Вопрос №59: Понятие, принципы и источники международного воздушного права. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.; законодательство РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №59: Понятие, принципы и источники международного воздушного права. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.; законодательство РФ.



Международное воздушное право представляет совокуп­ность норм, регулирующих отношения государств в сфере ис­пользования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопас­ности гражданской авиации.

Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового стату­са воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческо­го характера. Государства заключали соглашения о порядке исполь­зования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась право­вая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права — международное воздушное право.

Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся между­народных воздушных перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.) и т.д.

Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о меж­дународной гражданской авиации. Участники Конвенции при­знали право каждого государства на суверенитет над воздуш­ным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблю­дению в отношении воздушных судов, и другие правила. Кон­венция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к граж­данским, хотя могут являться государственной собственностью.

Важнейшими принципами современного международного воз­душного права являются:

1. уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории;

2. обеспечение безопасности международной гражданской авиации;

3. свобода поле­тов в международном воздушном пространстве.

Нормы международного воздушного права взаимодейству­ют с соответствующими нормами внутригосударственного пра­ва. Конституция РФ относит определение статуса и защиту воздушного пространства как составной части государственной территории к ведению Российской Федерации. Ряд положений, характеризующих режим воздушного пространства, содержит­ся в Законе о Государственной границе РФ. 19 марта 1997 г. был принят Воздушный кодекс РФ, который конкретизировал прин­цип полного и исключительного суверенитета Российской Фе­дерации в отношении воздушного пространства, находящегося над ее территорией, и регламентировал принцип государствен­ного регулирования использования этого пространства.

 

Вопрос №60: Международные полеты и режим воздушного пространства. Правила полета в воздушном пространстве государств и в международном воздушном пространстве. Правовой статус воздушного судна и экипажа

В неюридическом смысле под воздушным пространством пони­мается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зре­ния права, воздушное пространство является территорией с опреде­ленным юридическим статусом.

Различают два вида воздушного пространства по правовому по­ложению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.

Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км. Пространст­во, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.

Международное воздушное право регулирует полеты только воз­душных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объ­ектов регламентируются нормами космического права.

Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, кото­рый может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические кораб­ли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспи­лотные аэростаты.

Воздушные суда подразделяются на гражданские и государствен­ные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к воору­женным, таможенным, полицейским силам государства. Военный ле­тательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий во­оруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние при­знаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат на­ходится под командованием офицера, состоящего на правительст­венной службе, имя которого внесено в список офицеров вооружен­ных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной воен­ной дисциплине.

Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.

Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международ­ные полеты и полеты в пределах одного государства.

К международным относятся все полеты, при которых пересека­ется граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Ре­гулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пасса­жиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным распи­санием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые поле­ты, например, для обеспечения чартерных перевозок

Воздушное пространство, расположенное над территорией госу­дарства, является частью его территории. Государство обладает пол­ным и исключительным суверенитетом над своим воздушным про­странством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Для организации полетов воздушных судов и осуществления дру­гих видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэро­дромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответст­вующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной или общественной без­опасности государства вправе также устанавливать зоны ограниче­ния полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных рай­онах государства полеты могут быть полностью запрещены.

Государства регулируют деятельность национальных и иностран­ных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплу­атацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.

В соответствии с международными договорами выработаны сле­дующие «права или свободы воздуха»:

право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем про­странстве иностранным авиаперевозчиком;

право выполнять полет с посадкой (для дозаправки и др.);

право принимать на борт и высаживать на территории иностран­ного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту;

те же действия для любых третьих стран;

право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию;

право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государствен­ный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. Собы­тия 1983 г., когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном про­странстве СССР без разрешения, послужили основанием к принятию поправки 3 bis к Чикагской конвенции 1944 г. В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Российская Федерация осуществляет полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством. Воздушное про­странство в пределах границ РФ является государственной террито­рией РФ. Правовой режим воздушного пространства РФ регламен­тируется большим числом внутригосударственных актов (Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 но­ября 1996 г. и Федеральным законом от 19 июля 1997 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г., Наставление по производству полетов и др.) и международными договорами.

Полеты иностранных судов в воздушном пространстве РФ могут выполняться на основании и в соответствии с условиями междуна­родных договоров и нормами национального законодательства. Ус­танавливаются, в частности, правила пролета государственной грани­цы, маршрут и правила полета, места посадки и т.д. Органами испол­нительной власти могут выдаваться разрешения на совершение разо­вых полетов.

Иностранные воздушные суда могут влетать в воздушное про­странство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совер­шать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены.

На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находя­щиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными догово­рами.

Особые правила допуска в воздушное пространство РФ установ­лены для иностранных военных летательных аппаратов. Они могут осуществлять полеты в воздушном пространстве РФ только с разре­шения федеральных органов исполнительной власти.

Нарушение правил полетов в воздушном пространстве РФ влечет установленную законом ответственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.009 с.)