Развитие восприятия устной речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие восприятия устной речи.



Ø Развитие слухозрительного восприятия устной речи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов [14]):

- монологических высказываний разговорного, учебно - делового и учебно - научного стилей (до 6 - 8 предложений - простых распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание;

- диалогических единств разговорного и учебно - делового стилей, включающих до 6 - 8 предложений– простых распространенных и сложносочиненных;

- микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также формулы речевого этикета;

- распознавание фраз, включающих до 6 - 8 слов и коротких фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно –делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно - научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); опознавание воспринятых новых фраз, в том числе, при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

-    распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно и во фразах, а также при изменении местоположения во фразе), включая знакомую обучающимся тематическую и терминологическую лексику учебных предметов; опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

Ø Развитие речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

- распознавание фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно – делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно - научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); различение и опознавание воспринятых новых фраз, в том числе, при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

- распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно, а также во фразах, в том числе, при изменении местоположения во фразе), включая знакомую обучающимся тематическую и терминологическую лексику учебных предметов; различение и опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями); различение и опознавание слов близких по звучанию;

Темы: «Я и моя семья, мои друзья», «Природа и человек», «Любимые праздники», «Будь здоров!», «Изучаем школьные предметы»[15]

Речевой материал:

Примеры фраз, слов, словосочетаний [16]:

У тебя есть друг (подруга)? Кто твой(я) друг (подруга)? С кем ты дружишь? Что ты читал? Что ты будешь делать вечером? Почему ты такой грустный (веселый)? Я обиделся на ….. Что ты делал в воскресенье (в выходные дни, в субботу и воскресенье, вечером)? Мы ездили в гости к бабушке и дедушке (ходили гулять в лес (в парк) и др.) Мы играли в футбол (в компьютерные игры, пили чай с пирогом и др.). Я тоже люблю (мне тоже нравится) играть в компьютерные игры (читать, рисовать….). Математика (русский язык, физкультура…), домашнее задание, выполнил домашнее задание, выучил (не выучил) уроки, успел (не успел) сделать уроки, Какое твое любимое время года? Осенью очень красиво в лесу! На деревьях и на земле разноцветные листья. Лес становится ярким, нарядным. Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми. Прогноз погоды. Какой прогноз погоды? Какая завтра погода? А какая температура воздуха? Сегодня плюс два (минус 20, обещают пасмурную, дождливую погоду (солнечную, теплую, прохладную, холодную и др.). Ты обедал (позавтракал,…)? Ты уже пообедал (позавтракал,…). У меня нет времени (нет аппетита). Правильное питание сохраняет здоровье. Ты успела пообедать? Ты неправильно питаешься. Надо есть не менее трех раз в день. Обязательно ешь фрукты и овощи, молочные продукты (суп, рыбу, мясо, кефир, йогурт, молоко, сыр, масло, каши, яйца…). Скоро Новый год! Давайте наряжать (украшать) елку! Посмотри, какие у нас игрушки! Повесь (повешу) на ветку (верхнюю, нижнюю, справа, слева…), прикрепи на макушку… Поставь Снегурочку (…) под елку. Поздравляю с Новым годом! Желаю здоровья (счастья, успехов в учебе, исполнения желаний)! Что тебе подарить? Что ты хочешь, чтобы тебе подарили? Запускать фейерверки можно только вместе со взрослыми! В нашей школе будет новогодняя дискотека. Мы готовим концерт. Сделай на компьютере Новогоднюю открытку! Посмотри, какую я сделал открытку! Напиши открытку. Поздравь с Новым годом маму (…).

Вежливый (невежливый), надо быть вежливым, настоящий друг, вежливо попросить, извиниться, не ссорьтесь; мы с папой (бабушкой и дедушкой,…), компьютерные игры, играть в футбол (…), ездить в гости, ходить в гости, я иду в гости, гулять в парке, выходные дни, воскресенье, суббота. Осень (зима), плюс (минус) 5 градусов, разноцветные листья, желтые, красные листья, лес белоснежный, прогноз погоды на завтра, пасмурная (дождливая, ясная, солнечная) погода, температура воздуха. Полезные продукты, правильное питание, здоровье, сохранять здоровье, нет времени, надо есть…, ешь, аппетит, нет аппетита, молочные продукты, кефир, йогурт, молоко, сыр, масло, рыба, мясо, фрукты, овощи, суп, каши, яйца, принимай (принимаю) витамины. Дед Мороз, Снегурочка, игрушки (шары, бусы, разноцветные лампочки, звезда, хлопушки…), фейерверк, новогодняя дискотека, Новый год, наряжать елку, послать (написать, сделать на компьютере) открытку (поздравления).

Дружный – дружить - дружно – дружба - друг - подруга; ссориться – поссорились - не ссортесь; обида - обиделся (обиделась) – обижаться; осень – осенний - осенью; холодная – прохладная; дождь – дождливая; солнце – солнечная; завтракать -завтракал(а) – позавтракал(а) - завтрак; ужинать - …; обедать -….; молоко – молочные; здоровье – здоровый; поздравить – поздравление, праздник – праздничный - праздновать.

Примеры пословиц и поговорок: «Друзья познаются в беде», «Нет друга - ищи, а нашел – береги», «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь», «Овощи на столе, здоровье в доме».

Примеры текстов (микродиалгов, ткстов монологического и диалогического характера):

- Здравствуй! - Привет! - Как тебя зовут? - Вова. - А тебя?  - Зоя.

- Что ты делаешь вечером? - Иду в гости. - К кому? - К Саше.

- Какое твое любимое время года? - Осень. - Почему? - Осенью очень красиво в лесу!

- Поздравляю с Новым годом! - Спасибо. Я тоже тебя поздравляю!

- Что тебе подарить на Новый год? - Фотоаппарат (компьютерную игру…) - Постараюсь купить!

***

Украшаем елку!

 - Скоро Новый год! Давай елку украшать! - Давай! Сначала повесим на елку лампочки и проверим, как они горят. - Все в порядке. - Я прикреплю на макушку звезду. - А я повешу игрушки: шары, колокольчики, хлопушки. - Пусть шишки весят по две справа наверху и слева внизу. - Как красиво получилось! - Вот Деда Мороз и Снегурочка! Поставь их под елку! - Какая красивая елка!

Вопросы и задания: Какого числа наступает Новый год? Как ребята готовились к Новому году? Какими игрушками ребята наряжали елку? Куда ребята повесили большие шары (шишки)? Как дети украсили макушку елки? А ты наряжаешь елку дома? Расскажи, как ты наряжаешь елку дома (в школе).

***

О правильном питании.

Маша любит есть бутерброды с колбасой. В выходные дни она хочет есть только бутерброды и пить кофе на завтрак, на обед и на ужин. Мама сказала Маше, что так питаться нельзя. Надо обязательно есть разнообразные продукты: фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу, мясо, каши, картофель, яйца. Надо принимать витамины, потому что они укрепляют здоровье.

Вопросы и задания: Что любит есть Маша? Маша питается правильно? Что сказала мама Маше? Что должен есть каждый человек? Какие продукты надо есть? А ты ешь эти продукты? Как ты думаешь, витамины укрепляют здоровье? А ты принимаешь витамины? Как ты понимаешь смысл поговорки: «Овощи на столе, здоровье в доме»?

Развитие произносительной стороны речи [17]

Ø Развитие речевого дыхания:

- слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

- развитие самоконтроля речевого дыхания;

Ø Работа над голосом:

- закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по – возможности, по высоте;

 - при необходимости, коррекция нарушений голоса;

- развитие самоконтроля нормального звучания голоса;

Ø Работа над звуками и их сочетаниями:

- закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речи учителя, самостоятельно);

 - развитие самоконтроля звукового состава речи, в том числе, на основе знаний об артикуляции звука;

 - при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи;

 - при необходимости, постановка звуков и их закрепление материале слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний;

Ø Работа над словами:

- развитие умений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);

 - развитие самоконтроля воспроизведения слов;

- знание основных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило; применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и под контролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Работа над фразами:

- развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

- развитие самоконтроля воспроизведения фраз;

- реализация умений внятного и достаточно естественного воспроизведения фраз, реализуя произносительные возможности, в связной речи монологического и диалогического характера (под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно) достаточно внятно и естественно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико – интонационной структуры речи; соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики);

Ø Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения.

Второе полугодие:

Содержание обучения.

Ø Развитие слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

- монологических высказываний разговорного, учебно -делового и учебно - научного стилей стиля (до 8 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание (бытовое, пейзажное);

- диалогических единств разговорного и учебно - делового стилей, включающих до 8 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных;

- микродиалогов (с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также формулы речевого этикета);

- распознавание фраз, включающих до 6 - 8 слов и коротких фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно –делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно - научного стиля, включающих знакомую обучающимся лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); опознавание воспринятых новых фраз, в том числе, при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

-   распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно и во фразах, а также при изменении местоположения во фразе), в том числе, знакомую обучающимся лексику учебных предметов; опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

Ø Развитие речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

- распознавание фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно – делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно -научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); различение и опознавание воспринятых новых фраз, в том числе, при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

- распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно, а также во фразах, в том числе, при изменении местоположения во фразе), включая знакомую обучающимся лексику учебных предметов; различение и опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями); различение и опознавание слов близких по звучанию;

Темы: «Я и моя семья, мои друзья», «Моя страна, мой город», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Человек в городе», «Изучаем школьные предметы» 

Речевой материал:

Примеры фраз, слов, словосочетаний:

Какие завтра уроки? Ты выполнил домашнее задание? Я не выучил …. Я успел (не успел) сделать уроки в школе. Пришли СМС, когда придешь домой (приедешь в школу…). Мама, познакомься. Это моя подруга (…). Рада познакомиться. Очень приятно. Меня зовут …. Накрой на стол. Пора накрывать на стол. Помоги мне накрыть на стол. Скажи (попроси). Постели (приготовь, возьми, принеси, убери, …) скатерть (тарелки, ложки, вилки ножи, чашки…). Назови столицу нашей Родины. Покажи герб Москвы. Владимир Владимирович Путин - Президент Российской Федерации. Скажите, пожалуйста, где находится памятник (театр, музей…). Старшим (людям, детям, малышам, друзьям) надо помогать. При встрече всегда здоровайся со знакомыми людьми. Уступай место старшим (пожилым людям, маленьким детям, женщинам, девочкам). Садитесь (проходите), пожалуйста. Ты уступаешь место старшим (пожилым людям, маленьким детям, женщинам, девочкам) в транспорте (…)? Ты всегда здороваешься со знакомыми людьми? Поздоровайся! Я потерялся. Меня зовут…. Моя фамилия … Мой адрес… Телефон мамы (…). 8.916. 221.22.22, 8. 495. 455.67.78. Если ты потерялся на улице, подойди к полицейскому. Не садись в машину к незнакомому человеку. Не гуляй в темноте.

Успел (не успел) сделать уроки, познакомься (знакомьтесь), моя подруга (друг, мама, папа…), накрой на стол, скатерть, (тарелки, ложки, вилки ножи, чашки…), Москва, столица, основана более чем 850 лет назад, Юрий Долгорукий, герб Москвы, флаг Москвы, флаг России, Родина Россия, Российская Федерация, Президент Российской Федерации, население Москвы, житель Москвы. вежливый, оказать помощь, помочь. Потерялся в магазине (на выставке …), подойти к полицейскому, если ты потерялся, попроси (не проси) помощи, незнакомый человек (прохожий). Расставь – поставь, накрой – закрой – прикрой, учить – выучить – разучить - не выучить. Москва – москвич – московский. воспитание – воспитанный – невоспитанный – воспитывать, старость – старый – старше – стареть, помогать –помощник –помогите –помогу; вежливый -невежливый.

Примеры пословиц и поговорок: «Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро», «В свой край каждого человека тянет»,

Примеры текстов (микродиалогов, текстов монологического и диалогического характера).

- Ты выполнил домашнее задание? - Да, я сделал уроки в школе (Нет, я еще не выучил стихотворение наизусть.)

- Пора выключить компьютер! Ты играешь уже 30 минут! - Можно еще 5 минут, а потом выключу! - Хорошо!

- Посоветуй, что надеть на праздник (в школу, на прогулку…) - Надень …. -

Спасибо, надену.

- Не забудь прислать СМС, когда приедешь в школу (…) - Обязательно пришлю. - Спасибо.

***

Накрываем на стол.

 - Скоро придут гости. Пора накрывать на стол. - Я уже приготовила посуду, белую скатерть и салфетки. – Отлично! - Сколько тарелок поставить на стол? - Накрой стол на восемь человек. – Напомни, вилки надо положить слева, а ножи справа? – Да. - А цветы на стол поставить? - Поставь небольшой букет, чтобы цветы никому не мешали. – Так красиво? – Да! Очень красиво! Спасибо!

Вопросы и задания: Расскажи, как девочка накрывала на стол. Почему на стол лучше поставить небольшой букет? Накрой стол на … человек (а). Как надо раскладывать ножи, вилки, ложки? Как ты понимаешь смысл пословицы «Куда не заглянет гость, туда не заглянет и добро»?

Найди и прочитай выразительно пословицы и поговорки о гостеприимстве.

***

Пусть так не будет.

По платформе к поезду бежала пожилая женщина. Она споткнулась и упала. Женщина стала с трудом подниматься. Рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один равнодушно заметил: «Спортом нужно заниматься».

(по В. Катаеву)

Вопросы и задания: Что случилось на платформе? Как повели себя ребята? Какие слова характеризуют их поведение? Повтори слова мальчика, передай позой и интонацией его отношение к женщине. Как бы ты поступили на их месте? Почему рассказ называется «Пусть так не будет»? Выскажи свое отношение к поступку ребят.

Развитие произносительной стороны речи [18]

Ø Развитие речевого дыхания:

- слитное произнесение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз на синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

- развитие самоконтроля речевого дыхания;

Ø Работа над голосом:

- закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по – возможности, по высоте;

 - при необходимости, коррекция нарушений голоса;

- развитие самоконтроля нормального звучания голоса;

Ø Работа над звуками и их сочетаниями:

- закрепление дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков на материале слов, словосочетаний, фраз, текстов, а также слогов и слогосочетаний (под контролем учителя, с опорой на образец речи учителя, самостоятельно);

 - развитие самоконтроля звукового состава речи, в том числе, на основе знаний об артикуляции звука;

 - при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи;

 - при необходимости, постановка звуков и их закрепление материале слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний;

Ø Работа над словами:

- развитие умений слитного произнесения слов, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав, орфоэпические нормы (самостоятельно, по знаку, по подражанию учителю);

 - развитие самоконтроля воспроизведения слов;

- знание основных орфоэпических правил, умения приводить примеры на каждое правило; применение орфоэпических правил при чтении новых слов (самостоятельно и под контролем учителя), реализация в самостоятельной речи орфоэпических норм (под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Работа над фразами:

- развитие умений внятного и достаточно естественного произнесения фраз при реализации произносительных возможностей (под контролем учителя и самостоятельно); воспроизведение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

- развитие самоконтроля воспроизведения фраз;

- реализация умений внятного и достаточно естественного воспроизведения фраз, реализуя произносительные возможности, в связной речи монологического и диалогического характера (под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Воспроизведение отработанного речевого материала (под контролем учителя и самостоятельно) достаточно внятно и естественно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико – интонационной структуры речи; соблюдение естественной манеры речи; передача различных эмоциональных оттенков высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики);

Ø Реализация сформированных произносительных умений при чтении (с опорой на образец учителя, под контролем учителя и самостоятельно);

Ø Реализация сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях в процессе спонтанного общения.

Оценивание планируемых результатов обучения в 5 классе

Стартовая диагностика восприятия и воспроизведения устной речи обучающимися (на начало обучения в 5 классе) включает проведение следующих проверок[19]: обследование восприятия разными сенсорными способами (слухозрительно и на слух) слов при использовании контрольных списков, разработанных Л.В. Нейманом; обследование восприятия фраз разными сенсорными способами (слухозрительно и на слух), отработанных на индивидуальных занятиях в начальных классах – составляются сбалансированные списки по 10 фраз; обследование восприятия текста – используется текст, близкий к отработанным в начальных классах; обследование произносительной стороны речи – аналитическая проверка произношения[20], обследование ритмико –интонационной структуры речи; обследование произносительной стороны самостоятельной речи при составлении обучающимся рассказа по одной картинке или по серии картинок (три – четыре картинки); обследование возможностей учеников вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором.

Текущий учет достижения планируемых результатов – проводится на каждом занятии.

Мониторинг достижения планируемых результатов в конце каждого полугодия включает в 5 классе [21]: обследование восприятия разными сенсорными способами (слухозрительно и на слух) слов при использовании контрольных списков, разработанных Леонгард Э.И.; обследование восприятия разными сенсорными способами (слухозрительно и на слух) фраз, отработанных на занятиях – используются сбалансированные списки по 20 фраз; обследование слухозрительного восприятия текста, включающего отработанный речевой материал; обследование произносительной стороны самостоятельной речи при составлении обучающимся монологического высказывания по одной или по серии картинок (три – четыре картинки); обследование произносительной стороны речи – аналитическая проверка произношения, обследование ритмико –интонационной структуры речи; обследование возможностей учеников вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором.

Проверки развития восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся проводятся индивидуально в часы занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи». При проведении большинства проверок диктором является учитель – дефектолог (сурдопедагог), который проводил занятия; исключение составляет обследование возможностей ученика вступать в устную коммуникацию с незнакомым диктором (например, незнакомым обучающемуся учителем школы). Результаты всех проверок фиксируются в протоколах.

При анализе результатов обследования восприятия слов определяется, прежде всего, количество правильно воспринятых слов (с первого и со второго предъявления); анализируются также ошибочные ответы:определяется количество случаев, принятых близко к образцу - правильно воспринята слогоритмическая структура слова и отдельные звукокомплексы. При оценке полученных результатов учитывается, что при правильной организации образовательно-коррекционного процесса у учеников выявляется положительная динамика в развитии речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи. Это выжается не только в увеличении количества слов, точно воспринятых на слух, но и количества близких замен, а также в увеличении количества случаев правильного восприятия слов с первого предъявления.

При анализе результатовобследования восприятия фраз учитывается количество точно воспринятых фраз (с первого и второго предъявления), а также количество фраз воспринятых неточно, но смысл передан или неточно, смысл не передан, количество невоспринятых фраз. Важное значение придается учету правильных и грамотных ответов; правильных, но неграмотных ответов; неправильных и неграмотных ответов; а также количеству случаев, когда не было речевого ответа; анализируются также особенности выполнения заданий – количество точных действий, с ошибками и случаи невыполнения задания; отмечается количество речевых ответов при выполнении заданий. Оценивается воспроизведение учеником речевого материала: говорил внятно или маловнятно, невнятно; естественно или недостаточно естественно, не естественно; реализовывал ли в самостоятельной речи произносительные возможности. При оценке результатов обследования учитывается, что планируемые результаты достигнуты, если обучающийся точно воспринял не менее 60% фраз, дал правильные, грамотные ответы, выполнил задания, говорил внятно, достаточно естественно и выразительно, реализуя произносительные возможности. Желательно, чтобы большинство фраз ученик воспринял после первого предъявления.

При анализе слухозрительного восприятия текста определяется, с какого предъявления ученик воспринял текст точно или приближенно, смысл понял; а также случаи, когда текст воспринят приближенно, смысл не понят, или восприняты только отдельные слова в тексте. Оцениваются также ответы учащегося на вопросы: их правильность и грамотность; пересказ текста.

При анализе материалов по обследованию произносительной стороны речи отмечается наличие/отсутствие положительная динамики в овладении произношением, достижение планируемых результатов, составляется характеристика устной речи каждого обучающегося.

Проектирование содержания проверок учителем – дефектологом (сурдопедагогом), ведущим занятия «Развитие восприятия и воспроизведение устной речи», осуществляется с учетом планируемых результатов, определенных для каждого обучающегося в календарном плане.

Результаты всех проверок фиксируются в протоколах и сохраняются в карте слухоречевого развития каждого обучающегося, которая ведется на протяжении всех лет начального общего и основного общего образования.

Достижение личностных и метапредметных результатов оценивается в ходе педагогического наблюдения и анкетирования педагогов (учителей, воспитателей, педагога - психолога, социального педагога), работающих с данным обучающимся, по – возможности, родителей и /или других родственников.

В конце учебного года составляется характеристика устной речи каждого обучающегося, которая предоставляется администрации образовательной организации. В ее составлении участвуют учитель – дефектолог (сурдопедагог), учителя - предметники, другие педагогические работники, осуществляющие образование обучающихся в течение учебного года.

Если планируемые результаты развития восприятия и воспроизведения устной речи у обучающегося не достигнуты, полученные факты должны стать предметом обсуждения на психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации с целью преодоления отставания обучающегося в слухоречевом развитии, обеспечения эффективного развития восприятия и воспроизведения устной речи на уроках и во внеурочной деятельности, включая занятия «Развитие восприятия и всопроизведения устной речи».

Результаты мониторинга обязательно обсуждаются на педагогических советах образовательной организации, а также на методических объединениях с целью повышения качества обучения восприятию и воспроизведению устной речи обучающихся.


 

Приложение 2.

Рекомендации к разработке рабочих программ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.083 с.)