В зависимости от участия в создании норм права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от участия в создании норм права.



1. Правосоздающие (государства, нации, организации) – они одовременно и последние.

2. Правореализующие (индивиды, ЮЛ)

Признание в МП.

Под признанием понимается акт, по которому одна сторона констатирует существование и правосубъектность другой.

На этот счет в МП есть две теории:

1. Декларативная: признание – подтверждение уже существующего фактического положения. Государства являются субъектами с момента возникновения. Признания как такового не требуется.

2. Конститутивная: признание – это утверждающий факт со стороны, признающей государство. Государство правосубъектно только с признанием.

Какая из теорий более удобна для государств? Последняя. Она и используется.

Виды признания:

В зависимости от признаваемого субъекта, выделяют:

1. Признание государств

2. Признание правительств

3. Воюющей стороны

4. Борющейся нации

5. Органов сопротивления

6. Повстанческих движений.

Выделяют три формы признания:

1. Юридическая – обязателен акт о признании

a. Де юре (полное признание, с обменом ДП)

b. Де факто (неполное, сопроводилось юридическими документами, но без обмена ДП)

2. Фактическая – признание в форме постоянных или эпизодических контактов.

3. Ad hoc (на конкретный случай) – только на определенный момент, для продвижения международных отношений.

Способы признания:

1. Явно выраженное (в форме заключения договоров или обмена документами) – сомнения в признании не остается

2. Молчаливое (контакт происходит без обмена документов).

В некоторых случаях рукопожатие лидеров государств может быть расценено как признание.

 

Правопреемство в МП.

Правопреемство – переход с учетом основных принципов МП и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного субъекта к другому.

Субъектами этих отношений могут быть только международные организации или государства.

Акты, регулирующие вопросы правопреемства:

1. Венская конвенция «О правопреемстве государств в отношении договоров» 1978г.

2. Венская конвенция «…в отношении госсобственности, госархивов и госдолгов» 1983г.

Основной правопреемства всегда является юридический факт возникновения нового государства как субъекта МП. Можно выделить несколько вариантов (способов) возникновения нового государства:

1. Смена государственного строя (революция)

2. Образование новых независимых государств (прежде всего из колоний)

3. Объединение государств

4. Разделение государств

5. Отделение государства

Объекты правопреемства:

1. МД

2. Государственная собственность

3. Государственные долги

4. Госархивы

5. Членство в международных организациях. Теория «продолжательства», а не теория правопреемства в отношении членства в международных организациях.

Для первых двух способов:

Правило общее. Новое государство не обязано сохранять в силе договор в силе исключительно того фактора, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Это ст.16. Принцип свободы нового государства от обязательств предшественника, принцип tabula rasa.

В случае объединения и разделения:

Сохраняют свое действие все договоры. Исключение: если стороны договорились об ином и если из договора вытекает, что его применение несовместимо с целями объединения.

В случае отделения территории или ее передачи:

Правопреемства нет.

СССР и РФ.

СНГ оформлено множеством различных документов. В них закреплено правило, что Россия является продолжателем СССР в отношениях ООН, СБ ООН. В иных отношениях Россия является правопреемником СССР.

Существуют обычные нормы, в соответствии с которыми отдельные вопросы решаются с уставом международной организации.

 

Международная правосубъектность нации.

В первую очередь, конечно, речь идет о нациях, борющихся за независимость. Нации борятся за независимость на основании принципа самоопределения нации, закрепленном в уставе ООН. Многие авторы считают, что этот принцип является больше моральным, чем правовым. В Уставе говорится о «развитии отношений на основе самоопределения наций».

Декларация «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» 1960г. В этом акте принцип является уже морально-политическим. Принцип самоопределения является международно-правовым. Нация обладает суверенитетом и находится под защитой МП. Основа для этого – политическая организация, представляющая интересы нации на международной арене (Фронт Национального освобождения Палестины).

Государства.

Основной субъект международного права.

Основные признаки:

1. Постоянное население – физическая основа.

2. Определенная территория (исключение – Израиль, там граница определяется приказом Минобороны)

3. Система органов, эффективная и способная управлять

4. Независимость, способность вступать в международные отношения (исключение: отношения Франции и Монако – если в Монако не родится наследник, то власть переходит Французской республике; отношения Италии и Сан-Марино, Швейцарии и Лихтенштейна).

ПКС от 2000г. Суверенитет:

a. верховенство власти;

b. независимость власти;

c. самостоятельность власти;

d. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории;

e. независимость в международном общении.

В МП есть т.н. «аномальные субъекты». Одним из них является Ватикан – это государствоподобное образование – «Святой престол». По Латеранскому договору 1929 это суверенное и нейтральное государство. Ватикан имеет собственный флаг, имеет гвардию из 20 швейцарцев, свои марки, свою радиостанцию и свой сайт. Сегодня Ватикан – серьезный политический центр. Он содержит Международный институт в США, который поставляет кадры госдепартаменту США.

Следующая «Аномалия» - Мальтийский орден – Суверенный орден Святого Иоанна Иерусалимского. Это «темная лошадка» с сильными финансовыми инструментами. В свое время кассационный Суд Италии признал Мальтийский орден субъектом международных отношений. Основан в XII веке в Палестине. Арабы вытеснили его из Иерусалима на Родос. С Родоса турки вытеснили орден на Мальту, а оттуда англичане вытеснили орден в Рим. Имеет представительства в Риме, Париже и Ватикане. Самая посещаемая страна в Мире – Франция.

Нейтральное государство – это такое, которое взяло на себя обязательство не вступать в конфликты, у него нет армии (Это Швейцария, Туркменистан). Нейтралитет приобретается внутренним решением и международным договором.

Международная правосубъектность индивидов.

Постоянная Палата международного правосудия (около 100 лет назад): «как правило, договор не создает прав и обязанностей индивидов; но если есть желание государств в этом, ничто в МП этому не мешает».

Европейская конвенция 1950.

Кроме прав закрепляются и обязанности: Конвенция «О геноциде», «Об апартеиде», «О защите жертв войны», «О запрещении расовой дискриминации», статут МУС ООН.

Права индивидов находятся под защитой международных органов: Совет по опеке ООН, Комитет по правам человека ООН, Европейский Суд по правам человека.

Субъекты РФ.

Субъекты РФ являются субъектами МП, но это нигде не закреплено.

Соглашения субъектов не являются международным договором, так как ответственность несёт госудраство.

Нормы и источники МП.

Источник – это то, откуда исходит норма.

Источник – это форма выражения норм права.

В МП выделяют:

· традиционные источники.

o Международный договор – это явно выраженное письменное соглашение между основными субъектами МП, влекущее юридические последствия.

o Договор возник из обычая. Обычай (по статуту ООН) – это доказательство всеобщей практики, признанное в качестве правовой нормы. Признаки: экстерриториальность, особый субъектный состав, процессуальный критерий, создаётся в процессе переговоров, устное правило. Обычай состоит из 2 элементов:

§ Практика – должна отвечать особым требованиям:

· Постоянство и единообразие (обязательный).

· Определённость.

· Всеобщность (обязательный).

· Продолжительность.

§ Опинио юниос – признание нормы в качестве обязательной, согласие государств в этом. Может быть в форме активного или пассивного действия (чаще).

У договоров и обычаев равная юридическая сила. Она зависит не от источника, а от статуса самой нормы.

Пример обычая: граница между территорией государства и космоса проходит на высоте наименьшей перигеев орбит искусственных спутников Земли.

Перечня источников нет. По аналогии применяется правило из ст. 138 статута международного суда ООН. При разрешении дел суд применяет: конвенции, международные обычаи, общие принципы права и квазиисточники. Перечень открыт. Это является доказательством презумпции разнообразия источников МП. Со временем появились новые источники – акты международных организаций и акты М конференций. Эти акты могут быть обязательного и рекомендательного характера. Источниками МП являются только обязательного характера.

«Мягкое право» - рекомендательное право.

Вспомогательные источники: судебные решения и доктрины. У них важная роль в формировании МП. Зарубежные авторы назцывают источники: принцип справедливости, гуманности, законные интересы.

Нормы МП.

Норма – это обязательное правило деятельности и взаимодействия государства и других субъектов.

Признаки:

· Нормативность

· Формальная определённость

· Обязательность

У МП норм есть особенности:

1. В предмете регулирования.

2. Порядок создания. Создаётся не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

3. По форме закрепления: в договоре, обычные и нормы закреплённые в актах М конференций.

Классификация норм:

По юридической силе:

· Императивные – только один вариант поведения (договор о поставке и оплате – только доллары)

· Диспозитивные (возможны варианты).

По сфере действия:

· Универсальные

· Локальные

o Региональные и не региональные

По числу участников:

· Многосторонние

· Двухсторонние

По методу регулирования:

· обязывающие

· запрещающие

· управомачивающие

По форме закрепления:

· документально закреплённые

· обычные

По предмету регулирования

Нормы мягкого права – рекомендательные нормы, которые можно приступить.

Иерархия норм.

Jus cogens – неоспоримое право.

Договорные нормы, иные акты.

Нормы юс когенс – это основа МП. Все на них накручено. Нормы юс когенс – это норма общего МП, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой права, носящей такой же характер.

юс когенс - нормы принципы: нерушимость границ, не применение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела, сотрудничество государств, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, pacta sunt servanda (договор должен исполняться) – добросовестное исполнение международных обязательств, уважение прав и основных свобод человека.

Это нормативная основа всей МП системы.

Сами нормы юс когенс закреплены в 45г в уставе ООН, в 70-м году подписана декларация о принципах МП, 75 год заключительный акт СБСЕ.

Все принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех остальных. Они обще обязательны.

Ст. 2 устава ООН: «организация обеспечивает, чтобы государства не члены организации действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности».

Мягкое право.

Наряду с этим термином применяют: зеленое право, директивное право, программирующее право, несовершенное право, декларативное право, доправо – означают одно и тоже.

Мягкое право обозначает 2 явления:

1. Особый вид норм МП. Сюда относятся особые правовые нормы, которые в отличии от других не создают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку. Это декларативные, программирующие нормы, цель которых принимать что-то в будущем.

2. Не правовые международные нормы. Положения содержащиеся в не правовых актах, в резолюциях международных организаций, в заявлениях совместных коммюнитетах.

Трудность идентификации актов рекомендаций заключается в том, что в современном арсенале правовых категорий трудно подобрать адекватную для характеристики этих документов, адекватную правовую категорию. Акты эти нельзя отнести к правовым, потому что они не содержат норм права, не являются они также и правоприменительным правом, поскольку рассчитаны на неоднократное применение. Причисление актов рекомендаций к мягкому, но все же праву, во-первых позволяет отделить их по юридической силе от по-настоящему правовых норм; во-вторых, свидетельствует, что они создаются в рамках международной правовой системы.

Управомочивающим нормам корреспондирует обязанности и право требования. В случае с мягким правом ни право, ни обязанность, не обеспечиваются применить счёт, в отличии от управомочивающих норм. Государствам удобно работать с мягким правом.

Нормы мягкого права характеризуются гибкостью и способностью приспосабливаться как к своеобразию регулируемых отношений, так и к интересам субъектов, вступающих в эти отношения. Преимуществом рекомендательных актов мягкого права в возможном более широкой сфере их распространения. И это обеспечивает универсальность их действия. Поскольку они могут использоваться государствами по их свободному усмотрению или выбору. Недостаток – отсутствие юридической силы. Но это одновременно и преимущество, обширная законодательная практика делает этот недостаток устранимым.

29.09.08

Право международных договоров.

Это отрасль МП, совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международного договора.

Источники:

ü Венская Конвенция 1969 года О праве международных договоров

ü Венская Конвенция о праве договоров между государствами и м/н организациями и между м/н организациями 1986 года.

ü ФЗ «О м/н договорах» 1999 года.

ü АКТ не является МД

Категория М\Н договоров.

М\Н договор – явно выраженное письменное соглашение между основными субъектами МП, влекущее юр последствия.

М\Н договор является таковым независимо от названия. Могут быть другие наименования – декларация, соглашение, конвенция, пакт, устав, протокол и другие.

Стороны (ст.6 Венской Конвенции 1969 г): государство, М\Н организации, субъекты федераций и нации.

Виды: договор, соглашение, декларация, хартия, меморандум, конвенция, пакт, устав, протокол, статут.

Соглашение используется в рамках региональных организаций. Конвенция имеет универсальное содержание. Пакты – его отличает цель создания договора, они создаются, когда есть что-то важное – права человека, например. Уставы – когда создаются международные организации. Протокол – как правило дополнение к конвенции. Декларация – провозглашение, акт содержащий декларативные нормы, без санкции.

Процесс заключения М\Н договора (можно увидеть 5 этапов):

1. Выработка или согласование текстов (предшествует возникновение необходимости заключения договора, когда есть какая-то проблема); может происходить в форме переговоров, когда речь идет о двухстороннем согласии; в рамках конференции (на это указывает наименование – Венская Конвенция), в рамках М\Н организаций (Конвенция МОТ о рабочем времени и другие);

2. Принятие текста:

a. единогласно,

b. если речь идет об организации или конференции, то большинством,

c. консенсусом,

d. голосованием за резолюцию об одобрении.

3. Установление аутентичности (подлинности) – стороны при заключении договора говорят на разных языках и очень важно знать, что подписываешь, поэтому этот этап очень важен; способы аутентичности:

a. Парафирование – это подписание текста договора на каждой странице, включение текста в заключительный акт или резолюцию

4. Выражение согласия на обязательность (очень важно знать с какого момента договор становится обязательным для сторон). Формы выражения согласия:

a. Подписание (всегда прописывается такая форма – выражение согласия приемлемо для конкретного договора).

b. Обмен документами

c. Утверждение

d. Принятие

e. Присоединение

f. Ратификация (самая сложная форма выражения согласия) – согласие на обязательность М\Н договора, выраженное высшим органов гос власти в соответствие с национальной процедурой. Случай, когда необходима ратификация (ст.14 Венская конвенция):

i. Если такое предусмотрено самим М\Н договором

ii. Если иным образом установлена такая необходимость

iii. Представитель подписал под условием ратификации

iv. Если это вытекает из полномочий представителя или было выражено во время переговоров.

По российскому законодательству ратификации подлежат:

1) Договоры, исполнение которых требует изменение действующих или принятие новых ФЗ, а также договоры, устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законом

2) Договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина.

3) Установление границ.

4) Если стороны условились о ратификации.

 

5. Регистрация (в секретариате ООН). Эта стадия факультативная, т.е. сторонам ничего не будет, если они не зарегистрируют договор. Она не влияет на юр силу. Но в случае, если по этому договору возникнет спор, то для ООН этого договора не существует, нельзя будет ссылаться на нормы этого договора, в органы ООН.

Вступление в силу.

Вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в М\Н договоре. В ст.84 Венской Конвенции закреплено правило вступления её в силу: вступает в силу на 30 день с даты сдачи на хранение 35 ратификационной грамоты (документа о присоединении).

Оговорки и заявления.

Оговорка – это односторонние акты (это единственное общее), но по средствам оговорки государство заменяет или исключает отдельные положения М\Н договора. Заявление – это изложение точки зрения. Разница в юр силе. Возможно только при подписании, ратификации или присоединении.

Оговорка невозможна:

ü когда установлен запрет в М\Н договоре,

ü когда в договоре уже предусмотрен ряд оговорок и данная оговорка в этот перечень не входит,

ü когда оговорка противоречит объекту и целям договора.

Основания и последствия недействительности М\Н договора.

2 варианта недействительности абсолютная (когда договор недействителен сначала) и относительная.

Подписание договора под принуждением или с использованием обмана (основание для абсолютной недействительности). Существует обязательность устранения всего совершенного по договору. Относительная недействительность: возникновение новой нормы юс когенс, когда договор подписан с превышением полномочий, ошибка как основание и нарушение внутреннего права.

Основания прекращения М\Н договора:

Внутренние – это основания, предусмотренные в самом договоре:

ü истечение срока действия,

ü денонсация,

ü отказ от договора с предварительным уведомлением

ü Исполнение и наступление предусмотренного условия

Внешние – предусмотренные МП:

ü По общему согласию участников

ü Существенные нарушения договора

ü Невозможность исполнения

ü Изменение обстоятельств

ü Заключение нового договора по этому вопросу

ü Возникновение новой императивной нормы, подразумеваемое право на денонсацию

Право международных организаций.

Право международных организаций – это совокупность международно-правовых норм, регулирующих статус, структуру, их субъектный состав, полномочия, юридическую силу актов.

Источник: Венская конвенция «О представительстве государств в их отношениях с МО универсального характера», венская конвенция «О договорах между МО».

Енерее Дентан: он предполагал, что создание международного суда может стать универсальным средством разрешения конфликтов.

Кант: Предлагал создать мировое правительство в виде лиги мира для свободных государств.

Лучшим примером глобализации можно назвать Европейский суд.

Предпосылки для создания первых международных организаций возникли в 19 веке. Вопрос о возникновении 1-й МО открыт, но большинство сходится во мнении, что остаётся центральная Комиссия судоходства по Рейму – 1815 год. Другие авторы считают 1-й МО – Международный телеграфный союз, создан в 1805 году. В 1874 году многими государствами была принята всеобщая почтовая конвенция и эта конвенция закрепила 3 специальных международно-правовых принципа содействия многостороннего почтового обмена: 1) единство почтовой территории; 2) единообразный тариф; 3) свобода транзита.

Виды МО.

В зависимости от масштабов и целей, и по сфере действия:

· Универсальные (Юнеско)

· Региональные (ОБСЕ, СНГ, НАТО)

· Иные (Магате)

По характеру и объему полномочий:

· Всестороннего характера (ООН, Евросоюз)

· Специального характера (НАТО)

Выделяют:

· Межгосударственные институты со статусом МО – это различные комитеты и органы (Дунайская комиссия).

· Межведомственная организация – сотрудничество проходит на уровне ведомств (НАТО)

Основные признаки МО.

1. Организации создаются путем заключения МД.

2. Государства остаются суверенными и равноправными внутри и вне МО.

3. Право выхода.

4. Основные акты – рекомендательные. Исключение Евросоюз.

В уставе передаются цели, задачи, функции МО.

Правосубъектность МО: считается, что она производная и функциональная. МО – это юридическое лицо, но лицо, обладающее привилегиями. Правосубъектность МО рассматривается как способность к самостоятельным действиям, способность участвовать в создании норм, а также обеспечение их выполнения. Например, неправительственные, общественные организации, которые не могут создавать норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.086 с.)