесс. Зачастую построение тренировочного процесса спринтеров происходит по устаревшим методикам, которые не всегда учитывает индивидуальный подход к атлету.

Одной из проблем развития скоростных и скоростно-силовых способностей бегунов на короткие дистанции является то, что при большом количестве фактического материала по отдельным вопросам и аспектам, все труднее становится его систематизировать и обобщать, а, следовательно, и полноценно использовать на практике.

Строгий учет возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития подростков, является важным условием высокой эффективности развития скоростных и скоростно-силовых качеств бегунов на короткие дистанции. Оптимизированные нагрузки и контроль функциональных показателей являются основой воспитания успешного спортсмена.

В подростковом возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, поэтому в это время особенно заметно проявляются как позитивные, так и негативные воздействия физических упражнений на юных спортсменов.

Определение возрастных закономерностей развития скоростных и скоростно-силовых качеств имеет особое значение, так как уже в детском и подростковом возрасте формируется двигательный показатель, который закладывает начало будущих спортивных результатов. В связи с этим, существует потребность в изучении развития скоростных и скоростно-силовых качеств у подростков в возрасте 14-15 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции.

Цель исследования — разработать программу развития скоростных и скоростно-силовых качеств у юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические и методические аспекты развития скоростных и скоростно-силовых качеств у легкоатлетов специализирующихся в беге на короткие дистанции;

2) определить уровень развития скоростных и скоростно-силовых способностей у легкоатлетов специализирующихся в спринтерском беге;

3) разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений направленный на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей у легкоатлетов 14-15 летнего возраста, специализирующихся в беге на короткие дистанции;

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс легкоатлетов 14-15 летнего возраста.

Предмет исследования. Процесс развития скоростных и скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 14-15 летнего возраста, специализирующихся в беге на короткие дистанции

Гипотеза исследования. Предполагается, что специально подобранный комплекс физических упражнений, используемый на учебно-тренировочных занятиях с юными спринтерами, позволит значительно повысить уровень развития у них скоростных и скоростно-силовых качеств.

Научная новизна. Разработан комплекс физических упражнений, обеспечивающий эффективное развитие скоростных и скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 14-15 летнего возраста, специализирующихся в беге на короткие дистанции;

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенных исследований дополняют теорию и методику развития скоростных и скоростно- силовых качеств легкоатлетов 14-15 летнего возраста, специализирующихся в беге на короткие дистанции.

 

Практическая значимость исследования. Разработанная нами методика развития скоростных и скоростно-силовых качеств может с успехом использоваться тренерами при подготовке юных спринтеров.

 

Педагогическое тестирование

 

 

Эта методология исследования позволит вам систематически специально выбирать методы отбора и контроля для оценки состояния спортсменов, подготовленности, техники и других аспектов спортсмена, а также изменений в этом контексте на разных этапах процесса обучения. Кроме того, этот метод позволяет устанавливать рекомендации для спортсменов всех возрастов, практиковаться и отслеживать их естественные особенности, выделяя плюсы и минусы средств обучения и методы. Используйте и сравнивайте данные.

Проведение контрольных испытаний происходит с использованием специальных операций или испытаний. Тест – это стандартизированные измерения или испытания, проведенные для определения состояния физического или квалификации занимающихся.

Вы должны знать, что не все измерения можно считать тестами, но только те, которые сореакцияствуют определенным требованиям. Напомним курс спортивной метрологии и отметим, что тесты в первую очередь характеризуются надежностью, критериями которой являются информативность (надежность), надежность (стабильность) и объективность (согласованность).

Информативность теста (основной критерий) - это степень точности, которая измеряет оценку характеристик (качество, способность, реакция и т. Д.). Уровень информации определяется путем сравнения результатов испытаний с конкретными критериями. В большинстве случаев эти критерии рассматриваются следующим образом: 1) спортивные результаты; 2) Количественная оценка соревнования (например, баскетбольные корзины, волейбольная служба, точное расстояние междугородных футбольных матчей и т. Д.); 3) Другие результаты испытаний с подтвержденным содержанием. Если коэффициент корреляции между базовой линией и тестом составляет 0,7 или выше, информативность теста считается высокой.

Надежность теста - это степень сореакцияствия результатов при повторном тестировании одного и того же человека (или другого объекта) в тех же условиях.

Объективность теста характеризуется независимостью результатов теста от личных качеств человека, выполняющего или оценивающего тест. Другими словами, объективность теста - это достоверность оценки результатов, когда другие выполняют тест.

Как только вы произнесете слово «тест», вы можете услышать вопрос «Тестировали ли вы тест на информационное содержание, надежность, объективность?», Поэтому вам необходимо знать вышеуказанные критерии.

 

При выборе контрольного теста вы должны руководствоваться следующими положениями:

- тесты должны проводиться в одинаковых условиях (стандартно) для всех участников (время обеда, приема пищи, объем загрузки и т. д.);

- контрольные упражнения должны быть доступны всем субъектам, независимо от их технического уровня и физической подготовленности;

- в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться самостоятельностью, связанной с педагогическими факторами;

- каждый тест должен измеряться количественными и объективными показателями (секунды, килограммы, метры и т. д.);

- желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.

Важно отметить, что при практическом использовании тестов они действительны только в отношении предметов и условий, при которых они разработаны. Таким образом, информативная попытка группы новичков может быть предпочтительнее, чем незавершенная мастерами спортивной команды. Также следует отметить, что тестовый сигнал не одинаков для разных групп композиций. В частности, в группах, которые более однородны по составу (например, участники финальных соревнований), тестирование часто менее информативно. И, наоборот, среди спортсменов с разными исходами коэффициент информативности может быть очень высоким.

Таким образом, если используете такой метод, как тестирование, то лучше указать, что применяемые или рекомендуемые. Тесты прошли проверку на информативность, надежность и объективность.

В основе выбора тестов, для оценки физического состояния испытуемых исходили из того, что применяемые с этой целью контрольные испытания были компактными, включали в себя простые двигательные задания, известные занимающимся.

Тесты применялись в соответствии с запланированной программой исследования легкоатлетов спринтеров 14-15 лет.

На занятиях легкой атлетикой в контрольных группах выполнялась работа по развитию скоростных и скоростно-силовых качеств согласно тренировочному плану. К стандартным упражнениям в экспериментальной группе были добавлены упражнения, на развитие скоростных и скоростно-силовых показателей. Предложенные контрольные тесты, по мнению специалистов, являются отвечающими требованиям для достоверной оценки уровня скоростных и скоростно-силовых качеств легкоатлетов спринтеров.

Проводились следующие тесты:

1. Бег на 60 м

2. Бег на 30 м с колодок

3. Прыжок в длину с/м

4. Тройной прыжок в длину с/м

5. Тройной прыжок «лягушкой»

1. Бег на 60 м. Бег на 60 м проводился в легкоатлетическом

манеже с твердым покрытием. Как только давалась команда «На старт!» тестируемым необходимо было встать у стартовой линии, и принять положение высокого старта. Команда «Марш!» сопровождалась звуковым сигналом. Преодолевая дистанцию тестируемым необходимо было следить затем, чтобы перед финишем их темп бега не снизился. Время фиксировалось секундомером с точностью до 0, 1 секунды.

2. Бег на 30 м. с колодок. Бег на 30 м. с колодок проводился в легкоатлетическом манеже с твердым покрытием. Как только давалась команда По команде «На старт!» Легкоатлет становится впереди колодок, приседает и устанавливает руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки, впереди стоящей, а другой ногой – в заднюю колодку. Носочки туфель дотрагиваются рантом дорожки, то есть (т. е.) первые два шипа упираются в дорожку. Поднявшись на колено позади стоящей ноги, легкоатлет переносит руки через стартовую линию к себе и ставит их вплотную к ней. Пальцы дланей образуют упругий свод между большим перстом и остальными, сомкнутыми меж собой. Прямые не напряженные руки расположены на ширину плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть туловища одинаково распределена меж руками, стопой ноги, впереди стоящей, и коленом иной ноги.

По команде «Внимание!» Легкоатлет чуть-чуть выпрямляет ноги, отделяет колено позади стоящей ноги от дорожки. Данным он несколько перемещает общий центр массы туловища вверх и вперед. Теперь же тяжесть туловища делится меж руками и ногой, впереди стоящей, но так, чтобы проекция общего центра массы на дорожку не доходила до стартовой полосы на 15-25 сантиметров.

Ступни плотно упираются в опорные площадки колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается на 10-20 сантиметров больше уровня плеч до положения, когда голени будут параллельны. В этой позе важно не перенести непомерно тяжесть туловища на руки, так как это отрицательно отражается на времени исполнения низкого старта.

Услышав звуковой сигнал, легкоатлет незамедлительно бросается вперед. Это движение начинается с активного отталкивания ногами и стремительного взмаха руками (сгибание их). Отталкивание от стартовых колодок производится разом двумя ногами порядочным давлением на стартовые колодки. Но оно сразу трансформируется в асинхронную работу. Нога, стоящая сзади, лишь только чуть-чуть разгибается и быстро выносится бедром вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, очень быстро выпрямляется практически во всех суставах.

Преодолевая дистанцию тестируемым необходимо было следить затем, чтобы перед финишем их темп бега не снизился. Время фиксировалось секундомером с точностью до 0, 1 секунды.

3. Прыжок в длину. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Для совершения прыжка, испытуемому необходимо встать носками к линии старта, при этом стопы должны быть расположены параллельно. Прыжок осуществляется одновременным отталкиванием обеих ног и взмахом рук, после того как они были отведены назад. Приземляется испытуемый на обе ноги. Измерение результатов производится рулеткой. Точность результата до одного сантиметра. Для проведения данного тестирования было использовано три попытки. Результат наилучшей попытки фиксируется в протоколе. Измерение длины прыжка осуществлялось от черты до точки заднего касания ноги испытуемого с полом. Стоит отметить, что до совершения прыжка отрывать ноги от пола была запрещено. Ошибки: заступ за линию отталкивания или касание ее; выполнение отталкивания с предварительного подскока; отталкивание ногами разноименно.

4. Тройной прыжок в длину с/м.

Испытуемый встает перед линией при этом не должен наступать на нее, Отталкивание делается с двух ног, как и в прыжке с места. После отталкивания двумя ногами прыгун выносит одну ногу вперед, сгибая ее в коленном суставе, голень имеет направление вниз или чуть вперед, другая нога задерживается сзади, чуть согнутая в коленном суставе (полет в шаге). Далее прыгун «загребающей» постановкой ставит впереди находящуюся ногу на грунт, одновременно расположенная сзади нога активным маховым движением выводится вперед, помогая выполнить отталкивание одной ногой.

После второго отталкивания полет снова, выполняется шаг за шагом, но с другой ноги. Третье отталкивание было также достигнуто из-за «сгребающего» движения ног. В третьем полушарии толщина ног подтягивается к ноге мухи, она сгибается в коленном суставе и приближается к груди, и выполняется посадка, которая обнаруживается при прыжке с места. Чтобы добиться высокого результата в тройном прыжке, важно активно выполнять прыжки в сочетании с активным размахом и пытаться продлить фазу полета, а не быстро ставить ногу маховую. На место отталкивания. Результат фиксируется в сантиметрах по пяткам. Если же при приземлении испытуемый сделал шаг назад, то результат фиксируется по пятке той ноги, которая сделала шаг назад. Выполняется три попытки, засчитывается лучшая попытка.

5. Тройной прыжок «лягушкой» Тройной прыжок «лягушкой» в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Для совершения прыжка, испытуемому необходимо встать носками к линии старта, при этом стопы должны быть расположены параллельно. Прыжок осуществляется одновременным отталкиванием обеих ног и взмахом рук, после того как они были отведены назад. Приземляется испытуемый на обе ноги. Отводит руки назад и совершает еще два прыжка. Важно не останавливаться после первого и второго прыжка, а сразу переносить вес вперед и совершать следующий прыжок. Измерение результатов производится рулеткой. Точность результата до одного сантиметра. Для проведения данного тестирования было использовано три попытки. Результат наилучшей попытки фиксируется в протоколе. Измерение длины прыжка осуществлялось от черты до точки заднего касания ноги испытуемого с полом. Ошибки: заступ за линию отталкивания или касание ее; выполнение отталкивания с предварительного подскока; отталкивание ногами разноименно, остановка после первого или второго прыжка.

 

 

Педагогических эксперимент

 

 

 
Педагогическая модель представляет собой сложную методологию, которая включает в себя комбинированное использование визуальных методов, интервью, интервью, анкет, специальных мероприятий, специальностей и многое другое. Результаты их исследований представлены для того, чтобы завершить работу по обоснованности гипотезы. Педагогический эксперимент это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной. Такой сравнительный эксперимент в практике применяется в разных вариантах. Статистические модели используются для различения экспериментальных групп и контрольных групп. Данные, полученные до и в конце эксперимента или в конце экспериментального исследования.

Для решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент. Данный эксперимент характеризуется как формирующий, поскольку является заключительным звеном в педагогическом исследовании и предполагает разработку нового содержания; сравнительный, так как в ходе его проведения происходит сравнение результатов в начале и конце эксперимента.

Чтобы решить задачу, был проведен эксперимент педагогический. Этот эксперимент был очень полезен, потому что он тесно связан с преподаванием исследований и включает в себя разработку новых материалов. Во время его поведения результаты сравнивались в начале и в конце эксперимента.

Педагогический эксперимент проводился 20.01.2020 года по 02.05.2020 года. Испытуемыми были легкоатлеты 14-15 лет КГУ «Восточно-Казахстанской областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по легкой атлетике» управления физической культуры и спорта Восточно-Казахстанской области.

Методика тренировочного процесса контрольной группы предусматривала примерно сбалансированное использование средств силовой и скоростно-силовой подготовки.

Спортсменам экспериментальной группы были предложены средства общей и специальной физической подготовки в подготовительном периоде по разработанной методике. Согласно показателям педагогического тестирования осуществлялся набор юношей в экспериментальную группу (бегуны на 60 и 100 м) юноши (n=5). Спортсмены контрольной группы тренировались без учета показателей педагогического тестирования.

Первая неделя упражнения среднего объема и интенсивности с полным восстановлением (4×60 м; бег с высоким подниманием бедра, бег колесом, выпады вперед, вылет в шаге через шаг на правую и на левую ногу, бег прыжками, 2–3 ускорения и т.д.).

Вторая неделя упражнения второй недели аналогичны содержанию первой недели только с легким повышением объема и интенсивности.

Третья неделя (содержание микроцикла то же, что второй недели, но с повышением интенсивности и объема).

Четвертая неделя разгрузочный микроцикл.

Пятая неделя упражнения выполнялись с акцентом на объем.

Шестая неделя понижение объема по отношению к пятой неделе, но повышение интенсивности,

Седьмая неделя разгрузочный микроцикл.

Восьмая неделя недельный план тот же, что шестой недели, но к прежней интенсивности легкое повышение объема.

Девятая неделя упражнения выполнять с низким объемом, но с высокой интенсивностью.

Десятая неделя упражнения выполнялись с большим объемом и интенсивностью.

Одиннадцатая неделя разгрузочный микроцикл.

Двенадцатая неделя с большим объемом и средней интенсивностью.

Тринадцатая неделя микроцикл тринадцатой недели, как девятой недели, но с большим объемом и высокой интенсивностью.

 

 

Организация исследования

 

 

Планирование экспериментальной части исследования была осуществлена с учетом всех основных требований предъявляемых к логике и организации педагогического эксперимента.

• Были определены следующие задачи экспериментальной работы:

• создать базу для проведения эксперимента;

• определить уровень развития скоростных и скоростно-силовых способностей;

• подготовить комплекс диагностических методик, которые будут соответствовать целям, задачам и характеру исследования;

• организовать экспериментальную работу, а так же провести диагностический эксперимент, который позволит определить каков уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств;

• провести качественный, а так же количественный анализ результатов эксперимента и провести математическую обработку полученных результатов в целях проверки достоверности выдвинутой гипотезы экспериментальной части исследования.

Проведение исследования требовало детального его планирования, в рамках которого определялось количество этапов и их содержание, подготовка необходимых условий для реализации исследования. В результате планирования было определено три этапа исследования.

Первый этап был связан с анализом научно-методической литературы, позволяющей раскрыть особенности физического состояния детей 14-15 лет занимающихся в ДЮСШ, поиском и конкретизацией проблемы исследования, постановкой целей и задач, разработкой комплекса способствующего развитию скоростных и скоростно-силовых способностей.

Второй этап включал проведение контрольных испытаний для определения физического состояния занимающихся, проведение педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной. Такой сравнительный эксперимент в практике применяется в разных вариантах.  Педагогический эксперимент проводился 20.01.2020 года по 02.05.2020 года. Испытуемыми были легкоатлеты 14-15 лет КГУ «Восточно-Казахстанской областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по легкой атлетике» управления физической культуры и спорта Восточно-Казахстанской области. В педагогическом эксперименте принимали участие 2 группы занимающихся. На занятии проводилось по комплексу упражнений, по программе. Всего в эксперименте приняло участие 10человек. Повторное тестирование проводилось после окончания педагогического эксперимента.

Третий этап включает в себя статистическую и математическую обработку и анализ полученных данных, сравнение экспериментальных результатов с научно-методической литературой, обсуждение их с научным руководителем. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли экспериментальная и контрольная группы. Сравниваются данные, полученные перед экспериментом и по его окончанию, экспериментального исследования. Подготовка и презентация.

Спринт это несколько легкоатлетических видов, где спортсмены соревнуются в беге на короткие (спринтерские) дистанции на стадионе. Спринтом считаются дистанции до четырёхсот метров включительно.

Целью бега на спринтерские дистанции является тем, чтобы преодолеть расстояние определенной длины на максимально достижимой скорости. Поэтому, спортсмен должен мобилизовать все свои физические и психические возможности для максимально быстрого старта, который позволит быстро набрать, максимально возможную скорость легкоатлета на отрезке, который спортсмен должен поддерживать до финиша дистанции. Услышав стартовый сигнал, бегун на короткие дистанции незамедлительно бросается вперед. Это движение начинается с активного отталкивания ногами и стремительного взмаха руками (сгибание их). Отталкивание от стартовых колодок производится разом двумя ногами порядочным давлением на стартовые колодки. Но оно сразу трансформируется в асинхронную работу. Нога, стоящая сзади, лишь только чуть-чуть разгибается и быстро выносится бедром вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, очень быстро выпрямляется практически во всех суставах. Угол отталкивания при первом шаге с колодки составляет у квалифицированных спринтеров сорок два - пятьдесят два градуса, бедро маховой ноги подходит к туловищу на угол около тридцати градусов Это обеспечивает более низкое расположение ОЦМТ спортсмена, а усилие выпрямляющейся ноги будет сконцентрировано больше на продвижение туловища бегуна вперед. Данное расположение удобно для исполнения сильного отталкивания от колодок и сбережения общего наклона туловища на первых шагах бега именно поэтому в экспериментальной группе приоритет тренировок отдали на развитие скоростно-силовых качеств, спортсменов, были так же введены дополнительные упражнения. При скоростно-силовом направлении в подготовке решалась задача увеличения силы, с которой сокращались мышцы и скорости движения. В частности, был отдан приоритет прыжковой нагрузке, а упражнения с отягощением и на тренажерах были уменьшены в объеме (примерно 75/25 %).

Выбор упражнений прыжкового характера можно объяснить тем, что для совершения отталкивания при старте или выталкивания собственного тела необходимо иметь хорошо развитые мышцы голеностопа, стопы и бедра. Их развитию необходимо уделять особое значение, но также не стоит забывать и о мышцах спины и пресса, т.к. данные мышцы являются стабилизаторами. На втором этапе исследования был разработан комплекс упражнений для развития скоростных способностей.

Дополнительными упражнениями в экспериментальной группе стали следующие виды прыжковой программы:

- прыжки на двух ногах вверх с подтягиванием коленей к груди;

- прыжки вверх на возвышение;

- прыжки на двух ногах вверх с подтягиванием коленей к груди;

- прыжки на упругой стопе на одной и на двух ногах через скакалку;

- подскоки на одной ноге с подниманием согнутой в колене ноги к груди;

- прыжок в длину с места (с установкой на максимальный результат);

- тройной прыжок с места (с установкой на максимальный результат);

- прыжок на возвышенность с отталкиванием двумя и одной ногой;

- спрыгивание с возвышения на две ноги с последующим прыжком через препятствие;

- многократные прыжки через легкоатлетические барьеры;

- прыжки через скамейку боком, вперед-назад, с поворотами на 90и 180 градусов.

- выпрыгивание с колодок отталкивание 2 ногами

Для развития скоростных способностей применялись следующие методы спортивной тренировки: соревновательный, повторный, переменный, игровой.

Отличие работы с экспериментальной группой от контрольной заключалось в том, что в экспериментальной группе применялись в основном прыжковые упражнения, а не упражнения с помощью тренажеров, штанги не используя утяжелители.


 

Заключение

 

 

Тренировочный процесс в любом виде спорта является процессом высокой сложности. На сегодняшний день, мы можем говорить уже о «научном подходе» к планированию тренировочного процесса, где интуитивный подход можно заменить на научно обоснованные действия, опирающиеся на эмпирические данные, характеризующие физические данные спортсмена.

Анализ литературных источников, посвященный проблеме подготовки легкоатлетов спринтеров, показал, что скоростно-силовая подготовка наряду со скоростной и технической подготовкой занимает особое место в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции. В то же время, у специалистов нет единого мнения по поводу того, какие средства скоростной и скоростно-силовой подготовки наиболее эффективны и в каком сочетании их лучше всего использовать. Как показал анализ литературных источников, прыжковые упражнения и упражнения взрывного характера являются основными в процессе подготовки и развития мощностных возможностей легкоатлетов спринтеров.

В годы начальной специализации юных легкоатлетов необходима особая тщательность в соблюдении меры напряженности тренировочных нагрузок, так как в это время происходит интенсивный рост и формирование организма, что связано с активизацией естественных пластических, энергетических и регуляторных процессов что само по себе является существенной нагрузкой для растущего организма. Преобладающей направленностью нагрузки за годы начальной специализации должно быть увеличение ее объема без усиления общей интенсивности тренировки.

Основываясь на полученных теоретических знаниях, нами был проведен педагогический эксперимент, который был нацелен на получение результатов при введении комплекса дополнительных упражнений, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств легкоатлетов спринтеров 14-15 лет.

Таким образом, в ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы:

1. анализ литературных источников, которые посвящены проблеме того как подготавливать легкоатлетов-спринтеров, показал, что скоростно-силовая подготовка наряду со скоростной и технической подготовкой занимает очень важное место в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции, в этом возрасте можно добиться роста скоростно-силовых показателей. Средства и методы, применяемые в тренировочном процессе легкоатлетов 14-15 лет позволяют с точностью дозировать нагрузку, что делает этот процесс более эффективным.

 В то же время, у специалистов ка всегда нет единого мнения по поводу того, какие именно средства скоростно-силовой подготовки нужно использовать для наиболее эффективного тренировочного процесса и в каком сочетании их лучше всего использовать. Главным же образом, речь идет о прыжковых упражнениях и упражнениях взрывного характера. Как показал анализ литературных источников, именно эти два направления в развитии мощностных возможностей легкоатлетов спринтеров являются основными в процессе их подготовки;

2. Соблюдая закономерности и принципы тренировочного процесса, нами была теоретически обоснована и выбрана методика совершенствования скоростных и скоростно-силовых качеств легкоатлетов 14-15 лет с использованием специально разработанного комплекса.

В группе легкоатлетов спринтеров, где был сделан акцент на прыжковые средства подготовки, в сравнении с группой занимающихся по стандартной программе, мы получили чуть более высокий прирост результатов во всех контрольных упражнениях, отражающих уровень беговой подготовленности, но различия в результатах недостоверны и малы, поэтому методика может использоваться в тренировочных занятиях но не является более подходящей.

3. результаты педагогического эксперимента показывают что не имеется существенной зависимости эффективности развития скоростных и скоростно-силовых качеств в зависимости от применяемого комплекса упражнений для повышения уровня развития скоростно-силовых качеств у юных легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся на коротких дистанциях.


 

Литература

 

 

1. Егер К. Г. Юным спортсменам о тренировке. М.: Физкультура и спорт, 2005. - 256 с.

2. Кузнецов B.C. Техника бега на короткие дистанции: обучающая программа. - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 27 с.

3. Барчуков И.С. Физическая культура. - М.: Academia, 2017. - 304c

4. Виктор Платонов Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. М.: Спорт, 2019. - 658 с.

5. Николай Александрович Бернштейн О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1940. - 209 с.

6. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. 256 с.

7. Зимкин, Н.В Физиологическая характеристика силы быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956. - 657 с.

8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

9. Фарфель, В.С. Физиология спорта Очерки; ФиС, 1960 - 384

10. Владимир Михайлович Зациорский Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.

11. О. Е. Ушакова Современное представление о физической подготовке юных метателей диска. М.: Бибком, 2017. - 130 с.

12. Коца Я.М. Спортивная физиология. М.: ФИС, 1998. - 200 с.

13. Зациорский В.М. Методика воспитания силы. М.. Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

14. Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье. М.: Знание, 1991. – 64 с.

15. К. Фредерик Хэтфилу. Всестороннее руководство по развитию силы. Красноярск. “Восток”, 1992, - 288 с.

16. Наследов.А. В. Механизмы контроля мышечной деятельности. М.: Наука, 1985 -223

17. Жичкин А.Е. Атлетическая подготовка в тренажерном зале. Харьков: Изд-воХГПУ, 1996 – 73 с.

18. Зациорский В.М Вопросы методики воспитания физических качеств. М.: ФИС, 1961. 199 с.

19. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. -12 с.

20. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт,2007.-460с.

21. И. В. Манжелей, Е. А. Симонова Физическая культура: компетентностный подход: учебное пособие. Тюмень: Тюменского гос. ун-та, 2011. - 184 с.

22. Филип Райс, подросткового и юношеского возраста. П.: Питер, 2010. - 812 с.

23. Словарь спортивных терминов / под общ. Ред. Р.Р.Салимзянова. – Улбяновск: УВАУ ГА(и), 2008. – 116с.

24. Словарь по социологии физической культуры и спорта / Под общей ред. С. И. Росенко. – СПб., 2019. – 130 с.

25. Track and Field Athletics. Легкая атлетика. Учебно-методическое пособие/ Сост.Н.А.Шнайдер – М.. 2016 – 144с.

26. Питер Дж.Л.Томпсон /Введение в теорию тренировки: методическое пособие. – М. Человек, 2013 – 192с

27. Aantaa Е., Viijlainen Е., Karskela V. Permanent Effects of Lew Frequency Vibration on the Vestibular System. // Acta otolaring, 1977. - №56. - P.470-477.

28. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. - 384с.

29. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Наука, 1982. - 270с.

30. Попов С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 416c..

31. Кикотя В.Я., Барчукова И.С. Физическая культура и физическая подготовка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431c.

32. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студ. вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 416с.

33. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: Учебное пособие. - М.: Практика, 2016. - 496c.

34. Николаенко В.М. и др. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2014. – 440с.

35. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.; Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496с.

36. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни. - Казань: ЦИТ, 2003. – 189с.

37. Ананьева И.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адапта-ционные возможности школьников. // Вестник РАМН, 2012. - №6. - С.14-24.

38. Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. // Теория и практика физической культуры, 1989. - №4. - С.29-31.

39. Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) Физ. культура в школе. - М. 2012. - 99с.

40. Буйнов Л.Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости. // Профилактическая и клиническая медицина, 2011. - №3. - С.45-49.

41. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей школьного возраста. - М.: Просвещение, 2014. - 447c.

42. Авчинникова С.О. К разграничению и интеграции понятий «готовность», «компетентность», «культура» в контексте подготовки специалистов социального профиля к здоровьесберегающей деятельности. // Научно-педагогическое обозрение, 2016. – №1. – С.11-16.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.111 с.)