Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа коррекционной работыСтр 1 из 8Следующая ⇒
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ (АООП ООО, вариант 1.2) Пояснительная записка Программа коррекционной работы (далее - ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (далее - АООП ООО) глухих обучающихся. При проектировании ПКР учитывается, что при переходе на уровень основного общего образования психолого – медико - педагогическая комиссия (далее - ПМПК) рекомендует АООП ООО (вариант 1.2) глухим обучающимся, достигшим личностных, метапредметных и предметных результатов АООП НОО (вариант 1.2), с учетом их особых образовательных потребностей. АООП ООО (вариант 1.2) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности глухих обучающихся и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально – дифференцированного подходов. ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования, учитывает региональную специфику и возможности образовательной организации. Программа коррекционной работы разрабатывается на период получения основного общего образования и включает целевой, содержательный и организационный разделы: · в целевом разделе определяются цель и задачи реализации ПКР, принципы ее реализации и планируемые результаты; · в содержательном разделе представлены направления коррекционно – развивающей работы и содержание работы по каждому направлению; · организационный раздел содержит описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки глухих обучающихся. Целевой раздел. Цель Программы коррекционной работы [1]- определение комплексной системы педагогической, психолого - педагогической и социально - педагогической помощи глухим обучающимся для успешного освоения адаптированной основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, учете фактического уровня общего и слухоречевого развития, достигнутых результатов начального общего образования, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося.
Задачи Программы коррекционной работы [2]: · выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся в ходе комплексного психолого – педагогического обследования; · определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования на основе адаптированной основной образовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями обучающихся (с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР, психолого – педагогического консилиума образовательной организации); · разработка и реализация Индивидуального плана коррекционно –развивающей работы каждого обучающегося с учетом рекомендаций ПМПК и ИПР, а также психолого – педагогического консилиума образовательной организации по результатам комплексного психолого – педагогического обследования; · разработка и проведение специальных коррекционно – развивающих занятий в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно –развивающей работы каждого обучающегося, реализуемых в процессе внеурочной деятельности; · оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в процессе развития личностных качеств обучающихся, их жизненных компетенций, расширения социальной практики, в том числе, при взаимодействии со слышащими людьми, включая, в том числе, взрослых и сверстников; · оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи в развитии у обучающихся словесной речи - устной (в том числе, ее восприятия и воспроизведения) и письменной; · оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи в развитии учебно - познавательной деятельности обучащихся в контексте достижения ими планируемых результатов образования; · своевременное выявление трудностей обучающихся в достижении планируемых результатов образования и оказание им специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи;
· выявление у обучающихся особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности; создание условий, способствующих наиболее полноценному их развитию. · оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи обучающимся в профессиональной ориентации и социальной адаптации; · обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в процессе комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения обучающихся; · осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с обучающимися, их родителями (законными представителями), а также со специалистами разного профиля, работниками общественных организаций, участвующими в процессе образования и социальной адаптации обучающихся. Принципы проектирования и реализации Программы коррекционно – развивающей работы включают: • принцип системности, базирующийся на единстве процессов диагностики, обучения и коррекции нарушений развития у глухих обучающихся; • создание в образовательной организации условий, учитывающих особые образовательные потребности глухих обучающихся; • соблюдение интересов обучающихся с нарушениями слуха в качественном образовании с учетом их особых образовательных потребностей; • реализация Программы коррекционно -развивающей работы в ходе всего образовательно - коррекционного процесса в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, при включении во внеурочную деятельность специальных коррекционно – развивающих занятий в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно -развивающей работы каждого обучающегося; • комплексное сопровождение каждого обучающегося при систематическом взаимодействии всех участников образовательных отношений; • создание комфортной психологической и социальной ситуации развития, обучения и воспитания с учетом психологических и социальных факторов в формировании личности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; • применение специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, способствующих качественному освоению образовательной программы; • обеспечение овладения глухими обучающимися словесной речью (устной и письменной) при максимальном обогащении речевой практики в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды (при постоянном пользовании обучающимися звукоусиливающей аппаратурой - индивидуальными слуховыми аппаратами и аппаратурой коллективного пользования, с учетом медицинских и сурдопедагогических рекомендаций); при необходимости, применение в образовательно - коррекционном процессе в качестве вспомогательных средств дактилологии и жестовой речи; • активизация развития учебно - познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся при решении учебных и жизненных задач; расширение их познавательных интересов; • обеспечение социальной адаптации обучающихся на основе овладения ими социокультурными нормами и правилами; • развитие жизненных компетенций при активизации межличностного взаимодействия обучающихся с детьми разного возраста, включая сверстников, и взрослыми, в том числе, с лицами с нарушениями слуха и слышащими людьми, в разных видах внеурочной социокультурной деятельности (при использовании средств коммуникации – словесной или жестовой речи, по согласованию с собеседниками);
• при согласованном решении участников образовательных отношений включение во внеурочную деятельность занятий, направленных на совершенствование владения обучающимися жестовой речью; • содействие приобщению обучающихся к здоровому образу жизни; • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Планируемые результаты реализации Содержательный раздел Направления Программы коррекционной работы включают: · диагностическое, · коррекционно-развивающее, · консультативное, · информационно-просветительское. Эти направления раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации. Содержание Программы коррекционной работы определяются на основе решения психолого – педагогического консилиума образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, ИПР каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования. Содержание психолого - педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с направлениями Программы коррекционной работы включает: 1. Диагностическое направление: · проведение специализированного комплексного психолого - педагогического обследования каждого обучающегося при переходе на уровень основного общего образования (в начале обучения в 5 классе) с целью выявления его особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей; · проведение систематического мониторинга (текущий и промежуточный контроль) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, в том числе, ПКР; · проведение систематического мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания. Диагностическое направление реализуется педагогом – психологом, социальным педагогом, учителями – дефектологами (сурдопедагогами), учителями – предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками. Комплексное психолого - педагогическое обследование включает: · изучение особенностей личности каждого обучающегося, в том числе, становления личности на основе принятых в обществе нравственно - этических норм, самооценки личности с учетом собственных возможностей, способностей и ограничений; стремления к личностному саморазвитию и его реализации; межличностного взаимодействия (в коллективе сверстников в процессе учебной и внеурочной деятельности, а также со взрослыми и детьми разного возраста в образовательной организации и вне ее, в том числе, при общении со слышащими людьми); сформированности оценочного отношения к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; готовности обучающегося к участию в жизни семьи, образовательной организации, города, страны; способности прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность; сформированности личностных качеств, необходимых для здорового образа жизни; резервов личностного развития;
· изучение познавательной сферы обучающихся, включая мотивацию к учебно-познавательной деятельности, познавательные интересы; выявление резервов активизации развития познавательной сферы; · изучение особенностей овладения обучающимися словесной речью - письменной и устной, в том числе, ее восприятием и воспроизведением, устной коммуникацией, речевым поведением; выявление резервов активизации развития словесной речи, устной коммуникации, речевого поведения; · изучение овладения обучающимися универсальными учебными действиями; выявление резервов активизации их развития; · изучение достижения обучающимися планируемых результатов обучения по каждому учебному предмету, в том числе, выявление причин трудностей в обучении и резервов их преодоления, а также выявление особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной деятельности; · выявление особых способностей (одаренности) обучающихся в определенных видах внеурочной деятельности, их интересов; · изучение готовности обучающихся к осознанному выбору профессии (образовательной организации для получения профессионального и /или среднего (полного) образования) с учетом собственных интересов, возможностей, способностей и ограничений. Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания и др. обсуждаются на заседании психолого – педагогического консилиума образовательной организации, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том числе, при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного консультирования обучающегося в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты и др.). На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК и ИПР разрабатывается «Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы обучающегося», который утверждается психолого – педагогическим консилиумом образовательной организации. Приложение 1. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Класс (АООП ООО, вариант 1.2) Пояснительная записка. В системе основного общего образования продолжается коррекционно – развивающая работа по развитию у глухих обучающихся устной речи, в том числе, ее восприятия и воспроизведения, как важного условиях их наиболее полноценного личностного развития, достижения планируемых результатов образования, социальной адаптации. При реализации АООП ООО (вариант 1.2) целенаправленное развитие слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, внятного и достаточно естественного произношения осуществляется в ходе всего образовательно - коррекционного процесса - на уроках и во внеурочное время, в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды при постоянном пользовании обучающимися звукоусиливающей аппаратурой (на уроках - звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования – стационарной проводной или беспроводной, например. FM – системой, в процессе внеурочной деятельности, в том числе, на индивидуальных занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» - индивидуальными слуховыми аппаратами). В учебный план во внеурочную деятельность включены обязательные специальные занятияпо «Программе коррекционной работы» - «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», что обусловлено известными трудностями в овладении глухими обучающимися восприятием устной речи, ее произносительной стороной, значимостью качественного овладения обучающимися устной речью. Предусматривается обязательная реализация преемственности в обучении восприятию и воспроизведению устной речи в разных организационных формах образовательно - коррекционного процесса, что предполагает систематическое взаимодействие при ее планировании и проведении педагогических работников - учителей – дефектологов (сурдопедагогов), учителей - предметников, воспитателей и др. Это способствует достижению обучающимися планируемых результатов развития восприятия и воспроизведения устной речи. Целью обязательных специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» является развитие (с помощью *индивидуальных слуховых аппаратов) слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, внятного, членораздельного и достаточно естественного произношения, коммуникативных действий, способствующих общению обучающимися в различных видах учебной и внеурочной (внешкольной) деятельности на основе устной речи. Обязательные специальные занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» направлены на решение следующих задач: 1. Развитие у обучающихся слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов [7]) речевого материала: адаптированных и неадаптированныхтекстовмонологического характераразговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей, разных функционально-смысловых типов - повествование, рассуждение, описание (бытовое, пейзажное, портретное), (при постепенном увеличении объема текстов, расширении лексического состава, усложнении грамматической структуры); диалогов и полилогов, представляющих типичные коммуникативные ситуации в образовательной организации, в семье, в социуме (при постепенном увеличении объема текстов, расширении лексического состава и усложнении грамматической структуры); микродиалогов, представляющих типичные ситуации речевого общения в образовательной организации, в семье, в социуме при постепенном их усложнении - от микродиалогов с предсказуемой логико-структурной схемой до микродиалогов с непредсказуемой логико-структурной схемой; от элементарных микродиалогов, включающих вопросно - ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также основные формулы речевого этикета, до микродиалогов, содержащих реплики различного характера (вопрос - ответ, сообщение - встречное сообщение, согласие - несогласие, повествование - его распространение и др.); отдельных фраз, слов и словосочетаний по темам, необходимым при устной коммуникации в различных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе, включающих тематическую и терминологическую лексику учебных предметов, а также лексику, связанную с организацией учебной и внеурочной деятельности – распознавание [8] фраз (слов и словосочетаний), незнакомых по звучанию, опознавание новых фраз (слов и словосочетаний) в сочетании с уже отработанными; запись под диктовку воспринятых слухозрительно знакомых фраз, слов и словосочетаний, коротких монологических высказываний с последующим устным воспроизведением при реализации произносительных возможностей. 2. Развитие у обучающихся речевого слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов): распознавание на слух речевого материала, незнакомого по звучанию - фраз, слов, словосочетаний по темам, необходимым при устной коммуникации в различных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе, включающих тематическую и терминологическую лексику учебных предметов, а также лексику, связанную с организацией учебной и внеурочной деятельности; различение и опознавание на слух нового речевого материала в сочетании с уже знакомым; - восприятие на слух коротких монологических высказываний (правил, теорем, выводов и др.); - различение и опознавание на слух близких по звучанию слов; - восприятие на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок. 3. Развитие у обучающихся внятой, членораздельной и достаточно естественной речи (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами): - воспроизведение отработанного речевого материала внятно и достаточно естественно, в нормальном темпе, реализуя произносительные возможности, в том числе, при правильном, пользовании речевым дыханием, при нормальном звучании голоса с необходимыми модуляциями по силе (с учетом расстояния от собеседника, требований соблюдения тишины и др.), а также, по - возможности, по высоте, соблюдении звуковой, ритмической и, по - возможности, мелодической структуры речи, орфоэпических норм; - реализация сформированных произносительных умений в самостоятельной речи и при чтении; - при необходимости, проведение целенаправленной работы по коррекции нарушений произношения, постановке и закреплению в речи новых звуков; - развитие самоконтроля произносительной стороны речи. 4. Развитие у обучающихся личностных универсальных учебных действий: реализация в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, связанной с устной коммуникацией, принятых в обществе морально - нравственных ценностей; включение в систему собственных жизненных ценностей и планов овладение устной речью, навыками устной коммуникации (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами); устойчивая мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи; понимание значения пользования индивидуальными слуховыми аппаратами для получения образования, социальной адаптации; готовность к взаимодействию со взрослыми и детьми, включая сверстников, на основе устной коммуникации при реализации принятых в обществе морально - нравственных ценностей; устойчивый интерес к получению и применению информации о средствах и способах слухопротезирования, других сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях; понимание причин успеха или неуспеха при овладении восприятием и воспроизведением устной речи, способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. 5. Развитие регулятивных универсальных учебных действий: принятие и достижение цели и задач овладения восприятием и воспроизведением устной речи на каждом этапе обучения; готовность к оцениванию речевых действий (собственных и одноклассников и др.), к осуществлению самоконтроля собственных речевых действий, внесению соответствующих коррективов в их выполнение. 6. Развитие познавательных универсальных учебных действий: самостоятельное применение при овладении восприятием и воспроизведением устной речи учебной информации, в том числе, описания правильной артикуляции звуков, пользование профилями артикуляции звуков; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) информации в соответствии с коммуникативными и учебно - познавательными задачам и ее применение; осуществление проектной деятельности, связанной с реализацией возможностей восприятия и воспроизведения устной речи, в том числе, при использовании ИКТ, презентация ее результатов в устных выступлениях; осуществление поиска и анализа информации, в том числе, на основе применения ИКТ, о сурдотехнических средствах и ассистивных технологиях, используемых для овладения восприятием и воспроизведением устной речи, при устной коммуникации. 7. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий: реализация сформированных умений восприятия и воспроизведения устной речи при коммуникации в процессе учебной и внеурочной деятельности; использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (выражения лица, позы, пластики), способствующих достижению понимания речи друг друга собеседниками; выражение собственных мыслей, чувств и потребностей в устных высказываниях в соответствии с коммуникативной ситуацией, предложенной темой, воспринятому тексту, по иллюстрации / серии иллюстраций (в том числе, с опорой на самостоятельно составленный план, компьютерную презентацию, самостоятельно выделенные основные по смыслу слова и словосочетания и др.); участие в обсуждении темы (события, поступков и др.) с высказыванием собственного аргументированного мнения с опорой на жизненный опыт, события и поступки героев литературных произведений и др., а также с приведением цитат из воспринятого текста; критичное отношение к собственному мнению, толерантное отношение к мнению собеседников, стремление достичь взаимопонимания, обеспечить продуктивное взаимодействие, сотрудничество; естественные коммуникативно - речевые реакции при восприятии (слухозрительно или на слух) фраз (при восприятии заданий - их выполнение, сопровождая речевыми комментариями, при восприятии вопросов - сразу формулирование речевых ответов, повторение сообщений); понимание смысла воспринятого текста; ответы на вопросы по воспринятому тексту; пересказ текста (полно и кратко); участие в диалоге (полилоге) по тексту с высказыванием аргументированного мнения; составление из диалога монологического высказывания и наоборот, из монологического высказывания – диалога; устное выступление (в том числе, с использованием компьютерной презентации) по теме текста; выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации, самостоятельное уточнение информации у собеседника с помощью вопросов. На обязательных специальных занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» в едином педагогическом процессе объединяется коррекционно - развивающая работа, направленная на реализацию задач развития у обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи, развития универсальных учебных действий. Содержание специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» Учебный предмет «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» состоит из двух взаимосвязанных разделов: развитие восприятия устной речи (слухозрительно и на слух) и произносительной стороны речи. Время, отведенное на работу по этим разделам, распределяется равномерно в течение учебной недели: половина времени отводится на работу по развитию восприятия устной речи, половина времени – на работу по развитию произносительной стороны речи. При этом, в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи, обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной и естественной речи; в процессе обучения произношению они учатся воспринимать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии. Важное значение в процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи придается совершенствованию коммуникативных действий обучающихся. У них целенаправленно развиваются умения строить логичные и грамотные устные высказывания при реализации в достаточно внятной и естественной речи произносительных возможностей. При выполнении заданий, связанных с развитием восприятия и воспроизведения устной речи, обучающиеся сообщают сведения о себе и окружающих, о событиях и поступках, явлениях природы и др., рассказывают по иллюстрации (серии иллюстраций / презентации и др.), при обсуждении темы (текста, события, поступков и др.) выражают собственное мнение в коротких высказываниях монологического характера. Они участвуют в диалогах; используют типичные речевые высказывания в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствие, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.); при восприятии фраз – повторяют сообщения, выполняют задания с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, отвечают на вопросы; при слухозрительном восприятии текста монологического или диалогического характера повторяют его точно или приближенно, передавая основное содержание и смысл, дают полные и краткие устные ответы на вопросы по тексту; устно формулируют тему и главную мысль текста, придумывают его название, пересказывают текст (полно и кратко), в том числе, с опорой на план или опорные слова и словосочетания, принимают участие в диалоге по содержанию текста, самостоятельно составляют диалоги и монологические высказывания, близкие по смыслу к воспринятому тексту. Важное значение придается развитию у обучающихся вероятностного прогнозирования речевой информации по воспринятым речевым элементам (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст и др.). Обучающиеся выражают непонимание при затруднении в восприятии речевой информации, учатся самостоятельно задавать уточняющие вопросы. В системе основного общего образования глухих обучающихся реализуется третий период развития у них восприятия устной речи - закрепления и совершенствования навыков слухозрительного восприятия устной речи (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), ее внятного и достаточно естественного воспроизведения, умений вступать в устную коммуникацию со слышащими людьми, речевого поведения (Кузьмичева Е.П.). Основное внимание на индивидуальных занятиях уделяетсяразвитию точности, длительности и скорости слухозрительного восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) устной речи: адаптированных и неадаптированных текстов монологического и диалогического характера, микродиалогов, представляющих типичные ситуации речевого общения в образовательных учреждениях, в общественных местах и в семье, отдельных фраз, слов и словосочетанийпо темам, необходимых обучающимся при устной коммуникации в различных видах учебной и внеурочной деятельности. Продолжается работа по развитию речевого слуха, прежде всего, навыков распознавания речевого материала на слух (фраз, слов, словосочетаний, включенных в базовый словарь по теме), его различения и опознавания в сочетании с уже знакомым материалом; восприятия на слух коротких монологических высказываний (правил, теорем, выводов и др.); различения и опознавания на слух близких по звучанию слов; распознавания на слух отдельных элементов слова при исправлении произносительных и грамматических ошибок). У обучающихся закрепляются и совершенствуются навыки внятного, достаточно естественного и выразительного воспроизведения устной речи, самоконтроля произношения, формируются умения самостоятельной работы над произношением при использовании самоконтроля. При необходимости осуществляется коррекция нарушений произношения, постановка новых звуков и их закрепление в речи. В процессе развития восприятия и воспроизведения устной речи используется речевой материал, связанный с темами «Изучаем школьные предметы (тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин; лексика по организации учебной деятельности)», «Моя страна (мой город и др.)», «Новости в стране (за рубежом, в городе, школе и др.)», «Общаемся в школе (дома, в транспорте, в поликлинике, в театре и др.), «Я и мои друзья (моя семья)», «Здоровый образ жизни», «Отдых, развлечения», «Мировая художественная культура», «Природа и человек», «Человек в городе», «Жизнь без опасностей», «Великие открытия», «Настоящий друг», «Отношения в семье», «Вежливость», «Права и обязанности граждан», «Права и обязанности лиц с нарушениями слуха», «Деловые документы» и др. Речевой материал, используемый на занятиях, планируется с учетом знакомости и необходимости обучающимся для устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности; речевой материал для работы над произношением отбирается также с учетом фонетического принципа. Речевой материал, связанный с темой «Изучаем школьные предметы (тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин; лексика по организации учебной деятельности)», который включается в каждое занятие с учетом планируемых результатов по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, определяется совместно с учителями – предметниками с учетом его знакомости обучающимся и необходимости для достижения планируемых результатов учебных предметов. Описание места в учебном плане специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи». Организационные формы проведения занятий. Обязательные специальные занятия по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» включены во внеурочную деятельность, являющейся неотъемлемой частью реализации АООП ООО (вариант 1.2) При составлении учебного плана рекомендуется на обязательные специальные занятия по Программе коррекционной работы «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» предусмотреть 2 часа в неделю на каждого обучающегося. В 5 классе рекомендуется проведение занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» индивидуально с каждым обучающимся. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся. В 6 -10 классах рекомендуется включение одного занятия в неделю парами, включающими обучающихся с близким уровнем слухоречевого развития, остальных занятий в течение недели - индивидуально[9]. Включение занятия парами способствует активизации развития коммуникативных действий, в целом, устной коммуникации в процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи глухих обучающихся. В тоже время, с учетом большой потери слуха, обучающимся необходима целенаправленная индивидуальная работа по развитию слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи. Решение об организационных формах проведения обязательных специальных занятий «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» (индивидуально / индивидуально и парами) принимает психолого – педагогический консилиум образовательной организации. При этом учитывается фактическое состояние восприятия и воспроизведения устной речи каждого обучающегося по результатам специального обследования - стартовой диагностики при переходе на уровень основного общего образования (в начале учебного года в пятом классе) или при переводе из другой образовательной организации, а также мониторинга (периодического учета), который проводится, как правило, в конце каждого полугодия, индивидуальные особенности обучающихся, в том числе, уровень общего и слухоречевого развития, а также возможности в достижении планируемых результатов овладения восприятием и воспроизведением устной речью при использовании занятий индивидуально и/или индивидуально и парами. При составлении расписания предусматривается равномерное распределение времени, отведенного на занятия в течение учебной недели; примерная продолжительность занятия не более 30 минут. Планируемые результаты обучения на специальных занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» в 5 классе. Личностные результаты: · развитие социально значимых личностных качеств на основе соответствующего учебного материала, используемого для развития восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся - воспитание уважения и любови к Отечеству; принятие ценности качественной учебного труда, реализации морально – нравственных правил и норм в процессе взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе, в семье; заботливое отношение к членам своей семьи; представления о правилах поведения в различных жизненных ситуациях; · понимание значимости овладения русским языком для реализации собственных потребностей в коммуникации и познании, · мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи; · сознательное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами с учетом рекомендаций врача - сурдолога и сурдопедагога; · стремление к устной коммуникации с детьми и взрослыми в учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации, а также в семье, в знакомых социальных ситуациях и др. Метапредметные результаты: · стремление к качественному достижению планируемых результатов учебной деятельности; · реализация сформированных умений восприятия (слухозрительно и на слух) и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе, сформированных произносительных умений при чтении (с помощью учителя (воспитателя и др.) и самостоятельно); · в процессе учебной и внеурочной деятельности слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования)) и понимание смысла коротких устных высказываний монологиче
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.082 с.) |