Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальные условия реализации занятий
«Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» Обязательные коррекционно-развивающие занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» проводятся в специальном кабинете, оборудованном зеркалом (для работы над произношением), компьютером, визуальными приборами и специализированными компьютерными программами, необходимым дидактическим материалом, наборами зондов и др. Обучающиеся воспринимают устную речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Учителю – дефектологу (сурдопедагогу), ведущему занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», необходимо ознакомиться с медицинской документацией обучающихся о состоянии слуха и слухопротезировании; ежегодно в начале учебного года проводить опрос каждого обучающегося и его родителей (законных представителей), учителей и воспитателей о пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами, а также педагогическую проверку настройки индивидуальных слуховых аппаратов; при необходимости, рекомендовать уточнение режима работы врачом – сурдологом на основе сетевого взаимодействия с организацией здравоохранения. В дальнейшем, пользование обучающимся индивидуальными слуховыми аппаратами должно быть под постоянным контролем, прежде всего, учителя – дефектолога (сурдопедагога), ведущего занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», а также всех педагогических работников, участвующих в проведении образовательно -коррекционной работы с данным обучающимся, его родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося сознательное отношение к пользованию индивидуальными слуховыми аппаратами. При организации занятий реализуются принципы здоровьесбережения обучающихся (в том числе, предусматривается соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, профилактика психофизических перегрузок и др.), создания деловой и эмоционально позитивной атмосферы, способствующей качественному образованию. Обязательные коррекционно-развивающие занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» планирует и проводит учитель - дефектолог (сурдопедагог). Планируемые результаты обучения на специальных занятиях «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи»
в 5 классе. Личностные результаты: · развитие социально значимых личностных качеств на основе соответствующего учебного материала, используемого для развития восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся - воспитание уважения и любови к Отечеству; принятие ценности качественной учебного труда, реализации морально – нравственных правил и норм в процессе взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах учебной и внеурочной деятельности, в том числе, в семье; заботливое отношение к членам своей семьи; представления о правилах поведения в различных жизненных ситуациях; · понимание значимости овладения русским языком для реализации собственных потребностей в коммуникации и познании, · мотивация качественного овладения восприятием и воспроизведением устной речи; · сознательное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами с учетом рекомендаций врача - сурдолога и сурдопедагога; · стремление к устной коммуникации с детьми и взрослыми в учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации, а также в семье, в знакомых социальных ситуациях и др. Метапредметные результаты: · стремление к качественному достижению планируемых результатов учебной деятельности; · реализация сформированных умений восприятия (слухозрительно и на слух) и воспроизведения устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе, сформированных произносительных умений при чтении (с помощью учителя (воспитателя и др.) и самостоятельно); · в процессе учебной и внеурочной деятельности слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования)) и понимание смысла коротких устных высказываний монологического характера, включающих знакомый речевой материал, ответы на вопросы, пересказ и др. (с помощью учителя и самостоятельно); · на основе вероятностного прогнозирования (с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст и др.) по воспринятым речевым элементам воспроизводить предъявленную учителем речевую информацию;
· выражение собственных мыслей, чувств и потребностей в логичных и грамотных устных высказываниях в соответствии с коммуникативной ситуацией (с помощью учителя и самостоятельно); в том числе, правильное, грамотное использование отработанных речевых высказываний, их достаточно внятное и естественное воспроизведение (под контролем учителя и самостоятельно); · участие в устной коммуникации при обсуждении темы (текста, события и др.) (при побуждении и с помощью учителя, самостоятельно); · оценивание собственных учебных и коммуникативно - речевых действий в соответствии с поставленной задачей, внесение соответствующих коррективов в их выполнение (с помощью учителя и самостоятельно); · выражение в устных высказываниях непонимания при затруднении в восприятии речевой информации. Предметные результаты: · Развитие слухозрительного восприятия речевого материала (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов): - монологических высказываний разговорного стиля (до 6 - 8 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных) разных функционально-смысловых типов - повествование, описание (бытовое, пейзажное), а также учебно - научного стиля, включающих знакомую обучающимся лексику учебных предметов; - диалогических единств разговорного и учебно – делового стилей, включающих до 6 - 8 предложений - простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных; - микродиалогов разговорного и учебно – делового стилей с предсказуемой логико-структурной схемой, включающих вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его, а также вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо, формулы речевого этикета; - распознавание фраз, включающих до 6 - 8 слов и коротких фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно –делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно - научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); опознавание воспринятых новых фраз, в том числе, при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями); - распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно и во фразах, а также при изменении местоположения во фразе), в том числе, тематической и терминологической лексики учебных предметов. знакомой обучающимся и необходимой в общении; опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями); · Развитие восприятия на слух речевого материала (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов): - распознавание фраз, знакомых обучающимся и необходимых в общении, разговорного и учебно – делового стилей (сообщений, вопросов, просьб, заданий, указаний, формул речевого этикета и др.), а также учебно - научного стиля, включающих лексику учебных предметов (правила, выводы и др.); различение и опознавание воспринятых новых фраз, в том числе, при изменении порядка слов, в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями); - распознавание отдельных слов и словосочетаний (изолированно, а также во фразах, в том числе, при изменении местоположения во фразе), включая тематическую и терминологическую лексику учебных предметов. знакомую обучающимся и необходимую в общении; различение и опознавание воспринятых новых слов (словосочетаний) в сочетании с уже отработанным речевым материалом (фразами, словами и словосочетаниями); различение и опознавание слов близких по звучанию;
· Развитие произносительной стороны речи: - закрепление сформированных навыков речевого дыхания - слитного воспроизведения слов и коротких фраз, деление длинных фраз паузами на смысловые синтагмы (под контролем учителя и самостоятельно); - закрепление нормального звучания голоса и его модуляций по силе, по – возможности, по высоте; воспроизведение речевого материала нормальным голосом с необходимыми модуляциями по силе (с учетом условий коммуникации - расстояния от собеседников, требований соблюдения тишины, выступления перед аудиторией и др.), по –возможности, по высоте (под контролем учителя и самостоятельно); при необходимости, коррекция нарушений голоса; - закреплении в речи дифференцированного воспроизведения родственных по артикуляции гласных и согласных звуков, слитного произнесения сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке слов; - при необходимости, коррекция нарушений звукового состава речи; постановка и закрепление в речи звуков, не включенных ранее в специальную работу (с учетом индивидуальных особенностей произносительной стороны речи обучающихся); - произнесение слов слитно, в нормальном темпе, выделяя ударение, соблюдая звуковой состав (с помощью учителя и самостоятельно), орфоэпические нормы (по знаку, по подражанию учителю, самостоятельно); - произнесение коротких фраз слитно, деление длинных фраз на смысловые синтагмы, в нормальном темпе, выделение логического и синтагматического ударения во фразе, по - возможности, воспроизведение мелодического контура фраз (с опорой на образец речи учителя и самостоятельно); - восприятие на слух отрабатываемых в произношении элементов речи; - использование усвоенных приемов самоконтроля за различными сторонами произношения (под контролем учителя и самостоятельно); - знание орфоэпических правил, их применение при чтении и в самостоятельных устных высказываниях (с помощью учителя и самостоятельно);
- произнесение отработанного речевого материала (текстов, фраз, слов, словосочетаний) внятно и достаточно естественно, соблюдая естественную манеру речи и передавая различные эмоциональные оттенки высказывания с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации (мимики лица, позы, пластики); голосом нормальной высоты, силы и тембра; в нормальном темпе; реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико - интонационной структуры речи, соблюдая орфоэпические правила (под контролем учителя и самостоятельно); - реализация сформированных произносительных умений при чтении и в самостоятельных устных высказываниях (с помощью учителя и самостоятельно); · Развитие коммуникативных действий: - устные высказывания по теме (по побуждению учителя и самостоятельно) в соответствии с грамматической и синтаксической структурой речи (с помощью учителя и самостоятельно); - участие в диалоге с учителем; - при восприятии фраз – повторение сообщений, выполнение заданий с кратким или полным речевым комментарием к собственным действиям, ответы на вопросы, - повторение воспринятых слов и словосочетаний; - повторение воспринятого слухозрительно текста монологического или диалогического характера (точно или приближенно), полные и краткие устные ответы на вопросы по воспринятому тексту; придумывание названия текста; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой наиболее важные по смыслу слова и словосочетания (с помощью учителя, выделенные или самостоятельно); участие в диалоге по содержанию текста; самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту (с помощью учителя или самостоятельно). Примерное тематическое планирование обучения в 5 классе. В разделе тематическое планирование указываются разделы календарно – тематического плана, включая направления (разделы работы), темы, примерный речевой материал, примерное количество часов, характеристика деятельности обучающихся. Календарно – тематическое планирование осуществляется для каждого обучающегося с учетом фактического состояния его слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произношения, индивидуальных особенностей. Календарно – тематическое планирование осуществляется по полугодиям.При распределении часов по основным направлениям работы учитывается, что время на специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия устной речи и ее произносительной стороны делится пополам; также предусматривается, что на индивидуальных занятиях в 5 классе проводится стартовая диагностика восприятия и воспроизведения устной речи (на начало обучения), а также в конце каждого полугодия - мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов развития восприятия и воспроизведения устной речи. При календарно – тематического планировании работы по развитию восприятия устной речи учитывается, что на каждом занятии проводится работа по двум направлениям:
· развитие слухозрительного восприятия речевого материала - текстов[10] а также фраз, слов и словосочетаний, · развитие речевого слуха (распознавания на слух речевого материала – фраз, слов и словосочетаний, затем его различение и опознавание в сочетании с отработанным ранее речевым материалом). На каждую четверть планируется материал по трем темам, одна из которых «Изучаем школьные предметы»; на полугодие планируется пять тем, одна из которых «Изучаем школьные предметы». При указании ориентировочных сроков по разделу «Развитие восприятия устной речи» следует иметь в виду, что на каждом занятии используется речевой материал не менее, чем из двух - трех тем, одна из которых «Изучаем школьные предметы». Это побуждает обучающихся к внимательному слушанию, исключает угадывание с опорой на тему, по которой предъявляется речевой материал. При календарно - тематическом планировании учитывается также, что требования к объему текстов, структуре предложений и др., предъявляемых в разных полугодиях, отличаются несущественно, однако речевой материал в соответствии с темами изменяется. Тем самым увеличивается объем речевого материала, который обучающиеся достаточно свободно воспринимают слухозрительно и на слух, говорят достаточно внятно и естественно, реализуя произносительные возможности. В примерных рабочих программах даны примеры речевого материала по темам, на которые может ориентироваться учитель -дефектолог (сурдопедагог), ведущий занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» при разработке речевого материала в рабочих программах для каждого обучающегося с учетом уровня его слухоречевого развития, индивидуальных особенностей В примерных рабочих программах не указан примерный речевой материал по теме «Изучаем школьные предметы». Это обусловлено тем, что тематическая и терминологическая лексика учебных предметов, а также лексика по организации деятельности обучающихся в учебное и внеурочное время, которая включается в занятия «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи», должна быть знакома обучающимся, планируется совместно с учителями - предметниками (воспитателем) с учетом календарных планов этих педагогов. При календарно – тематическом планировании работы над произношением предусматриваются два направления коррекционно – развивающей работы. Первое направление связано с автоматизацией произносительных умений, достижением обучающимися достаточно внятной, естественной, эмоциональной и выразительной речи. Проводится работа по автоматизации правильного воспроизведения в речи определенных звуков, которые обучающиеся умеют говорить правильно, но иногда допускают нарушения произношения (при последовательном усложнении позиционных трудностей, дифференциации сходных артикуляций с использованием слов, словосочетаний, фраз, отобранных с учетом знакомости детям, необходимости в общении, фонетического принципа, а также слогов и слогосочетаний; в работе используются короткие тексты диалогического и монологического характера, включающие, в том числе, отработанные фразы, слова и словосочетания). Продолжается обучение восприятию на слух и воспроизведению речевой интонации при использовании речевого материала, включающего элементы звуковой структуры речи, которые обучающиеся умеют произносить правильно и /или которые закрепляются в данный период обучения в их речи. Второе направление реализуется при необходимости с учетом индивидуальных особенностей овладения произношением обучающимися; оно может быть связано с коррекцией нарушений произношения (голоса, звуков речи и др.), постановкой новых звуков, их закреплением при произнесении слов, словосочетаний, фраз, а также слогов и слогосочетаний. В календарно – тематическом плане указывается р ечевой материал для работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, который, повторим, отбирается с учетом знакомости детям и необходимости в общении; при планировании работы над произношением учитывается также фонетический принцип отбора речевого материала. Виды речевой деятельности обучающихся в процессе развития слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха могут включать: восприятие речевого материала (слухозрительно и на слух)[11]; произнесение отработанного речевого материала достаточно внятно и естественно при реализации произносительных возможностей; выполнение заданий, воспринятых слухозрительно или на слух, с краткими или полными устными комментариями к собственным действиям; устные ответы при восприятии вопросов; повторение слов, словосочетаний и фраз-сообщений; высказывания монологического характера (краткие и полные) о себе и окружающих, о событиях, по обсуждаемой теме, по иллюстрации/серии иллюстраций, компьютерной презентации и др.; повторение воспринятого слухозрительно монологического высказывания или диалогического единства (точно или приближенно, передавая смысл текста) / стихотворения (его части); пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план, опорные слова и словосочетания, участие в диалоге /полилоге по содержанию текста (по теме, событию и др.) при инициировании собственных высказываний, самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту; использование типичных речевых высказываний в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.). Самостоятельность обучающихся при использовании разных видов речевой деятельности определяется с учетом их индивидуальных возможностей: самостоятельные высказывания или с помощью учителя (по побуждению учителя и др.), что отражается в рабочих программах. Виды речевой деятельности обучающихся в процессе развития произносительной стороны речи могут включать: подражание речи учителя; чтение речевого материала; называние картинок (иллюстраций, предметов и др.); воспроизведение рядовой речи (дни недели, времена года и др.); дополнение предложений с опорой на иллюстрацию (начало предложения) и их воспроизведение; восприятие на слух отрабатываемого в произношении речевого материала; самостоятельная речь - полные и краткие устные ответы на вопросы; выполнение заданий, воспринятых слухозрительно или на слух, с краткими или полными устными комментариями к собственным действиям, высказывания монологического характера о себе и окружающих, о событиях, по обсуждаемой теме, по иллюстрации/серии иллюстраций, компьютерной презентации и др., участие в диалоге /полилоге по содержанию текста (по теме, событию и др.) при инициировании собственных высказываний; пересказ текста (полный и краткий), в том числе, с опорой на план, опорные слова и словосочетания, самостоятельное составление диалогов и монологических высказываний, близких по смыслу к воспринятому тексту; использование типичных речевых высказываний в ситуациях, связанных с соблюдением речевого этикета (приветствия, поздравления, выражения чувств, просьбы, извинения и др.). Самостоятельность обучающихся при использовании в процессе обучения разных видов речевой деятельности определяется с учетом их индивидуальных возможностей: самостоятельные высказывания или с помощью учителя (по побуждению учителя и др.), что отражается в рабочих программах. Календарно – тематический план разрабатывается по каждому разделу работы - развитие восприятия устной речи и развитие произносительной стороны, отражает содержание обучения, примерное количество часов, темы, речевой материал, характеристику деятельности обучающегося, ориентировочные сроки. Приведем примерное оформление календарно – тематического плана. Календарно-тематическое планирование работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи [12] Класс Фамилия, имя обучающегося______________________ Слухопротезирование _____________________________ Первое полугодие Общее время на занятия - … часов: первая четверть - …часа, вторая четверть –.. час[13].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.025 с.) |