Учебные цели – это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебные цели – это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учащихся.



    Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что ученики поймут, чему должны научиться на уроке. Понимание учебной цели помогает им стать активными участниками урока, самим спланировать и организовать свою деятельность.

 

Приступая к формулировке целей, преподаватель:

-изучает требования образовательного стандарта и программы;

-обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

-определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся;

-выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность учащегося в результатах обучения.

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):

- обучающая,

-развивающая,

--воспитательная.

 

Обучающая цель -

формирование (закрепление, обобщение, систематизация, расширение) знаний, умений, навыков обучающихся.

    Определить основную обучающую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок:

-изучению нового материала (одна обучающая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала);

-закреплению нового материала и ранее пройденного (одна обучающая цель – закрепление);

-контрольный урок (одна обучающая цель – контроль за полученными знаниями);

-урок систематизации и обобщения (две обучающие цели - повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока).

- комбинированный урок (три обучающие цели - повторение, закрепление, сообщение нового материала) –.

 

Требования к обучающей цели урока:

Ø  удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность и последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и т.д.);

Ø удовлетворять требованиям учебной программы;

Ø быть корректной, то есть достижимой и конкретной, чтобы по результатам в конце урока можно было судить, достигнута ли она;

Ø учитывать межпредметные связи, чтобы устранить дублирование материала и сэкономить время на углубление знаний и совершенствование умений;

Ø учитывать уровни формирований знаний и умений:

1. формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление);

2. формирование на уровне понимания (когда учащийся сможет повторить, пересказать своими словами, найти на схеме, чертеже, рисунке) и запоминания;

3. формирование знаний на уровне их применения по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы;

4. формирование знаний на уровне творческого применения, то есть в новой незнакомой ситуации, в условиях «переноса».

 

Примеры некоторых формулировок обучающих целей урока:

Ø сформировать знания…;

Ø научить…;

Ø закрепить…;

Ø подвести к выводу…;

Ø проанализировать степень усвоения материала;

Ø сформировать понятие…;

Ø дать общую характеристику явления…;

Ø устранить пробелы в знаниях…;

Ø выработать знания и умения;

Ø изучить основные этапы творческого пути…;

Ø исследовать зависимость…;

Ø научить анализировать, выделять (главное, существенное)…;

Ø охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды…;

Ø приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;

Ø обобщить знания, умения, навыки по…;

Ø проконтролировать степень усвоения следующих основных ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках;

Ø обеспечить усвоение следующих основных ЗУН;

Ø сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки по данному учебному материалу.

 

Развивающая цель урока –

развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорноперцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профзадатков и способностей).

 

Требования к развивающей цели:

Ø учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная);

Ø вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности;

Ø подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.

 

Примеры некоторых формулировок развивающих целей:

Ø развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;

Ø развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;

Ø формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля;

Ø содействовать развитию воли и настойчивости;

Ø развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);

Ø развивать интерес к предмету;

Ø развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

Ø развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;

Ø учить вести и составлять конспекты, тезисы;

Ø учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

Ø учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;

Ø учить устанавливать межпредметные связи;

Ø развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;

Ø развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

Ø формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю;

учить вести и составлять конспекты, тезисы.

 

Воспитательная цель урока –

 

формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

 

Требования к воспитательной цели урока:

Ø воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета;

Ø воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета;

Ø основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т.д.

 

Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:

Ø пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);

Ø пробудить чувства ответственности, долга…

Ø вызвать чувство удивления и гордости…

Ø подвести учащихся к выводу…

Ø убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения.

Ø показать учащимся…

Ø дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;

Ø создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций;

Ø содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

Ø осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;

Ø формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Методическая цель –

рефлексия проведения урока и его результатов (апробация методов, средств, форм обучения, оценка и самооценка урока и т.п.).

Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.

    Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

 

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Образовательные – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни

Развивающие задачи урока – предполагают развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.)..

Воспитательные – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.

Формулирование задач урока(примеры):

I. Образовательные: (примеры).

1. Обеспечить в ходе занятия освоение (повторение, закрепление) основных понятий, законов, теорий...

2. Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...

3. Добиться, чтобы обучающиеся за занятие обрели определенный запас знаний по вопросам...

4. Сформировать у обучающихся понятия о...

5. Углубить знания обучающихся о...

6. Закрепить знания обучающихся и научить самостоятельно проводить анализ...

7. Сформировать научные знания….

8. Раскрыть содержание знаний и понятий...

9. Расширить знания обучающихся по отдельным вопросам.

10.Закрепить и расширить знания по теме….

 

II. Развивающие: (примеры)

1. Продолжить формирование общеучебных знаний, планирования ответов, сравнения обобщения...

2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение обучающихся в дискуссию...

3. Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).

4. Развивать интерес к учению (применением ТСО, игровых моментов).

5. Развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).

6. Сформировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.

III. Воспитательные: (примеры)

1. Содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей...

2. Обеспечить изучение работ...

3. Содействовать воспитанию эстетических взглядов...

4. Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

5. Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности...

6. Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

7. Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

8. Содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

9. Содействовать воспитанию бережливого отношения к собственности.

 

Структура уроков по ФГОС

Время Этапы урока

1- 2мин 1 Организационный этап

2 -3мин 2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 2-3мин 3 Актуализация знаний

5 мин 4 Первичное усвоение новых знаний

5 мин 5 Первичная проверка понимания

15 мин 6 Первичное закрепление

10мин 7 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

3-4 мин 8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин 9 Рефлексия.

 

 

2. ТИПЫ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ:

тип 1. Формирование первоначальных умений и навыков выполнения операций.

Основное содержание урока Соотношение разных видов инструктажа Содержание самостоятельной работы учащихся Методы и дидактические средства
1 2 3 4
Обработка приемов работы в рабочем темпе операций Все виды инструктажей (большое значение) Учащиеся выполняют в рабочем темпе Мастер широко использует показ образцов готовой продукции, показ и объяснение рациональности выполнения приемов, операций ТСО
Формирование умений планировать выполнение действий, организации рабочего места Вводный инструктаж раскрывает место каждого приема в выполнении операций в целом Используют техническую и инструкционно-технологическую документацию Мастер использует монологическое изложение учебного материала.
Техника безопасности Текущий и заключительный инструктаж направлены на правильное выполнение приемов и операций Изучают инструкции по ТБ и БМТ Мастер использует строгую структуру; логику изложения;; системный характер освещения знаний.

 

тип 2. Совершенствование умений и навыков выполнения операций и формирование умений выполнения комплексных работ.

 

Основное содержание урока Соотношение разных видов инструктажа Содержание самостоятельной работы учащихся Методы и дидактические средства
1 2 3 4
Обработка умений и навыков выполнения комплексных работ. Все виды инструктажей. В процессе вводного инструктажа показывается содержание и последовательность выполнения комплексной работы. Выполнение учащимися в рабочем темпе комплексных работ. Рассказ, показ приемов работы с использованием передовых методов труда и прогрессивного инструктажа.
Показ передовых методов труда, прогрессивных инструментов, передовой технологии. Текущий и заключительный инструктажи должны обеспечивать выполнение учащимися комплексной работы. Широко использовать техническую документацию, передовые методы труда, прогрессивную технологию и высокопроизводительный инструмент. Демонстрация натуральных объектов, образцов готовой продукции.

 

тип 3. Совершенствование умений и навыков выполнения комплексных и сложных видов работ в условиях производства.

 

Основное содержание урока Соотношение разных видов инструктажа Содержание самостоятельной работы учащихся Методы и дидактические средства
1 2 3 4
Совершенствование умений и навыков в процессе выполнения различных заданий по нормам, приближающимся к нормам взрослых рабочих и чертежам предприятий. Все виды инструктажей. В водном инструктаже обращается внимание на особенности производственно-технического процесса и т.п. Учащиеся выполняют производственные работы по чертежам заводских технических процессов. Выполнение производственных работ на производственном оборудовании.
Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях. В текущем и заключительном инструктаже уделяется внимание ритмичности и чистоте приемов, соблюдению технических приемов. Применяют высокопроизводительный инструмент, приемы работы новаторов производства. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов мастер побуждает учащихся к актуализации уже известных им знаний и достижения усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

 

 

тип 4. Контрольно - проверочные уроки.

 

Основное содержание урока Соотношение разных видов инструктажа Содержание самостоятельной работы учащихся Методы и дидактические средства
1 2 3 4
Проверка степени овладения умениями и навыками (по теме, за полугодие, за год). Проверка степени овладения умениями и навыками с целью усвоения квалификационного разряда. Инструктаж о выполнении задания (чертежи, наряд). Учащиеся самостоятельно выполняют все виды работ, изучают новейшие технологические процессы, применяют высоко производительный инструмент, предназначенный для данного рабочего места. Наблюдение за работой учащихся (за правильностью выполнения приемов, последовательностью использования инструктажа).

 

Нестандартные уроки

Педагогами разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

 

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

 

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

 

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.

 

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

 

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.

 

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

 

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.05 с.)