Возрастные особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей подростков 14-15 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей подростков 14-15 лет



 

 

Одной из проблем развития скоростных и скоростно-силовых способностей бегунов на короткие дистанции является то, что при большом количестве фактического материала по отдельным вопросам и аспектам, все труднее становится его систематизировать и обобщать, а, следовательно, и полноценно использовать на практике.

Строгий учет возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития подростков, является важным условием высокой эффективности развития скоростных и скоростно-силовых качеств бегунов на короткие дистанции. Оптимизированные нагрузки и контроль функциональных показателей являются основой воспитания успешного спортсмена.

В подростковом возрасте организм человека находится еще в стадии формирования поэтому в это время особенно заметно проявляются как позитивные, так и негативные воздействия физических упражнений на юных спортсменов.

Определение возрастных закономерностей развития скоростных и скоростно-силовых качеств имеет особое значение, так как уже в детском и подростковом возрасте формируется двигательный показатель, который закладывает начало будущих спортивных результатов. В связи с этим, существует потребность в изучении развития скоростных и скоростно-силовых качеств у подростков в возрасте 14-15 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции.

Отличительная характерная черта молодых спортсменов 14-15 лет – это половое созревание организма. Это один из самых проблемных и реакцияственных периодов в жизненном цикле человека. Его основная характерная черта — половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. На данный период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемым пубертатным скачком роста подростка. До начала ростового скачка форма туловища у мальчиков и девочек одинакова. Во время полового созревания происходят зримые изменения в строение туловища.

В подростковом возрасте у детей рождается потребность самоутверждения и самостоятельности. Характерной чертой подростков является стремление к соревнованию, демонстрации физических способностей, они далеко не всегда в состоянии объективно оценить свои силы и возможности.

В детском, а так же подростковом и юношеском возрасте имеются подходящие потенциальные возможности для того что бы воспитывать физические свойств в том случае если организационный и педагогический процессы были достаточно оптимального уровня. Путём целенаправленного педагогического действия можно оказать положительное воздействие на двигательную функцию человека. Но это действие не должно носить сильных изменений в закономерностях возрастного развития школьников и роль которых особенно существенна для формирования двигательных навыков. В тоже время целенаправленное педагогическое воздействие на физические качества школьников позволяет свести к минимуму возрастные задержки в развитии того или иного качества.

У мальчиков происходит формирование мужского телосложения, при котором идет активное формирование плечевого пояса, у девочек идет формирование тела женщины, где уже четко возможно отметить линию талии. Габариты тела повышаются, замечается хлесткий рост тела в длину: у девочек самое больше прирост обычно приходится на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет, руки и ноги вытягиваются пропорционально.

1. Каково состояние центральной нервной системы и нервно-мышечной системы человека?

2. фактор морфологических особенностей мышечной ткани и ее состав (т.е. это соотношение быстрых и медленных волокон);

3. уровень мышечной силы;

4. способность мышц быстро переходить от стресса к расслабленному состоянию;

5. Запасы энергии в мышцах (аденозинтрифосфорная кислота, АТФ и КТФ, креатинфосфат)

6. Амплитуда движения, т.е. о степени подвижности в суставах;

7. Способность координировать движения при скоростной работе;

8. биологический ритм организма;

9. возраст и пол;

10. Естественная скорость человеческих навыков.

С физиологической точки зрения скорость  зависит от скорости следующих пяти фаз:

1. фаза появления возбуждения в рецепторе (зрительном, акустическом, тактильном и т. Д.), Который участвует в восприятии сигнала;

2. Передача этого возбуждения в центральную нервную систему;

3. передача сигналов информации, поступающей от органов чувств по нервным путям, их быстрый анализ и формирование эфферентного сигнала;

4. Направление полученного эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5. Пробуждение мышц и появление в них механизма активности.

6. Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из возбужденного состояния в состояние торможения и наоборот, то есть от нестабильности нервных процессов.

На скорость, которая проявляется в целом двигательными действиями, сильно влияют частота нервно-мышечных импульсов, скорость перехода мышц из фазы стресса в фазу релаксации, скорость изменения этих фаз, степень включения быстро сокращающихся мышечных волокон в процессе движения и их синхронная работа.,

С биохимической точки зрения скорость двигательных действий определяется содержанием аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скоростью их распада и ресинтеза. В высокоскоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит через креатин и гликолитические механизмы фосфора. Доля аэробного (кислородного) источника в энергоснабжении различных высокоскоростных видов деятельности составляет от 0 до 10%.

Генетические исследования (двойной метод сравнения скоростных навыков между родителями и детьми, постоянный мониторинг изменений показателей скорости у одних и тех же детей) показывают, что двигательные навыки в значительной степени определяются факторами генотипа. Согласно достоверным научным исследованиям, скорость простой за счет наследования составляет около 60-88%. Умеренный генетический эффект ощущается скоростью одного движения и частотой движений, а скорость, которая проявляется при выполнении двигательной активности, примерно в равной степени зависит от генотипа и окружающей среды (40-60%). [26]

Основным способом развития скорости как физического качества является повторение скоростных упражнений с максимальной и почти ограниченной интенсивностью. Количество повторений в уроке составляет 3-6 повторений в 2 сериях. Если скорость уменьшается при повторных попытках, работа над развитием скорости заканчивается, потому что этим начинается развитие выносливости, а не скорости.

Повторный метод дает возможность показать максимальные скоростные навыки на благоприятном эмоциональном фоне. С развитием скорости вы должны быть максимально сосредоточены и собраны, тщательно и четко выполнять упражнения.

Метод игры, включающий выполнение заданий с постоянным и неожиданным изменением ситуации, противодействие и взаимодействие партнеров. В этом случае эстафеты, уличные и спортивные игры, в которых сочетаются элементы быстрого реагирования на внезапные сигналы, имеют все шансы быть использованы в качестве упражнений.

Другой сенсорный метод, основанный на тесной взаимосвязи между скоростью отклика и способностью определять пределы, - это очень маленькие временные интервалы (десятые или сотые доли секунды). В большинстве случаев люди, которые прекрасно воспринимают микровременные интервалы, имеют высокую скорость из-за увеличения точности восприятия времени, то есть улучшения сенсорной составляющей двигательной.

Средства развития скорости - это упражнения, которые выполняются на максимальной скорости или около нее (то есть скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы.

1. Упражнения, охватывающие отдельные компоненты скорости [27]

Скоростно-силовые способности это соединение скоростных и собственно силовых способностей. Способность развивать предельное мускульное усилие в наименьший отрезок времени. Функциональные свойства нервно-мышечной системы, дозволяющие выполнять действия, в которых вместе со значительными мускульными усилиями необходима максимальная быстрота движений, лежат в основе скоростно-силовых возможностей.

Скоростно-силовые качества это способность человека к проявлению усилий проявления предельной мощности в кратчайший интервал, при сохранении оптимальной амплитуды движения.

Скоростно-силовые способности:

1) быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мускул, проявляемым в упражнениях, которые исполняются со значительной скоростью, не достигающей максимальной величины.

2) Взрывная сила отображает способность человека по ходу исполнения двигательного действия достигать наибольших показателей силы в предельно краткое время.

Для оценки взрывной силы используют скоростно-силовой индекс I=F max/t max, где F max-уровень максимальной силы проявляемой в конкретном упражнении; t max максимальное время к моменту достижения F max.

Она имеет разрешающее значение в двигательных действиях, требующих внушительный мощности напряжения мускул. Это, в первую очередь, разнообразные прыжки и метания. Большое значение имеет взрывная сила в нанесении эффективного удара в боксе, выводе соперника из равновесия в борьбе, выполнении укола с выпадом в фехтовании, подъеме штанги и т. п.[28]

Во множестве физических упражнений, где взрывная сила имеет основное значение, проявлению взрывного сокращения мускул в основной фазе движения предшествует механическое их растягивание. К примеру, метанием копья или гранаты спортсмен осуществляет энергичный замах. В данном случае рабочий эффект двигательного воздействия обусловливается возможностью мускул к быстрому переключению, от уступающего к преодолевающему режиму работы с применением упругого потенциала растягивания для увеличения мощности их дальнейшего сокращения. Это специфическое качество мускул получило наименование "реактивность мускул".

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила это характеристика способности мускул к стремительному развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила способность мускул к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

У мальчиков происходит формирование мужского телосложения, при котором идет активное формирование плечевого пояса, у девочек идет формирование тела женщины, где уже четко возможно отметить линию талии. Габариты тела повышаются, замечается хлесткий рост тела в длину: у девочек самое больше прирост обычно приходится на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет, руки и ноги вытягиваются пропорционально.

Существенно увеличивается сила мускул. Мускульная масса очень интенсивно наращивается у мальчишек 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет [29]. Скачок в повышении общей массы мускул, главным образом приключается за счет повышения толщины мускульных волокон. В скелетных мускулах замечается увеличение размера мускульных волокон посредством повышения объема и числа миофибрилл. В мускулах доминируют медленные волокна окислительного типа, а также наращивается количество митохондрий и миоглобина, этим увеличивается активность окислительных ферментов. Гипертрофия мускульных волокон приводит к значительному росту максимальной силы мускулы. Становая сила у мальчиков к 15 годам в среднем является 20 90-100 кг. Преимущественно подходящий период формирования качества силы приходится на 14-17 лет. Молодые люди в данный период неплохо приспособлены к выполнению работы аэробного характера циклических упражнений умеренной мощности. Сердце в подростковом возрасте не прекращает активно расти. И именно в этом возрасте очень скрупулёзно разбираются показатели развития сердечно-сосудистой системы. А частота сокращений явственно падает. У 15-летних мальчиков пульс равняется 70 ударам в минуту, в то время как к 18 годам такое количество уменьшится до 62 ударов в минуту. У девочек это 72 удара в минуту в 15 лет и до 70 ударов в минуту к 18 годам. Необходимо понимать, что уменьшение того как часто сокращается сердце, случается скачкообразно и напрямую обусловлен темпами полового созревания подростка. Стоит заметить, что к 15 годам практически улетучивается дыхательная аритмия. Принимая во внимание то, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, наращивается величина артериального давления. У мальчиков в 14 лет 115/66, в 15 лет 120/68, у девочек после 13 лет эти показатели на 2-5 мм рт. ст. ниже. Так, в возрасте 15 лет у одних девочек работа сердечно-сосудистой системы может статься аналогична взрослой женщине, а у прочих она все еще будет как у школьниц младшей или средней школы. Приблизительно такая же картина замечается и среди мальчиков. Это целиком зависит от особенностей формирования сердечно-сосудистой системы каждого отдельно взятого подростка и от темпов полового созревания. Система дыхания с годами совершенствуется. Растет продолжительность цикла и скорость вдоха, уменьшится чувствительность дыхательного центра к недостатку воздуха и излишку углекислого газа. В 14-летнем возрасте частота дыхания подростка близится к взрослому уровню 16-20 вдохов в минуту. К 14-15 годам заканчивается формирование носовых ходов. Объемы легких обусловлены стадиями полового созревания. Суммарная вместительность легких у девушек 13 лет составляет приблизительно 93% от величины данных размеров у 18-летних девушек, а у 13-летних мальчиков лишь только 73%. Стоит заметить, что эффективность дыхания у молодых людей еще мала. При работе на уровне предельного потребления кислорода (МПК) величина минутного объема дыхания увеличивается в 9-10 раз сравнительно с состоянием покоя. Насыщение кислородом при вдохе у подростков происходит менее чем у взрослых. Это обусловлено не столь глубоким дыхательным объемом, меньшей выносливостью респирационных мускул, отставанием роста грудной клетки, незрелостью регуляторных процессов. При всем при этом кислородный запрос на работу у подростков выше, чем у совершеннолетнего человека на ту же нагрузку. Эта информация очень важна при регламентировании физических нагрузок у спортсменов.[30]

В среднем и старшем школьном возрасте внушительное развитие обозначается во всех структурах центральной нервной системы (ЦНС). У подростков значительно улучшается способность к переработке информации, стремительному принятию решения, обозначается увеличение производительности тактического мышления. Но стоит отметить, что в первую фазу пубертата замечается нарушение центральной регуляции движений. Происходит процесс возбуждения, расстраивая тонкие меж центральные связи и координацию движений. С окончанием данного периода механизмы управления движениями потихоньку приближаются к взрослому уровню. Возрастные перестройки системы управления гарантируют экономное и лучшее выполнение работы.

У молодежи существуют реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для развития, пожалуй, самых сложных двигательных действий. В то же время при работе с подростками по физическому воспитанию следует иметь в виду, что в период полового созревания срочно требуется дифференциация физической активности в зависимости от физической формы, состояния и половой зрелости учащегося. Задержка физиологического развития была обнаружена у подростков в возрасте от 13 до 15 лет (в период полового созревания). В этом возрасте, однако, условия для улучшения определенных физических свойств уже известны. В этом возрасте динамические взрывные силы с небольшим весом, включая вес вашего собственного тела (глубокий прыжок с последующим отклонением, прыжок на скамейке, козел и т. Д.), Могут быть предпочтительнее для развития скоростных качеств (способности к прыжкам).

Отмечено также, что в возрасте 13-15 лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-силовой направленности.

К 13-15 годам у подростков достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность).

Следует иметь в виду и то, что к 15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества быстроты движений). В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально целенаправленными упражнениями.

В подростковом возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е. возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества гибкости.

Одно из главнейших физических достоинств это суставная подвижность. Гибкость молодых людей тем выше, чем больше длиннотные габариты тела. К 15-летнему возрасту достигается особенно высокие значения гибкости, затем без тренировки начинает снижаться. У девочек гибкость проявлена лучше, чем у мальчиков. До 14 лет идет усиленное формирование ловкости (с не очень большим смещением в худшую сторону данного качества в пике пубертатного периода). Улучшается межсенсорная интеграция и сенсорная взаимосвязь, и установление представлений о «схеме тела» и «схеме пространства». Развертывается способность к формированию новых движений в необычных условиях, улучшается разбор текущей и грядущей ситуации. В возрасте полового созревания у ребят завершается процесс формирование нервной системы, двигательного анализатора, что положительным образом влияет на развитии таковых необходимых качеств, таких как ловкость и выносливость. [31]

Позднее прочих качеств развивается выносливость. Подходящий момент ее развития приходится на возраст 15-20 лет, когда в необходимой мере сформированы функции респираторной и сердечно-сосудистой систем, какие отвечают за аэробную работу.

Стоит заметить, что в период 14-15 лет у молодых людей усиливается суточная двигательная активность более, чем на тридцать процентов по сопоставлению с 8-9- летними часами. Их суточные энергозатраты составляют приблизительно 3000 ккал.

Вестибулярная сенсорная система созревает у подростков к 14-летнему возрасту. Обостряются вестибуло-вегетативные симпатического типа, инициирующие увеличение частоты сердечных сокращений. В конечном итоге вестибулярных нагрузок появляются разные (положительные или же отрицательные) эмоции, которые необходимо принимать во внимание при занятии с детьми, и замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов.

Следовательно, к 15 годам у молодых людей сформированы все основные механизмы управления движениями, характерные для взрослого организма рефлекторно кольцевое регулирование с системой обратных связей и программное регулирование в области механизма основных команд. Это обеспечивает безупречность исполнения длительных упражнений, когда нужны корректировка моторных программ, и исполнение кратковременных двигательных актов. В период 14-15 лет у подростков ускоряются сенсомоторные, уточняется «мышечное чувство» и улучшается точность воспроизведения мускульных усилий, увеличивается функциональная надежность вестибулярной системы. К 15-ти годам очень быстро улучшаются различные показатели качества быстроты, достигаются большие величины. Идет процесс улучшения основной регуляции движениями и повышением возбудимости, и подвижность мускульного аппарата содействует ускорению моторных актов. В юношеском возрасте управления движениями добивается определенного совершенства, что дает возможность добиваться небывалых результатов.[32]

Тренерам далеко не стоит выпускать из виду, что в момент пубертатного состояния при увеличении общественных требований к подростку, время от времени происходит несореакцияствие предъявляемых требований и функциональных возможностей организма, нередко такое проводит к нарушению как физического, так и психологического состояния подростка. [33]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.036 с.)