Специальные условия реализации занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные условия реализации занятий



«Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»

Обязательные коррекционно-развивающие занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» проводятся в специальном кабинете, оборудованном зеркалом (для работы над произношением), компьютером, визуальными приборами и специализированными компьютерными программами, необходимым дидактическим материалом, наборами зондов и др. 

Обучающиеся воспринимают устную речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Учителю – дефектологу (сурдопедагогу), ведущему занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», необходимо ознакомиться с медицинской документацией обучающихся о состоянии слуха и слухопротезировании; ежегодно в начале учебного года проводить опрос каждого обучающегося и его родителей (законных представителей), учителей и воспитателей о пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами, а также педагогическую проверку настройки индивидуальных слуховых аппаратов; при необходимости, рекомендовать уточнение режима работы врачом – сурдологом на основе сетевого взаимодействия с организацией здравоохранения. В дальнейшем, пользование обучающимся индивидуальными слуховыми аппаратами должно быть под постоянным контролем, прежде всего, учителя – дефектолога (сурдопедагога), ведущего занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», а также всех педагогических работников, участвующих в проведении образовательно -коррекционной работы с данным обучающимся, его родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося сознательное отношение к пользованию индивидуальными слуховыми аппаратами.

При организации занятий реализуются принципы здоровьесбережения обучающихся (в том числе, предусматривается соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, профилактика психофизических перегрузок и др.), создания деловой и эмоционально позитивной атмосферы, способствующей качественному образованию.

Обязательные коррекционно-развивающие занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» планирует и проводит учитель - дефектолог (сурдопедагог).

Планируемые результаты обучения на специальных занятиях

  «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»

 в 5 классе.

Личностные результаты:

· развитие социально значимых личностных качеств на основе соответствующего учебного материала, используемого для развития восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся - воспитание уважения и любови к Отечеству; принятие ценности качественной учебного труда, реализации морально – нравственных правил и норм в процессе взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе, в семье; заботливое отношение к членам своей семьи; представления о правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

· понимание значимости овладения русским языком для реализации собственных потребностей в коммуникации и познании,

· мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи;

· сознательное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами с учетом рекомендаций врача - сурдолога и сурдопедагога;

· стремление к устной коммуникации с детьми и взрослыми в учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации, а также в семье, в знакомых социальных ситуациях и др.

Метапредметные результаты:

· стремление к качественному достижению планируемых результатов учебной деятельности;

· реализация сформированных умений восприятия (слухозрительно и на слух) и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе, сформированных произносительных умений при чтении (с помощью учителя (воспитателя и др.) и самостоятельно);

· в процессе учебной и внеурочной деятельности слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования)) и понимание смысла коротких устных высказываний монологического характера, включающих знакомый речевой материал, ответы на вопросы, пересказ и др. (с помощью учителя и самостоятельно);

· на основе вероятностного прогнозирования (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст и др.) по воспринятым речевым элементам воспроизводить предъявленную учителем речевую информацию;

· выражение собственных мыслей, чувств и потребностей в логичных и грамотных устных высказываниях в соответствии с коммуникативной ситуацией (с помощью учителя и самостоятельно); в том числе, правильное, грамотное использование отработанных речевых высказываний, их достаточно внятное и естественное воспроизведение (под контролем учителя и самостоятельно);

· участие в устной коммуникации при обсуждении темы (текста, события и др.) (при побуждении и с помощью учителя, самостоятельно);

· оценивание собственных учебных и коммуникативно - речевых действий в соответствии с поставленной задачей, внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно); 

· выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации.

Предметные результаты:

· Развитие слухозрительного восприятия речевого материала (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

   - монологических высказываний разговорного стиля (до 6 - 8 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание (бытовое, пейзажное), а также учебно - научного стиля, включающих знакомую обучающимся лексику учебных предметов;

- диалогических единств разговорного и учебно – делового стилей, включающих до 6 - 8 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных;

- микродиалогов разговорного и учебно – делового стилей с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо, формулы речевого этикета;

   - распознавание фраз, включающих до 6 - 8 слов и коротких фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно –делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно - научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); опознавание воспринятых новых фраз, в том числе, при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

- распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно и во фразах, а также при изменении местоположения во фразе), в том числе, тематической и терминологической лексики учебных предметов. знакомой обучающимся и необходимой в общении; опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

·   Развитие восприятия на слух речевого материала (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

- распознавание фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно – делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно - научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); различение и опознавание воспринятых новых фраз, в том числе, при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями);

- распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно, а также во фразах, в том числе, при изменении местоположения во фразе), включая тематическую и терминологическую лексику учебных предметов. знакомую обучающимся и необходимую в общении; различение и опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями); различение и опознавание слов близких по звучанию;

· Развитие произносительной стороны речи:

- закрепление сформированных навыков речевого дыхания - слитного воспроизведения слов и коротких фраз, деление длинных фраз паузами на смысловые синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно);

- закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по – возможности, по высоте; воспроизведение речевого материала нормальным голосом с необходимыми модуляциями по силе (с учетом условий коммуникации - расстояния от собеседников, требований соблюдения тишины, выступления перед аудиторией и др.), по –возможности, по высоте (под контролем учителя и самостоятельно); при необходимости, коррекция нарушений голоса;

    - закреплении в речи дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитного произнесения сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов;

    - при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи; постановка и закрепление в речи звуков, не включенных ранее в специальную работу (с учетом индивидуальных особенностей произносительной стороны речи обучающихся);

- произнесение слов слитно, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав (с помощью учителя и самостоятельно), орфоэпические нормы (по знаку, по подражанию учителю, самостоятельно);

- произнесение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, в нормальном темпе, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя и самостоятельно);

-  восприятие на слух отрабатываемых в произношении элементов речи;

- использование усвоенных приемов самоконтроля за различными сторонами произношения (под контролем учителя и самостоятельно);

- знание орфоэпических правил, их применение при чтении и в самостоятельных устных высказываниях (с помощью учителя и самостоятельно);

- произнесение отработанного речевого материала  (текстов, фраз, слов, словосочетаний) внятно и достаточно естественно, соблюдая естественную манеру речи и передавая различные эмоциональные оттенки высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (мимики лица, позы, пластики); голосом нормальной высоты, силы и тембра; в нормальном темпе; реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико - интонационной структуры речи, соблюдая орфоэпические правила (под контролем учителя и самостоятельно);

- реализация сформированных произносительных умений при чтении и в самостоятельных устных высказываниях (с помощью учителя и самостоятельно);

· Развитие коммуникативных действий:

    - устные высказывания по теме (по побуждению учителя и самостоятельно) в соответствии с грамматической и синтаксической структурой речи (с помощью учителя и самостоятельно);

    - участие в диалоге с учителем;

    - при восприятии фраз – повторение сообщений, выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, ответы на вопросы,

    - повторение воспринятых слов и словосочетаний;

- повторение воспринятого слухозрительно текста монологического или диалогического характера (точно или приближенно), полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому тексту; придумывание названия текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой наиболее важные по смыслу слова и словосочетания (с помощью учителя, выделенные или самостоятельно); участие в диалоге по содержанию текста; самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (с помощью учителя или самостоятельно).

Примерное тематическое планирование обучения в 5 классе.

В разделе тематическое планирование указываются разделы календарно – тематического плана, включая направления (разделы работы), темы, примерный речевой материал, примерное количество часов, характеристика деятельности обучающихся.

Календарно – тематическое планирование осуществляется для каждого обучающегося с учетом фактического состояния его слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произношения, индивидуальных особенностей.

Календарно – тематическое планирование осуществляется по полугодиям.При распределении часов по основным направлениям работы учитывается, что время на специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия устной речи и ее произносительной стороны делится пополам; также предусматривается, что на индивидуальных занятиях в 5 классе проводится стартовая диагностика восприятия и воспроизведения устной речи (на начало обучения), а также в конце каждого полугодия - мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов развития восприятия и воспроизведения устной речи.

    При календарно – тематического планировании работы по развитию восприятия устной речи учитывается, что на каждом занятии проводится работа по двум направлениям:

· развитие слухозрительного восприятия речевого материала - текстов[10] а также фраз, слов и словосочетаний,

· развитие речевого слуха (распознавания на слух речевого материала – фраз, слов и словосочетаний, затем его различение и опознавание в сочетании с отработанным ранее речевым материалом).

    На каждую четверть планируется материал по трем темам, одна из которых «Изучаем школьные предметы»; на полугодие планируется пять тем, одна из которых «Изучаем школьные предметы».

    При указании ориентировочных сроков по разделу «Развитие восприятия устной речи» следует иметь в виду, что на каждом занятии используется речевой материал не менее, чем из двух - трех тем, одна из которых «Изучаем школьные предметы». Это побуждает обучающихся к внимательному слушанию, исключает угадывание с опорой на тему, по которой предъявляется речевой материал.

    При календарно - тематическом планировании учитывается также, что требования к объему текстов, структуре предложений и др., предъявляемых в разных полугодиях, отличаются несущественно, однако речевой материал в соответствии с темами изменяется. Тем самым увеличивается объем речевого материала, который обучающиеся достаточно свободно воспринимают слухозрительно и на слух, говорят достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности.

    В примерных рабочих программах даны примеры речевого материала по темам, на которые может ориентироваться учитель -дефектолог (сурдопедагог), ведущий занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» при разработке речевого материала в рабочих программах для каждого обучающегося с учетом уровня его слухоречевого развития, индивидуальных особенностей 

    В примерных рабочих программах не указан примерный речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы». Это обусловлено тем, что тематическая и терминологическая лексика учебных предметов, а также лексика по организации деятельности обучающихся в учебное и внеурочное время, которая включается в занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», должна быть знакома обучающимся, планируется совместно с учителями  - предметниками (воспитателем) с учетом календарных планов этих педагогов.

      При календарно – тематическом планировании работы над произношением предусматриваются два направления коррекционно – развивающей работы. Первое направление связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися достаточно внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи. Проводится работа по автоматизации правильного воспроизведения в речи определенных звуков, которые обучающиеся умеют говорить правильно, но иногда допускают нарушения произношения (при последовательном усложнении позиционных трудностей, дифференциации сходных артикуляций с использованием слов, словосочетаний, фраз, отобранных с учетом знакомости детям, необходимости в общении, фонетического принципа, а также слогов и слогосочетаний; в работе используются короткие тексты диалогического и монологического характера, включающие, в том числе, отработанные фразы, слова и словосочетания). Продолжается обучение восприятию на слух и воспроизведению речевой интонации при использовании речевого материала, включающего элементы звуковой структуры речи, которые обучающиеся умеют произносить правильно и /или которые закрепляются в данный период обучения в их речи. Второе направление реализуется при необходимости с учетом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимися; оно может быть связано с коррекцией нарушений произношения (голоса, звуков речи и др.), постановкой новых звуков, их закреплением при произнесении слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний.

   В календарно – тематическом плане указывается р ечевой материал для работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, который, повторим, отбирается с учетом знакомости детям и необходимости в общении; при планировании работы над произношением учитывается также фонетический принцип отбора речевого материала.

Виды речевой деятельности обучающихся в процессе развития слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха могут включать: восприятие речевого материала (слухозрительно и на слух)[11]; произнесение отработанного речевого материала достаточно внятно и естественно при реализации произносительных возможностей; выполнение заданий, воспринятых слухозрительно или на слух, с краткими или полными устными комментариями к собственным действиям; устные ответы при восприятии вопросов; повторение слов, словосочетаний и фраз-сообщений; высказывания монологического характера (краткие и полные) о себе и окружающих, о событиях, по обсуждаемой теме, по иллюстрации/серии иллюстраций, компьютерной презентации и др.; повторение воспринятого слухозрительно монологического высказывания или диалогического единства (точно или приближенно, передавая смысл текста) / стихотворения (его части); пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план, опорные слова и словосочетания, участие в диалоге /полилоге по содержанию текста (по теме, событию и др.) при инициировании собственных высказываний, самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту; использование типичных речевых высказываний в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.). Самостоятельность обучающихся при использовании разных видов речевой деятельности определяется с учетом их индивидуальных возможностей: самостоятельные высказывания или с помощью учителя (по побуждению учителя и др.), что отражается в рабочих программах.

Виды речевой деятельности обучающихся в процессе развития произносительной стороны речи могут включать: подражание речи учителя; чтение речевого материала; называние картинок (иллюстраций, предметов и др.); воспроизведение рядовой речи (дни недели, времена года и др.); дополнение предложений с опорой на иллюстрацию (начало предложения) и их воспроизведение; восприятие на слух отрабатываемого в произношении речевого материала; самостоятельная речь - полные и краткие устные ответы на вопросы; выполнение заданий, воспринятых слухозрительно или на слух, с краткими или полными устными комментариями к собственным действиям, высказывания монологического характера о себе и окружающих, о событиях, по обсуждаемой теме, по иллюстрации/серии иллюстраций, компьютерной презентации и др., участие в диалоге /полилоге по содержанию текста (по теме, событию и др.) при инициировании собственных высказываний; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план, опорные слова и словосочетания, самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту; использование типичных речевых высказываний в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.). Самостоятельность обучающихся при использовании в процессе обучения разных видов речевой деятельности определяется с учетом их индивидуальных возможностей: самостоятельные высказывания или с помощью учителя (по побуждению учителя и др.), что отражается в рабочих программах.

Календарно – тематический план разрабатывается по каждому разделу работы - развитие восприятия устной речи и развитие произносительной стороны, отражает содержание обучения, примерное количество часов, темы, речевой материал, характеристику деятельности обучающегося, ориентировочные сроки. Приведем примерное оформление календарно – тематического плана.

Календарно-тематическое планирование

работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи [12]

Класс

Фамилия, имя обучающегося______________________

Слухопротезирование _____________________________

Первое полугодие

Общее время на занятия - … часов: первая четверть - …часа, вторая четверть –.. час[13].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.025 с.)